Научная статья на тему 'Музей как социокультурный институт в эпоху глобализации'

Музей как социокультурный институт в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
771
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / CULTURAL GLOBALIZATION / МУЗЕЙ / MUSEUM / ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР / THE SPIRITUAL CENTER / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / МУЗЕЙНАЯ АУДИТОРИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / CULTURAL DIVERSITY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / REGIONAL MUSEUM / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / MUSEUM AUDIENCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каткова К.Ф.

Рубеж ХХ–ХХI веков запомнится человечеству как время глобальных процессов, связанных с мощным интеграционным движением, информатизацией, затронувшими все сферы жизни общества. В результате обрушившегося на людей потока информации, открывшимся благодаря инновационным технологиям новым возможностям общения и обмена стало возможным межкультурное взаимодействие, получившее название культурной глобализации или глобализации культуры. Как и любой другой процесс, данное явление можно охарактеризовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Возможности свободного доступа к изучению культур других национальностей противопоставляется проблема утраты культурной идентичности личности вследствие поглощения одной культуры другой. В связи с этим сегодня весьма актуальной становится проблема сохранения культуры, содействие в разрешении которой оказывает прежде всего музей, как социокультурный институт, функциями которого являются сохранение и трансляция культурных традиций. Но поскольку, оказавшись под влиянием выше описанных процессов, современная музейная аудитория становится весьма и весьма требовательной, то музей вынужден проявлять гибкость к потребностям своего посетителя, чтобы не только удержать его, но и привлечь в свои стены ещё не один раз. Сохранение исторически присущих музею функций и в то же время активное внедрение новых методик позволяет ему оставаться актуальным и интересным даже в быстро меняющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUM AS A SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

The turn of the XX–XXI centuries will be remembered by humanity as a time of global processes associated with the powerful integration movement, computerization, which have an impact on all spheres of life. As a result the flow of information, innovative technologies people have new opportunities for communication, exchange and intercultural interaction, known as cultural globalization. Like any other process, this phenomenon can be described as a positive and a negative side. Free access to the study of cultures of other nations is opposed to the problem of loss of cultural identity, of the absorption of one culture by another. In this regard, today crucial problem is preservation of culture, and museum as a sociocultural institution occupies a special place in this issue as it has the functions of preservation and transmission of cultural traditions. But because, being under the influence of the above described processes, the modern museum audience is very, very spoiled, the museum has to be flexible to the needs of its visitors not only to keep them, but also bring in its walls more than once. Saving its immediate functions and at the same time, the active introducing new techniques museum remains relevant and interesting, even in a rapidly changing world.

Текст научной работы на тему «Музей как социокультурный институт в эпоху глобализации»



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

К.Ф. Каткова

старший научный сотрудник, ГБУК ЛО «Музейное агентство», аспирант, кафедра музеологии и культурного наследия, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Рубеж ХХ-ХХ1 веков запомнится человечеству как время глобальных процессов, связанных с мощным интеграционным движением, информатизацией, затронувшими все сферы жизни общества. В результате обрушившегося на людей потока информации, открывшимся благодаря инновационным технологиям новым возможностям общения и обмена стало возможным межкультурное взаимодействие, получившее название культурной глобализации или глобализации культуры. Как и любой другой процесс, данное явление можно охарактеризовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Возможности свободного доступа к изучению культур других национальностей противопоставляется проблема утраты культурной идентичности личности вследствие поглощения одной культуры другой. В связи с этим сегодня весьма актуальной становится проблема сохранения культуры, содействие в разрешении которой оказывает прежде всего музей, как социокультурный институт, функциями которого являются сохранение и трансляция культурных традиций. Но поскольку, оказавшись под влиянием выше описанных процессов, современная музейная аудитория становится весьма и весьма требовательной, то музей вынужден проявлять гибкость к потребностям своего посетителя, чтобы не только удержать его, но и привлечь в свои стены ещё не один раз. Сохранение исторически присущих музею функций и в то же время активное внедрение новых методик позволяет ему оставаться актуальным и интересным даже в быстро меняющемся мире.

Ключевые слова: глобализация, культурная глобализация, музей, духовный центр, интеграционные процессы, национальная культура, музейная аудитория, трансформация, культурное многообразие, региональный музей, историко-культурное наследие, просвещение.

K.F. Katkova, Saint-Petersburg State University of Culture and the Arts

THE MUSEUM AS A SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

Abstract. The turn of the XX-XXI centuries will be remembered by humanity as a time of global processes associated with the powerful integration movement, computerization, which have an impact on all spheres of life. As a result the flow of information, innovative technologies people have new opportunities for communication, exchange and intercultural interaction, known as cultural globalization. Like any other process, this phenomenon can be described as a positive and a negative side. Free access to the study of cultures of other nations is opposed to the problem of loss of cultural identity, of the absorption of one culture by another. In this regard, today crucial problem is preservation of culture, and museum as a socio-cultural institution occupies a special place in this issue as it has the functions of preservation and transmission of cultural traditions. But because, being under the influence of the above described processes, the modern museum audience is very, very spoiled, the museum has to be flexible to the needs of its visitors not only to keep them, but also bring in its walls more than once. Saving its immediate functions and at the same time, the active introducing new techniques museum remains relevant and interesting, even in a rapidly changing world.

Keywords: globalization, cultural globalization, the museum, the spiritual center, integration, national culture, museum audiences, transformation, cultural diversity, a regional museum, historical and cultural heritage, education.

ХХ1 век заявил о себе в истории человечества как эра информации и инноваци-

онных технологий. Жизнь современного общества протекает под влиянием интеграционных процессов, происходящих во всех сферах человеческой деятельности (от экономики до культуры) и получивших название «глобализация». Данным термином, по мнению К. Рабадановой, можно называть «растущую во всем мире взаимозависимость людей и стран» [11] . Этот процесс значительно ускорился за последние десять лет благодаря огромным достижениям в области цифровой, компьютерной технологий. Мировая интеграция, являющаяся отличительной чертой современной ситуации, уже повлияла на экономику, политику, культуру и окружающую среду. Как считает К. Б. Соколов, глобализация - «это процесс, в ходе которого в глобальных масштабах исчезают барьеры для перемещения информации, товаров, услуг и пр.» [12, с.102] . На основании данного подхода представляется возможным выделить несколько основных компонентов рассматриваемого понятия: информационный - передача информации; демографический - усиление миграционных процессов; политический - ограничение суверенитета национальных государств; экономический - интеграционные процессы в экономике различных стран; технологический - быстрое распространение новых технологий; культурный - обмен и диалог культур.

В рамках заявленной темы целесообразно было бы остановиться на взаимодействии процессов глобализации и культуры, тем более, что это весьма актуальная проблема, о чём может свидетельствовать появление термина «глобализация культуры» [3] или «культурная глобализация» [1, с.23]. По мнению создателей сайта, посвя-щённого данному процессу, «глобализацию культуры связывают с двумя феноменами» [3]: распространением западных индивидуалистических ценностей среди большей части населения земли и заимствованием западных «правил игры» [3] во всем мире. Действительно для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Появление и активное распространение инновационных технологий, таких как интернет, позволяет осуществлять практически никем и ничем неограниченное взаимодействие стран всего мира, которое происходит как на самом банальном уровне общения друзей из разных уголков света, так и на уровне межкультурной коммуникации и межкультурного обмена, в результате чего осуществляется процесс глобализации в культуре. С одной стороны, культурная глобализация открыла для мира различные культуры, позволила культурным явлениям и процессам проникнуть даже в самые отдалённые уголки планеты. Человечество получило доступ к информации, которая раннее была закрыта и недосягаема для простого обывателя. Если попытаться связать эти процессы с музейной сферой, то на сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что музеи существуют не только в крупных центральных регионах, но и о том, что они стали появляться на крайнем севере и в других раннее неизвестных в музейной сфере местах. Крупные музеи с мировым именем организуют выездные выставки в различные музеи всего земного шара. Но, как и у любого другого явления, в глобализации и информатизации, с другой стороны, можно обнаружить и негативные стороны. Глобализация в культуре стала причиной растворения национальных традиций в более популярной и устойчивой культуре, в результате чего возникла проблема идентификации личности, поиска самого себя. Ярким примером подобного явления может служить процесс все поглощения, идущий со стороны американской культуры, полу-

чивший название «американизация». Ни для кого не является секретом, что 85 % современных фильмов, которые показываются и в нашей стране в том числе, принадлежат американской киноиндустрии (данные на 2004 год). «Фильм «Иисус» демонстрировался более чем в 200 странах мира, был переведён на 446 языков и собрал зрительскую аудиторию численностью 1,3 млрд человек» [13, с.342]. Во все страны мира, даже с такими сильными культурными традициями, как в Индии, Африке, Азии, стала проникать американская культура: через одежду (джинсы), еду («Макдональдсы», которые ежедневно обслуживают 20 млн человек во всем мире (данные на 2004 год)), музыку (молодёжь всего мира слушает и танцует под американский хип-хоп). И как следствие описанных выше интеграционных процессов со знаком «минус», которые активно происходили в последние десятилетия ХХ века, в нашем веке наблюдается подъём национального движения, самосознания, что ведёт к возрождению традиционной культуры и обрядности. Данная идея может быть подтверждена развитием теории о так называемом типе «нелинейной глобализации», суть которой сводится к «медленной эволюции однополярного мира под эгидой США в многополярный, что вызвано осознанием необходимости учёта национальной специфики... и стремлением к многостороннему взаимодействию» [5, с.174].

Но в меняющемся с неимоверной скоростью мире именно музей остаётся тем социокультурным институтом, который, несмотря на все внешние факторы, социальные изменения, с одной стороны сохраняет исторически присущие ему функции, связанные, прежде всего с сохранением и передачей культурных традиций, а с другой стороны чутко реагирует на объективные и субъективные факторы, которые выступают стимулятором к поиску новых подходов в работе с посетителем, в сохранении национальной культуры, подверженной исчезновению в результате разрушительных процессов культурной глобализации.

Музеи ищут пути преодоления негативных сторон глобализационных процессов, происходящих в современном мире. Сегодня музеи становятся своеобразным компенсатором, уравновешивающим и придающим стабильность общественным и культурным процессам, а также предоставляющим своему посетителю особую атмосферу, отдых, знания, которые невозможно получить вне музейных стен.

С 70-80-х годов ХХ века в музейной сфере наблюдается осуществление радикальных перемен, что привело, в том числе, и к переносу акцента в музейной работе на посетителя («во главу угла положена связь музея с человеком, аудиторией, обществом и его актуальными потребностями» [2]), и как следствие этого к формулированию содержания социокультурной миссии музея, которая во многом реализуется через рекреационно-развлекательную составляющую деятельности музейного института, делающего ставку на контакты, которые осуществляются посредствам взаимодействия основных направлений музейной деятельности (информирование, обучение, развитие творчества, общение, досуг). Организация досуга становится приоритетным направлением взаимодействия музея с аудиторией. У современного посетителя появилась потребность в отдыхе в музейной среде, что привело к желанию проводить не только свободное время в музее, но и организовывать там различные мероприятия (например, дни рождения).

Уже на рубеже веков в качестве одной из ключевых тенденций развития музеев

на первый план начинает выходить явление, которое можно обозначить как «трансформация» [9], под которой понимается превращение музея в многопрофильный и полифункциональный культурный центр, открытый инновациям. «Сегодня музей - это клуб, объединяющий людей интересом к своему национальному достоянию и его сохранению; университет, эффективно способствующий повышению уровня образования в самом широком смысле этого понятия; театр, воскрешающий наиболее яркие страницы истории или воспроизводящий живую природную среду; ярмарка, где можно приобрести художественные репродукции или произведения прикладного творчества» [4, с.28].

В эпоху глобализации, в связи со всеми описанными выше процессами, музей делает акцент на идеи сохранения культурного многообразия. «Культурная многоук-ладность общества, страны, мира в целом - это объективная тенденция, вызванная нынешним обостренным пониманием каждым народом своей истории и культуры как абсолютной ценности, своего образа жизни как неотъемлемого права» [8] .

Не менее важной особенностью развития современных музеев, стал факт их превращения «из центров пассивного созерцания памятников истории и культуры в место приобретения индивидуального опыта, экспериментов с новыми методами распространения и получения информации, а также развития коммерческой деятельности» [10] .

Упомянутые тенденции в развитии современного музея характерны для музеев различного профиля, вида, типа, масштаба, для музеев, как нашей страны, так и всего мира. Процесс культурной глобализации, рассматриваемый в начале, проходит повсеместно. Но особенно актуальны эти изменения для региональных музеев, т.к. музейные учреждения подобного статуса по праву закрепили за собой звание центров духовной жизни общества (что тоже является закономерной тенденцией развития музея в XXI в.). Как считают современные исследователи, такие как Т. Васильева, - «это естественная реакция на потребности общества в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве историко-культурного наследия, без которого невозможен процесс просвещения, образования и воспитания, активизации духовной жизни региона или народа» [2] . Подобные музеи, органично участвуя в повседневной жизни отдаленного района, края или области, ближе его населению, чем музеи-гиганты в культурных центрах. Эти небольшие музеи в первую очередь призваны решать важнейшую социально-педагогическую задачу преобразования приходящих в музей людей и превращения их в активных преемников традиций отечественной культуры.

Примером таких музеев может служить музей «Торум Маа» [6, с.8] в Ханты-Мансийском округе, деятельность которого направлена на сохранение и развитие жизнедеятельности малочисленных народов Севера. Музей способствовал проведению Международного фольклорного фестиваля финно-угорских народов, на котором были организованы работа мастеров декоративно-прикладного искусства, дегустация местной традиционной кухни, сделаны хлебные печи, лавочки. С 2004 года в «Торум Маа» существует программа для детей «Мы разные, но равные» [16, с.9], в ходе которой юные посетители музея знакомятся с ремёслами и традициями, фольклором, одеждой, украшениями, играми финно-угорских народов, особое внимание уделяется обским уграм.

Немаловажной тенденцией в развитии музея в эпоху глобализации стало распространение тематических и ландшафтных парков, сельских центров культурного на-

следия. Характерным примером таких музеев в нашей стране является музейное объединение «Художественная культура русского Севера» в Архангельске [7, c.6-7], задача которого реконструкция историко-культурной среды сохранившихся кварталов исторической застройки Архангельска. Процесс восстановления осуществляется на базе исторических экспозиций, ремесленных мастерских, галерей современного искусства, таким образом, происходит взаимодействие культур настоящего и прошлого, которое усиливается благодаря трансформации миссии музея в эпоху глобализации, а также видоизменением самих типов музеев. Ландшафтные и тематические парки, национальные парки и центры наследия - это не традиционный тип музейных коллекций в привычном понимании. И участие подобных учреждений в рассмотренных выше процессах лишний раз подчёркивает существование новых тенденций в недрах музейного института.

Это далеко не полный перечень музеев, которые обрели новое звучание и прочтение, в связи с возникшими в ходе глобализационных процессов тенденциями, описанными выше. Несмотря на тип, вид, профиль, масштаб, местонахождение музеи активно включаются в происходящие во всём мире явления, продолжая оставаться необходимым социокультурным институтом, привлекая в свои стены посетителей, продолжая сохранять связь традиций, времён, культур.

Список литературы:

1. Бергер П.Л. Культурная динамика глобализации / Питер Л. Бергер // Многоликая глобализация / Под. Ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.В. Сапова. -М.: Аспект Пресс, 2004. - C. 8-24

2. Васильева Т.Е. Региональный музей как центр духовной жизни // Журнал «Ре-гионология». - 2009. - №2. - URL: regionsar.ru (дата обращения 01.04.2012)

3. Глобализация культуры // URL: univer.omsk.su/omsk/socstuds/glob/culture.html (дата обращения 21.02.2012)

4. Давлет-Кильдеева Н.Г. Новые тенденции в развитии российских музеев / Давлет-Кильдеева Н.Г.// Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г... - . СПб, 2009 - С. 28-31

5. Дианова В.М. Процессы универсализации культуры в контексте глобализации/ В.М. Дианова// Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. -СПб: Нестор-История, 2009. - С. 174-187

6. Клименова Т.А. Этнографический музей «Торум Маа» в контексте времени (2003-2007 гг.) / Т.А. Клименова // Сохранение народных традиций: Материалы окружной научной конференции, посвящённой 20-летию музея «Торум Маа» 04-07 сентября 2007 г.// Под ред. А.Д. Каксина, В.Ю. Кондина. - Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2008. - С. 5-14

7. Коссова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций/ И.М. Коссова, Е.Б. Медведева // Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Кафедра музейного дела. Вып.4/ Сост. И.М. Коссова. - АПРИКТ, 2003. - С. 6-17

8. Мастеница Е.Н. Культурное наследие и музей в эпоху глобализации // Е.Н. Мастеница // URL: www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=9&c_text=23

(дата обращения 01.07.2012)

9. Мастеница Е.Н. Мегамузей в мегаполисе/ Е.Н. Мастеница // Museum. URL: www.terrahumana.ru/arhiv/11_04/11_04_27.pdf

10. Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Музей и турист: управление процессом межкультурной коммуникации/ Е.Н. Мастеница, Л.М. Шляхтина // URL: www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=4&c_text=94 (дата обращения 01.07.2012)

11. Рабаданова К. Глобализация в современном мире// URL: peduniver.ru/index.php?...view=article...articles... (дата обращения 21.02.2012)

12. Соколов К. Б. Глобализация культуры и культура глобализации/ К. Б. Соколов // Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. - СПб: Нестор-История, 2009. - С. 99-116

13. Хантер Д.Д., Йейтс Д. Мир американских глобализаторов/ Джеймс Дэвисон Хантер и Джошуа Йейтс // Многоликая глобализация/ Под. Ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.В. Сапова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 341-377

List of references:

1. Berger P.L. Cultural dynamics of globalization / / The many faces of globalization / Under. Ed. P. Berger and C. Huntington, trans. from English V.V. Sapova. - Moscow: Aspect Press, 2004. - p. 8-24

2. Vasilyeva Т.Е. Regional Museum as a center of spiritual life / / regionsar.ru> Magazine "Re-gionologiya." - 2009. - № 2. - 01.04.2012

3. Globalization of culture// univer.omsk.su>omsk/socstuds/glob/culture.html - 21.02.2012

4. Davlet Kildeeva N.G. New trends in Russian / / Culture and services: interaction, innovation, training: Proceedings I Interregional Scientific and Practical Conference on 17 April 2009 ... -. St. Petersburg, 2009 - p.28-31

5. Dianova V.M. Process of universalization of culture in the context of globalization / / Culture at the turn of the XX-XXI centuries: the globalization process. - St. Petersburg: Nestor History, 2009. - p. 174187

6. Klimenova T.A. Ethnographic museum "Torum Maa" in the context of time (2003-2007 ) / / Save the folk traditions: Proceedings of the Regional Conference on the 20th anniversary of the museum "Torum Maa" 4-7 September 2007 / / Ed. A.D. Caxine, V.J. Kondina. - Khanty-Mansiysk: JSC "Information and Publishing Center", 2008. - p.5-14

7. Kossova I.M., Medvedev E.B. Domestic museum business in line with international trends / / Museum for all. Proceedings of the creative laboratory "Museum Education." Dept. of museums. No. 4 / Comp. I.M. Kossova. - APRIKT, 2003. - p.6-17

8. Mastenitsa E.N. Cultural heritage and museum in the age of globalization // www.bvahan.com/museologypro/ muzeevedenie.asp? Li2 = 9 & c_ text = 23-1.07.2012

9. Mastenitsa E.N. Megamuzey in the city // Museum www.terrahumana.ru/arhiv/11_04/11_04_27.pdf

10. Mastenitsa E.N., Shlyakhtina L.M. Museum and tourist: management process of intercultural communication / / www.bvahan.com/museologypro/ muzeevedenie.asp? Li2 = 4 & c_ text = 94 - 1.07.2012

11. Rabadanova K. Globalization in the modern world// peduni-ver.ru>index.php?...view=article...articles... - 21.02.2012

12. Sokolov K.B. Globalization of culture and Cultural globalization // Culture at the turn of the XX-XXI centuries: the globalization process. - St. Petersburg: Nestor History, 2009. - p.99-116

13. Hunter D.D., Yates D. The World of American globalizers / / The many faces of globalization / Under. Ed. P. Berger and C. Huntington, trans. from English. V.V .Sapova. - Moscow: Aspect Press, 2004. - p. 341-377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.