Научная статья на тему 'Музейный центр как попытка «Примирения» новой формы музейного пространства с содержанием коммуникативной функции (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990-е гг. )'

Музейный центр как попытка «Примирения» новой формы музейного пространства с содержанием коммуникативной функции (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSEUM’S COMMUNICATIONAL FUNCTION / MUSEUM''S CULTURALEDUCATIONAL ACTIVITY / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЕЯ / КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / MUSEUM / MUSEUM UNITED / MUSEUM CENTRE / NEW FORMS OF WORK WITH VISITORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батулина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается процесс функционирования новой структурной и содержательной формы музея – Музейно-культурного центра с точки зрения содержания коммуникативной функции музея в условиях изменения формы музейного пространства («объединение») в 1990-е гг. на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum centre is as the attempt of “the reconcile” new form of museum space to the content of the museum’s communicational function (on the example of Ivanovo state united historical-regional museums in Ivanovo Region in 1990s)

The process of a function of the new structural and contenting museum’s form – Museum-cultural centre – from the point of view the content of the museum’s communicational function in the conditions of the changing of museum’s space form (“united”) in 1990s at the example – Ivanovo state united historical-regional museums in Ivanovo Region – is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Музейный центр как попытка «Примирения» новой формы музейного пространства с содержанием коммуникативной функции (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990-е гг. )»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 069

Батулина Ольга Сергеевна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

magnitizma@mail.ru

МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР КАК ПОПЫТКА «ПРИМИРЕНИЯ»

НОВОЙ ФОРМЫ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА С СОДЕРЖАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990-е гг.)*

В статье рассматривается процесс функционирования новой структурной и содержательной формы музея — Музейно-культурного центра с точки зрения содержания коммуникативной функции музея в условиях изменения формы музейного пространства («объединение») в 1990-е гг. на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области.

Ключевые слова: музей; музейное объединение; музейный центр; коммуникативная функция музея; культурнообразовательная деятельность музея; новые формы работы с посетителями.

В 1993 году Ивановский государственный объединенный историко-революционный музей (далее по тексту - ИГОИРМ; созданный в 1977 году) переименован в Ивановское государственное объединение историко-краеведческих музеев области (далее по тексту - ИГОИКМО) и ему присвоено имя Д.Г. Бурылина. Новая форма организации музейного пространства - «объединение» - повлекла за собой новые определения культурно-образовательной деятельности, которая учитывала современные требования населения. Внутри объединения возникает новая структурная и содержательная форма - Музейно-культурный центр.

Музейно-культурный центр (далее по тексту -Центр) - многопрофильное музейное учреждение, музей новой общественной ориентации, с безусловным сохранением просветительной и образовательной функций, способствующее даже их развитию; рассчитанный абсолютно на все группы населения, людей широкого диапазона вкусов и культуры. При создании Центра учитывались функциональные возможности здания, среди которых: [8] обширные экспозиционные площади со специальным выставочным оборудованием; специально размещенные и технически оборудованные музейные фондохранилища; конференц-зал; обширные зоны приема посетителей: холл, диорамный зал, детский зал, гардероб.

Информационно-справочные и издательские услуги Центра подразумевали использование информационной технологии в просветительской и рекламной деятельности (электронные рекламные ролики, проспекты музеев и экспозиций, экскурсионно-туристические справочники); информационно-поисковые системы (ИПС), позволяющие получить сведения о ведущих музейных коллекциях Ивановского объединения с их изображением;

музей в Шете! Имея свой выход в сеть Шете^ Центр имеет возможность предоставить коммерческое использование канала пользователям, а также демонстрацию информации о музейном объединении имени Д.Г. Бурылина в разделе «Музеи России»; создание коммерческого игрового компьютерного класса с библиотекой мультимедийных компакт-дисков; издательские услуги - выпуск информационных буклетов, сувенирных проспектов и изданий [5].

По «Концепции использования современных технологий в ИГОИКМО им. Д.Г. Бурылина» [6] для повышения эффективности работы с детской аудиторией предполагалось организовать компьютерный музейный класс с использованием музейных мультимедийных продуктов, компьютерных игр, мультимедийных энциклопедий, компьютерной графики.

Принимая во внимание потребности современного общества и особенности восприятия информации, ритм времени, реализуя еще неиспользованные музейные ресурсы, можно выделить основные цели проекта:

- «Учитывая уникальность и планетарность музейных коллекций, современную музейную сценографию и дизайн, новую технологию экспонирования, применение актуальных технических средств, отойти от традиционного музейного экспонирования.

- Создать экспозицию, предполагающую новый взгляд на музей: экспозицию-размышление, не ставящую цель - убедить, а подумать; обогатить духовный мир человека, поднять его творческие силы, создать активное личностное восприятие, сопереживание, самостоятельное наблюдение.

- Создать «Музейный центр» как культурный, образовательный и общественный центр, сделать

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках соглашения № 14.В37.21.0030.

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Батулина О.С., 2013

музей частью ежедневного обихода для всех членов общества, реализуя принцип «просвещать и воспитывать, развлекая». [8]

Одним из ведущих и актуальных направлений деятельности ИГОИКМО являлась разработка концепций новых образовательных программ на основе глубоких научных исследований уникальных музейных коллекций. Являясь одним из первых музеев в стране, кто стоял у истоков программ нравственно-эстетического воспитания детей музейными средствами (с 1983 г.) Ивановский музей продолжал их развитие.

В 1994 году музеи объединения начинают искать новые формы работы с детской аудиторией. Так, сотрудники Центра разработали 2 крупные программы: [2]

1. «Программа детской рисовальной школы, создаваемой на базе ИГОИКМО (Детская творческая мастерская);

2. Программа по театрализации музейной работы в рамках новых нетрадиционных форм деятельности ИГОИКМО».

Приоритетным направлением образовательной системы «Музей и дети» (созданной в 1988 году) на данном этапе являлось: историко-краеведческое и творческо-художественное направления, которые нашли свое отражение, в частности, в деятельности Детской творческой мастерской при Музейновыставочном центре.

Идея создания художественной (скорее даже творческой) студии при музее имени Д.Г. Бурыли-на основывалась именно на возрождении рисовальной школы, которая, как и кружок любителей художеств, были созданы Д.Г. Бурылиным сразу же при открытии музея в 1914 году. [2] Суть этой идеи выражалась словами создателя музея, который хотел сделать музей средоточением древности, -«только достойное воспитание и обучение способно создать достойного ученика, творца». [10, с. 128]

Оригинальное обучение по авторским программам проводились в музейных экспозициях на подлинных произведениях искусства и культуры. Данная система занятий была рассчитана на 3-х летнее обучение. В мастерской занимались дети 510 лет, т.к. именно в этот период ребенок интенсивно познает окружающий мир, испытывает потребность в приобщении к культуре, искусству, общечеловеческим ценностям, начинает ощущать себя личностью и частицей огромного мира.

Встреча с памятниками культуры в музее не только способствовала обогащению духовного мира ребенка, но и поднимала его творческие силы, создавала активное, личностное восприятие, переживание, самостоятельное наблюдение.

Программа обучения в Детской творческой мастерской организовывала творческую деятельность ребенка не только в изобразительном искусстве, но и в более широком плане - через искусство, рас-

крывая творческие возможности ума, вдохновения, познания мира. Она состояла как бы из нескольких больших блоков, которые, в свою очередь, включали в себя единство изучаемой темы в трех различных формах творчества (слово - изучение, наблюдение; действие - самостоятельное творчество). Представлялось это так: «в выходной день детям предлагалась расширенная культурно-музейная программа, включавшая в себя знакомство с определенной темой (например, «Картинки старого города», «Окно тысячелетнее прошлое», «Встреча с редкой книгой»)» с использованием материалов экспозиции и фондов, фильмов, игровых и театрализованных элементов». [2] Дети становились непосредственными участниками действия. Первое «музейное» занятие несло в себе не только познавательное начало, оно служило как бы эмоциональным толчком для второго занятия, изобразительного.

При всем многообразии тем музейных занятий, их цель была едина:

1. Помочь ребенку ориентироваться в предметном мире, наблюдать вещь в ее историческом развитии;

2. Развить способность видеть в каждом предмете историческую преемственность, наслоение культур, эстетическую ценность, т.е. наблюдать его «родословную». [7]

Занятие изобразительным искусством, что необыкновенно ценно, о чем, собственно, и мечтал Д.Г. Бурылин, происходило на изучении подлинного музейного предметного материала. В постановке натюрмортов использовались не восковые фрукты и овощи, а настоящие, живые предметы прошлой культуры.

Дети работали непосредственно в залах музея, либо в помещении студии с фондовым материалом. Работа строилась, конечно, не только на изучении, наблюдении и копировании тех или иных музейных предметов, но и на их творческом осмыслении, вживании через изобразительное творчество в определенный культурно-исторический отрезок времени. Задания, предлагаемые детям на занятии изобразительным искусством, были направлены именно на творческое изучение музейного предмета, на развитие ассоциативного мышления, образного начала. Это была и самостоятельная постановка натюрмортов на заданную тему из определенного разностильного набора предметов, и индивидуальное дизайнерское решение опять же на основе музейного предмета.

Третье занятие блока - декоративно-прикладное искусство. Дети переходили уже от познавательного начала, наблюдения, изучения к самостоятельной работе в материале. На первом году обучения дети приобщались к традициям народного искусства России, например, изготовление тряпичных кукол, роспись глиняных игрушек, деревянных

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

175

матрешек, пасхальных яичек и т.д. Кроме того, занятия по декоративно- прикладному искусству давали богатый материал для выставок-ярмарок [2]. Все три занятия (музейное, изобразительное, декоративно-прикладное) проходили в комплексе одной темы.

Приведем примеры трех занятий. Первое занятие: музейная программа «Из истории коллекций музея» (выставка «Д.Г Бурылин...», фарфор), изобразительное искусство «Волшебная чашка» (работа в залах музея по материалам выставки), декоративно-прикладное искусство (роспись глиняной посуды: кринки для молока, посада для яиц и т.д.); второе занятие: «У истоков» (музейное занятие в экспозиции «Человек. Душа. Духовность». История древней Руси от язычества до христианства), изобразительное искусство «Рождественская открытка» (композиция по стихотворению А. Черного «Рождественское»), декоративно-прикладное искусство (роспись рождественских пряников); третье занятие: музейное занятие «Картинки старого города» (из истории города Иваново), изобразительное и декоративно-прикладное искусство «Ивановские ситцы» (ручная набойка по ткани).

В течение 2,5 лет деятельности Детской творческой мастерской (1994-1997 гг.) её воспитанники принимали участие в различных конкурсах, например: международный конкурс «Юный художник ФАИ», Франция: по итогам промежуточного конкурса в г. Москве работы воспитанников мастерской отмечены как самые оригинальные (1995 г.); конкурс к 300-летию Российского флота: отмечена 1 работа (1996 г.); конкурс «Мой Пушкин», г. Вологда: призовое место (1997 г.) и др.[9]

Таким образом, задача данной системы состояла не только в воспитании будущего художника, а гораздо шире - в раскрытии духовных качеств, творческих сил, необходимых в любой деятельности, в широко мыслящей творческой личности. При этом система могла успешно задействовать потенциал всех музейных экспозиций.

Отличной от этой программы являлась Программа театрализации музейной работы в рамках развития новых нетрадиционных форм деятельности ИГОИКМО. Основываясь на том, что музеи призваны не только хранить наследие, но и целенаправленно искать и разрабатывать новые формы его трансляции, передачи наследия новым поколениям, музею был необходим постоянный поиск нетрадиционные способов общения с музейными посетителями. Основная цель подобной работы понималась как «просвещать и воспитывать, развлекая...» [3].

Основными задачами данной программы являлись:

- создание и показ произведений хореографического и музыкально-драматического искусства с использованием музейных ценностей в интересах духовного и эстетического обогащения детей;

- организация музейных и иных творческих форм досуга населения;

- культурно-просветительная и воспитательная деятельность в целях приобщения подрастающего поколения к сценическому, пластическому и музыкальному искусству;

- расширение международных творческих контактов в области музейного дела, культуры и искусства.

Основные формы работы, проводившиеся в рамках данной программы: [3]

1. Одноактные спектакли «Огонь русской души» в экспозиции «Человек. Душа. Духовность» и «Меж двух миров» в зале «О, женщина» краеведческого музея. Сценической площадкой этих необычных представлений, подготовленных по специально разработанным сценариям, являлись подлинные экспозиционные интерьеры, где и предметы, и зрители становились участниками действия.

2. Театрализованные представления «Посвящение в мир искусства» для младших школьников и старшеклассников, в которых, зрительно связав представленные в музейной театрализации экспонаты, с соответствующей предметной средой и действующими лицами, дети раскрывали для себя тайну предметного мира, делали первый шаг в огромный волшебный мир искусств уже не только как гости, но как друзья музея.

3. Теоретические занятия, лекции с привлечением видеоматериалов по эстетике, истории, культуре, искусству.

4. Музейные праздники и презентации коллекций и экспозиций.

5. Осуществление репетиционного процесса и выполнение концертных номеров, подбор музыкального, литературного, а также оформительского и декоративно-художественного материала для фонограмм, постановочных аудиовизуальных программ, творческих встреч - все это также входило в программу данной системы.

Данному перспективному направлению не сужено было сбыться, т.к. эти довольно интересные, насыщенные и яркие программы работы с детьми различного возраста просуществовали сравнительно недолго. Мы считаем, что данные программы явились как бы продолжением специфики и определенного стиля внедрения новых нетрадиционных форм культурно-образовательной деятельности, начатой еще в начале 1980-х годов в ИГОИРМ.

Помимо интересных и насыщенных программ для детей в ИГОИКМО разрабатывались и проводились мероприятия для взрослого населения, которые не были направлены на развитие творческого начала, а были приурочены к какому-либо событию, связанному с деятельностью музеев объединения или его основателя - Д.Г. Бурылина: чтения (например, «Бурылинские чтения к 145-летию Д.Г. Бурылина», 1997 г. [4]); музейный эксперимен-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

тальный театр (спектакли «Огонь русской души», «Меж двух миров» [1]). Но данные мероприятия были единичны и не прижились как форма.

Таким образом, музейное объединение 1990-х гг. ищет как формы организации досуга, в большей мере, детской аудитории посетителей с целью отдыха и получения знаний одновременно, так и формы организации самого пространства музея (создав Музейно-культурный центр), следуя современным требованиям использования новых технологий и в информационном плане, и в плане техническом, хозяйственном, что, на наш взгляд, способствует более эффективной презентации музейной экспозиции и привлечению посетителей в музей для образовательных целей. Для взрослой аудитории в музеях объединения проводятся традиционные мероприятия, а внедрение новых форм работы с этой категорией посетителей носят разовый характер и в основном идут в направлении театрализации, «обыг-

рывания» музейной экспозиции или предмета.

Библиографический список

1. Научный архив областного государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4231а. (далее по тексту - Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина)

2. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4236.

3. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4239.

4. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4304.

5. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4333.

6. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4412.

7. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4414.

8. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4472.

9. Дети рисуют в музейных залах // Правда. -1998. - 16.04.

10. Додонова А.А. Дмитрий Геннадьевич Буры-лин. - Иваново, 1998.

УДК 378:811

Карпова Светлана Николаевна

Российская таможенная академия, г. Москва customs.lingvo@yandex.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

В статье рассматриваются вопросы активизации использования интерактивных технологий обучения иностранному языку в современном вузе, педагогические возможности и риски, связанные с применением интерактивных форм, в частности, ролевых игр.

Ключевые слова: компетенция, интерактивные технологии, иностранный язык, обучение, ролевые игры.

Основной целью государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной в ноябре 2012 года, является обеспечение соответствия качества отечественного образования меняющимся мировым реалиям. Программа включает в себя такие федеральные целевые проекты, как «Развитие профессионального образования», «Вовлечение молодежи в социальную практику», «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» и др. Программа нацелена на повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах развития страны [1].

Образование призвано содействовать решению главной задачи -переводу экономики на инновационный путь развития. Эту задачу надо решать, начиная со школьного образования и заканчивая высшим, когда студенты получают определенные профессиональные навыки.

В настоящее время выпускник ВУЗа должен быть не просто человеком с дипломом, а профессионалом, решающим круг своих профессиональных задач, развитой личностью, способной применять приобретенные знания, обладающей обширным кругозором и гуманитарной культурой.

В основу обучения положен компетентностный подход, обеспечивающий профессиональную подготовку специалиста и развитие его интеллектуальных способностей, личностных качеств, развитие способности самостоятельно приобретать новые знания в процессе личностно-значимой деятельности [2, с. 8].

По европейской классификации компетенция включает:

- функциональную компетенцию (знания и умения), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере или социальной деятельности (знание как действие);

- когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытых знаний, приобретенных на основе практики (знание как понимание);

- личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

- этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Новые образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривают получение в процессе обучения набора профессиональных и общекультурных компетенций. В зависимо-

© Карпова С.Н., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.