Научная статья на тему 'Музей в контексте глобальной индустрии туризма'

Музей в контексте глобальной индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2779
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семичева Марианна Витальевна

В статье показано, что в современных условиях музей все более ориентируется на туризм как новую форму культурного потребления, адаптируя свою деятельность в соответствии с потребностями массового посетителя и расширяя релаксационную сферу. Современной парадигмой развития музея является создание эмоционального интерактивного образа культурного наследия (материального и нематериального).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL TOURISM INDUSTRY

The article shows that in contemporary conditions the museum is becoming more and more oriented at tourism as a new form of cultural consumption, adjusting its activities to the mass visitor and expanding its relaxation sphere. The modern paradigm of the museum development is creation of an emotional, interactive image of the cultural (material and non-material) heritage.

Текст научной работы на тему «Музей в контексте глобальной индустрии туризма»

УДК 069+379.85

СЕМИЧЕВА Марианна Витальевна, аспирантка кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Автор 4 научных публикаций

МУЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

В статье показано, что в современных условиях музей все более ориентируется на туризм как новую форму культурного потребления, адаптируя свою деятельность в соответствии с потребностями массового посетителя и расширяя релаксационную сферу. Современной парадигмой развития музея является создание эмоционального интерактивного образа культурного наследия (материального и нематериального).

Музей, глобализация культуры, индустрия туризма, культурное потребление, межкультурная коммуникация, культурное наследие

Музей является одним из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных социально культурных институтов1. В начале XXI века, откликаясь на вызовы времени, музей все более трансформируется. В условиях глобализации сохраняется его традиционная роль хранителя и транслятора культуры -«ненаследственной памяти коллектива» (Б.А. Успенский). Вместе с тем, музей все более призван взаимодействовать с сегодняшним миром людей, что способствует появлению новых мотивов и принципов социально значимой деятельности. Процесс активного расширения функций музея, начавшийся в последние десятилетия XX века, обусловлен множеством факторов. В ряду важнейших из них следует назвать демократизацию общественной жизни. Демократизация, или «предоставление равных культурных возможностей», как это обозначено, например, в «Конституции Европейского сообщества», принятой в 2004 году, расширила круг людей, получивших доступ к культурным ценностям. «Музей в меняющемся мире» становится все более

открытым диалогу с личностью и обществом. В этих условиях туризм стал особой формой культурного потребления и приобщения широких масс к культуре. При всех издержках, музеи все более оказываются вовлеченными в сферу туризма. Как показывает мировая практика, творческое и продуманное включение музеев в систему туристической индустрии - это путь взаимовыгодного сотрудничества. Более того, возможности финансовой поддержки объектов культурного наследия все более зависят от включения их в туристические программы. Именно туризм позволяет ознакомиться с уникальными культурными ценностями все большему числу людей, приезжающих не только из разных мест нашей страны, но и из-за рубежа. Однако этот процесс имеет не только позитивные, но и негативные последствия, поскольку, согласно правилам рынка и вследствие коммерциализации подхода к культуре, туристов следует рассматривать исключительно как потребителей.

Исследователь глобализации 3. Бауман отмечает, что современное мировое пространство

- это «среда обитания» так называемого туриста, где все приспособлено к его нуждам. Туристы движимы жаждой все новых ощущений, в поисках которых они перемещаются по миру. Вся инфраструктура туристской жизни построена по одному образцу, что позволяет путешественнику свободно адаптироваться к новым условиям2.

Все более очевидным становится отсутствие у большинства туристов как потребителей культуры необходимых навыков для ее восприятия. Это приводит к парадоксальной ситуации: само право потребления заменяет содержательную сторону этого процесса.

Развитие рыночных отношений, их воздействие на сферу культуры инспирирует идею коммерческой успешности социально-культурных институтов, в т.ч. и музеев. Массовая культура все более ориентирует музей на релаксационные и гедонистические функции. В подобных условиях успех музея во многом определяется количеством посетителей. Такого успеха добивается тот музей, который развивает дополнительные функции, предоставляя посетителю высокий уровень услуг, в т.ч. и в рамках туристических программ. Ориентация на туризм приводит к слиянию музейной зоны и рекреационной. На территории музеев открываются кафе, магазины. В настоящее время музейные программы не рассматривают посетителей как объект усовершенствования и обучения, а все более направлены на удовлетворение их запросов.

Важным моментом является сам выбор мест посещения, принцип включения музея в туристические программы. Условия туристической поездки: ограниченность во времени, ориентация, как правило, на отдых и развлечение во время путешествия, диктуют особые пути приобщения к культуре. Зачастую диалогическое общение с культурными ценностями, в т.ч. и в рамках музейной экскурсии, подменяется формальным актом посещения «знакового» места.

Турист - это новый тип человека глобального общества, его специфическое восприятие объектов и ценностей культуры других народов

во многом формирует отношение к культурному наследию, оказывает влияние на культурный ландшафт. Исследователь данного феномена Д. Уорри отмечает особенность специфики туристского взгляда3. Перечень объектов, включенных в сферу туризма, в т.ч. и музеев, определяется, как правило, модой, престижностью того или иного брэнда4. Реклама туристических программ способствует созданию иерархии брэндов, поддержанию культурных стереотипов.

Музей, имеющий успех, несомненно, должен обладать свойствами туристических ресурсов

- аттрактивностью, емкостью, т.е. возможностью принимать значительное число посетителей. Естественно, что наиболее знаменитые музеи, например Лувр, Эрмитаж, имеют наибольший «вес» в системе глобальной индустрии туризма. Именно они стали знаменитыми брэндами, символами статусного потребления высокой культуры. В современных условиях развития информационного общества происходит своеобразный процесс перехода элитарных ценностей культуры на уровень массового восприятия. Ознакомление с музеями является не только частью туристической программы, но и своеобразным ритуалом приобщения к высокой культуре.

Современные музеи все более ориентируются на зрительскую позицию. Это позитивный момент, стимулирующий развитие концепции «живого», «открытого» музея. Однако в контексте глобального туризма речь идет во многом не о самой культуре, а о формах ее представления.

Особые трудности в сфере музейной коммуникации в туризме обусловлены спецификой восприятия иной культуры. Следует учесть, что музеи, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Популярность объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о значимости того или иного музея зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. Зачастую интерес к объектам культуры определяется модой. Важной характеристикой музейного про-

странства является его соответствие ценностным критериям, сформировавшимся у туристического контингента. Эти ценностные критерии обусловлены различными причинами: национальной ментальностью, религиозными представлениями, уровнем культуры, отсутствием предубеждений и стереотипов, стремлением к диалогу. В этих условиях важной характеристикой успешного музея является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у туристического контингента.

Необходимо понимать, что национальное историческое и культурное наследие должно быть представлено в туризме разумно и творчески. С одной стороны, музей, желающий стать популярным туристским направлением, должен максимально использовать уникальность своего потенциала и продвигать его на рынок. С другой - недопустимо расценивать музей только лишь как «продукт», выставленный в «супермаркете культурного наследия» в системе мировой туристической индустрии.

Очень часто иная культура в контексте туризма воспринимается лишь как некий экзотизм, национальный курьез; возможно также несовпадение системы ценностных установок (нравственных, религиозных, политических). Так, в частности, существуют устойчивые стереотипы массового сознания иностранцев, заключающиеся в том, что русская культура - это матрешка, балалайка, балет и водка. Некоторые туроператоры подыгрывают данным рас-простаненным представлениям. Свою лепту в «кичевый» образ России вносит и сувенирная продукция, рассчитанная на неприхотливый вкус туристов: шапки-ушанки, матрешки и т.п. Стремление акцентировать культурную самобытность страны пребывания в рамках туристических программ является вполне оправданным. В современных условиях интенсивного развития массового туризма в развитых странах путешественники имеют широкие возможности для получения разнообразных культурных впечатлений. В условиях глобализации существует тенденция к унификации туристического продукта. Путешественники стремятся получить все новые волнующие и незабываемые

впечатления, отличные от того, что существует в их стране, либо от того, что они уже видели в других поездках. Однако на этом пути есть опасность поверхностного восприятия другой культуры, оценка ее лишь по принципу свежести и остроты впечатлений.

При посещении другой страны туристами существенную роль в ее восприятии имеет нематериальное культурное наследие. К объектам нематериального культурного наследия обычно относят духовную культуру (устное народное творчество, музыку, танцы), обряды, обычаи, производственные процессы (промыслы, ремесла, технологии). Интерес к объектам нематериального культурного наследия велик, и музейные работники обращаются к ним не случайно. Существуют различные пути включения данных объектов в музейное культурное пространство, в частности, такие как моделирование (воспроизведение в виде имитаций) и конструирование (использование элементов материального и духовного наследия для создания новых объектов на основе разработанной музеем концепции)5.

Музей, имеющий дело с объектами нематериального культурного наследия, призван передавать саму атмосферу, делавшую возможной бытование этих объектов. Этот процесс дает возможность целостного воспроизведения культурного своеобразия (национального, этнического, регионального и проч.). Он способствует осознанию культурной идентичности, что особенно важно в эпоху глобализации. «.. .Музей стремится к наиболее точной реконструкции традиции именно в исторических (если не в изначальных) формах, таким образом возможно не только сохранение собственного духовного наследия, но и репрезентация его путем “погружения в среду”»6. Это интерактивное погружение в иную культуру особенно важно в системе в межкуль-турной коммуникации, неотъемлемой частью которой является и туризм.

Включение музеев, музеев-заповедников, памятных мест в туристические программы разной направленности (оздоровительные, рекреационные, экологические и т.п.) повышает гуманистический потенциал туризма.

Примечания

1 Социальные институты культуры II Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н. Иконниковой и В.П. Большакова. СПБ., 2008. С. 305-316.

2Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2000. С. 102.

3 УорриД. Туристское созерцание и окружающая среда II Массовая культура: современные западные исследования: сб. / пер. с англ., предисл., отв. ред. В.В. Зверева; поел. В.А. Подорога. М., 2005. С. 70-99.

4 О брэнде в культуре II Запесоцкий Ю.А. Символическая сущность бренда в современной культуре: автореф. дис.... канд. культ. СПб., 2009.

5Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия II Культура памяти: сб. науч. ст. М., 2003. С. 124-125.

6 Там же.

Semicheva Marianna MUSEUM IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL TOURISM INDUSTRY

The article shows that in contemporary conditions the museum is becoming more and more oriented at tourism as a new form of cultural consumption, adjusting its activities to the mass visitor and expanding its relaxation sphere. The modern paradigm of the museum development is creation of an emotional, interactive image of the cultural (material and non-material) heritage.

Контактная информация: e-mail\ marianna84@mail.ru

Рецензент- Окунев Ю.П., доктор культурологических наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.