Научная статья на тему 'Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта'

Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галимова Р. З.

The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians. This work is bound to solve one of the most actual problems of our societythe formation of a highly developed personality by teaching children music. It is essential to mention that much attention has been paid to exploring such personal characteristics as a fine ear for music, a personal musician's trend and emotional peculiar features of students from music schools and colleges, and individual characteristics of students as well. The investigation has been carried out among the students of music schools and colleges in Nizhnekamsk and Naberezhnye. Chelny, among pianists and bay an players. A great number of students drawn info the investigation and a number of modern mathematical techniques and methods, as well as calculations, have allowed the author of the article to come to some reliable conclusions and links.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a harmonically developed personality of young musicians through mastering their musical performing activity

The research work under the review has been performed in one of the most perspective trends which investigate operative as well as personal characteristics of young musicians. This work is bound to solve one of the most actual problems of our societythe formation of a highly developed personality by teaching children music. It is essential to mention that much attention has been paid to exploring such personal characteristics as a fine ear for music, a personal musician's trend and emotional peculiar features of students from music schools and colleges, and individual characteristics of students as well. The investigation has been carried out among the students of music schools and colleges in Nizhnekamsk and Naberezhnye. Chelny, among pianists and bay an players. A great number of students drawn info the investigation and a number of modern mathematical techniques and methods, as well as calculations, have allowed the author of the article to come to some reliable conclusions and links.

Текст научной работы на тему «Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта»

■■■ II II II

-Ф- : ■ ■ им!

Казанский педагогический журнал

122006

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛЬНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО МУЗЫКАНТА

Р.З. Галимова, менеджер факультета психологии ЙЭУП,

г. Казань

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность. Применительно к деятельности музыкантов-исполните-лей профессионально важные качества хорошо изучены Ю.А.Цагарел-ли (1989). Причем в данном исследовании больше внимания уделяется деятельностным качествам. Однако личностно важным качествам музы-кантов-исполнителей уделяется неоправданно мало внимания.

Необходимо отметить, что игра на музыкальном инструменте самым непосредственным образом отражается на личностном развитии человека. Например, было обнаружено, что неуо пешность обучения игре на музыкальном инструменте способствует формированию у детей неуверенности в себе, робости, тревожности. Вместе с тем успешность обучения больше связана с оптимизмом* смелостью, уверенностью (Р.Ф. Сулейманов, С.П.Коныгина, 2006). Отсюда возникает важная задача через обучение детей музыке, через исполнительскую деятельность формировать высокоразвитую личность. В этом заключается актуальность нашего исследования.

В качестве личностных особенностей начинающих музыкантов были выбраны: музыкальный слух, направленность, эмоции и эмоциональные

свойства, а также непосредственно личностные качества.

Исследование проводилось с учащимися пианистами и баянистами музыкальных школ (первая группа) и музыкальных училищ (вторая группа) в количестве 66 школьников и 66 учащихся училищ (33 баяниста, 33 пианиста в обеих группах (г. Нижнекамск); специализированная музыкальная школа № 30 и музыкальное училище (Набережные Челны).

Формирование гармонично развитой личности, будь то музыкант или любитель, связано с важной способностью, в роли которой выступает музыкальный слух. Как было показано ранее (Ю.А.Цагарелли, 1989; Р.Ф.Сулейманов, 2003), музыкальный слух занимает важное место в структуре профессионального мастерства музыканта. Этим и обусловлено изучение музыкального слуха. При этом для нас было важным проследить его развитие от начинающих - музыкантов музыкальных школ, до занимающихся профессионально - учащихся музыкальных училищ.

Исследование музыкального слуха дало нам возможность увидеть успешность освоения профессией муЗы-канта-инструменталиста, что непосредственно отражается на развитии личностных качеств музыканта.

Для диагностики музыкального слуха мы использовали методику Р.Ф. Сулейманова (2003). Межгруп-

62

иоиг_М12_2008Й.р65 62 23л208. 14:05

■■■ II II II

-ф- Л ■ ■ I I I

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

повые сравнения по видам музыкаль- ников и учащихся училища пред ного слуха между группой школь- ставлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели межгруппового сравнения (по Стыоденту) по видам музыкального слуха между учащимися музыкальных школ (п = 66) и училищ (п = 66)

№ Параметры 1 группа Учащиеся М\ .!. шкод 2 группа Учащиеся м \ л. училищ і~ критерий Уровень значимости (р)

Ср. балл Ср. балл

1 Ритм 10,12 14,42 -7,343 0,001

4 Динамика 4,78 5,89 -3,811 0,001

7 М\.і.слух (интегральный показатель) 61,12 67,13 -3,151 0,002

Из таблицы видно, что значимые различия имеются по ритмическому слуху (/: = 7,343; 0,001), динами-

ческому слуху (£ = 3,811; р С 0,001) и интегральному музыкальному слуху (^ = 3,151; р < 0,002) в пользу учащихся музыкальных училищ.

Таким образом, результаты показали, что музыкальный слух в процессе обучения изменяется, развивается.

Кроме этого, сравнение по инструментам также показывает различия. Так, пианисты-школьники превосходят баяниетов-школьников. Это может быть связано с тем, что баянисты, как правило, начинают обучение позже пианистов, так как не могут в раннем возрасте физически справиться с инструментом, и, таким образом, меньше по времени обучаются в музыкальной школе.

Однако обратная тенденция наблюдается у учащихся музыкального училища, Здесь преимущество уже за

баянистами по всем видам музыкального слуха. Возможно, это связано с тем, что конструктивные особенности инструментов (баяна и аккордеона) в большей степени способствуют игре по слуху, за счет чего и происходит развитие музыкального слуха.

Факторизация переменных, связанных с видами музыкального слуха у учащихся музыкальных школ, показала, что структуру образует 1 фактор «Мелодия», который образован 5 переменными со значимыми нагрузками (видами музыкального слуха): мелодический (0,81), штриховой вид слуха (0,74), динамический слух (0,74), гармонический (интервалы) (0,81), гармонический слух (аккорды) (0,72).

В группе учащихся музыкальных училищ факторизация переменных, связанных с развитием музыкального слуха, образует также 1 фактор «Интервалы», у музыкантов второй группы Несколько иная структура

63

иоиг_М12_2008Й.р65 63 23-1208. 14:05

І І І І І І І І -ф- \Л Я

Казанский педагогический журнал

музыкального слуха. Фактор образован 6 переменными. Все виды музыкального слуха имеют значимые факторные нагрузки. При этом в интегрированном слухе наибольшие нагрузки находятся в иерархическом порядке:

1) гармонический (интервалы и аккорды), мелодия;

2) штриховой вид слуха;

3) динамический слух;

4 ) ритмический слух.

Подытоживая вышеизложенное,

отметим, что в первой группе больший удельный вес в структуре музыкального слуха имеет мелодический слух, а во второй - гармонический слух.

1212006

Как показано Ю.А. Цагареллн (1989), наиболее высокое иерархическое положение в структуре музыкального слуха Занимает гармонический слух, как более позднее образование. В нашем случае показано, что у более опытных музыкантов начинает доминировать гармонический слух, что подтверждает иерархическую структуру музыкального слуха.

Направленность

музыкантов-исполнителей

Межгрупповые сравнения учащихся музыкальных школ и училищ по направленности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели межгруппового сравнения (по Стьюденту) по направленности между учащимися музыкальных школ (п = 66) и училищ (п = 66)

Но Параметры 1 группа Учащиеся муз. школ 2 группа Учащиеся муз. училищ і - критерий Уровень значимости (р)

Ср. балл Ср. балл

3 Социальный 4,06 7,40 -6,037 0,001

6 Артистический 7,28 8,31 -1,815 0,072

Из таблицы видно, что различия имеются по социальной направленности (£ = 6,037; р С 0,001). Учащиеся музыкального училища превосходят школьников по социальным умениям, а также по артистическому типу напр ав л енности (і = 1,815; р% 0,072), что связано с опорой на эмоции, воображение, интуицию.

Можно констатировать, что структура направленности выражена ярче у учащихся музыкальных училищ по

сравнению с учащимися школьниками. Вместе с тем по средним данным в обеих группах доминирующим является артистический тип направленности (7,28 и 8,31 балла соответственно). Это вполне закономерно. Так как их музыкальная деятельность связана как с эмоциями, так и с воображением, интуицией, Таким образом, направленность музыкантов-испол-нителей в процессе овладения музыкальной деятельностью изменяется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.