Научная статья на тему 'Музыка КА фактор воспитания духовно-нравственных чувств'

Музыка КА фактор воспитания духовно-нравственных чувств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / EDUCATION / MUSIC / SPIRITUALITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев И. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы. Приведены примеры музыкальных произведений, способствующих обогащению духовно-нравственной культуры личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS A FACTOR IN EDUCATION SPIRITUAL AND MORAL SENSE

The article is devoted to the actual problem of spiritual and moral education of younger schoolboys in a secondary school. The examples of musical works that contribute to enrich the spiritual and moral culture of the individual schoolboys.

Текст научной работы на тему «Музыка КА фактор воспитания духовно-нравственных чувств»

Восприятие информации человеком от вычислительной техники, как показано на рис.2, происходит согласно следующей схеме:

Рис 2. Схема восприятия информации человеком

Для более полного и простого понимания учебного материала наиболее эффективно использовать анимацию, так как она позволяет наиболее реалистично представить для изучения все возможные процессы, даже те, которые невозможно увидеть в жизни.

В соответствии с этим появляется большой интерес к использованию компьютерной анимационной среды при изучении различных видов инженерных дисциплин [1, 3,4,5] .

Как пример использования анимации по данному курсу обучения можно рассмотреть программу, эмулирующую процесс различных схем компоновки как легковых, так и грузовых автомобилей в курсе «Проектирование транспортных средств специального назначения» и «Энергетические установки транспортных средств специального назначения». Данный процесс на экране компьютера не только можно увидеть, но и изменять его параметры. Таким образом, использование анимационных программ позволяет не только рассмотреть все возможные схемы компоновок легковых автомобилей, но также посмотреть этот процесс в динамике.

Литература

1. Илькевич Б.В. Военное образование: Сущность, проблемы, перспективы. - Пермь.: Пермская книга, 2000. - 127 с.

2. Кириллов Н.П. Проблема подготовки военного инженера// Военная мысль, 2004. - № 6. - с.50-52.

3. Боровцов П.В. Применение в учебном процессе анимационных программ, как средство формирования технического мышления курсантов. Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород 2004г.с.426

4. Мельников Е.И. Повышение эффективности обучения курсантов военных вузов с помощью анимационных программ. Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород 2005г.с.138

5. Грабарь В.В., Мельников Е.И. Методика оценки эффективности анима-ционных программ при изучении курсантами технических дисциплин. ЦВНИ МО РФ от 3.02.2003г.

References

1. Ilkevich B.V. Military education: essence, problems and prospects. - Perm Perm .: Book, 2000. - 127 p.

2. Kirillov N.P. The problem of training military engineer // Military Thought, 2004. - № 6. - s.50-52.

3. Borovtsov P.V. Application in the educational process of animation programs as a means of formation of technical thinking of students. High technology in the pedagogical process. Nizhny Novgorod 2004g.s.426

4 Melnikov E.I. Improving the efficiency of training of cadets of military high schools with the help of animation programs. High technology in the pedagogical process. Nizhny Novgorod 2005g.s.138

5. Grabar V.V., Melnikov E.I. Methods of assessing the effectiveness of animation programs in the study of technical disciplines cadets. TSVNI RF Ministry of Defense of 3.02.2003g.

Лаптев И.Г.

Кандидат педагогических наук, Астраханский государственный университет МУЗЫКА КА ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы. Приведены примеры музыкальных произведений, способствующих обогащению духовно-нравственной культуры личности школьников.

Ключевые слова: воспитание, музыка, духовность, нравственность.

Laptev I.G.

PhD in Pedagogy, Astrakhan State University MUSIC AS A FACTOR IN EDUCATION SPIRITUAL AND MORAL SENSE

Abstract

The article is devoted to the actual problem of spiritual and moral education of younger schoolboys in a secondary school. The examples of musical works that contribute to enrich the spiritual and moral culture of the individual schoolboys.

Keywords: education, music, spirituality, morality.

В нашей стране музыкальное воспитание является составной частью общего развития человека. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников. «Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал он, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования» [5]. Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта духовно-

29

нравственного развития. Приоритетным направлением должна стать активизация патриотического и интернационального воспитания в плане межнациональных и межконфессиональных интересов политэтнической региональной среды школы, города, области, страны.

Учитель разучивает с учениками замечательные песни З. Компанейца «Зарница», «Отважная песня», В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», А. Новикова «Солнце скрылось за горою», А. Пахмутовой «Орлята учатся летать». Школьники всегда с увлечением поют распевную русскую народную песню «Ой ты, Волга реченька», задорную белорусскую народную песню «Бульба», разучивают изумительную мелодию русской народной песни «Перед весной» в обработке П.И. Чайковского.

Многие учителя работают по Федеральной факультативной программе Н.В. Кошминой «Духовная музыка. Мир красоты и гармонии», которая способствует гуманизации личности в процессе приобщения к духовной музыке, возвращению к исконным традициям достоинства, национального мировоззрения, любви к ближнему, защиты Отечества.

Как известно, 1941-й год стал трагическим для всего мира. Каждый, кто держал в руках последние записки узников жутких бухенвальдов и освенцимов, читал «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, знает подвиг педагога Януша Корчака, автора книг «Как любить ребенка», «Наедине с Богом», добровольно разделившего с воспитанниками смерть в газовой камере Треблинки 6 августа 1942 года, слышал о дирижере Карле Элиасберге, который дирижировал «Седьмой симфонией» в осажденном блокадном Ленинграде, поймет неистребимую силу духа Победы.

Воля к победе отражалась в неутомимой работе тружеников тыла великой страны, в героических подвигах солдат на фронтах Великой Отечественной войны, в жизнеутверждающих словах поэта К. Симонова «Жди меня и я вернусь, только очень жди», в сообщениях «главного голоса Победы» - Ю. Левитана, в музыке Седьмой симфонии Д. Шостаковича. В классе перед прослушиванием фрагмента финала Симфонии может прозвучать тихое убедительное слово учителя о неимоверных трудностях, о 50-ти граммовом пайке хлеба, о стойкости, о силе духа народа-победителя, а буквально за несколько секунд до звучания фрагмента учитель пусть положит на стол маленький кусочек ржаного хлеба. Это будет незабываемый и неповторимый урок музыки по убедительности, по напряженной тишине в классе, по осознанности величия Победы и необходимости Мира для человека, совершенствования воли и силы духа в сложных социально-нравственных жизненных ситуациях. Великая сила музыки поможет детям это понять. Это и будет то самое «единение детей в стремлении к общим переживаниям и действиям, которые оставляют известный след в духовной жизни», о чём еще в 20-х годах прошлого века убедительно писал Нарком просвещения молодого Советского государства А.В. Луначарский [4].

Основная задача учителя состоит в том, чтобы «донести до сознания каждого школьника мысль, что духовность - ничем не заменимая общечеловеческая ценность бытия, слагаемыми которой являются, прежде всего, нравственные категории - разумное, доброе, вечное» [3].

Музыкальных примеров, способствующих духовно-нравственному становлению личности достаточно много. Это и фрагмент арии Сусанина (Ты взойдешь, моя, заря, последняя заря...), это и финал оперы (Славься, славься, ты Русь моя...), это и песня Д. Шостаковича, которую в космосе пел Ю.Гагарин (Родина слышит, Родина знает, что в облаках её сын пролетает.) и другие замечательные музыкальные произведения, которые школьники внимательно слушают и эмоционально поют.

Учителю необходимо стремиться к высококачественному исполнению школьниками высокохудожественных произведений, но, прежде всего, он сам должен быть готов систематически, достаточно эмоционально, кратко и доходчиво, что порождает мотивацию и познавательный интерес, рассказывать учащимся о предлагаемом к восприятию музыкальном произведении. Постепенно, но неуклонно музыка становится фактором духовно-нравственного становления личности, не приемлющей негативы жизни. Более того, музыка с помощью мудрого учителя, профессионально грамотного студента-практиканта может привести к состоянию катарсиса, «к сложному превращению чувств», то есть к духовному очищению, к осмыслению чувств, о чем писал Л.С. Выготский [1].

Акцентирование на уроках музыки в школе основополагающего педагогического принципа «связь с жизнью», несомненно, станет фактором воспитания духовно-нравственных чувств, духовно-нравственного становления и обогащения духовной культуры личности школьников, «как части их духовно-интеллектуальной культуры» [2].

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - С.204.

2. Лаптев И.Г. К вопросу о музыкально-эстетическом просвещении младших школьников // Новый университет, серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». - 2012. - №11-12 (20-21). - С.8.

3. Лаптев И.Г. Потенциально конструктивные изменения в личности учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал ВАК. - Челябинск, 2013.-№1.- С.67.

4. Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971.- С.182.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.- С.165.

References

1. Vygotsky L.S. Psychology of Art. M., 1987. - S.204.

2. Laptev I.G. On the question of musical and aesthetic education of younger schoolboys // New University, a series of "Actual problems of the humanities and social sciences." - 2012. - №11-12 (20-21). - S.8.

3. Laptev I.G. Potentially constructive changes in the teacher's personality // Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University: scientific journal WAC. - Chelyabinsk, 2013.-№1.-S.67.

4. Lunacharsky A.V. In the world of music. M., 1971.- S.182.

5. Sukhomlinsky V.A. I give my heart for children. Kiev, 1969.- S.165.

Лопатина Е.В.

Кандидат филологических наук, Уфимский государственный нефтяной технический университет

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье рассматриваются методы и приёмы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Анализируется понятие коммуникативной мотивации. Особое внимание уделяется обучению иноязычной культуре, совершенствованию у студентов навыков говорения с применением группового обсуждения актуальных проблем на занятиях.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурный компонент обучения, внешняя и внутренняя мотивация, дискуссия, иноязычное говорение.

Lopatina E.V.

PhD in Philology, Ufa State Petroleum Technological University

THE PROBLEM OF STUDENTS MOTIVATION WHEN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AT THE TECHNICAL

UNIVERSITY

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.