Самой же сложной и трудноразрешимой представляется проблема психологической готовности действующих, опытных преподавателей к смене педагогической парадигмы. Преодоление стереотипов привычных подходов, переосмысление накопленного профессионального опыта и принятие новых
ценностей перспективной информационно-образовательной среды есть самая сложная и трудноразрешимая задача для всех педагогических коллективов. Поиск путей решения этой проблемы — одна из нетривиальных задач, которую предстоит решить педагогическому сообществу.
И. Б. Горбунова,
главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА
Начало ХХ1 века ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов передачи информации, так и ее представления: компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в частности (и особенно) в область музыкального творчества и музыкального образования. Достижения в области звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили несу-ществовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые утверждают другие способы понимания музыки, развивающие классической традиции, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие традиционное музыкальное образование, не обладают.
Система общего и специального музыкального образования нуждается в изменении в соответствии с необходимостью, вызванной развитием информационного общества, а образовательные институты должны отвечать за обучение учащихся в соответствии с потребностями нашего времени. Специалисты, сознавая все трудности и проблемы применения цифровых технологий, постоянно работают над новыми концепциями художественного образования.
Наблюдающиеся тенденции развития музыкально-компьютерных технологий (далее — МКТ) в общем и профессиональном музыкальном образовании, возможности широкого их применения, различные сферы приложения, широта охвата, востребованность позволяют говорить о появлении нового образовательного феномена — новой образовательной творческой среды. Основными ее компонентами являются: 1) музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно-инструментальной базы новой образовательной творческой среды и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного ком-
плекса; 2) методическая система и ее методологическая основа, позволяющая адекватно использовать музыкально-компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (особо подчеркнем, что МКТ — динамично развивающаяся образовательная среда, а это требует постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий); 3) социально-культурный фактор воспитания всесторонне развитой личности.
Важнейшими сферами приложения и развития музыкально-компьютерных технологий сегодня являются: МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей); МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения); МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Разработка нового подхода к высшему профессиональному, среднему специальному и общему музыкальному образованию обусловлена также необходимостью решения острейших проблем в массовой музыкальной педагогике и современным состоянием общего музыкального образования, которое вызывает особое беспокойство среди специалистов. Так, на конференциях «Современное музыкальное образование — 2002, 2003» ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отмечали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, что методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.
Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий,
которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным условиям и духу времени, адекватным характеру труда и основным направлениям человеческой деятельности сегодняшнего дня. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и огромные возможности музыкального компьютера как профессионального инструмента будущего специалиста1.
В системе профессионального развития педагогов (и особенно педагогов музыки, динамично меняющаяся информационная составляющая знаний которых очень важна!) одним из важнейших процессов, одним из необходимых условий успешного развития является процесс информатизации образования. Сегодня для решения этой задачи все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте, формирования сетевого распределенного профессионального педагогического сообщества преподавателей, которые общаются между собой, не выходя из образовательного учреждения.
В новой сфере существует ряд образовательных проблем. Так, мир цифровых технологий (и, соответственно, — цифровых искусств) меняется быстро, и многие учреждения, включающие освоение музыкально-компьютерных технологий в свои учебные планы, не всегда успевают за этим процессом. Необходимость создавать мобильные образовательные системы, способные быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде, — обязательное условие успешности такого образования. Ряд музыковедов отмечает в этой связи, что англосаксонская модель музыкального образования, в соответствии с кото-
1 Приведем список профессий, по которым предлагают подготовить специалистов ведущие зарубежные университеты в области музыкального образования и творчества: специалист в области современной музыкальной композиции — аранжировщик, композитор, дирижер, оркестровщик, звукорежиссер, звукооператор, выпускающий редактор; для специалистов, работающих с музыкой в кино, — композитор музыки для фильмов, музыкальный редактор, музыкальный директор, аранжировщик музыки к фильмам, оркестровщик музыки к фильмам, кинодирижер, специалист по звукосинтезу; для специалистов в области музыкального образования — руководитель хора, лектор в колледже, консерватории, университете; специалист в области компьютерных средств и звуко-синтеза; специалист в области написания хитов; специалист в области организации гастролей.
рой музыке обучаются в контакте с немузыкальными предметами, отвечает запросам современного переходного периода в развитии музыкально-образовательной системы, поскольку академическая изоляция от всего массива художественных, гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, характерная для традиционных систем профессионального музыкального образования в некоторых странах, затрудняет адаптацию к текущим изменениям, происходящим в обществе2.
Очевидно, что возникла необходимость в подготовке специалистов, квалификация и специализация которых соответствовали бы социальному заказу и той роли, которую музыкальное воспитание может и должно выполнять в развитии духовности нашего общества3.
Таким образом, новые, интенсивно меняющиеся технологии обусловили потребность в сфере подготовки специалистов музыкально-компьютерного профиля, владеющих комплексом музыкальных знаний и технологической образованностью, способных вести преподавательскую работу в школах нового типа, а также реализовывать свой творческий потенциал музыканта. Музыкально-компьютерные технологии, динамично развиваясь, определили возможность создания новой профессионально-образовательной творческой среды.
В Р1ПУ им. А. И. Герцена создана новая концепция музыкально-компьютерного педагогического образования, заключающаяся в разработке методологического фундамента высшего музыкального педагогического образования на базе МКТ, определяющая узловые теоретические идеи, направленные на систему подготовки педагога, музыканта, специалиста для системы общего и профессионального музыкального образования, владеющего современными технологиями и методиками и отвечающего современным требованиям к уровню подготовки музыканта-профессио-нала.
2 Отметим, что в истории музыкального образования нашей страны были моменты активного включения в него специалистов-музыкантов, получивших фундаментальное образование на физико-математических факультетах. Профессора Санкт-Петербургской консерватории — выпускники физико-математических факультетов Московского и Петербургского университетов: К. Давыдов — ректор, основоположник петербургской школы виолончелистов, А. С. Фаминцын — ректор, профессор истории музыки и эстетики, а также профессора Л. Сакетти, В. Каратыгин, в советское время — А. Оссовский, Б. Асафьев, А. Буцкой, С. Гинзбург, Ю. Тюлин, И. Соллертинский, А. Сохор, А. Пэн-Чернов и другие преподаватели историко-теоретических предметов.
3 Следует отметить, что работа над духовностью нового поколения в общеобразовательных школах часто ограничивается такими предметами, как литература и мировая художественная культура, и лишь частично эта работа осуществляется на уроках музыки. При этом художественное, в том числе музыкальное, образование часто ведется консервативными методами.
Данная концепция обусловлена следующими факторами:
• развитие информационных технологий на современном этапе диктует необходимость их научно обоснованного, грамотного применения в образовании и практической деятельности специалиста в области музыкальной педагогики;
• мультимедийные компьютеры, в том числе музыкально-ориентированные, обладающие широким спектром возможностей, получают все большее распространение в различных сферах профессиональной деятельности;
• МКТ становятся реальным достоянием культуры и фактором ее развития, что в свою очередь расширяет сферу их применения, создавая новые направления профессиональной деятельности музыканта;
• наличие проблем в эстетическом воспитании школьников побуждает к поиску решений, адекватных современному уровню педагогических технологий и информационной среды, окружающей современного учащегося;
• необходимость совершенствования системы музыкального образования, обусловленного постоянным расширением комплекса требований к педагогу — бакалавру художественного образования, что очевидно в связи с чрезвычайно большими потребностями в педагогах музыки, имеющих основательную художественную, технологическую, психолого-педагогическую и методическую подготовку, а также подготовку в области современных компьютерных технологий, в том числе способных проводить учебную деятельность, используя среду Интернета и дистанционные формы обучения.
Содержание разработанной многоаспектной концепции высшего педагогического музыкального образования на базе МКТ, гуманистического, культурологического, информационно-технологического реформирования музыкального образования в высшей и средней школах отражено в монографии, учебных пособиях, статьях, программах и учебно-методических материалах.
Задачами новой образовательной концепции являются:
• разработка теоретических основ целостной концепции непрерывного высшего музыкально-педагогического образования в XXI веке на основе МКТ;
• выявление содержательного наполнения понятий «музыкально-компьютерные технологии» в педагогическом, информационно-технологическом, культурологическом, социальном аспектах;
• обоснование образовательной программы, обеспечивающей подготовку бакалавра (4 года обучения) и магистра (6 лет обучения, на базе бакалавриата — 2 года обучения) по направлению «050600 — Художественное образование» по профилю «050610 — Музыкально-компьютерные технологии», адекватной потребностям общества;
• выявление путей взаимосвязи музыкально-компьютерного образования в высшей и средней школах (создание соответствующего профильного обучения и элективных курсов);
• апробация и внедрение в практику подготовки педагога - бакалавра художественного образования по профилю «Музыкально-компью-терные технологии»;
• апробация и внедрение в педагогическую практику подготовки учащихся общеобразовательных школ с углубленным изучением музыкальных дисциплин, средних профессиональных образовательных учреждений, ДМШ, ДШИ художественных лицеев, центров художественного воспитания детей музыкально-компьютерного профиля обучения и элективного курса «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».
Теоретической основой построения содержания музыкально-компьютерного педагогического образования выступает:
• создание профессионально-образователь-ного комплекса психолого-педагогических и современных информационно-технологических образовательных условий, направленных на формирование личности педагога-музыканта, обладающего адекватной социокультурной реальности системой знаний и умений и знанием особенностей использования новых образовательных технологий;
• создание новых творческих форм проведения уроков музыки, обеспечивающих многообразные связи различных областей художественного и информационно-технологического образования, что отражает взаимосвязь искусства и науки, а также взаимообусловленность различных видов творческой деятельности обучаемых, интеграцию различных областей знаний, характерную для современного образовательного пространства;
• формирование ключевых компетентностей, универсальных и интеллектуальных умений, способствующих формированию гармонично развитой личности, человека новой формации, способного к творческой самореализации и непрерывному самообразованию.
Научная новизна разработанной образовательной концепции заключается в следующем:
1) научно осмыслен феномен музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных концепций;
2) разработана новая модель современного высшего педагогического образования на базе музыкально-компьютерных технологий на основе анализа музыкальной, информационно-технологической и педагогической реальности;
3) обоснована сущность принципиально важных категорий «музыкально-компьютерное образование», «музыкально-компьютерные современные технологии», «МКТ — новая образовательная творческая среда», «МКТ — новый инструмент музыканта», обогащающих понятийный аппарат современной педагогической науки;
4) раскрыты педагогические условия, содержание и технология подготовки бакалавров и магистров по направлению «Художественное образование» по специальности «Музыкально-компьютерные технологии» и «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» в условиях вариативности и интегративности современной образовательной среды;
5) определены пути реализации новой концепции музыкально-компьютерного образования как совокупности идей реформирования музыкального просвещения в высшей и средней школах, воплощенной в различных программах: «Информационные технологии в музыке», «История электронной музыки», «Теоретические основы фольклора народов мира», «Технология музыкальных стилей», «Основы композиции, компьютерная аранжировка и инструментоведение», «Технологии студийной звукозаписи», «Ансамлево-хоровое пение и дирижерский класс», «Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке», «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Электронный ансамбль», «Архитектоника электронного и акустического звука» и других и учебно-методических материалах;
6) обоснована новая система проведения занятий по музыкальным дисциплинам, заключающаяся в органичном сочетании традиционных форм обучения и использовании современных информационных, в том числе музыкально-ком-пьютерных образовательных технологий, способствующая актуализации всего образовательного потенциала обучаемого в целом;
7) создана новая образовательная технология обучения, которая опирается на использование,
наряду с традиционными, мультимедийных, дистанционных и интернет-технологий.
Практическая значимость концепции.
1. Данная концепция обогащает педагогическую практику новой, опережающей стратегией и тактикой высшего музыкально-компьютерного образования в высшей школе с учетом социокультурной реальности.
2. Созданы профессионально-образовательная программа высшего музыкально-педагогического образования, элективные курсы и программы профильного обучения для средних образовательных учреждений, новые учебные планы и программы, актуализирующие информационную, психолого-педагогическую, технологическую и профессиональную подготовку специалиста в области музыкального образования.
3. Создана система непрерывного музыкально-компьютерного (в том числе, общепрофессионального и педагогического) образования, включающего звенья: предпрофильное, профильное, среднее специальное, высшее (бакалавриат) образование и магистратура.
4. Создана принципиально новая по форме, содержанию, методическим и педагогическим, психологическим способам представления учебного материала система уроков в профильной школе, опирающаяся на педагогику СОТВОРЧЕСТВА.
Благодаря проведению занятий по разработанным методикам4 оказалось, в частности, возможным для обучающихся музыке в системе общего музыкального образования создать такой курс на основе классических произведений, который позволяет заинтересовать ученика, привлечь его к прослушиванию, сотворчеству, используя современные технологии обучения музыке, адекватные, понятные, а главное, интересные учащимся: в процессе коллективного музицирования, через творческую обработку классического произведения, через многочисленные сравнения полученных результатов ученик приходит к необходимости и желанию воспринимать различные нюансы звучания в интерпретациях одного и того же произведения и, в
4 Примеры обучающих программных продуктов, разрабатываемых в РГПУ им. А. И. Герцена для использования в системе общего и профильного музыкального образования, внедрение которых будет способствовать нравственно-эстетическому воспитанию детей и превратит компьютер в творческого друга и помощника в воспитании ребенка в семье и школе: для учащихся 1-4 классов интегративный дидактический курс «Музыка и информатика», для учащихся средних классов профильной музыкальной и общеобразовательной школ информационный источник сложной структуры «Музыка в пространстве цифровых технологий» и «Звук и музыка в мультимедиа системах», для учащихся старших классов профильной школы ИУМК — «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта».
конце концов, учится понимать и любить классическую музыку.
Освоение данного курса позволяет учащимся овладеть музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом, дает возможность использовать клавишный музыкальный инструмент как основу для изучения музыкальной грамоты и возможности дальнейшего обучения на акустических музыкальных инструментах; помогает освоить методы работы в основных музыкальных редакторах, создавать несложные музыкальные композиции и компьютерные аранжировки, а также дает представление об особенностях работы в современной компьютерной студии звукозаписи, специфике работы профессионала в области музыкально-компьютерного программирования в связи с актуальными проблемами современного музыкального творчества; формирует потребность в музыкальном образовании учащихся и реализует возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера; дает представление об акустических возможностях музыкального компьютера, об особенностях компьютерной инструментовки, о специфике работы в современной компьютерной студии звукозаписи; способствует формированию адекватных художественно-эстетических представлений в музыке.
Для обучающихся в системе профессионального музыкального образования предоставляется возможность расширения представления о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, формирования глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом (существенного расширения знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества; компьютерная аранжировка и композиция, студийная работа и др.), расширения представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, освоения приемов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладения умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретения навыков совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс), разви-
тия умения применять полученную информацию для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.
Новая образовательная концепция высшего музыкально-педагогического образования на базе МКТ открывает перспективные направления в развитии музыкального образования и художественной культуры в целом в XXI веке.
В области педагогической науки, инновационных разработок и технологий обучения:
• создание программ, отражающих современный уровень развития образовательных технологий для различных ступеней непрерывного музыкального образования — общего и профессионального;
• обоснование закономерностей развития новой профессиональной творческой среды — музыкально-компьютерные технологии — в образовании и творчестве и выявление на этой основе значимых позиций для становления личности музыканта-педагога, владеющего современными технологиями и методиками;
• исследование социально-педагогических условий деятельности педагога-музыканта, направленное на создание на базе МКТ школ-мастерских нового типа в XXI веке;
• формирование мобильных образовательных систем, способных быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде, что является обязательным условием успешности такого образования.
В области развития художественной культуры в целом:
• формирование адекватного понимания кардинальных изменений, происходящих в художественной среде, концептуальная и продуктивная фазы которых сегодня во многом определяются областью цифровых искусств;
• осознание необходимости интеграции различных видов искусств в едином цифровом информационном художественном поле;
• формирование адекватного понимания места нового и традиционного музыкального искусства в рамках художественно-образовательного пространства, анализ путей взаимосвязи наиболее активных в творческом отношении сфер, определяющих перспективные направления развития художественной культуры в целом.