Научная статья на тему 'Музей в культурно-образовательном пространстве вуза'

Музей в культурно-образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Козловская Т. В.

В статье авторами охарактеризована работа музея по истории образования, созданного в ЛПИ – филиале СФУ. Описана организационная работа по подготовке и проведению музейных экспозиций преподавателями и студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Козловская Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей в культурно-образовательном пространстве вуза»

Список литературы:

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб., 2001.

3. Мигунов А. С. Понятие эстетического в современной науке об искусстве // Искусство. - 1990. - № 4.

4. Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) / Под ред. Л.П. Печко. - М., 2006.

МУЗЕЙ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Лобанова О.Б.*, Колокольникова З.У.*, Козловская Т.В.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье авторами охарактеризована работа музея по истории образования, созданного в ЛПИ - филиале СФУ. Описана организационная работа по подготовке и проведению музейных экспозиций преподавателями и студентами вуза.

Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с ее реформированием. В настоящее время необходимо учитывать уникальность различных регионов России, в совокупности создающих единство отечественной культуры. В связи с этим важным представляется включение человека в прошлое, настоящее и будущее развития образования региона и страны в целом. Одним из путей формирования личности будущего учителя на принципах сохранения и преемственности культурных ценностей региона мы видим создание музея по истории образования региона «От Енисейской губернии до Красноярского края». В настоящее время существует достаточно большое количество музеев по истории образования и развития отдельных школ, вузов не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, Музей истории гимназического образования (г. Минск, Белоруссия). В Российской Федерации это: Музей истории гимназии К. Мая (СПб), Музей истории развития народного образования Новосибирской области (г. Новосибирск), Музей истории народного образования Читинской области (г. Чита), Музей истории образования Томска и Томской области МОУ СОШ № 41

* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук

♦ Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент " Студент 5 курса физико-математического факультета

(г. Томск), Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования (г. Санкт-Петербург), Музей истории школ г. Барнаула (гимназии № 42, школы № 64, № 22 и др., г. Барнаул), Музей истории образования Приморского края (г. Владивосток) и многие другие.

В Красноярском крае активно работают школьные музеи гг. Лесосибир-ска, Красноярска, Канска, Боготола, Енисейска, Минусинска и др. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования знаменательных дат Советского государства. Так в 1959-1960 учебном году был открыт музей в Енисейской школе № 1. В музее собраны материалы по комсомольским и пионерским традициям, истории Енисейского района и школы, Великой Отечественной войне. Замечательный музей истории создания и развития школы создан в МОУ СОШ № 4 г. Лесосибирска. Педагогический коллектив поддерживает традиции школы и гордиться ее выпускниками, что находит свое отражение в экспозициях школьного музея.

Организация школьных и вузовских музеев предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей и позволяет решать проблему патриотического воспитания. Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; расширению кругозора и формированию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Эти и другие задачи позволяет решать музейная педагогика, которая сегодня получает все более широкое признание. В связи с этим приобщение студентов педагогических вузов к музейной работе с целью формирования исследовательских умений, информационно-коммуникационных компетенции, на наш взгляд представляется значимым. Немаловажным является и формирование спектра умений, связанных с представлением и защитой результатов творческо-поисковой работы будущего учителя. Все это требует внесения корректив в профессиограмму специалиста - педагога современной школы. Для этого в вузах создаются музеи по истории развития образования. Например, в КГПУ им. В.П. Ас-

тафьева на факультете начальных классов создана стационарная музейная экспозиция по истории начального образования в Енисейской губернии. Школьные и вузовские музеи, сохраняющие историю конкретного учебного заведения, достаточно широко распространены и, несомненно, играют важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Для реализаций этих положений мы предлагаем вовлечь студентов -будущих педагогов в работу по созданию Музея по истории развития образования в регионе в рамках изучения дисциплины «История педагогики и образования». Через изучение истории развития образования в регионе студенты личностно относятся к историко-педагогическим фактам и им легче понять развитие педагогических идей России в целом. Также важной задачей для нас представляется задача по формированию у студентов внимательного и бережного отношения к истории края через сбор информации об учебных заведениях разного типа в Енисейской губернии и Красноярском крае и изучение архивов гг. Енисейска и Красноярска, фондов Енисейского и Красноярского краеведческих музеев, Лесосибирского музея.

Деятельность музея предполагает развитие социальной активности у студентов через привлечение школьников и студентов к музейной педагогике; развитие профессиональных знаний и умений будущих педагогов через создание музейных экспозиций, медиапрезентаций и проведения экскурсий. Идея создания музея истории образования «От Енисейской губернии до Красноярского края» достаточно нова и позволяет не только обобщить имеющийся опыт, создавать условия для сбора информации и экспонатов фонда музея, но и позволяет решить задачу формирования компетентного педагога, необходимого для реализации региональной образовательной политики. За полтора года существования музея в его работе приняло участие более 150 студентов. Работа шла по нескольким направлениям: сбор экспонатов, подготовка студентами историко-педагоги-ческого исследования в форме медиапрезентаций или видеофильма, изготовление моделей школьной формы разных лет, оформление экспозиций (фотографии, флаги, транспаранты, плакаты и др.), участие в проведении экскурсий с элементами театрализации, подбор стихотворений, песен и музыкального оформления. В 2008-2009 учебном году были представлены экспозиции «Образование в Сибири Х1Х-ХХ вв.», «Детские организации России ХХ в.»; в 2009-2010 учебном году - «Молодежные организации ХХв.», «История студенчества», «Развития педагогического образования в России». Руководителями музея совместно со студентами определяются тематика миниэкскурсий в рамках темы экспозиции, перечень моделей школьной формы, разрабатывается проект оформления учебной аудитории для проведения экспозиции.

На рис. 1 представлены фотодокументы с музейной экспозиции «Детские организации России ХХ в.».

Рис. 1. Музейная экспозиции «Детские организации России ХХ в.»

Студенты рассказали об истории создания пионерской организации, детских оздоровительных лагерей «Артек» и «Орленок», о школе в годы Великой отечественной войны (в частности о школах блокадного Ленинграда).

На рис. 2 представлены фотодокументы с музейной экспозиции «Молодежные организации России ХХ в.», в ходе которой студенты рассказали об истории создания ВЛКСМ, о подвигах комсомольцев в годы Великой отечественной войны (в частности, о героях-сибиряках). Не оставила равнодушной ни старшее поколение (преподавателей и сотрудников), ни молодежь (студентов и школьников) история создания строительных отрядов и развития этого движения на современном этапе. В рамках экспозиции интерес у студентов вызвала встреча с командиром студенческого отряда 70-х гг. ХХ в. и возможность из первых рук узнать стройотрядовцев в это время. Особое впечатление на посетителей музейной экспозиции произвели стихи, прочитанные студентами, песни под гитару и возможность прикоснуться к любому экспонату экспозиции.

По итогам работы музея студенты заполняют анкету (более 150 респондентов), анализируя которую мы пришли к следующим выводам: всего 3 % из опрошенных не высказали своего отношения к проведению экскурсий по музею образования; 1 % - отметили, что в целом музей оказался по-

лезной формой, но лично для него особого интереса не представлял; 96 % студентов отмечают ценность, полезность музейных экспозиций, в которых они приняли участие. Среди ответов характерны такие как «интересно посмотреть музейные экспонаты прошлых лет», «интересно было своими глазами взглянуть на школьную форму гимназистов», «я узнала, что пионерская организация - не только идеология, но и интересная жизнь, организованная для детей», «побывав в музее, я узнала о школах в годы войны», «сложилось ощущение, что ты попал в прошлое», «музей помог нам вспомнить историю и почтить память наших предков», «интересно было посмотреть экспонаты (старые книги, значки, музыкальные инструменты) и узнать что-то новое о том времени», «узнал, как проходило детство моих родителей», «чуть-чуть почувствовали дух того времени», «мероприятие проходило почти в домашней обстановке», «с удовольствием пел песни тех лет», «очень-очень интересно, история - живая», «узнала много нового, сама с удовольствием приняла участие, смогла себя проявить, все было очень красиво», «мне очень понравилась такая работа, т.к. мы обязаны знать историю своей страны, иначе мы не построим крепкого и надежного будущего для наших детей», «по-моему дух того времени удалось воссоздать», «мы увидели преподавателей в новом образе» и так далее.

Рис. 2. Участники музейной экспозиции «Молодежные организации России ХХ в.»

Описанная выше работа имеет результаты: в августе 2009 г. студентами физико-математического факультета под руководством доцента кафедры педагогики О.Б. Лобановой выигран грант в Конкурсе молодежных научных проектов СФУ; доцент кафедры педагогики З. У. Колокольникова, представляла проект по созданию музея в молодежном лагере ТИМ «Би-рюса» - 2009 (Красноярский край), где проект был отмечен главами районных администраций и представленный опыт вызвал большой интерес.

В планах музея создание интернет - страницы на сайте ЛПИ - филиала СФУ и проведение виртуальных экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.