Научная статья на тему 'Музей в условиях глобализации'

Музей в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4008
800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЙ МУЗЕЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ МУЗЕЙ / ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ / ПЕРЕХОДНАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GLOBALIZATION / MUSEUM / TRANSFORMATION / COMPLEX MUSEUM / PRIVATE MUSEUM / TRANSITIONAL MUSEUM MODEL / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мастеница Елена Николаевна

В статье раскрывается влияние тотального характера глобализации на развитие музея как социокультурного института, переживающего кардинальные изменения в своем содержании и формах деятельности. Постепенно утрачивая образ «храма искусства и науки», музей все больше воспринимается как пространство, находящееся в непрерывном развитии, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. Рассматривая процессы «глокализации» в музейной сфере, причины появления «лирических музеев», автор трактует их как ответ музея на вызовы времени, подчеркивает актуальность трансляции музеем гуманитарного знания, обладающего способностью перевода общечеловеческих ценностей в личный формат в эпоху глобализации культуры. Основное внимание уделяется анализу таких ведущих тенденций развития музейного мира, как рост комплексных музеев, популярность частных музеев и появление учреждений музейного типа, что служит свидетельством трансформации исторически сложившегося классического публичного музея, динамики его функций и направлений модернизации, а также формирования переходной модели музея как ресурса развития культуры в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article influence of total globalization on development of the museum as the social and cultural institute enduring cardinal changes in the contents and forms of activity reveals. Gradually losing an image of «the temple of art and science», the museum is more increasing perceived as the space which is in continuous development, possessing the high force of information and emotional influence. Considering processes of «glocalization» in the museum sphere, the emergence reasons of the «lyrical museums» (the author treats them as the reply of the museum to time calls) emphasizes relevance of broadcasting by the museum of the humanitarian knowledge possessing ability of the transfer of universal values to a personal format during an era of globalization. The author focuses the main attention on the analysis of such leading tendencies of development of the museum world, as growth of the complex museums, popularity of the private museums and emergence of establishments of museum type that serves as the evidence of transformation of historically developed classical public museum, dynamics of its functions and modernizations, and also formations of new transitional model of the museum as a cultural development resource in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Музей в условиях глобализации»

УДК 069.01

Е. Н. Мастеница

Музей в условиях глобализации

В статье раскрывается влияние тотального характера глобализации на развитие музея как социокультурного института, переживающего кардинальные изменения в своем содержании и формах деятельности. Постепенно утрачивая образ «храма искусства и науки», музей все больше воспринимается как пространство, находящееся в непрерывном развитии, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. Рассматривая процессы «гло-кализации» в музейной сфере, причины появления «лирических музеев», автор трактует их как ответ музея на вызовы времени, подчеркивает актуальность трансляции музеем гуманитарного знания, обладающего способностью перевода общечеловеческих ценностей в личный формат в эпоху глобализации культуры. Основное внимание уделяется анализу таких ведущих тенденций развития музейного мира, как рост комплексных музеев, популярность частных музеев и появление учреждений музейного типа, что служит свидетельством трансформации исторически сложившегося классического публичного музея, динамики его функций и направлений модернизации, а также формирования переходной модели музея как ресурса развития культуры в современных условиях.

Ключевые слова: глобализация, традиционный музей, трансформация, комплексный музей, частный музей, переходная модель музея, информационные технологии

Elena N. Mastenitsa

The museum in the conditions of globalization

In article influence of total globalization on development of the museum as the social and cultural institute enduring cardinal changes in the contents and forms of activity reveals. Gradually losing an image of «the temple of art and science», the museum is more increasing perceived as the space which is in continuous development, possessing the high force of information and emotional influence. Considering processes of «glocalization» in the museum sphere, the emergence reasons of the «lyrical museums» (the author treats them as the reply of the museum to time calls) emphasizes relevance of broadcasting by the museum of the humanitarian knowledge possessing ability of the transfer of universal values to a personal format during an era of globalization. The author focuses the main attention on the analysis of such leading tendencies of development of the museum world, as growth of the complex museums, popularity of the private museums and emergence of establishments of museum type that serves as the evidence of transformation of historically developed classical public museum, dynamics of its functions and modernizations, and also formations of new transitional model of the museum as a cultural development resource in modern conditions.

Keyword: globalization, museum, transformation, complex museum, private museum, transitional museum model, information technologies

Музей отзывается на существующее в обществе настроение.

К. Хадсон

Глобализация - сложный и многосоставный процесс, в основе которого лежит информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы социальной жизни и человеческой деятельности - политику, экономику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Глобализация является мощным фактором преобразования пространства и времени современного сосуществования людей, географические и межгосударственные границы становятся легко преодолимыми, а трансконтинентальные связи и межкультурная коммуникация все более интенсивными. Иными словами, «человеческая жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние

действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной среды, в которой она протекает»1. Переход от традиционного общества к техногенной, компьютеризированной, виртуальной цивилизации, экспансию которой катализирует процесс глобализации, вызывает глубинные и системные трансформации. В современных условиях особую остроту приобретают вопросы всемирной экономической, политической и культурной интеграции, имеющей острый и противоречивый характер, а также будущих последствий глобализации2. Ввиду плюрализма подходов к изучению процесса глобализации и многообразия трактовок самого понятия, в данной статье под глобализацией понимается «усиливающаяся взаимозависимость

118

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Музей в условиях глобализации

национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенная интеграция в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения»3.

Имея тотальный характер, глобализация не может не привести к культурным сдвигам. Если культуру рассматривать как жизненный уклад или порядок, в рамках которого люди конструируют значение посредством практик символической репрезентации, то под культурной глобализацией следует понимать изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения своего положения и назначения по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений4. Как указывает Э. У. Байдаров, «конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций - главный фактор современного многополярного мира»5.

Постиндустриальное информационное общество определяется как «общество знания», открывающее широкие перспективы для развития когнитивных индустрий. Но данная характеристика означает, что акцент делается на интеллектуальной составляющей культуры, отодвигая на второй план ее гуманистический потенциал. Глобализация вместо взаимного обогащения культур в процессе их равноправного диалога приводит к обезличиванию практически всех культур. Взаимопроникновение традиций, норм поведения одной культуры в другую, их полное или частичное принятие и усвоение дают веские основания говорить об утрате самобытности культуры определенного народа или о ее дрейфе в сторону унификации. Культурные сдвиги, произошедшие во второй половине ХХ и имеющие место в начале XXI в., обусловленные в том числе и ситуацией постмодерн, определили право каждого человека на собственное видение мира, на диалог с культурами прошлых эпох и ее разнообразными проявлениями, что заставляет переосмыслить роль и значение культурных институций, среди которых особое место занимает музей. В наши дни музей, постепенно утрачивая образ «храма искусства и науки», все больше воспринимается как пространство, находящееся в непрерывном развитии, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. В данном контексте обращение к проблемам влияния глобализации на развитие как российских музеев, так и зарубежных, представляется по-прежнему чрезвычайно актуальным, несмотря на то, что попытки рассмотрения различных аспектов заявленной проблематики уже предпринимались автором статьи6.

Музей как «культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения,

актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия»7, призван занять одно из ведущих мест в формировании ценностных ориентаций современного человека, его социализации в быстро меняющемся мире. Процесс глобализации приводит к господству однообразных структур в экономике и политике различных стран мира, порождая антиглобализм, а также нивелирует культурные различия, что приводит к «глокализа-ции» - адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям разных стран и местным традициям разных народов. Нормой становится гетерогенность региональных форм жизнедеятельности человека. На такой основе возможно не только сберечь, но и возродить материальную и духовную культуру народа, освоить и развивать местные культурные традиции, сохранить локальные цивилизации. Центром сосредоточения данных тенденций может и должен стать музей.

Необходимо отметить, что в последние годы в общественном сознании произошли серьезные изменения взглядов на культурное наследие, а также на музеи, традиционно выступавшие местом его сохранения, изучения и трансляции. В современном обществе все более распространенной становится точка зрения, согласно которой музей отражает не столько реальные аспекты исторических явлений и событий, сколько субъективные представления, сформировавшиеся у участников и современников происходящего или у исследователей, обращающихся к изучению прошлого. Это, в свою очередь, привело к мысли о том, что музей призван воссоздавать не столько историческую реальность, сколько ее образ. Вопрос о хранении и представлении музеем историко-культурных ценностей и связанных с ними знаний в эпоху глобализации отходит на второй план, уступая место образной визуализации, создаваемой с помощью активно внедряемых в экспозиционное пространство мультимедийных технологий. В результате фиксируется снижение значимости культурной ценности подлинных музейных предметов, утрачивается сакральность и элитарность уникального музейного пространства.

Таким образом, мы можем констатировать, что сегодня формируется переходная модель музея, пытающегося наладить диалог между различными социальными группами, а также «взаимосвязь между социально-экономическими и культурными установками общества»8. Мы солидарны с мнением о том, что «базовая деятельность музея должна опираться на приоритет сохранения культурного наследия, однако при этом безусловно необходимая модернизация музеев должна осуществляться на концептуальном, структурном и технологическом уровнях»9.

119

Е. Н. Мастеница

Музейный мир России многолик и включает в себя различные по численности профильные группы музеев: исторические, художественные, литературные, естественнонаучные, науки и техники, промышленные, комплексные. Эти основные профильные группы, соответственно, содержат подгруппы в соответствии с более узким тематическим содержанием или профильными дисциплинами. Однако исторически сложившаяся и утвердившаяся в отечественной музеологии профильная классификация не является безупречной, поскольку только фиксирует, но не раскрывает такую важной тенденцию, как рост числа комплексных музеев, соединяющих характеристики двух или более профилей. Это связано, по мнению О. С. Сапанжа, с общемировой концепцией глобализации, укрупнения малых организаций в более крупные объединения для повышения эффективности деятельности учреждений и тенденциями к многогранному и всестороннему представлению того или иного явления, события или процесса10. Исследователь справедливо утверждает, что многопрофильное и многофункциональность - общая черта для учреждений культуры, образования и науки сегодня. В этом прослеживается проявление интеграционных процессов, которые направлены на формирование единого культурного пространства во многих сферах жизни современного общества. Согласно точке зрения автора, деятельность и интересы музея как социального института тесно связаны с другими учреждениями культуры, такими, как библиотека, архив, образовательные и воспитательные учреждения, поэтому становится закономерным не только их сотрудничество, но и объединение для решения общих задач11.

«Глокализация» в развитии музейной сферы в последнее десятилетие, на наш взгляд, ярко проявляется в появлении значительного числа узкопрофильных, специализированных музеев, посвященных какой-либо одной теме, одному предмету либо отрасли деятельности человека, природному или бытовому явлению. Данная тенденция, являясь следствием культурной глобализации, наблюдается как в крупных агломерациях, так и в небольших городах и даже сельской местности. В мегаполисах такие музеи можно рассматривать как один из способов противостоять унификации, стандартизации, власти стереотипов, которые несет в себе глобализация, отражающего стремление сохранить музей как пространство подлинных вещей, несущих память о прошлом, сделать музеи понятными человеку, соразмерными человеку, в некотором смысле «домашними». Цель такого, по определению М. Н. Эпштейна, «лирического музея» состоит в том, чтобы «раскрыть бесконечно разнообразное и глубокое значение вещей

в человеческой жизни, их богатый образный и понятийный смысл, вовсе не сводимый к утилитарному применению»12.

В малых городах, исторических поселениях, отдельных деревнях созданием малых музеев, посвященных событиям, которые происходили на этой территории, или личности, которая оставила след в истории края, стала подчеркиваться их уникальность. Следует отметить, что идея создания такого рода музеев принадлежит инициативным людям, зачастую рассматривающим музей и как коммерческий проект, и как способ творческого самовыражения, что привело к созданию довольно значительной группы частных музеев, интенсивный рост которых фиксируется как общемировая тенденция. Точное количество этих музеев в нашей стране на данный момент установить невозможно, однако, по предположениям некоторых исследователей, эта цифра стремится к 35013. География таких музеев охватывает всю Россию, что подтверждают лишь некоторые примеры: Московский музей мебели, Музей граммофонов и фонографов В. И. Дерябкина в Санкт-Петербурге, Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, Музей «Музыка и время», «Мой любимый мишка» в Ярославле, Музей «Семейное счастье» в Угличе, музейно-выставочный комплекс «Нобели и нобелевское движение» в Рыбинске, Музей Утюга в Переславле-Залесском и др.

Еще одной набирающей силу тенденцией развития музейного мира, во многом обусловленной глобализацией, является возникновение учреждений музейного типа. Активно употребляемому словосочетанию «учреждение музейного типа» уже дано определение, которое предлагает под подобного рода организациями понимать «учреждения, исполняющие отдельные функции и задачи музея»14. Причина повсеместного распространения учреждений музейного типа связана со стремлением отдельных групп социума к сохранению и презентации некоторых видов наследия с различными целями (просветительскими, представительскими, рекреационными и т. д.), включая коммерческие. Так, если в силу разных причин создание и функционирование полноценного музея не представляется возможным, заимствуются отдельные формы музейной деятельности (выставочная, образовательная, рекреационная), которые становятся одним из направлений деятельности уже существующего учреждения или организации. Так появляются музей-театр, музей-мастерская, музей-клуб, музей-аптека, музей-ресторан, школа-музей. Другая причина заключается в том, что сам музей, расширяя сферу своей деятельности, объединяется для решения общих задач с местным сообществом, активно используя нетрадиционные формы работы, например экономические или экологические (экономузей, живой музей).

120

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Музей в условиях глобализации

В подобных учреждениях коллекции подлинных предметы и копии находятся в различном соотношении, а в таких учреждениях музейного типа, как парамузей, экспозиционное пространство не содержит подлинных предметов и строится исключительно на вторичном информационном материале (копии, новоделы и др.)15. Появление таких «музеев», по-нашему мнению, объясняется тем, что в современном обществе объем информации, порождаемой глобализацией, настолько велик и продолжает лавинообразно расти, что неизбежно создаются специальные формы для ее хранения, которые востребованы в обществе. Так, несмотря на авторитет традиционных музеев, обладающих ценнейшими коллекциями предметов-подлинников, у парамузеев довольно высокие показатели посещаемости и интереса у молодого поколения. Как положительный момент можно рассматривать знакомство с копией, новоделом, которое может стать импульсом обращения к первоисточнику-подлиннику, находящемуся в «классическом» музее. Однако опасность такого эффекта и современной информационной ситуации в целом заключается в том, что зачастую подделка и подлинник уравниваются в правах, а неподготовленному и невзыскательному посетителю предлагается красивая упаковка без содержания. Вывеску «музей» желают поместить все, кто стремится презентовать себя и часть пространства вокруг, используя авторитетный символ культуры и проверенный «бренд». В реальности музей и учреждение музейного типа существуют в разных культурных нишах, поскольку обладают различной информацией, различной степенью эмоционального и интеллектуального воздействия на публику, а также имеют различные цели и механизмы этого воздействия. Однако их параллельное и уже конкурентное сосуществование с традиционным музеем вызывает закономерный вопрос: а для чего вообще современному человеку музей - для саморазвития, для получения достоверной информации и уникального опыта или для развлечения и получения удовольствия?

В новых условиях, когда современные информационные технологии не только активно развиваются, но и становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, в обществе формируются особые, актуальные требования к деятельности музеев. На наш взгляд, в условиях глобализации они столкнулись с вызовом, который возник на пересечении их традиционного восприятия как «храма муз» и тех впечатлений, которые получены посетителем при непосредственном посещении музея. Сегодня поколение 1990-х представляет собой наиболее активную группу посетителей, чьи взгляды на музейное дело, миссию музея формировались в эпоху рыночной экономики, когда решение острых финансовых вопросов, ввиду не-

обходимости, ставилось, порой, выше традиционно приоритетных направлений деятельности музея. В ответ на ожидания и запросы публики музеи меняли ориентиры, усиливали зрелищность экспозиций и аттрактивность выставочных проектов, в результате чего «классическое» представление о музее стало заменяться восприятием его как развлекательно-досугового учреждения. В музе-ологии появился и закрепился термин «культурно-образовательная деятельность», что также отражало изменение роли музея в обществе. Цели развития личности человека, осуществляемой в музейном пространстве, переориентировались на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с развлекательными задачами. В период экономической нестабильности и адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям музейные работники оказались в ситуации свободы выбора миссии и задач музея, маркетинговой стратегии и направлений экспозиционной и научно-просветительской деятельности16. Происходящая смена модели музея и динамика его функций связаны с широким спектром проблем, обусловленных глобализацией и изменениями постиндустриального контекста, который вырабатывает подход к человеку не с точки зрения его экономической ценности и способности к производительному труду, а как самодовлеющей цели и главному фактору развития современного общества. Этот контекст меняет акцент деятельности организаций культуры с «обслуживания населения» на развитие личности человека17. Сферой ответственности современного музея становится изменение духовных ориентиров человека, обогащение и приращение его внутреннего опыта, расширение жизненных горизонтов и личностных установок. Ответом музея на вызовы времени становится синтетическое, гуманитарное знание, обладающее способностью перевода общечеловеческих ценностей в личный формат. Отсюда можно сделать вывод о том, что «современный человек любит пробовать все новое, оригинальное и в то же время привычное, традиционное, но будто заново открытое, поэтому сегодня он слушает оперу, завтра - идет на рок-концерт или лазерное шоу, а послезавтра, желая получить новое состояние души, он отправляется в музей»18.

Отмечая многие положительные стороны влияния глобализационных процессов на институт музея, берущего на себя помимо хранения культурного наследия и исторического достояния и создания условий для ознакомления с ним более масштабные и ответственные социальные задачи, мы можем констатировать и такие негативные явления, как угроза ареста экспозиций, кражи экспонатов и порчи, распространение популярности информационного образа и ре-

121

Е. Н. Мастеница

продукции экспоната, а не оригинала. Данные риски можно снизить, прибегнув к системе страхования экспонатов и посредством знаний законодательной базы. Решение этих проблем видится в применении информационных технологий. Музей активно использует современные технологии как для совершенствования внутримузейной деятельности (учет и хранение музейных предметов), так и для внешней деятельности - привлечения посетителей и создания интерактивной экспозиции. Музеи широко пользуются возможностями представлять себя в сети Интернет, показывать подлинные ценности, уникальные предметы из своих коллекций, расширяя круг потенциальных посетителей. Благодаря Интернету музей предъявляет уникальные коллекции всему мировому сообществу и транслирует будущим поколениям.

Анализ ведущих тенденций развития музейного мира позволяет сформулировать следующие выводы:

- несмотря на возникновение виртуальных музеев, значение реального музея в современном обществе не только не утрачивает свои позиции, но и неуклонно растет. Первостепенной задачей, стоящей перед музеями, остается хранение и трансляция культурного наследия и исторического достояния, создание условий для постижения его ценностей и смыслов;

- общей мировой тенденцией развития музея последних лет является изменение его статуса как результат адаптации к реалиям и идеям эпохи глобализации. Сегодня музей берет на себя более широкие социальные задачи, благодаря которым может стать частью всеобщего рыночного предложения, предоставляемого культурными институциями в рамках города или страны;

- процесс глобализации обусловил сущностные трансформации исторически сложившейся модели классического публичного музея, изменил содержание и динамику его функций, явился фактором формирования переходной модели музея как ресурса развития культуры в современных условиях;

- музеи являются символами нации и государства, примером возможности эффективного мирового сотрудничества, обмена культурным опытом и знаниями. Если музеи будут открыты и активны по всему миру, то общение людей в области культуры создаст и укрепит те глобальные связи, которые и сохраняют мир в прямом и переносном смысле этого слова.

Примечания

1 Чудинова Н. В. Социологическое осмысление глобализации как нового общественного феномена // Вестн.

Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина. 2008. № 2 (15). С. 73.

2 Жданова А. М. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности: подходы к определению понятия «глобализация» // Проблемы соврем. экономики. 2012. № 3 (43). С. 106-109.

3 Межуев В. М. Идея культуры: очерки по филос. культуры. М.: Университ. кн., 2012. С. 354.

4 Понарина Н. Н. Глобализация как объект социальнофилософского анализа: монография / М-во образования и науки РФ, Рос. гос. социал. ун-т, Ин-т социал. образования. М.: ЦИУМиНЛ, 2010. С. 26.

5 Байдаров Э. У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Credo: теорет. журн. М., 2005. № 4. С. 109.

6 Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей в эпоху глобализации // Электронный век и музеи: материалы Междунар. науч. конф. и заседания Сиб. филиала Науч. совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль науч. исслед. в модернизации фонд. и экспозиц. деятельности ист.-краевед. музеев», посвящ. 125-летию Омского гос. ист.-краевед. музея. Омск: Изд-во ОГИКМ, 2003. Ч. 1. С. 196-203; Ее же. Тезаурус музея: от эпохи экциклопедизма к эпохе Интернета // Философский век: альманах / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: С.-Петерб. центр истории идей, 2004. Вып. 27: Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи энциклопедизма к эпохе Интернета. С. 281-288; Ее же. Музей эпохи глобализации: окно в будущее // Глобальное пространство культуры: материалы междунар. науч. форума, 12-16 апр. 2005 г. СПб.: Центр изучения культуры, 2005. С. 471-475.

7 Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 54.

8 Будко А. А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью // Там же. № 9. С. 32-34.

9 Будко А. А. Современный музей: проблемы переходного периода. URL: http: // icom. org. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

10 Сапанжа О. С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопр. музеологии. 2012. № 1 (5). С. 7-13.

11 Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2007. С. 27.

12 Эпштейн М. Н. Вещь и слово: о лирическом музее // Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX вв. М.: Совет. писатель, 1988. С. 304-333.

13 Полунина Н. Частные музеи: избр. портреты // Музей. 2011. № 4. С. 32-36.

14 Российская музейная энциклопедия URL: http: // museum. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

15 Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 58.

16 Акулич Е. М. Музей как социокультурное явление. URL: http: // slavuta. km. ua (дата обращения: 20. 10. 2015).

17 Павлова Н. Музей for fun? // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М.: РИК, 2007. С. 118.

18 Минина С. Музей глазами посетителя // Там же. С. 72.

122

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.