вроде меня, а когда вспоминает, просит прощения у неба» [2]. Определяя авторскую позицию в рассматриваемой книге, можно понять ее как роль советчика, помощника для читателя. Автор солидаризируется с читателем, протягивает ему руку, разделяет с ним ошибки и заблуждения, заявляя: «Падаю вместе с тобой в бездну глупости!» [2]. Одновременно журналистка является аналитиком повседневности, наблюдает действительность, проживая события вместе с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это маленькая женщина, храбро противостоящая всем жизненным вихрям. Ее юмор и здравый смысл помогают преодолевать невзгоды с улыбкой, не погибнуть под нагромождением бытовых неурядиц и переживать неприятности, не считая их катастрофой.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (VI. Функции плута, шута, дурака в романе) // Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.
2. Литтиццетто Л. По кочану / Сост. Е.М. Солонович: пер. с итал. под ред. Е.М. Солоновича. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 304 с.
3. Палкевич О.Я. Комические тексты в русской лингвокультуре: традиции и инновации // Концепт и культура: материалы II Международной научной конференции. - Кемерово, 2008. - С. 495-501.
МУЖСКИЕ СТЕРЕОТИПНЫЕ ОБРАЗЫ В МЕСТНОЙ ПРЕССЕ
© Соколова Е.А.*
Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
В статье рассматривается комплекс тендерных стереотипов, связанных с репрезентацией образа мужчины в газете провинциального города и характерных для местной прессы: работник правоохранительных органов - «силовик», руководитель предприятия или организации -«босс», представитель мелкого бизнеса - «счастливый фермер», опустившийся на дно жизни деклассированный элемент «маргинал» и представитель сферы искусства - «богема», дана характеристика каждого из выявленных стереотипных образов.
Стереотипы в журналистике принято понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также
* Заведующий кафедрой Литературы и журналистики, кандидат филологических наук, доцент.
как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.
В обширном море стереотипов, представленных российской прессой, ученые выделяют особую группу тендерных стереотипов, связанных с репрезентацией отношений мужчин и женщин, еще недостаточно полно изученных современной наукой. Исследование тендерных стереотипов в различных типах СМИ, несмотря на неоднозначное восприятие тендерной проблематики в современном российском обществе, остается актуальным.
Сознание человека не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они сокращают восприятие. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются СМИ и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. Следовательно, образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли создаются СМИ и воспринимаются аудиторией с помощью тендерных стереотипов.
Как правило, в исследованиях, посвященных тендерной проблематике в СМИ, главное внимание уделяется положению женщины и репрезентации образа женщины [1-4], а репрезентация мужских образов остается малоисследованной. Поэтому изучение мужских стереотипных образов, создаваемых СМИ, представляется актуальным, особенно в период т.н. «патриархатного ренессанса», переживаемого современной Россией [2].
Рассмотрим несколько популярных мужских стереотипов в газете «Исеть» провинциального города Шадринска за второе полугодие 2010 года. В выпусках газет за этот период опубликовано 46 текстовых материалов о мужчинах (статьи и интервью) и 34 фотографии, иллюстрирующие тексты. В выявленных материалах четко прослеживается использование пяти базовых мужских стереотипных образа:
- руководитель предприятия или организации - назовем его «босс», этому образу посвящено 39 % материалов о мужчине;
- представитель сферы искусства - назовем его «богема», этому образу посвящено 28 % материалов о мужчине;
- работник правоохранительных органов - назовем его «силовик», этому образу посвящено 17 % материалов с использованием мужских образов;
- крестьянин, мелкий предприниматель, представитель мелкого бизнеса - назовем его «счастливый фермер», этому образу посвящено 11 % материалов о мужчине;
- опустившийся на дно жизни деклассированный элемент - назовем его «маргинал», этому образу посвящено 5 % материалов о мужчине.
«Босс» изображается следующим образом: одежда всегда безупречна, она отличает его от всех остальных групп мужчин. Он не носит военную
форму, уверенно заменив её на строгий костюм и галстуки. «Босс» на снимках (а их 44 % от всех других портретов), отличаются умным взглядом, улыбкой. Лексика тяготеет к штампам: часто используются обороты «ситуация остаётся напряжённой», «точки роста», «при сложившихся обстоятельствах», «выявлены факты», «создать систему мер» и проч. высказывания изобилуют точными данными статистики, широко употребляется страдательный залог.
«Богема» также составляют большую часть «мужских» интервью и статей, провинциальные газеты традиционно изобилуют материалами о культурной жизни родного города, эта традиция восходит к советским временам. В «Исети», как правило, этот стереотип распространяется на деятелей культуры и искусства г. Шадринска, которых горожане знают, поэтому журналистские материалы носят, как правило, хвалебный характер с восторженными нотками: художники, поэты, артисты местного драмтеатра, художественные руководители изображаются в «творческом» стиле. Как «силовик», погруженный в Законодательство, так «богема» погружен в мир искусства, каким его представляет журналист. Сияющая улыбка, нарочито одухотворенный взгляд, неформальная одежда, расслабленная поза - атрибуты стереотипа. В речи «богемы» выражается их собственное Я и отношение к действительности, они говорят о своей работе с любовью. В материалах подчеркивается творческий характер этих людей, нередко журналисты в интервью с ними уделяют большое внимание биографии героев. «Богема» открыта для изучения, наверное, поэтому так близка и любима жителями города.
Стереотипы «силовик» и «босс» имеют много общего: строгие, состоявшиеся, успешные. Однако, в отличие от «босса» «силовик» изображён подчёркнуто брутальным, с тяжёлым и жестким взглядом, на фотографиях обязательно запёчатлён в форме. Чаще всего он изображен на рабочем месте за столом, разговаривающим по телефону, - именно так журналисты воспроизводят образ человека, вечно занятого исполнением своих служебных обязанностей. Речь «силовика» также не отличается литературным изяществом, к ней применимо понятие «протокольный стиль», она изобилует цитатами из законодательства, речевыми штампами. На вопросы корреспондента герой отвечает прямыми «рублеными» предложениями, подчеркивая соблюдение «буквы закона».
Вообще, «силовика» изображают в тесных рамках его полномочий, за эти границы выйти очень сложно. Человечность этого типа мужчин журналисты не раскрывают, ни слова не говорится о быте и о личной жизни человека в форме. Поэтому стереотип такого рода является манипуляцией, формируя в сознании читателя образ некоего робота, в жизни которого нет ничего другого, кроме законодательства и статистики.
С другой стороны, журналисты жалуются на то, что трудно создать живой образ силовика. Приведу слова студентки ШГПИ Л. Черепановой
из ее отчета по производственной практике, высвечивающие эту журналистскую проблему: «На своём опыте я убедилась, как сложно написать живой, интересный материал про сотрудников ГАИ накануне их профессионального праздника. Силовики вечно занятые люди, поэтому на разговоры с журналистами у них нет времени и желания. Сколько бы я ни пыталась вытянуть у них какие-нибудь курьёзные случаи из служебной практики за 8 часов командировки по району, профессиональные приметы или хотя бы анекдоты, - участковые, к которым я была прикомандирована, на все вопросы отвечали, что служба вполне обычная, ничего интересного нет, молчали».
К стереотипу «счастливый фермер» можно отнести образы мужчин, которые получают доход от частного домашнего подворья, выращивают скот и овощи для продажи. Авторы акцентируют внимание на то обстоятельство, что мужчины этого типа обычно имеют крепкую семью, члены которой во всём помогают хозяину, они обладают смекалкой и желанием работать. Журналисты констатируют наличие смекалки и желания работать. Подчеркнута патриархальность. В отличие от ушедшего в прошлое стереотипного образа советского крестьянина, «счастливый фермер» - человек, занимающийся фермерством прежде всего потому, что на селе нет рабочих мест, и нужно как-то содержать семью. Образ «счастливого фермера» всегда положительный, он создаётся журналистами для того, чтобы побуждать безработных в городе и на селе заниматься частным подворьем.
«Маргинал». В современном языке это слово часто также употребляется как синоним понятия «деклассированный элемент», т.е. представитель социального дна, либо человека, живущего не так как все, пренебрегающего социальными стандартами, часто выходя за рамки марали и закона. Как показывает анализ периодических изданий, СМИ традиционно связывают становление преступника с проблемами семьи, в которой он вырос. Стереотипно подается начало скатывания на социальное дно: в подростковом возрасте под дурным влиянием неполной семьи, а затем неудачной компании друзей, далее - колонии для несовершеннолетних, после чего - серьезные преступления, о которых, собственно, и пишет газета: убийства своих «собутыльников» или грабеж соседей. Следует заметить, что рассказ о драматичной судьбе подан однообразно, казённым языком, отношение журналиста к этим запутавшимся в своей жизни людям несколько пренебрежительное. Часто истории о преступлениях и начинаются одинаково, как зачин давно известной сказки: «В тот день всё было как обычно: мужская компания, выпивка». На фото «маргинал» выглядит угрюмым, озлобленным, в темной одежде, на лице нередко видны следы похмелья или сильного опьянения.
Стереотипные мужские образы в местной прессе отражают устойчивое представление масс о предназначении и социальных функциях мужчины в патриархальном обществе, и журналисты прибегают к ним для облегчения понимания читателями своего представления о герое, олице-
творяющем то или иное общественное явление. С другой стороны, задача современной журналистики состоит и в том, чтобы избегать использования стереотипов, затуманивающих реальность, ломать отжившие стереотипы-анахронизмы, а также улавливать и запечатлевать то новое, что характеризует время и эпоху.
Список литературы:
1. Введение в тендерные исследования. - Ч. I: учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
2. Смирнова О.В. Тендерная проблематика. Проблематика СМИ. - М., 2008. - С. 223-238.
3. Ахмадеева К.Н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hse.ru/prog_sek.
4. Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной // Журналист. - 2005. - № 1.