Научная статья на тему 'Музыкально-игровая драматизация как средство развития творческих способностей младшего школьника'

Музыкально-игровая драматизация как средство развития творческих способностей младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УРОКИ МУЗЫКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ / CREATIVE ABILITIES / MUSIC LESSONS / PRIMARY SCHOOLCHILD / FORMA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алымова Оксана Витальевна

Предложен опыт, способствующий развитию творческих способностей младшего школьника посредством музыкально-игровой драматизации на примере детской музыкальной школы г. Вуктыл, Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experiment is proposed promoting development of creative abilities of primary schoolchild by means of musical-playing dramatization on the example of Childs Music School of the Town of Vuktyl, Komi Republic.

Текст научной работы на тему «Музыкально-игровая драматизация как средство развития творческих способностей младшего школьника»

УДК 371.4

Алымова Оксана Витальевна

Детская музыкальная школа г. Вуктыл, Республика Коми

alymova.oksana@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Предложен опыт, способствующий развитию творческих способностей младшего школьника посредством музыкально-игровой драматизации на примере детской музыкальной школы г. Вуктыл, Республики Коми. Ключевые слова: творческие способности, уроки музыки, младший школьник, формирование.

На современном этапе общественного развития существует реальная потребность в активизации творческого потенциала личности. Не случайно мысль многих ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческих способностей.

Для учреждений дополнительного образования приоритетными целями являются идеи гуманистического воспитания младшего школьника.

Для изучения данной темы экспериментальной базой является МОУ ДОД «ДМШ», в которой в течение четырёх лет готовятся постановки музыкальных сказок. В них принимают участие родители и дети, что безусловно способствует общему развитию, в том числе творческих способностей.

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков - музыкальных путешествий, уроков-драматизаций.

Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкальнодидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм, в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие,

терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:

- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;

- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании -формирование ценностных ориентаций детей;

- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.

Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-игровой драматизации.

Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно разви-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Алымова О.В., 2010

того восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая драматизация связана с игрой. Игра рассматривается как творческая драматизация формы, в которой проявляются и техническое, и декоративно-изобразительное, и словесное, и драматическое, и музыкальное творчество.

Огромна познавательная и нравственная роль «театрального» воспитания в развитии фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирования жизненных ситуаций. Выдающийся чешский педагог Я.А. Коменс-кий (1592-1670) считал театральные школьные спектакли обязательным компонентом воспитания учеников.

Изучая развитие музыкальных представлений и восприятий у детей, ученые подтверждают, что двигательная реакция является существенным компонентом и механизмом музыкального познания.

Музыкально-сценическая игра с ролями, танцы, сцены из сказок, диалоги-речитативы - все это средства активного художественного воспитания. Важным способом активизации мыслительной деятельности и воспитания моральных чувств является идентификация - умение представлять себя в условиях, изображенных в музыкальных произведениях, на месте героев, приспособить к себе, заложенные в произведении идеи. Приемы вхождения в художественный образ музыкального произведения во многом перекликаются с теми, которые были разработаны К. С. Станиславским.

Еще одной формой музыкально-игровой драматизацией является народная песня. В её структуре всегда есть элемент импровизационности, что позволяет ставить перед детьми творческие задания и дает молодым исполнителям возможность быть своеобразными соавторами. Строение хороводов, игр под пение позволяет проде-

монстрировать детям разнообразные способы творческой деятельности: разные варианты движений, их импровизацию в танце, смену стилей хоровода, разнообразные приемы воплощения игровых образов.

Творческое восприятие и исполнение учащимися различных песен предполагает перевоплощение в героев этих музыкальных произведений. Оно может активизироваться при постановке проблемных заданий типа: что ты испытал на месте героя песни? Какими средствами ты бы передал мысли и чувства, возникшие во время прослушивания музыкального произведения?

Путь освоения развернутых театрально-сценических образов лежит через песню - жанр самый массовый и демократический. Имитация движений, о которых идет речь в текстах песен, помогает детям и их слушателям понять содержание и характер произведений. Пантомимическое отображение музыкально-поэтического текста дает возможность осознать более зримо поэтический текст. Аналогично роль его и в интерпретации музыки. Известно, что музыкальному языку не свойственна конкретная семантика, но благодаря драматизационным средствам, дети начинают лучше воспроизводить музыкальные интонации, исполнение песен становится более выразительным. Здесь театрализация фольклорных образов незаменима.

Таким образом, в процессе разучивания музыкального произведения, которое является своеобразным сценарием, основными видами художественной деятельности является пение, музыкально-ритмические движения и тесно связанная с ними сценическая игра. Эти виды деятельности иногда чередуются или объединяются с пантомимой, танцем. Драматическое искусство оригинально объединяет в себе драматическое действие, художественное слово, пантомиму, живопись, скульптуру, музыку и поэтому упражняет и одновременно развивает речь, интуицию, внимание, наблюдательность, память, ассоциативные способности, воображение, чувство ритма и пластики в движении, ряд технических и конструктивных способностей. В силу этого, драматизацию можно рассматривать как один из методов преподавания, который обеспечивает активное творческое воспроизведение знаний учащимися.

Педагогический процесс, построенный на началах личностно-ориентированного подхода, сотрудничества не может обойтись без обраще-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

ния ребенка на самого себя, на развитие своих способностей и возможностей. Воспитывают не знания, а люди, несущие знания. Поэтому, как считает Ш.А. Амонашвили, важен не столько процесс передачи и получения знаний, сколько процесс совместной духовной жизни ученика и наставника. Ребенок должен понять в процессе общения с различными видами искусств, что искусство или эмоции могут выражаться гаммой звуков, движений, выразительной речи. Ш.А. Амонашвили пишет: «Поэтому я и мечтаю о том, чтобы в группах продленного дня дети занимались музыкой, балетом, рисованием, чтобы они научились самовыражению на разных языках искусств».

«Музыкально-игровая драматизация» включает в себя ряд компонентов, составляющих его суть. Это, во-первых:

- умение вслушиваться в музыкальное произведение;

- приобретение практических навыков музыкального искусства (пения, игровых и танцевальных навыков);

- накопление жизненного и музыкального опыта;

- наличие взаимосвязи слуха и исполнительских навыков;

- формирование музыкального и художественного мышления.

Во-вторых, комплекс методов, который позволил бы реализовать обозначенные задачи в достаточно короткий срок.

Предпосылками развития музыкально-творческих способностей является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного

подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

Творческий потенциал - это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.

Процесс формирования творческих способностей младшего школьника происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах музыкально-игровой драматизации у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, комбинаторность, изобретательность, что повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. - Киев: Освгга, 1991. - 111 с.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т 2. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.