Научная статья на тему 'Музыкально-коммуникативное событие: сущность и структура'

Музыкально-коммуникативное событие: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
522
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черемисин А. М.

предметом обсуждения в данной статье является музыкально-коммуникативное событие, понимаемое нами как основная структурная единица музыкальной коммуникации и представляющее собой единство музыкально-коммуникативной ситуации и музыкального дискурса, содержащего в снятом виде все константы музыкальной коммуникации: генерирование, трансляцию и усвоение музыкальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-коммуникативное событие: сущность и структура»

УДК 008

ЧЕРЕМИСИН А.М.

МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ:

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Черемисин Александр Михайлович - к. филос.н., доц. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Аннотация: предметом обсуждения в данной статье является музыкально-коммуникативное событие, понимаемое нами как основная структурная единица музыкальной коммуникации и представляющее собой единство музыкально-коммуникативной ситуации и музыкального дискурса, содержащего в снятом виде все константы музыкальной коммуникации: генерирование, трансляцию и усвоение музыкальных ценностей.

Ключевые слова: музыкальная коммуникация, музыкальное событие, музыкальный дискурс.

Отдельные аспекты музыкальной коммуникации неоднократно подвергались анализу в смежных науках гуманитарного цикла, таких как теория культуры, эстетика, музыковедение, социология музыки, музыкальная психология, музыкальная педагогика. Однако ни одна из названных наук в силу специфики своих исследовательских интересов не ставила целью комплексное изучение бытования музыки в обществе.

Вместе с тем, для того чтобы постичь сложную многоуровневую коммуникативную систему, присущую музыкальному искусству в ее динамическом движении и целостной форме, необходимо реально исследовать ее структуры и функциональные образования, ее основные внутренние и внешние связи. Нами предпринимается попытка решить эту задачу в рамках исследования музыкально-коммуникативного события.

Примером стандартного музыкально-коммуникативного события является концерт симфонической музыки в исполнении филармонического оркестра на сцене концертного зала от момента его объявления конферансье и взмаха дирижерской палочки до завершающих выступление музыкантов аплодисментов благодарных слушателей.

Музыкально-коммуникативное событие, таким образом, предстает как некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Мастер-класс, проводимый известным пианистом для учащихся музыкального учебного заведения, - другой пример музыкально-коммуникативного события, равно как, постановка оперетты на сцене музыкального театра, месса в католическом соборе, индивидуальный урок по классу фортепиано в стенах консерватории, постановка оперы под открытым небом и т. д.

Из сказанного ясно, что музыкально-коммуникативное событие складывается из двух основных составляющих:

во-первых, это поток музыкально-речевого поведения, в свою очередь, включающий музыкальную речь (то есть то, что звучит, сообщается) и то, чем она сопровождается (мимика, жесты, пространственные перемещения и позы);

во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит музыкально-речевое общение (включая самих участников музыкальной коммуникации).

Рассмотрим подробнее названные составляющие музыкально-коммуникативного события.

Поток музыкально-речевого поведения. Первая составляющая музыкальнокоммуникативного события - поток музыкально-речевого поведения, в свою очередь, складывается из:

1) музыкального текста (того, что можно записать на нотной бумаге);

2) озвучивания этого текста, т.е. «живой» музыкальной речи, звучащей в процессе развертывания музыкально-коммуникативного события (того, что можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела исполнителя/ исполнителей: взглядов, мимики, жестов, поз;

4) того, как в ходе музыкального общения используется пространство, например, насколько близко исполнители стремятся находиться относительно друг друга, слушателей и т.д. (3-е и 4-е фиксируется только с помощью видеомагнитофона).

То, что можно записать на магнитофон, т.е. музыкальная речь, в реальном, живом общении теснейшим образом связано с тем, что можно записать только на видео. По своему опыту мы знаем, что жесты, выражение лица, телодвижения исполнителя (музыканта-солиста/ певца/ дирижера) могут содействовать передаче смысла музыкального произведения, равно как находиться в рассогласовании с ним.

Исследователи музыкально-речевого поведения, делая магнитофонные записи процесса музыкального общения, фиксируют и изучают ни что иное, как музыкальный дискурс, т.е. динамический процесс порождения и восприятия музыкально-речевого произведения, процесс развертывания композиторского замысла в музыкальный текст и противоположный ему процесс декодирования и интерпретации музыкального произведения. Для более точного описания музыкально-речевого поведения используются видеомагнитофонные записи, которые фиксируют жесты, мимику, телодвижения и пространственные перемещения исполнителей в ходе музыкальной коммуникации. Без таких исследований невозможно понять законы эффективного воздействия звучащей музыки на слушателей.

Итак, первая важнейшая составляющая музыкально-речевого события - это музыкальный дискурс, сопровождающийся жестово-мимически-прост-ранственным поведением.

Основанием для экстраполяции понятия «дискурс» из области дискурсивной лингвистики в область изучения бытования музыки в социуме является следующее:

во-первых, категория «дискурс», первоначально предложенная лингвистическим научным сообществом, в настоящее время все шире используется смежными гуманитарными науками: сегодня анализом дискурса занимается не только лингвистика, но и философия, этнометодология, когнитивная социология; к дискурсу обращаются также символический интеракционизм и теория социальных представлений; интеграция собственно лингвистического и междисциплинарного изучения функционирования языка приводит к формированию новой парадигмы знания, именуемой как когнитивно-дискурсивная и представляющей собой синтез двух ведущих парадигм современности - когнитивной и коммуникативной. Становление новой парадигмы знаний на основе новой онтологии социально-психологического, гуманитарного мира, дает возможность уточнить и переосмыслить ряд вопросов теории культуры, в том числе особенности феномена музыки как специфической формы социального общения;

во-вторых, неоспоримое признание многими авторами того, что музыка - это коммуникация, музыка - это мышление, музыка - это речь, музыка - это деятельность;

в-третьих, вполне очевидное существование трихотомии «музыкальный язык» - музыкальная речь - музыкальная деятельность, коррелирующей с аналогичными явлениями в сфере вербального общения: язык - речь - речевая деятельность.

Музыкально-коммуникативная ситуация. Вторая составляющая музыкально-коммуникативного события - условия и обстановка, в которой происходит музыкальное общение, и все те, кто в ней участвуют, - именуется музыкально-коммуникативной ситуацией. Музыкально-коммуникативное событие, можно сравнить в некотором смысле с классической пьесой, в которой текст пьесы - это и есть музыкальный дискурс, а сцена действия и действующие лица - это, по сути дела, элементы музыкально-коммуникативной ситуации. Членение пьесы на действия (крупные части), а внутри их на сцены, картины, явления (мелкие части) аналогично структуре музыкального дискурса. Параметры музыкально-коммуникативной ситуации соответствуют вопросам: Кто? Кому? Зачем? О чем? Где? Когда? и обуславливают параметры музыкального дискурса - Как?, содержащего в снятом виде все константы музыкальной коммуникации (см. схему).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.