Научная статья на тему 'Музыкальные традиции казахского народа: прошлое и настоящее'

Музыкальные традиции казахского народа: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
720
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К КАЗАХСКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ / FOLK TRADITION / MUSICAL TRADITIONS OF THE KAZAKH PEOPLE / MUSIC EDUCATION / FAMILIARIZING STUDENTS TO THE KAZAKH MUSICAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добровольская Л.В.

В статье рассматривается вопрос современной ситуации в культуре Казахстана в целом и в музыкальной культуре, в частности, а также поднимается вопрос о сохранении и развитии казахских народных музыкальных традиций, в инструментальной и вокальной музыке их взаимодействие и роль традиционной народной музыки в воспитании и образовании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные традиции казахского народа: прошлое и настоящее»

УДК 39: 372.828

Добровольская Л.В.

К.п.н., ст. преп. кафедры «Музыкальные дисциплины», Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос современной ситуации в культуре Казахстана в целом и в музыкальной культуре, в частности, а также поднимается вопрос о сохранении и развитии казахских народных музыкальных традиций, в инструментальной и вокальной музыке их взаимодействие и роль традиционной народной музыки в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Ключевые слова: народные традиции, музыкальные традиции казахского народа, музыкальное образование, приобщение школьников к казахским музыкальным традициям.

Keywords: folk tradition, musical traditions of the Kazakh people, music education, familiarizing students to the Kazakh musical traditions.

Музыка в жизни казахов, всегда имела огромное значение, а весь мир, как указывается в работах этнологов, искусствоведов, эстетиков представлялся казахам как целостное музыкальное явление. Именно в музыке «в гораздо большей степени, в отличие от других видов искусства и даже литературы прозаической или поэтической, сохранились и отразились особенности этногенеза и этнопсихологии казахов и их этнической истории»[1,10]. Анализируя различные источники, по вопросу сохранения и преумножения культурных традиций в Республике Казахстан, мы пришли к выводу, что традиции играли значительную роль в общественной жизни казахов на протяжении всей истории государства. Традиции, которые были связаны с музыкальной народной культурой, имели особую значимость. В различных научных источниках, посвященных исследованию казахской музыкальной культуры (К.А. Акишев, С.Ш. Аязбекова, С.А. Елеманова, Ш.Б. Кульманова, А.И. Мухамбетова и др.) обращается внимание на взаимодействие культур, которое сегодня происходит в современном Казахстане. Это взаимодействие между традиционной народной культурой и академической, уже сложившейся и развивающейся на основе канонов западной культуры и культурой развлекательной. Это взаимодействие осуществляется таким образом, что именно западная: академическая и развлекательная культуры в настоящее время начинают активно доминировать над традиционной народной культурой. СМИ в различных странах, в том числе и в Республике Казахстан часто навязывают слушателям и зрителям в качестве своеобразного современного культурного эталона артефакты довольно низкого качества, которые не соответствуют духу этноса, его традициям и нормам. Тот же процесс наблюдается и в музыкальной культуре. Одним из приоритетных направлений в развитии человечества на рубеже 20-21 столетия, является возрождение утраченных этнических традиций. В век всеобщей глобализации, и как следствие стирание всевозможных границ, в частности культурных, актуальным становится возрождение, и поддержка ослабленных или более того, утраченных ранее, народных традиции. Поэтому для существования и развития музыкальных традиций этноса, их необходимо осознавать, осваивать и сохранять. Эти традиции являются не только залогом сформированности осознания культурного музыкального наследия предков в целом, но и фактором формирования музыкальной культуры каждого человека в отдельности, а их освоение и преумножение способствуют осознанию каждого члена общества своей этнокультурной принадлежности. Ученые часто спорят о том, следует ли понимать термин «традиция» в широком значении или разумнее относить его только к обычаям и обрядам. Категория

© Добровольская Л.В., 2014 г.

«обычай» также тесно связана с понятием традиция, определяя устойчивые образцы, исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и общепринятые нормы, регулирующие социальное поведение людей. Обычай играл роль основного регулятора отношений между людьми, способствовал сплоченности этнических и социальных общностей. Современные культурологи рассматривают понятие традиции со своей позиции: Традиции -это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования, способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы: институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили [2,125]. К толкованию традиции в сфере культуры исследователи подходят с социально-философской точки зрения. Так, русский философ начала 20 века В.Ф. Эрн считал, что человечество существует благодаря свободному следованию традиции, а «свободная традиция ... есть не что иное, как внутреннее метафизическое единство человечества» [3, 74]. Но коль скоро принималось широкое значение слова традиция, оно фактически превращалось в синоним слова культура. Исследователь К.В. Чистов считал, что «термины «культура» и «традиция» в определенном контексте синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» — механизм его функционирования. Традиция, это нечто, находящееся в постоянном движении, изменения; и источник этого движения в ней самой: «динамика» культурной традиции — это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых» [4,120]. Ученые разных лет, говоря о традиции, выдвигали порой полярные мнения: Так, Н.Н. Кареев определял традицию, как «своего рода привычку, сформированную на основе

подражания» считая, что «в основе традиции лежит механизм подражания, как способ передачи и сохранения накопленного предшествующими поколениями опыта» [5,59]. А академик Д.С. Лихачев говорил о традиции, как об инициативном и творческом наследовании культурного опыта, предполагающим «поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда «отмершему»» [6,15]. Процесс «окультуривания» народных традиций в духе западных канонов приводил к их забвению и не востребованности у казахского народа. Процесс возрождения национальной культуры связан, не только с огромным влиянием на этнокультуру, культуры западной, но и с тем, что еще в недавний период истории Казахстана со многими традициям велась борьба, так как считалось, что многие из этих традиций, являются «пережитком прошлого», а ее примеры наивными и не имеющими ценностного значения для последующих поколений. Этнографы отмечают, что у народов, которые вели кочевую жизнь, обнаруживается огромное количество музыкальных инструментов. В связи с этим, и инструментальное исполнительство находилось на высоком художественном уровне. Не являются исключением в этом плане и казахи. Музыкальные инструменты для них являлись связующим звеном между реальной жизнью и жизнью Космоса. В связи с этим, тембры данных инструментов имели низкие, глубокие тона, особые акустические призвуки и дополнительные обертоны, бархатный насыщенный тембр. Некоторые инструменты, такие, как шанкобыз, а также способы исполнения, например горловое пение, использовались шаманами при выполнении ими своих обрядов. В традиционном искусстве казахского народа инструментальная музыка, со своим специфическим национальным жанром кюй, воплотила всю полноту философского миропонимания - место человека в мире, его взаимоотношения с высшими силами, проблемы добра и зла. Само слово кюй общетюркское и означает особую категорию миропонимания - состояние, а музыкальное выражение состояния нашло высокое развитие в инструментальной музыке казахского народа [7,2]. Игра на музыкальных инструментах у казахского народа всегда находилась в приоритетном положении по отношению к песенно-поэтическому жанру. Среди традиционных особенностей казахской народной музыкальной культуры следует отметить такие как: ее бесписменность, а потому, обучение детей музыке происходило в основном с использованием подражания игре взрослым; импровизационность, соревновательность и диалогичность. Для нашего исследования интересны идеи, которые раскрывают направления педагогической деятельности

по приобщению детей, проживающих в Республике Казахстан к музыкальным традициям казахского народа. Эти положения о самоценности детства и естественном развитии ребенка, а также о том, что музыкальное искусство является способом развития его личности, являются важнейшими концептуальными идеями для проектирования и осуществления процесса воспитания, в том числе и музыкального на современном этапе развития педагогической науки и в Республике Казахстан, и в Российской Федерации. Анализ и сопоставление всех

прогрессивных направлений воспитания и образования, имеющихся и в народной педагогике, в педагогической науке России и Казахстана могут способствовать формированию концептуальных основ музыкального образования детей и в том и в другом государстве.

Литература

1. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут - ата и философия музыки казахов Алматы: Компьютерно - издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2009.-284с.

2. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э.С. Маркарян. - М.: СЭ, 1981.-№ 2.- 170с.

3. Эрн В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности / В.Ф. Эрн Сочинения. М.: Правда, 1991. - 254с.

4. Левит С. Культурология 20 век Энциклопедия / С. Левит.- М.: Наука, 1999.- 255 с.

5. Плахов В.Д. Стиль и традиция в развитии культуры / В.Д. Плахов Л.,Лениздат.1989. -145с.

6. Лихачев. Д.С. Память // Д.С. Лихачев Прошлое - будущему: Статьи и очерки Л.: Наука, 1985.- 150с.

7. Добровольская Л.В. Национальные музыкально - исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана/Л. В. Добровольская // Научный журнал «Педагогическое образование в России» МОН РФ УрГПУ (Екатеринбург) - 2011.- №3 - С.266-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.