Научная статья на тему 'Музей Как Субъект Развития Туризма '

Музей Как Субъект Развития Туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейный туризм / культурный туризм / культурное наследие / туристский маршрут / памятник культуры / музейная экскурсия / туристская услуга / museum tourism / cultural tourism / cultural heritage / tourist route / monument of culture / tour of the museum / tourist service

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Айсылу Ефимовна Тандыянова

Освещены результаты теоретического и практического анализа взаимодействия туризма и музея. Прослежена эволюция культурологической стороны туризма, показана ее актуальность и востребованность для формирования качественного туристского продукта и общего развития туристского процесса как на практике, так и в науке. Отмечены возможности музея в развитии культурологического аспекта туризма как института, профессионально занимающегося вопросами культуры и наследия. Представлен анализ грамотного взаимодействия туризма и музея в узком и широком смысле. Показана его роль не только в развитии и взаимообогащении соответствующих сфер, но и в культурной социализации общества, в реализации гуманистической, человекотворческой миссии музея и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AS A SUBJECT OF TOURISM DEVELOPMENT

The results of theoretical and practical analysis of the interaction between tourism and the museum are highlighted. The evolution of tourism is traced in detail and its cultural side is revealed. The article shows the relevance and relevance of the development of the cultural side of tourism for the formation of a high-quality tourist product and the overall development of the tourist process, both in practice and in science. The possibilities of the museum in the development of the cultural aspect of tourism, as an institution professionally engaged in cultural and heritage issues, are revealed in detail and justified. The analysis of competent interaction between tourism and the museum in a narrow and broad sense is presented. Its role is shown not only in the development and mutual enrichment of the relevant spheres, but also in the cultural socialization of society, in the implementation of the humanistic, human-making mission of the museum and tourism.

Текст научной работы на тему «Музей Как Субъект Развития Туризма »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 53. С. 284-292. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 53. pp. 284-292.

Научная статья

УДК 75.03, 75.041.5

doi: 10.17223/22220836/53/23

МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Айсылу Ефимовна Тандыянова

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Москва, Россия, a.tandyjanava@mail.ru

Аннотация. Освещены результаты теоретического и практического анализа взаимодействия туризма и музея. Прослежена эволюция культурологической стороны туризма, показана ее актуальность и востребованность для формирования качественного туристского продукта и общего развития туристского процесса как на практике, так и в науке. Отмечены возможности музея в развитии культурологического аспекта туризма как института, профессионально занимающегося вопросами культуры и наследия. Представлен анализ грамотного взаимодействия туризма и музея в узком и широком смысле. Показана его роль не только в развитии и взаимообогащении соответствующих сфер, но и в культурной социализации общества, в реализации гуманистической, человекотворческой миссии музея и туризма.

Ключевые слова: музейный туризм, культурный туризм, культурное наследие, туристский маршрут, памятник культуры, музейная экскурсия, туристская услуга

Для цитирования: Тандыянова А.Е. Музей как субъект развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 284-292. doi: 10.17223/22220836/53/23

Original article

MUSEUM AS A SUBJECT OF TOURISM DEVELOPMENT Ausuly E. Tandyjanova

Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Moscow, Russia, a.tandyjanava@mail.ru

Abstract. The results of theoretical and practical analysis of the interaction between tourism and the museum are highlighted. The evolution of tourism is traced in detail and its cultural side is revealed. The article shows the relevance and relevance of the development of the cultural side of tourism for the formation of a high-quality tourist product and the overall development of the tourist process, both in practice and in science. The possibilities of the museum in the development of the cultural aspect of tourism, as an institution professionally engaged in cultural and heritage issues, are revealed in detail and justified. The analysis of competent interaction between tourism and the museum in a narrow and broad sense is presented. Its role is shown not only in the development and mutual enrichment of the relevant spheres, but also in the cultural socialization of society, in the implementation of the humanistic, human-making mission of the museum and tourism.

Keywords: museum tourism, cultural tourism, cultural heritage, tourist route, monument of culture, tour of the museum, tourist service

For citation: Tandyjanova, A.E. (2024) Museum as a subject of tourism development. Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 53. pp. 284-292. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/53/23

© А.Е. Тандыянова, 2024

Туризм в своем развитии прошел настоящую эволюцию. По словам

A.И. Зорина «туризм - это современный этап развития путешествия» [1. С. 14]. Туризм вырос от простых «путешествий выходного дня» до самостоятельной отрасли, от «путевых заметок» до научных работ в разных сферах. Феномен туризма стал объектом множества наук, таких как география, философия, социология, экономика, культурология и другие, что отражено в трудах Н.Е. Покровского, А.Б. Фенько, А.Н. Квартального, Зигмудна Баумана, Е.Н. Шапинской и т.д. На этом проявление туризма еще не исчерпано. Как отмечает А.М. Новиков, «современный туризм представляет собой комбинацию различных наук и в связи с активным развитием действительности туризм охватывает все больше новых областей человеческой деятельности» [1. С. 10].

Несмотря на активное развитие, из-за своей антиномии и эмерджентного характера развивитие туризма до сих пор имеет хаотичный характер и находится в стадии становления как научная дисциплина, до сих пор точно не определены границы и сферы изучаемого явления. Как отмечает П. Келлер, «туризм еще не стал единой совокупностью знаний, еще не стал самостоятельной дисциплиной» [2. С. 4].

На практике наиболее точно определились и сформировались такие стороны туризма, как туризм как отрасль экономики, туризм как вид спорта, туризм как досуг, туризм как сфера обслуживания - гостиничное дело. Активно и высокими темпами развивается гастрономический туризм. В рамках га-стротуры организуется множество фестивалей, массовых мероприятий, составляются гастрономические карты. Эти стороны туризма активно развиваются и на практике, и в науке.

Культурологическая же сторона туризма на практике развита значительно меньше, что отражается в освещении данного вопроса в исследованиях. Но именно культурные различия, наряду с природными различиями, стали одной из причин путешествий, зарождения и развития туризма. Обратимся к анализу данных научной электронной библиотеки диссертаций и авторефератов disserCat. Число успешно защищенных научных исследований, содержащих слова «туризм», «туристский», «культурология», «культура», составляет 186, тогда как работ, содержащих слова «туризм», «туристский», - 2 741 [3]. Важность культуры для туризма отмечают многие ученые, специализирующиеся на изучении туризма, такие как Ю.С. Путрик, В.С. Пазенок,

B.А. Федорченко, А.И. Зорина, И.В. Зорин, А.М. Новиков и др. Они рассматривают культуру как одну из ключевых составляющих дисциплины, как институциональную основу туризма. И.В. Зорин отмечает культуру как основной элемент туристского комплекса, как один из главных элементов инфраструктуры туризма [4. С. 215]. О.Ю. Минина на конкретных примерах показывает, как от трансформации философско-культурологического аспекта туризма может меняться сам феномен туризма, его осмысление и наполнение [5. С. 338].

Туризм в своем развитии прошел сложную «социализацию», которую через критерий «окультуривания» туризма, в туристике разделяют на несколько этапов: дикий, бытовой, массовый и цивилизованный. С каждым этапом все больше развивается и усложняется структура туризма: туринду-

стрия, инфраструктура туризма, потребности туриста, турпродукт. Туризм становится все более дифференцированным.

При «диком» туризме вопрос о культуре и просвещении не возникает. На этом этапе на первый план выходят вопросы физического выживания - поиск лучших земель, торговля, лечение и т.д. Такие путешествия были продолжительными без четкого плана и наличия сферы услуг - «ночуем, где ночь застанет, едим, что добудем, что завтра будет одному богу известно». На данном этапе туристские услуги еще не сформированы, соответственно, требований к ним нет. Но все же в поиске способов удовлетворения физических потребностей путешественник расширял свой кругозор, приобщался к местной культуре. Позже снаряжались специальные экспедиции, которые дали миру очень полезные знания. Записи и дневники первых путешественников сегодня являются бесценными источниками культуры того времени. Как отмечает И.В. Зорин, первыми путешественниками были составлены карты, описаны территории, животный и растительный мир, культура и быт встретившихся на пути народов и государств и т.д. Например, записи Геродота (VI в. до н.э.) являются ценнейшим наследием современности, где он описывает культуру, традиции, религии, текущую жизнь современников.

В наши дни «дикий» туризм тоже имеет место. Им называют случайные, неорганизованные поездки, которые «формируются на ходу». В отличие от путешествий, совершаемых в отдаленном прошлом, сейчас стоит вопрос не выживания, а поиска приключений, новых впечатлений от неизведанного. Культурологический аспект здесь также не наблюдается.

С возникновением «бытового» туризма появляются первые туристские услуги, удовлетворяющие бытовые потребности путешественника: ночлег, транспорт, питание и т.д. Такие услуги характеризуются простотой, стандартностью. На данном этапе у путешественника появляются культурологические потребности - познать мир, познать себя, но в приоритете также и физические потребности.

В наше время проявлением «бытового» туризма можно считать «туриста с рюкзаком». Он тоже не нуждается в туристических услугах, предпочитая полудикие условия. Главная цель такого туриста - активный отдых, устроить себе «праздник души» (восстановление, активное движение, спорт, получение новых впечатлений, «встряхнуться от повседневности» и др.). Здесь отличие в том, что у современного туриста данной категории есть четкий маршрут, определено время, собрана и укомплектована вся необходимая экипировка.

Уже с середины ХХ в. наблюдается настоящий бум туризма, не зря ученые назвали ХХ в. «веком массового туризма» [5. С. 338]. Это связанно с активным развитием общества, техническим прогрессом (появление пароходов, паровозов, самолетов и т.д.), у людей теперь больше свободного времени и финансов. Если первыми туристами были смельчаки и представители общественной элиты, то теперь в путешествие отправляется и средний класс. В период массового туризма цели туриста тоже «массовые». Ему одновременно хочется познать новое и вылечиться, отдохнуть и развлечься. На первый план выходят чувства обладания и «наполнения себя». Из-за высокой человеческой занятости, время путешествий ограниченно, и человек старается «выжать» из этого времени по максимуму, как говорится, «галопом по Европам». Поэтому культурологиче-

ская составляющая здесь «пестрая», напоминающая «спринт по верхушкам культур». Отсюда вывод: чем массовее туризм, тем менее он познавателен и содержателен.

Такое активное развитие туризма породило дифференциацию и диверсификацию туристских услуг, появление новых акторов туризма, развитие индустрии и инфраструктуры туризма. Появляются специализированные на туризме организации, создаются пакетированные туры различных видов и стоимости, туризм формируется в самостоятельный вид деятельности. У туриста теперь есть выбор составить свой маршрут и отправиться в тур самостоятельно или купить готовый тур «все включено». В данный период произошел переход развития туризма от хаотичного в организованный.

Такой прорыв в развитии туризма на практике отразился и в развитии туризма в науке. Туризм одновременно становится предметом многих отраслей наук. Обосновываются практические и теоретические особенности туризма, делаются попытки обобщающего, фундаментального анализа туризма, разрабатывается понятийный аппарат. Возрастает роль туризма как социального, экономического, экологического, культурологического фактора развития общества [6. С. 7].

В XXI в. туризм вступил на новый этап своего развития - этап цивилизованного туризма [6. С. 4]. В период массового туризма турист насытился впечатлениями, удовлетворяющими его основные потребности. Теперь на смену спонтанного выбора пришел осознанный выбор туриста. Поэтому туризм стал перед новым вызовом времени - как сформировать качественный и уникальный турпродукт.

В цивилизованном туризме появляется цивилизованный турист, который:

- образован, имеет четко сформированный взгляд на мир;

- желает получить конкретные услуги для решения конкретной задачи;

- информирован и требует достоверную, актуальную информацию;

- не просто знакомится с новой культурой, он ищет факторы для укрепления собственной идентичности, развития себя;

- требует качественные, грамотные, соответствующие заявленной программе сервис и обслуживание;

- избалован и насыщен эмоциями - его сложно удивить;

- имеет большой опыт путешествий;

- подготовлен - новый турпродукт для него не загадка, он виртуально уже побывал на месте предполагаемого отдыха, оценил все его плюсы и минусы, проверил, соответствует ли действительности поданная информация о турпродукте.

Совершенствование связи и интернет-технологий бросили новый вызов туризму. Следующим этапом развития туризма, видом туризма становится виртуальный туризм, активно развивающийся в сети Интернет (официальные сайты учреждений, социальные сети, тематические блоги и т.д.). Виртуальный туризм осуществляется наравне с реальным туризмом. Теперь турист легко может совершить турне как виртуально, так и в реальности, причем как полностью, так и частично. Например, купить билеты и забронировать места в гостинице виртуально, а приехать и отдохнуть реально или полностью посмотреть желаемые туристские объекты виртуально. Не за горами, когда вир-

туально кроме визуальных и аудиальных сигналов, будут передаваться и кинестетические сигналы. Как сообщает А.В. Шамликашвили, теперь в туризме «виртуальность становится реальностью, а реальность - виртуальностью» [7. С. 135].

Как подвид виртуального туризма можно отметить йтеП-блогерство, где главным становится не столько переживание и познание реального туристского объекта, сколько виртуальное обладание им в виде фото и видео, выложенных на своих страницах в интернете. Поэтому сегодня у туристов, особенно у молодежи, одна из главных целей - сделать качественное, эксклюзивное, эффектное фото или видео. Н.Е. Покровский называет это явление «синдром Кодака» [8. С. 5].

В цивилизованном туризме на новый уровень выходит и культурологическая сторона туризма, требующая качественной, грамотной презентации культуры, наследия как в реальности, так и виртуально. В решении данного вопроса туризму может помочь музей как самостоятельный, полноправный субъект туризма, профессионально занимающийся вопросами культурного наследия.

Ранее музей и туризм были параллельными друг с другом структурами. Музей в основном концентрировался на музейных предметах, их выявлении, изучении, способах хранения и экспонирования. Туризм в структуру музейной деятельности не входил. Но в последнее время в обеих областях произошли перемены: музей модернизировался и значительно расширил область своей деятельности, значительную часть в которой сейчас занял туризм; туризм «цивилизовался», стал нуждаться в музее.

Сегодня музей может качественно сформировать культурологическую сторону в туристическом процессе, так как:

1. «Музей - это некоммерческое учреждение культуры» [9], характеризующееся устойчивостью и стабильностью, которая может помочь туризму решить проблемы дискретности (прерывистость) туризма.

2. «Музей - это научное учреждение культуры, специализирующееся на выявлении, изучении, учете, хранении государственного наследия. Научно-исследовательская работа является одной из основных направлений деятельности музеев. Музей сам выявляет, изучает, формирует наследие, поэтому музей может помочь туризму создать основанный на наследии уникальный, эксклюзивный туристский продукт, характеризующий именно представляемый в туризме город, регион, страну и т.д.».

3. «Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации» [9]. Музей является хранителем всего наследия страны. Поэтому музей может представить полную картину культурного наследия народа, региона, страны, основанную на достоверных, документальных первоисточниках.

4. Одна из главных функций музея - «это публичное представление музейных предметов» [9], т.е. просветительская. У музея есть специальная отработанная методика по презентации как материального, так и духовного наследия.

5. Музей сегодня - это модернизированное, усовершенствованное учреждение культуры с высоким сервисом. Передовые мультимедийные компью-

терные технологии позволяют музею быть «модным» и современным. Музей интерактивно качественно представлен как в реальном, так и в виртуальном мире. Теперь, не выходя из дома, можно купить билет и совершить виртуальную 3D (не за горами и 4D) экскурсию во многие музеи. Как отмечает Н.В. Клементьева, дигитализация (оцифровка) культуры стала одним из основных направлений музейной деятельности [10].

6. Музей - центр культурного развлечения и досуга. Сегодня музейный мир совместно с частными музеями представляет «ассорти» музеев самых разных направлений и видов. Такие музеи применяют нестандартные методы музеефикации как материальных (среда, памятник под открытым небом и т.д.), так и нематериальных объектов культурного наследия. Представляя мир в необычных и разнообразных форматах, музей позволяет решить актуальный вопрос туризма в эскапизме [11].

Как видим, музей может помочь туризму качественно создать, упаковать и преподнести «культуру», развить культурологическую сторону туризма, помочь сформировать качественный уровень культурологического познания у молодежи. Здесь важен комплексный подход, ведь от чувственного восприятия во время туристского маршрута будет зависеть главное в сфере музейного туризма - познание культуры.

Это особенно актуально для Республики Алтай, поскольку в регионе преобладает развитие активного туризма. Интеграция музея и туризма позволит наряду с активным туризмом в республике развить музейный туризм, разнообразить виды туристского продукта в регионе, повысить его эксклюзивность и уникальность. Профессиональная просветительская деятельность музея, основанная на фундаментальном научном исследовании, дает возможность представлять культурное наследие в туристкой сфере региона достоверно и целостно. Музей бедет способствовать распространению туризма в массовой культуре, а также качественному культурному просвещению молодежи.

Поэтому при разработке турпакета важно правильно выбрать его содержимое в нужной последовательности и с учетом следующих факторов:

- вид маршрута - в зависимости от вида и цели маршрута включать или не включать посещение соответствующего вида музеев. Например, если это обзорный экскурсионный маршрут по определенному региону, то включение краеведческого музея обязательно. Если это активный, например, спортивный многодневный тур (катание на квадроциклах, сплавы, конные маршруты и т.д.), то включать посещение музея не обязательно;

- вид музея - выбирать такой музей, который поможет достичь цели маршрута. Например, для научно-исследовательской группы туристов, которые хотят познакомиться с определенным объектом культурного наследия, лучше включать государственный, специализирующийся на данном объекте музей, а не частный, представляющий симулякры видения хозяина музея;

- место музея в туристском маршруте - зависит от тематики музея и вида маршрута. Как показывает практика, если в обзорной экскурсии по региону поставить краеведческий музей в начале, а не в конце маршрута, то результат от посещения музея будет гораздо лучше. Как известно, процесс усвоения информации зависит от уровня заинтересованности в получаемой информации, от степени эмоционального воздействия на человека. В начале маршрута

турист полон сил и энергии, готов к познаниям и новым впечатлениям, сконцентрирован и внимателен. Услышанное им в музее воспринимается с большим интересом, усваивается более прочно и полноценно;

- туристская аудитория - следует использовать дифференцированный подход к разновозрастной и разноплановой аудитории с учетом ее интересов, культурного уровня и ментальности;

- структура туристского маршрута - переменчивая и носит стихийный характер. При составлении маршрута важно учесть такие факторы, как погода, время, расстояние, загрузка маршрута и используемые приемы (визуальный осмотр, аудиогид, живая экскурсия, текстовая информация и т.д.);

- гид-экскурсовод - ключевой фактор любого маршрута, который может как «спасти» маршрут, так «утопить» его. Гид-экскурсовод работает с туристами на протяжении всего маршрута, до и после музея. Он должен качественно увязать все элементы маршрута, подготовить туристов к восприятия экспозиционного материала и закрепить полученную информацию.

На уличной экскурсии турист знакомится с отдельными элементами культуры общества, у него формируются отдельные представления об увиденных объектах, не связанные между собой. Упорядоченно выстроенная экскурсия в музее может помочь конкретизировать и систематизировать полученные разрозненные знания во время туристского маршрута, осознать ее содержание. Таким образом у человека расширяется культурный горизонт, разрозненные впечатления сливаются в одну картину. Систематизированная работа исследовательской и культурно-просветительской сфер музейной деятельности, подкрепленная инструментами туризма и мерами правового регулирования музейного туризма, может помочь в решении актуализации культурного наследия.

Такая необходимость во взаимосвязи музея и туризма отмечается и в соответствующих дисциплинах. А.И. Сесёлкин определяет музееведение как одно из составляющих компонентов туристики, которое также вносит свой вклад в становление и формирование ее как науки [12. С. 50]. В.К. Фе-дорченко наряду с основными элементами туризма, такими как турист, туристский бизнес, сфера гостеприимства и менеджмент, предлагает сконцентрировать внимание на углубленном изучении специальных дисциплин, в том числе и музеологию.

Таким образом, интеграция сфер музея и туризма могут помочь развитию друг друга. С помощью возможностей туризма решаются вопросы развития, расширения культурно-просветительского пространства музея. С помощью возможностей музея решаются вопросы туризма в удовлетворении спроса в качественном туристском продукте. Интеграция данных сфер дает очень большой социальный, культурный и экономический эффект, косвенное воздействие которого гораздо шире по своей социально-культурной природе, а его комплексное воздействие может намного превосходить прямой культурный, социальный и экономический эффект.

Список источников

1. Туристика: от гипотез к теории / отв. ред. А.М. Новиков. М., 2009. С. 9-14.

2. Келлер П. Основы туристского образования и исследований туризма в современном обществе // Вестник РМАТ. 2001. № 2. С. 4.

3. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: https://www. dissercat.com (дата обращения: 15.12.2020).

4. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальное В.А. Туризм как вид деятельности : учеб. для студентов вузов туристского профиля. М., 2001. 288 с.

5. Минина О.Ю. Философско-культурологическое осмысление туризма // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 334-340.

6. Федорченко В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма // Вестник РМАТ. 2013. С. 3-10.

7. Шамликашвили А.В. Виртуальный туризм как новый вид туризма // Креативная экономика. 2014. № 10 (94). С. 128-138.

8. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 3-10.

9. О музейном фонде в Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федерал. закон № 54-ФЗ от 26.05.1996: ред. № 435-ФЗ от 28.12.2017. URL: http: // consultant.ru (дата обращения: 24.12.2020).

10. Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. 2018. № 1. URL: https://srjournal.ru/2018/id93/ (дата обращения: 16.12.2020).

11. Шапинская Е.Н. Путешествие на Восток как феномен туристического эскапизма // Культура культуры. 2017. № 2 (14). URL: http://cult-cult.ru/a-trip-to-the-east-as-a-phenomenon-of-tourist-escapism (дата обращения: 25.12.2020).

12. Сесёлкин А.И. Об определении туристики как комплексной науки о туризме // Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 50.

References

1. Novikov, A.M. (2009) Turistika: ot gipotez k teorii [Tourism: from hypotheses to theory]. Moscow: [s.n.]. S. 9-14.

2. Keller, P. (2001) Osnovy turistskogo obrazovaniya i issledovaniy turizma v sovremennom obshchestve [Fundamentals of tourism education and tourism research in modern society]. Vestnik RMAT. 2. p. 4.

3. Dissercat.com. (n.d.) Nauchnaya elektronnaya biblioteka dissertatsiy i avtoreferatov [Scientific electronic library of dissertations and abstracts]. [Online] Available from: https://www.dissercat.com (Accessed: 15th December 2020).

4. Zorin, I.V., Kaverina, T.P. & Kvartalnov, V.A. (2001) Turizm kak vid deyatel'nosti [Tourism as a type of activity]. Moscow: [s.n.].

5. Minina, O.Yu. (2016) Filosofsko-kul'turologicheskoe osmyslenie turizma [Philosophical and cultural understanding of tourism]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik. 3. pp. 334-340.

6. Fedorchenko, V.K. (2013) Turizmologiya kak nauka. Osnovnye paradigmy teorii turizma [Tourismology as a science. Basic paradigms of tourism theory]. Vestnik RMAT. 2(8). S. 3-10.

7. Shamlikashvili, A.V. (2014) Virtual'nyy turizm kak novyy vid turizma [Virtual tourism as a new type of tourism]. Kreativnaya ekonomika. 10(94). pp. 128-138.

8. Pokrovskiy, N.E. (2000) Rossiyskoe obshchestvo v kontekste amerikanizatsii [Russian society in the context of Americanization]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 6. pp. 3-10.

9. Russian Federation. (2017) O muzeynom fonde v Rossiyskoy Federatsii i muzeyakh v Ros-siyskoy Federatsii: feder. zakon № 54-FZ ot 26. 05. 1996: red. № 435-FZ ot 28. 12. 2017 [On the museum fund in the Russian Federation and museums in the Russian Federation: Federal Law No. 54-FZ of May 26, 1996: amended as No. 435-FZ dated December 28, 2017]. [Online] Available from: http: // consultant.ru (Accessed: 24th December 2020).

10. Klementieva, N.V. (2018) Informatsionnye tekhnologii v sovremennom muzeynom prostranstve [Information technologies in modern museum space]. Nauchnoe obozrenie. 1. [Online] Available from: https://srjournal.ru/2018/id93/ (Accessed: 16th December 2020).

11. Shapinskaya, E.N. (2017) Puteshestvie na Vostok kak fenomen turisticheskogo eskapizma [Travel to the East as a phenomenon of tourist escapism]. Kul'tura kul'tury. 2(14). [Online] Available from: http://cult-cult.ru/a-trip-to-the-east-as-a-phenomenon-of-tourist-escapism (Accessed: 25th December 2020).

12. Seselkin, A.I. (2013) Ob opredelenii turistiki kak kompleksnoy nauki o turizme [On the definition of tourism as a comprehensive science of tourism]. Vestnik RMAT. 3(9). p. 50.

Сведения об авторе:

Тандыянова А.Е. - аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Москва, Россия). E-mail: a.tandyjanava@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Tandyjanova A.E. - postgraduate student of the D.S. Likhachev Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage (Moscow, Russian Federation). E-mail: a.tandyjanava@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.03.2021; одобрена после рецензирования 18.05.2021; принята к публикации 15.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 30.03.2021; approved after reviewing 18.05.2021; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.