муникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Список литературы
1. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - С. 67.
2. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
3. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - № 4(8). - 2007.
4. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.
М.А. Муфтеева
учитель,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №72, г. Челябинск
Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школьный комплексный музей «Край родной - моя Отчизна» является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Одной из самых главных задач школьной программы является воспитание гражданина, патриота России. Актуальность воспитания нравственности вызвана значимыми изменениями у современной молодёжи в отношениях к ценностям, таким как Отечество, патриотизм, верность традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, края.
В 2001 г. назрела необходимость создания школьного музея, который может объединить учащихся школы, обеспечить условия нравственного воспитания посредством включения школьников в различные формы познавательной и творческой деятельности; формировать гражданские
215
качества, прививать социальные нормы, установленные обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей, просвещать и воспитывать музейной средой, информировать музейными средствами.
Школьный музей является одним из компонентов целостной коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения, включенного в систему школьного дополнительного образования в сфере внеурочной деятельности школьников. Специфика содержания и форм организации внеурочной деятельности делает ее эффективным средством опосредованного влияния на образовательный процесс, в плане повышения учебной мотивации, обеспечения ребенку зоны успеха в доступном виде деятельности и достижения им психологического комфорта как одного из условий личностного роста, что особо важно в отношении детей с нарушениями в развитии.
Также специфика содержания и форм организации внеурочной деятельности способствует профилактическому и коррекционноразвивающему влиянию на жизнедеятельность ребенка. Особую значимость это приобретает в отношении подростков. Социальнопедагогические возможности внеурочной деятельности в рамках работы школьного музея, в которые включаются подростки, основываются на формировании и удовлетворении важных для них социальных и духовных ценностей, заложенных в содержании деятельности музея, в социальных ролях, нормах, правилах поведения, которым приходится следовать в процессе деятельности. В силу своей значимости для подростка они способны оказывать влияние на коррекцию поведения в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
Вместе с тем деятельность школьного музея позволяет решить проблемы определения сферы деятельности, в которой ребенок с особенностями в развитии может самоутвердиться, проявить себя, что позволяет обеспечить реальный успех подростка в других, не учебных видах деятельности. В результате это способствует укреплению у подростков чувства собственного достоинства и развитие достаточно благоприятного представления о собственной значимости. Кроме этого, работа музея позволяет решить проблему занятости свободного времени подростков, расширить сферу межличностного взаимодействия детей.
Актуальным является и то, что гражданско-патриотическое, нравственное, духовное воспитание школьников происходит через практическую деятельность музея.
Работа в школьном музее включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность.
Целью музейной деятельности служит развитие нравственногуманистических ценностных ориентаций и социальная адаптация в обществе обучающихся в воспитательной системе образовательного учреждения.
216
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• коррекционно-образовательные:
- обеспечение преемственности в содержании взаимосвязанных учебных дисциплин - естествознания, истории, обществознания и формирование на этой основе представлений о целостной картине мира во всех ее проявлениях, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- обеспечение сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через специфические формы организации внеурочной деятельности - предметные экскурсии, тематические встречи, выполнение практических заданий, связанных с учебно-исследовательской деятельностью.
- формирование и активизация коммуникативной функции речи, посредством опоры на знания учащихся, полученных в курсах учебных дисциплин;
• коррекционно-развивающие:
- формирование познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, речевой деятельности, внимания школьников;
- обеспечение условий для всестороннего целостного развития личности, посредством введения в разные формы общения, предоставления возможности реализации себя в общественно-значимой деятельности;
- обеспечение педагогической помощи в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, реализации творческого и развития духовного потенциала школьников, посредством включения в целесообразную творческую деятельность;
• коррекционно-воспитательные:
- обеспечение условий нравственного, гражданского, экологического и эстетического воспитания учащихся, посредством включения школьников в различные формы познавательной и творческой деятельности;
- формирование гражданских качеств ученика и привитие нравственных и социальных норм - установленных обществом правил и устойчивых форм социального взаимодействия людей;
- обеспечение условий для освоения ребенком новых социальных ролей и приобретение социального опыта.
Для реализации эффективного воспитательного воздействия на обучающихся с ОВЗ организована работа в следующих направлениях:
историко-краеведческое - обучение ребенка ориентироваться в музейном мире, воспитывать музейную культуру, развитие и поощрение интереса к истории своей семьи, рода; формирование навыков по изучению и сохранению социальной памяти; правильных исторических представлений; гражданских, нравственных качеств, патриотизма; создание истории своей семьи, своей родословной; выявление семейных традиций, преданий; изучение судьбы семьи в судьбе города, страны; формирование семейного (домашнего) музея; конкурсы сочинений «О чем хранят память семейные фотоальбомы», «Семейные фотографии рассказывают...»; организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, труда,
217
тружениками тыла, сбор исторических документов - фотографий, писем, почетных грамот, наград; организация выставок о военном времени; работа поискового отряда «Дети и война» - запись рассказов и воспоминаний людей, чье детство пришлось на годы войны;
художественно-эстетическое - формирование чувства причастности к культурному наследию своего народа, уважения к другим культурам;
естественно-научное и экологическое - изучение природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, источника ресурсов для развития хозяйства;
социальное - взаимодействие с семьей посредством музейной педагогики; беседы, консультации, опрос, открытые просмотры, родительские собрания; помощь родителей в организации экспозиций музея;
трудовое воспитание - овладение практическими навыками, мастерством, профориентация; работа кружка «Лоскуток»; знакомство и экскурсии на промышленные предприятия города и области; выставки творческих работ учащихся, изготовленных для музея в мастерских, на кружке, в классе; изготовление подарков для ветеранов в лоскутной технике.
Методологической основой работы музея служит: развитие музея как центра воспитательной работы школы; апробация новых форм работы, развитие материально-технической базы, использование средств ИКТ; обновление, пополнение экспозиций музея; распространение опыта работы и создание системы отслеживания деятельности музея в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида; паспортизация музея в федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации.
Влияние музейной педагогики на развитие социума это обеспечение нравственного воспитания подрастающего поколения, дополнительного краеведческого образования, положительная динамика развития ключевых компетенций выпускника школы, закрепление изучаемого материала через организацию внеурочной деятельности, положительная динамика развития личностных качеств ученика.
Инновационная деятельность направлена на реализацию воспитательного воздействия на учащихся с ограниченными возможностями здоровья через работу школьного музея: организация жизнедеятельности воспитанников и педагогов, основанная на принципах взаимодействия взрослых и детей, общей заботе друг о друге, окружающем мире; изменения в воспитательном процессе: введение инновационных технологий воспитания, реализация принципа личностно ориентированного подхода (обеспечение ребенку зоны успеха в доступном виде деятельности и достижения им психологического комфорта как одного из условий личностного роста, что особо важным в отношении детей с ОВЗ).
218