Научная статья на тему 'Музыкальный Санкт-Петербург в воспитании школьников'

Музыкальный Санкт-Петербург в воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный Санкт-Петербург в воспитании школьников»

профессиональное становление педагогов берет на себя руководитель. Ему необходимо мотивировать и поощрять сотрудников, особое внимание уделять тем, кто нуждается в повышении квалификации. Образовательным учреждениям региона необходимо строить образовательный процесс не только на основе требований государства, но также с учетом образовательной среды региона. Основной и важной задачей развития образования региона является необходимость в разрушении шаблонных, стереотипных подходов в образовании. Следует не только обучать новых педагогов в соответствии с новым временем, но и повышать их квалификацию.

Список литературы

1. Жукова О. Г. Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. №3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 29.02.2016).

2. Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 177 с.

3. Нечаев Н. Н., Рябков О. А. Управление знаниями в образовательных учреждениях // Вестн. МГЛУ. - 2009. - № 562. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.02.2016).

4. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 77 с.

И. П. Бородай

Музыкальный Санкт-Петербург в воспитании школьников

Основная цель предмета «Музыка» в общеобразовательной школе - ввести ребенка в мир музыкального искусства. Петербургские школьники, живущие в культурной столице России, могут разносторонне приобщаться к музыке в многообразной социокультурной среде нашего города. Музыкальные театры, концертные залы, детские музыкальные школы - все эти учреждения культуры входят в культурно-образовательное пространство. Каждый ребенок может участвовать в их жизни и творчестве.

Однако на практике не все дети и их родители пользуются возможностями, которые предоставляет им насыщенная культурная жизнь Санкт-Петербурга. Поэтому в своей педагогической работе учителем музыки в петербургском лицее № 470 вот уже многие годы я включаю материалы о музыкальном Петербурге в содержание музыкального воспитания школьников. О музыкальной жизни Санкт-Петербурга мы разговариваем на уроках музыки, несколько лет

24

назад мною был разработан образовательный модуль «Музыкальный Петербург», который включался в уроки «Искусство» в 89 классах. Ныне данный модуль существует как факультатив.

В содержание модуля входит знакомство с историей музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Исторические сведения связываются с современностью. Школьники узнают, что в XVШ-XIX вв. Петербург был центром развития русской музыкальной культуры. В те далекие времена стиль петербургской музыкально-театральной жизни создавали итальянцы. Музыка была популярна среди петербуржцев, открывались концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были Большой Каменный театр, зал дворянского собрания, театр-цирк.

В наши дни музыкальная жизнь в Петербурге стала более разнообразной и насыщенной. Мы живем в уникальную эпоху, когда одновременно можем услышать весь спектр музыкального наследия начиная от средневековых песен трубадуров, народных наигрышей и песен до современной музыки из кинофильмов. Ныне музыка звучит не только в крупных или камерных концертных залах, театрах, соборах, но и на открытых площадках, улицах и площадях.

Один из самых известных залов Петербурга - Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Этот зал известен всему миру, он является объектом культурного наследия Российской Федерации. Именно здесь 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Оркестр Большого зала филармонии стал первым в СССР, который выехал с гастролями за границу. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии - один из лучших концертных залов Европы. Зал вмещает более 1500 чел. Зал филармонии был построен в 1839 г. архитектором Полем Жако для Дворянского собрания Петербурга. Фасад здания спроектирован К. Росси. С конца 1840-х гг. зал филармонии стал центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Среди известных музыкантов XIX в., выступавших в филармонии: Ф. Лист, А. Рубинштейн, К. Шуман, Р. Вагнер, П. Виардо, а также П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. Сегодня в Большом зале филармонии проходят разнообразные концерты: органные вечера, выступления солистов (инструменталистов и вокалистов) и, конечно, концерты симфонических оркестров.

15 мая 1949 г. на Невском проспекте, 30 состоялось открытие Малого (камерного) зала Ленинградской филармонии. Малый зал был назван в честь композитора М.И. Глинки. Зал находится в здании, построенном по проекту архитектора Б. Растрелли, известном как «Дом Энгельгардта». Малый зал Филармонии в наши дни стал отличной площадкой для музыкальных фестивалей, прославленных и молодых музыкантов, еще только начинающих свою карьеру.

Старейший концертный зал Санкт-Петербурга - Государственная академическая капелла на набережной реки Мойки, д. 20. В ней работали знаменитые русские композиторы Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, учились многие музыканты. Здесь ныне выступают не только знаменитые музыкальные коллективы, но и учащиеся детских музыкальных школ. Порой сами школьники, в том числе наши лицеисты, приглашают друзей на свои концерты в капеллу: на отчетные концерты музыкальных школ, хора радио и телевидения, хора мальчиков Санкт-Петербурга и др.

Нельзя не побывать петербуржцу на Театральной площади, полюбоваться его музыкально-архитектурным ансамблем. Друг против друга стоят Мариинский театр и Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где в Малом зале им. А.К. Глазунова часто проходят концерты, а в музыкальном театре консерватории ставятся оперы и балеты. Неподалеку находятся новая сцена Мариинского театра и его концертный зал. Мариинский театр, несомненно, является одним из главных центров оперной музыки в нашей стране. Здесь каждый вечер ставятся оперы знаменитых композиторов, таких как В. Моцарт, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ж. Бизе, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, танцуются балеты, написанные русскими и зарубежными авторами. Оперы и балеты представлены как в классических, так и современных постановках. Художественным руководителем и генеральным директором Мариинского театра является прославленный дирижер Валерий Гергиев.

Среди петербургских театров особое место занимает детский музыкальный театр «Зазеркалье». Разнообразный репертуар в нем и оригинальные постановки привлекают внимание школьников и их родителей.

Занятия факультатива проходят в тесном сотрудничестве с семьями детей. Мы знакомимся с музыкальными достопримечательностями Санкт-Петербурга виртуально в классе, а затем выезжаем на экскурсии по городу, посещаем театры и концертные залы. Кроме того школьники должны вместе с родителями посмотреть ряд опер и балетов (на выбор). А на занятиях мы обсуждаем эти спектакли. Особенно интересно прошло обсуждение спектакля театра «Зазеркалье» «Детский альбом». Созданный по фортепианным пьесам П.И. Чайковского, известных каждому ребенку с детства, спектакль оригинально и необычно представляет мир ребенка XIX в., дополняет образный мир музыки П.И. Чайковского фрагментами произведений русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.В. Набокова. Мир детства со страниц фортепианной музыки оживает в пении и танце, в театральных сценах, предстает с неожиданных сторон.

В программу факультатива также входит посещение мемориальных музыкальных музеев: музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова (Загородный пр., д. 28) и музея-квартиры Ф.И. Шаляпина (ул. Графтио, д. 2-Б).

В наши дни важными музыкальными площадками стали церкви и соборы Санкт-Петербурга. В них звучат церковные песнопения, проводятся хоровые и органные вечера. В соборах часто можно услышать музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Д. Букстехуде, А. Корел-ли и многих других композиторов. Большинство из таких концертов имеют благотворительную направленность. Например, Церковь Святого Апостола на улице Декабристов, д. 54, евангелическо-лютеранского вероисповедания, эстонско-немецкого прихода часто приглашает слушателей на хоровые и органные вечера.

Богат Петербург и на концертные салоны. Дворец Белосель-ских-Белозерских (Невский пр., д. 41), Юсуповский дворец (набережная реки Мойки, д. 94), Дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, д. 26; Дом композиторов на Большой Морской ул., д. 45; рядом с ним музей В. Набокова (д. 47) и Дом архитекторов (д. 52), залы консульств разных стран - в них часто организуются концерты, музыка разных эпох звучит в красивых камерных залах. А во Дворце великого князя Алексея Александровича (набережная реки Мойки, дом 122) несколько лет назад открылся Дом музыки. Здесь можно побывать на концерте, а можно заказать экскурсию по дворцу.

Стоит также отметить временные концертные площадки, организуемые под открытым небом, например, на Дворцовой площади, у Михайловкого замка. Большой интерес вызвала постановка оперы П.И. Чайковского «Мазепа» в Петропавловской крепости. Представленный на IV Санкт-Петербургском международном фестивале «Опера - всем» спектакль прошел под открытым небом 12 июля 2015 г. Побывавшие на нем участники нашего факультатива рассказали об этом событии на первом занятии осенью, когда по традиции школьники делятся музыкальными впечатлениями, полученными летом.

В условиях занятий, даже факультативных, невозможно посетить все музыкальные театры и концертные залы нашего города. Но важно, чтобы школьники узнали об их многообразии, чтобы в их душах зародился интерес к музыке и музыкальным уголкам Санкт-Петербурга. Где-то они побывают с родителями, где-то с друзьями. Важно, чтобы общение с музыкой стало традицией, частью жизни человека, семейного отдыха. Главное, чтобы в духовный мир школьников вошло само желание слушать музыку не только развлекательную, но и серьезную, классическую, желание побывать в различных концертных залах, чтобы новое поколение продолжило, как интеллигентные петербуржцы, принимать активное участие в культурной жизни города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.