Научная статья на тему 'Музей приходит на урок: выездные занятия Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева'

Музей приходит на урок: выездные занятия Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
858
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВЫЕЗДНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ / БИОЛОГИЯ / ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ("ОКРУЖАЮЩИЙ МИР") / MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY / FIELD TRIPS / BIOLOGY / ENVIRONMENTAL STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипушина Жанна Андреевна

Статья посвящена опыту проведения выездных занятий в школе сотрудниками Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. В статье приводится краткое описание адаптированных экскурсий, отмечаются особенности организации и проведения. Занятия, проводимые музейными педагогами в школе, можно рассматривать как одну из актуальных форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающих. Развитие подобных программ способствует интеграции музея в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM’S PARTICIPATION IN SCHOOL CLASSES: FIELD TRIPS TO THE STATE BIOLOGY MUSEUM NAMED AFTER K. A. TIMIRYAZEV

The present paper is devoted to the field trips practice followed by the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev. The article provides a brief description of the adjusted excursions; peculiarities of their arrangement and organization are drawn. The classes held by the museum educators may be considered as an acute form of the learning process organization assigned to develop the students’ cognition interest. Such programs contribute to the integration of the museum into the educational process.

Текст научной работы на тему «Музей приходит на урок: выездные занятия Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева»

УДК 069:37 ББК 74.262.8

МУЗЕИ ПРИХОДИТ НА УРОК: ВЫЕЗДНЫЕ ЗАНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА

MUSEUM'S PARTICIPATION IN SCHOOL CLASSES: FIELD TRIPS TO THE STATE BIOLOGY MUSEUM NAMED AFTER K. A. TIMIRYAZEV

Антипушина Жанна Андреевна

Старший научный сотрудник Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева», кандидат биологических наук E-mail: zh.antipushina@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена опыту проведения выездных занятий в школе сотрудниками Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. В статье приводится краткое описание адаптированных экскурсий, отмечаются особенности организации и проведения. Занятия, проводимые музейными педагогами в школе, можно рассматривать как одну из актуальных форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающих. Развитие подобных программ способствует интеграции музея в образовательный процесс.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, выездные занятия в школе, биология, природоведение («Окружающий мир»).

Antipushina Zhanna A.

Senior Research Fellow at the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev, PhD in Biology

E-mail: zh.antipushina@gmail.com

Abstract. The present paper is devoted to the field trips practice followed by the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev. The article provides a brief description of the adjusted excursions; peculiarities of their arrangement and organization are drawn. The classes held by the museum educators may be considered as an acute form of the learning process organization assigned to develop the students' cognition interest. Such programs contribute to the integration of the museum into the educational process.

Keywords: museum, museum pedagogy, field trips, Biology, Environmental Studies.

В последнее время музеи особенно активно включились в поиск новых форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся. На первый план в работе экскурсовода выдвигаются диалоговые методы общения, совместный научный поиск, стремление сделать посетителей активными участниками экскурсии. Музей изучает своего посетителя. Интеграция музея в образовательное пространство способствует тому, что музейные сотрудники овладевают педагогическими технологиями и методами, получают педагогическое образование и становятся не только экскурсоводами, но и музейными педагогами. Разрабатываемые ими программы ориентированы не только на использование стационарных музейных экспозиций как образовательного пространства, но и на реализацию вне стен музея. Этой стратегии развития придерживается и Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Экспозиция ГБМТ соответствует основным разделам курса биологии средней школы и позволяет проводить экскурсии и практические занятия по 90 темам (с учетом всех возрастных категорий посетителей). Многие темы созвучны школьной программе, что облегчает учителю навигацию в экскурсионном меню.

Значительная часть занятий сопровождается аудиофрагментами и дополнительным раздаточным материалом, доступным для тактильного осмотра. Но наши биологические объекты способны «покинуть» не только пространство витрин, но и стены музея. Это позволяет музею принимать активное участие в разных фестивалях и праздниках, в том числе и зарубежных.

Сотрудники музея не раз проводили презентации разных музейных программ на таких ежегодных мероприятиях, как «Фестиваль Seasons» (Москва), «Фестиваль науки» (Москва), «Science picnic» (Варшава) и др. Для некоторых музейных занятий разработаны выездные варианты, позволяющие ведущему приехать к ученикам с набором экспонатов.

В предыдущих публикациях [1; 2] мы проводили анализ выездных занятий, адаптированных для учащихся с особыми образовательными потребностями. Для таких учеников дорога в музей может быть излишне утомительной, а новое пространство - пугающим, что в итоге уничтожает положительный эффект от посещения музея. Приглашение музейных сотрудников в школу и проведение занятий в привычной обстановке способствует снятию тревожности, что особенно ценно для первого знакомства с музеем. Но, как показала практика, данный формат оказался востребован и другими образовательными учреждениями.

Следует отметить, что подобная практика в ГБМТ имеет давнюю историю. Еще 2030 лет назад выездные лекции были обязательным пунктом работы научных сотрудников музея. Однако по экономическим соображениям от них пришлось отказаться: спрос на экскурсии был выше, и за рабочий день сотрудник мог провести в музее несколько экскурсий. Возобновление выездов было продиктовано спадом экскурсионной записи в 2014/15 учебном году, вызванным экономическим кризисом. Предложение быстро стало пользоваться спросом. Скорее всего, это связано с усложнением процедуры вывоза детей за пределы школы в урочное время. Если обстоятельства мешают добраться до музея, то музей может прийти к своему посетителю сам.

В настоящее время сотрудниками музея адаптировано 13 экскурсий: «Удивительное в мире растений», «Растения на службе у человека», «Насекомоядные растения», «Одежды животных», «Что нам стоит дом построить», «Загадки леса», «Загадки моря», «Обитатели древних морей», «Паразиты человека», «Многообразие паразитов», «Кто всему голова» («Нервная система»), «Кровь - река жизни» («Кровь и кровообращение»), «Путь пирожка» («Пищеварительная система»). В круглых скобках даны названия вариантов выездных лекций для старшей школы. Планируется разработать выездные варианты и для других экскурсий.

Особенности организации

Продолжительность занятий в школе составляет 1 ч 30 мин (два урока). По предварительной договоренности с учителем ведущий может сделать перерыв на перемену. Привычные обстановка и формат способствуют созданию благоприятной атмосферы для взаимодействия ведущего и участников, особенно в начальной школе, вовлечения их в ход занятия.

Необходимо заранее оформить документы, позволяющие экскурсоводу войти в школу, и по возможности организовать сопровождение. Некоторые экскурсии, особенно ботанические, требуют показа большого числа экспонатов, и сотруднику музея может понадобиться помощь при транспортировке коробок с ними.

Ряд занятий сопровождается презентацией, поэтому для их проведения в классе необходимо соответствующее оборудование. Подготовка к занятию происходит на перемене. Ученики заходят в класс со звонком. Учитель может представить ведущего, сказать несколько вводных слов о музее, либо сотрудник сам знакомится с классом.

Ботанические занятия

Занятие «Растения на службе человека» (авторы сотрудники отдела ботаники) знакомит с культурами, являющимися источником продуктов питания для населения: зерновые и зернобобовые культуры, масличные, сахароносные и тонизирующие растения (чай, кофе, какао, специи), ряд овощных и фруктовых культур. Демонстрируются не только сами растения или их части, но и стадии обработки и некоторые продукты питания. Например, колосья пшеницы - очищенные зерна - крупчатка (пшеничная крупа) - манка -мука - пшеничный (белый) хлеб или макаронные изделия. Колосья ржи - зерна - ржаная мука - ржаной хлеб (рис. 1).

Познакомиться с необычными растениями и рекордсменами этого царства можно на занятии «Удивительное в мире растений» (авторы - сотрудники отдела ботаники). Ученики «совершат» кругосветное путешествие, «посетят» тропические леса и болота, африканские саванны и азиатские пустыни, увидят и подержат в руках самое большое семя (сейшельская пальма), самый большой лист (виктория амазонская), чемпиона по скорости

роста (бамбук) и многое-многое другое. Эти экскурсии - одни из самых насыщенных по количеству натуральных объектов.

Продолжают тему необычных растений «Насекомоядные растения» (автор - М. В. Куликова). Основная цель - дать учащимся представление об уникальном явлении хищничества в растительном царстве. Сопровождается занятие показом живых представителей: жирянка, пузырчатка, непентес, саррацения, венерина мухоловка. В совместном обсуждении выявляются общие особенности этих хищников (размер, строение листьев, условия обитания). Если позволяет состояние растения, демонстрируется симуляция кормления венериной мухоловки. Сотрудник раздражает волоски на внутренней поверхности ловчего листа, а класс наблюдает за ответной реакцией растения.

Зоологические занятия

Примерно по одной методике (рассказ с презентацией и практическая часть) проводятся занятия «Одежды животных», «Что нам стоит дом построить», «Загадки леса» и «Загадки моря» [3].

Занятие «Одежды животных» (автор С. Ф. Хрибар) посвящено покровам различных животных, их назначению и свойствам. Это занятие сопровождается презентацией, но основное внимание уделено натуральным предметам: меху зверей, оперению птиц, хитиновым панцирям членистоногих, известковым раковинам моллюсков, составным чехликам личинок ручейников и пр. (рис. 2). Существует два варианта проведения этого занятия. С теми, кто постарше, на первом уроке разбираются особенности строения разных покровов (в основном при помощи презентации), а на втором уроке выполняется практическая работа по соотношению образцов натуральных покровов и их обладателей.

Для тех, кто помладше, знакомство с ними происходит в виде игры «Одень животное». В начале занятия ученикам раздаются карточки с изображениями животных - по одной на парту или, если позволяет численность группы, по одной каждому участнику. О самих же животных и их покровах рассказывается поочередно. Изображения животных показываются на экране. «Обладатель карточки» узнает «свое» животное и поднимает карточку с его изображением. В это время ведущий проходит по классу с фрагментами покровов этого животного и дает всем по очереди их потрогать. Прочные фрагменты передаются из рук в руки. В конце занятия по согласованию с учителем предлагается написать небольшое сочинение в пару строк о «своем» животном и его «одежде». При желании его можно сопроводить рисунком, а потом в классе оформить выставку «Одежды животных».

Стать следопытом и научиться «читать» азбуку лесных следов поможет занятие «Загадки леса» (автор - С. Ф. Хрибар). У этого занятия также есть практическая часть по определению следов жизнедеятельности разных лесных обитателей (отпечатки на снегу, погрызы, помет и многое другое). Школьникам раздаются карточки с изображением животного, а экскурсовод показывает погрыз или иной след, проходит по классу и дает всем по очереди потрогать, либо все собираются вокруг экскурсовода и по очереди распределяют следы (по аналогии с игрой в лото). В конце занятия по согласованию с учителем

предлагается написать небольшое сочинение в пару строк о «своем» животном и его следах. При желании его можно сопроводить рисунком, а потом в классе оформить выставку «Следы лесных животных».

В центре внимания занятия «Что нам стоит дом построить» (автор - С. Ф. Хрибар) -строительная деятельность животных и их постройки. Группа выясняет, какие животные занимаются строительством и для чего, каким образом и из каких материалов они строят, как выглядят результаты их работы. Ученики изучают постройки разных животных -больших и маленьких, водных и наземных, обитателей экзотических стран и наших краев. Из натуральных объектов демонстрируются разнообразные гнезда птиц, гнездо осы, чех-лики ручейников.

Занятие «Загадки моря» (авторы - С. Ф. Хрибар и М. М. Атрощенко) посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Ученики определяют «морские сокровища», встречаемые на пляже, а заодно узнают ответы на разные вопросы: почему в раковине слышно море, с кем дружит рак-отшельник, как образуется жемчуг... После занятия школьники смогут определить свои морские «сувениры», привезенные из поездок, оформить находки в виде коллекции с этикетками, сделать для класса пособие или макет-реконструкцию морского дна.

Совершить путешествие во времени позволяет занятие «Обитатели древних морей» (авторы - М. В. Касаткин и Е. С. Шпинев). Это первое знакомство с палеонтологией - наукой о древних животных и растениях, населявших Землю. Как палеонтологи находят и изучают окаменелости, что было на месте Москвы сотни миллионов лет назад, остатки каких доисторических животных можно найти и сейчас на территории нашей столицы. В занятие включена практическая работа по определению настоящих окаменелостей. Данное занятие пока не проводилось в школе, хотя его экскурсионный аналог пользуется популярностью в музее.

Занятия по теме «Человек и его здоровье»

На занятиях «Паразиты человека» и «Многообразие паразитов» (автор - Ж. А. Анти-пушина) ученики знакомятся с паразитами, способами заражения и мерами профилактики паразитарных заболеваний. Выбраны заболевания, с которыми дети могут столкнуться в реальной жизни: через грязные руки, еду и питье, купание в неположенном месте, во время прогулки в лесу. Задача ведущего - не запугать, а, наоборот, успокоить детей, показав, как простые действия защищают наше здоровье. Сотрудник музея привозит микроскоп с набором микропрепаратов паразитов: детская острица, сколекс бычьего цепня, таежный клещ, малярийный комар, головная вошь. Влажные препараты паразитов требуют особых условий при перевозке. Кроме того, они являются специфическим объектом показа. Чтобы сократить расходы (и, соответственно, цену занятия), было решено отказаться от демонстрации таких натуральных экспонатов, заменив их авторскими моделями [4].

Ряд моделей изготовлены из полимерной глины - например, модели самца и самки аскариды в натуральную величину. Модель бычьего цепня в натуральную величину

(длиной 7 м) связана из ниток. Такая длина выбрана не случайно. Пищеварительная система человека также составляет около 7 м, и ребята могут представить реальные размеры весьма неочевидных вещей. К тому же в разматывании клубка участвует весь класс, ученики по очереди передают друг другу конец «червя», взаимодействуя друг с другом, согласовывая свои действия. Каждый раз делается пояснение, что это модели, а не настоящие паразиты, что они не опасны, их можно взять в руки и рассмотреть внешнее строение. Также сообщается про размер паразита, соответствует ли модель натуральным параметрам или выполнена в масштабе.

Ученикам 1-2-го классов сложно удерживать внимание продолжительное время, и в эту экскурсию включена небольшая практическая работа. Детям раздают пластилин и подложки, на которых схематично нарисована дыхательная система человека. Под руководством ведущего они лепят из пластилина бактерий разной формы (палочки, стрептококки и др.) и помещают их на органы, которые подвергаются атаке. Так, бактерии, вызывающие туберкулез и воспаление легких, помещаем на «легкие», а «кариозных монстров» - в «ротовую полость». Такая работа позволяет наглядно показать многообразие микробов, повторить меры профилактики этих заболеваний, сделать ребенка активным участником, добавить элемент игры.

В конце занятия для закрепления материала ученикам предлагают два варианта задания (рис. 3). В первом варианте нарисованы грязные руки и три паразита - возбудитель дизентерии, глисты и клещ. Дети выбирают, кто из этих паразитов заражает нас через грязные руки, соединяют картинки стрелкой. Во втором задании «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» предлагается обвести правильные из нарисованных шести действий (или зачеркнуть неправильные). Задания выполняются по желанию учителя.

Работе тела человека посвящены занятия «Путь пирожка», «Кровь - река жизни» и «Кто всему голова» [5]. При желании можно заказать весь цикл занятий, а можно выбрать только интересующие темы.

Тема занятия «Путь пирожка» (авторы - О. В. Чубарова, М. В. Рахчеева и Ж. А. Анти-пушина) - устройство и работа пищеварительной системы и обмен веществ. На занятии класс рассуждает о том, какие полезные вещества содержатся в нашей еде и для чего они нужны нашему организму.

Наглядно представить процесс пищеварения позволяют модели и химические опыты. Способствует актуализации информации «эксперимент», который каждый ставит на себе. Ученики едят пирожки или печенье, принесенные специально для этого занятия, чтобы на практике почувствовать движения, происходящие во время глотания. Затем группу спрашивают, что помогало им смачивать пищевой комок и облегчало глотание (слюна). Именно в слюне находятся вещества, которые как ножницы разрезают, расщепляют длинные цепочки углеводов до глюкозы, что тут же подкрепляется соответствующим химическим опытом.

Этот эксперимент проводится в середине экскурсии, когда накапливается утомление и снижается концентрация внимания. Завершается занятие работой с вязаной моделью пищеварительной системы в натуральную величину. Вместе с группой экскурсовод раскручивает «петли кишечника», повторяя отделы пищеварительного тракта и

происходящие в них процессы. Большой популярностью пользуется групповое фото с данной моделью.

Интерактивные занятия «Кровь - река жизни» (авторы - О. В. Чубарова, М. В. Рах-чеева и Я. И. Алексеева) и «Кто всему голова» (авторы - О. В. Чубарова, М. В. Рахчеева и О. А. Калашникова) помогают разобраться ученикам младших классов в работе сложных систем в игровой форме. Школьники получают возможность «отыграть» движение эритроцита по сосудам, атаку лейкоцитов на микроба, работу тромбоцитов, проведение нервного импульса и при помощи простых тестов проверить, как мозжечок координирует движение тела.

По предварительной договоренности с учителем для занятия «Кровь - река жизни» сотрудник музея может привезти микроскоп и микропрепараты, позволяющие ученикам рассмотреть клетки крови лягушки и человека, сравнить их размеры, количество и строение.

Таким образом, предложенные занятия охватывают широкий круг вопросов, рассматриваемых при изучении разделов «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия» в рамках школьных курсов «Биология» и «Природоведение» («Окружающий мир»). Они способствуют созданию условий для расширения и углубления знаний по этим темам, развития кругозора и коммуникативных навыков и предоставляют возможность переноса полученного опыта на другие сферы деятельности. Занятия, проводимые музейными педагогами в школе, можно рассматривать как одну из актуальных форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающих. Развитие подобных программ способствует интеграции музея в образовательный процесс.

Список литературы

1. Антипушина Ж. А., Куликова М. В., Хрибар С. Ф. Биологический музей инвалидам: опыт адаптации // Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы междунар. симпозиума. Москва, 5-8 окт. 2015. - М., 2015. - С. 189-195.

2. Антипушина Ж. А., Хрибар С. Ф. Опыт выездных занятий в коррекционной школе VIII вида // Сб. науч. тр. Гос. биол. музея им. К. А. Тимирязева. - М.: Акварель, 2017. - С. 257-264.

3. Антипушина Ж. А. Прогулки с паразитами - многоликая экскурсия // Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественноисторических музеев России. Москва, 14-17 окт. 2014. - М.: ГДМ, 2014. - С. 237-245.

4. Хрибар С. Ф. Ящик с диковинками: опыт интерактивных занятий // Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе: материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественноисторических музеев РФ. Москва, 19-21 окт. 2016. - М.: ГДМ, 2016. - С. 102-103.

5. Антипушина Ж. А., Калашникова О. А., Чубарова О. В. Интерактивные занятия по анатомии и физиологии: опыт Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева // Наука и школа. - 2017. - № 6. - в печати.

References

1. Antipushina Zh. A., Kulikova M. V., Khribar S. F. Biologicheskiy muzey invalidam: opyt adaptatsii. In: Sotsialno-kulturnaya reabilitatsiya invalidov: ot terapii iskusst-vom k tvorcheskomu razvitiyu lichnosti. Proceedings of International Symposium. Moscow, 5-8 Oct. 2015. Moscow, 2015. Pp. 189-195.

2. Antipushina Zh. A., Khribar S. F. Opyt vyezdnykh zanyatiy v korrektsionnoy shkole VIII vida. In: Sb. much. tr. Gos. biol. muzeya im. K. A. Timiryazeva. Moscow: Akvarel, 2017. Pp. 257-264.

3. Antipushina Zh. A. Progulki s parazitami - mnogolikaya ekskursiya. In: Muzeyna-ya ekspozitsiya: khranya traditsii, byt v avangarde. Proceedings of the IX All-Russian scientific-practical Conference of the Association of Natural History Museums of the Russian Federation. Moscow, 14-17 Oct. 2014. Moscow: GDM, 2014. Pp. 237-245.

4. Khribar S. F. Yashchik s dikovinkami: opyt interaktivnykh zanyatiy. Mesto i rol es-testvennonauchnykh muzeev v sovremennom obshchestve. Proceedings of the X All-Russian scientific-practical Conference of the Association of Natural History Museums of the Russian Federation. Moscow, 19-21 Oct. 2016. Moscow: GDM, 2016. Pp. 102-103.

5. Antipushina Zh. A., Kalashnikova O. A., Chubarova O. V. Interaktivnye zanyatiya po anatomii i fiziologii: opyt Gosudarstvennogo biologicheskogo muzeya im. K. A. Timiryazeva. Nauka i shkola. 2017, No. 6. In the press.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.