МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Бураншин А.Р.*
МБДОУ ЦРР ДС № 87 «Ладушки», г. Нижневартовск
В данной работе рассмотрена специфика музыкального воспитания дошкольников в теории и практике.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски или тихой грусти.
В воспитательно - образовательном процессе,через реализацию образовательной области «Музыка», особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Воспитанники отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный - польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию [1, с. 34].
Образовательная область «Музыка» хорошо влияет на общую культуру поведения воспитанников. Исполняются произведения различного настроения, меняются виды деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности происходит интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация». При движении детского коллектива во время игры каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств.
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание человека.
* Музыкальный руководитель.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания воспитанниками. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации воспитанника, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру
Задача педагога музыки, - это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству.
Учитывая все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, знакомство с нотной грамотой, - следует обратить особое внимание на развитие детского творчества - песенного, танцевального, игрового; на праздники и развлечения, на организацию самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников, на музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом всестороннегомузыкального развития ребенка дошкольного возраста. Музыкальное воспитание осуществляется во время непосредственно-образовательной деятельности, в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в ходе активной учебной и самостоятельной музыкально-познавательной деятельности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
- способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
- быть художественными;
- эмоционально насыщенными;
- содержательными и занимательными по сюжету;
- мелодичными;
- простыми по форме и доступными по содержанию [2, с. 56].
Каждый основной метод - наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический - заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод,способствуют комплексному решению задач музыкального воспитания.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
- систематичность;
- постепенность;
- последовательность;
- повторность [2, с. 58].
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ.
Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Воспитанники получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с воспитанниками применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления воспитанников, побуждает к экспериментированию со звуком, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами [1, с. 87].
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет трехлетний.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
1. слуховое ощущение, музыкальный слух;
2. качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
3. простейшие навыки, действия в певческом и музыкально--ритмическом исполнительстве.
Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие происходит:
1. в области эмоций - от музыкальных откликов на простейшие и музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
2. в области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различий музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
3. в области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
4. в области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении [4, с. 67].
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким в понимании красоты и искусства.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации воспитательно-образовательного процесса. Обучение музыке - воспитательный процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Уровень развития определяется поведением воспитанников во время непосредственно образовательной деятельности, творческими проявлениями к самостоятельной деятельности, участием в смотрах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Успех музыкального развития зависит от степени причастности и заинтересованности всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями.
Таким образом,следует отметить, что музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на ребенка уже в первые годы его
жизни, занимает большое место в музыкальном воспитании и в общем культурном развитии дошкольников.
Список литературы:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение. 1981. - С. 235.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Вет-лугиной. - М., 1982. - С. 264.
3. Михеева Л.А. Музыка - детям. - М.: ТЦ Сфера. 1999. - С. 128.
4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: 1993. -С. 144.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© Галимжанова М.А.*
Атырауский инженерно-гуманитарный институт, Республика Казахстан, г.Атырау
Изменения новой парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, разработки инновационных методов обучения, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах.
Государственная программа стратегического развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг. наряду с новыми подходами к образованию вполне оправданно заявляет, что «... к 2020 году Казахстан станет образованной страной, с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой, и что развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Характер применения новшества в различных условиях зависит от квалификации преподавателей, уровня облученности и воспитанности студентов, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реали-
* Проректор, кандидат педагогических наук, академик МАИН.