КОМЛЕВ Ю.Э.
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА
кандидат педагогических наук, доцент директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств
Аннотация. В данной статье рассматривается музей как социальный институт, который выполняет социально-значимые функции в своем регионе. Анализируется культурно-информационная среда региона и роль музея. Выделены целевые группы музейной коммуникации и представлена структура коммуникационного взаимодействия «Музей-Город».
Ключевые слова: музей, коммуникация, культурно-информационная среда региона.
На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры. Но сегодня, в XXI, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования и культуры России.
Необходимо отметить, что некоторые изменения произошли и в музеях России за последние десять лет. Они отошли от односторонней политизированной интерпретации истории, объективно и разносторонне освещают историю своего региона и России в целом, большое внимание в экспозициях уделяют общечеловеческим и национальным ценностям культуры и истории. Возникло много новых музеев. В мировой и отечественной практики произошли изменения: от музея как хранилища коллекций, к музею, где в центре внимания - публика, посетитель, человек. Наблюдается расширение сферы общественной и политической роли музеев.
Однако дальнейшее развитие новых тенденций часто задерживается хроническим недостатком бюджетного финансирования, бедностью технического оснащения музеев, отсутствием инвестиций в развитии музейного бизнеса, незнанием мирового опыта и неумением сотрудников работать в новых экономических условиях.
Музей - социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. В данном случае, социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества и способствует воспитанию ценностей, вкусов, образования, деятельности и др. Это особое идентифицирующее и социализирующее средство, которым каждый человек может воспользоваться, чтобы получить или сверить представление о своей принадлежности к той или иной системе ценностей, культуре, социальной группе. Музей -место воздействия друг на друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, - обретение чувства общности с себе подобными, осознания своей индивидуальности и непохожести на других.
Структуру культурной среды региона через взаимодействие с музеем можно проанализировать на рис.1.
Рисунок І.Культурно-информационная среда региона
Находясь в границах определенной территории и региона, музеи решают несвойственные другими учреждениями задачи.
• Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную аутентичную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.
• Музей является одним из центров научно- исследовательской деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует большой исследовательской деятельности, а полученные результаты часто являются научными открытиями в культурных или природных процессах.
• Музей - это учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозициях музейные экспонаты являются образцами культурно наследия. Музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующее в конкретном обществе в определенное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.
• Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившие типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера.
Особого внимания в музее требует организация процесса трансляции новых знаний и передачи накопленного культурного наследия обществу. Таким образом, сохранение духовного наследия общества - аккумулированного выражения культур и историко-культурных традиций всех наций и народностей нашей страны - должны происходить путем правильной, адекватной интерпретации культурных ресурсов музеями независимо от их масштаба. Важное место в научно-исследовательской деятельности музеев занимают исследования в области коммуникации, различные аспекты которой имеют разную степень изученности. В центре внимания находится проблемы музейной экспозиции как важнейшие формы музейной коммуникации.
По нашему мнению, уже произошло осмысление способности музеев оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все аспекты жизни общества и региона. Например, Тюменский областной краеведческий музей занял прочное место как центр краеведения, проведение ежегодных Словцовских чтений, также издается периодический «Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея».
В Иркутской области музейный комплекс «Тальцы» ведет научную работу по изучению русского быта, ведет научно-информационные журналы. Красноярский музейный центр - «Музей на стрелке» -сложился как центр новых музейных технологий, центр проведения бьеннале, апробации и распространения новых форм музейной работы. [1,с. 115-118]
В других регионах России музейная сеть также достаточно хорошо развивается. Например, на территории Тульской области имеется 50 музеев, в том числе 4 федеральных музея: «Ясная поляна», «Поленово», «Куликово поле» и Тульский музей оружия.
Для интеллигенции Санкт-Петербурга, Москвы и других культурных центров России регулярное посещение музеев стало нормой семейного досуга по выходным дням. Значительную часть тех, кто в среднем 14 - 16 раз в год посещает музеи, составляют молодые родители с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Принципиально важно, что общение с музеем стало превалировать в структуре общественного досуга не только в культурных столицах России, но и в таких городах, как Казань, Саратов, Омск, Пермь, Барнаул, Улан-Удэ и ряде других. В отличие от Санкт-Петербурга, где без особых сложностей можно посетить один из полутора сотен музеев, ознакомиться с многочисленными выставками или провести день в одном из десятков заповедных мест в пригородах северной столицы, в относительно небольших городах музеи должны постоянно учитывать запросы жителей своего региона, регулярно обновлять экспозиции, предлагать посетителям новые формы историко-культурного и художественного просвещения.
Ежегодная посещаемость музеев Тульской области более 800 тысяч человек, для сравнения количество читателей в библиотеках составляет 689,5 тысяч человек. Аналогичная обстановка и в других регионах: Рязанской, Ивановской, Владимировской областях. Особенно важным является стабилизация и постепенный рост посещаемости музеев после её катастрофического спада в начале 90-х годов XX века. Постепенно увеличивается количество проводимых экскурсий, что в значительной степени положительно характеризует качественный уровень информационного обслуживания посетителей, среди которых в основном школьники, учащиеся студенты. [2]
С развитием средств массовой коммуникации все большее значение приобретают опыт опосредованный. Важнейшим опосредованным опытом человека являются искусство и культура, внося существенный вклад в становление духовно-ценностного мира человека.[3]
Искусство, являясь центральным компонентом культуры, активно участвует в процессе пополнения жизненного опыта наряду с научным знанием, политической идеологией. Воздействие искусства на человека - это влияние на его духовные потенциалы и деятельность.
Оренбургский областной историко-краеведческий музей, Оренбургский музей изобразительных искусств, как и большинство российских музеев, перестраиваются на работу в современных условиях которые требуют, чтобы музей стал музеем XXI века.
В данных музеях расширились как традиционные формы работы: новые современные выставки, экспозиции, экскурсии, выставки, лекции, массовые мероприятия; так и новые формы работы с самой разнообразной аудиторией: музейный час, организация клубов, проведение салонных музейных вечеров, творческих встреч с интересными людьми, разработка туристических маршрутов, проведение ежегодных фестивалей музеев области, а также совместная работа с другими учреждениями и предприятиями города.
Так, например миссия Оренбургского областного историко-краеведческого музея, которому 180 лет, состоит в том, чтобы сохранить и собирать историю и творческий дух людей, живших в России и Оренбургском крае от первых поселений до наших дней, а также передавать и рассказывать о них жителям и гостям нашей области.
Музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами.
При подобном понимание современном миссии музея очевидно, сколь широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического, коммуникационного потенциала этого социального института.
Тенденция заимствования форм культурной коммуникации в других родственных музею сферах вызывает не однозначное отношение. В целом специалисты музеологи относятся к этому положительно, но с оговоркой: необходимо соблюдать условия приспособления их к задачам музеев или условия, когда такие формы востребованы местными обстоятельствами. В то же время имеются опасения по поводу возможной утраты музеем его своеобразия, особого места в культуре и обществе. [4] В связи с этим, а также в свете современного состояния музейного дела в литературе появились теоретические проблемы, в которых авторы поднимают вопрос о необходимости изучения специфики средств музейной деятельности, того арсенала средств, который музейный работник может использовать в своем творчестве.[5]
Выделим целевые группы музейной коммуникаций в регионе в таблице 1:
Необходимые группы взаимодействия для развития музейных коммуникаций Условия взаимодействия
Органы власти, местное самоуправление, комитеты, министерства Привлечение внимания к музею и культуре в целом. Осуществление контроля за деятельностью музея
Реальные посетители и потребители музейных услуг Повышение посещаемости, возможности общения с музеем, включенность в музейную жизнь
Туристы (организованные, одиночные) Увеличение потока туристов, повышение привлекательности региона
Представители СМИ Взаимодействие при продвижении музейного продукта, услуг. Освещение музейной жизнедеятельности, представление необходимой информации СМИ
Представители творческих организаций, объединений Организация совместных проектов, программ, проектов, конкурсов
Благотворительные, общественные организации Совместная работа по повышению социально-культурной жизни города
Спонсоры (юридические и физические лица) Поддержка и развитие музейной деятельности
Посредники (юридические и физические лица) Предложения по организации выставок, мероприятий
Конкуренты (галереи, музеи, выставки) Предложения по сотрудничеству, обмену информацией, взаимодействие
Образовательные учреждения Совместная работа по образовательно-воспитательному процессу развития молодежи. Подготовка кадров для работы в музейной сфере, обмен информацией
Сегодня, без сомнения, можно говорить о расцвете музейного дела. Роль музея начинает возрастать, все больше приходит в музей заинтересованных людей. Музей включился в решение стоящей перед обществом сверхзадачи, заключающейся в высвобождение положительных общественных энергий путем создания благоприятных для этого условий. Социальный статус музеев возрастает, и в связи с этим повышается интерес к ним. Музеи открываются повсюду и их создание - это показатель развития самосознания общества. Через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранение памяти о своей истории, о своем наследии.
Многие учреждения (таможня, юстиция, МЧС, Горводоканал) и административные органы стремятся узнать историю своей организации и создают временные выставки, кабинеты, стенды, а иногда и музеи, посвященные истории организации. Подобно тому, как города представляют не только совокупность зданий и строений, музеи также не сводятся только к хранилищам памятников и реликвий. Представление о городе складывается из многих составляющих. Это ведущие промышленные и культурные организации со своей неповторимой историей, памятники архитектуры, это люди, которые создали материальные и духовные ценности.
Любой музей, как социальный институт, имеет определенную структуру, набор выполняемых задач и функционирует в определенной культурной среде. Рассмотрим на примере опытно-экспериментальной работы в Оренбургской области, итогом которой стала новая модель функционирования «музея под открытым небом» и создания выставочного комплекса «Салют, Победа!». Концепция музейного комплекса, общей площадью 4,5 га, разрабатывалась сотрудниками Оренбургского областного краеведческого музея (авторы: Н.А.Еремина, Н.М.Пляшешник) под научным руководством
Центрального музея Вооруженных сил, г.Москва. Практическая деятельность автора исследования в составе рабочей группы из сотрудников Оренбургского областного историко-краеведческого музея позволила участвовать в реализации данного проекта и осуществлять сбор необходимой информации.
Исследуемый комплекс изначально задумывался как центр военно-патриотического воспитания, центр популяризации научных знаний в области истории Оренбургского края. Созданная экспозиция способствует воспитанию и сохранению исторической правды о величии нашей Победы, активизирует музейно-образовательную, воспитательную, просветительскую деятельность среди населения. Данный проект является практическим примером расширения границ музейной коммуникации и формирования
культурной идентичности своего региона. Проведенный эксперимент позволил разработать схему коммуникационного взаимодействия «Музей-Город», которая представлена в таблице 2.
Таблица 2. Схема коммуникационного взаимодействия «Музей- Город».
Музей - Г ороду Г ород - Музею
♦ изучение и сохранение историкокультурного наследия региона; ♦ представление истории и культуры города и региона; ♦♦♦ организация досуга и «свободного времени» жителей города; ♦♦♦ включение человека в «культурное пространство» города; ♦♦♦ -вовлечение жителей в творческую деятельность; ♦♦♦ формирование культуры, нравственности, порядочности, милосердия, патриотизма жителей региона; ♦ удовлетворение потребностей туристов приезжающих в город; ♦♦♦ повышение инвестиционной привлекательности города; ♦ способствует созданию новых рабочих мест; ♦ музей делает имидж города более многогранным и повышает его авторитет. К - поддержание материальнотехнической базы музея; К - помощь в подготовке профессиональны х кадров для музеев; К - правовое регулирование деятельности музеев внутри региона или города; К - пропаганда музейного дела; К - обеспечение безопасности и сохранности музейных коллекций; К - способствует привлечению в музей посетителей; К - мотивация музейных работников в виде грантов, поощрений; К - создание инвестиционного климата для инвесторов, вкладывающих средства в развитие музея.
Таким образом, коммуникационное взаимодействие в системе «Музей-Город» показало, что музей сегодня в состоянии формировать и развивать имидж своего города более многогранно, что способствует повышению его авторитета, подчеркивает уникальность города в глазах жителей и содействует социальной сплоченности.
Музейная коммуникация в регионе способствует активизации процессов формирования личности, развитию ее творческих способностей, социализации, выработке активной жизненной позиции. Одно из задач музейной коммуникации - создание предпосылок и условий для активизации посетителей, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами как источниками знаний, эмоций, эстетических впечатлений, и создание эффекта погружения в культурную среду.
Таким образом, музейную коммуникацию можно рассматривать как трансляцию культурных традиций между поколениями и различными группами, влияющую на формирование личности, ее ценностей и всего комплекса мировоззрения.
Литература:
1.Мартынов А.И. Краеведческий музей как научный центр региона/А.И.Мартынов//Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХІ веков:сб.ст.-М.,2001.-488с І.Гнедовский М.Б.Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблема культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб.науч.Тр./ НИИ. Культура.М.,1989.С.16-34.
2. Центральный федеральный округ. Культура искусство в фактах и цифрах.-М.,2003.-287с
3.Парыгин Н.А. Научно-техническая революция и личность: социально-психологические
проблемы/ Б.Д. Парыгин.-М.,1978.-с.54-55.
4.Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы//Музейная экпозиция. На пути к музею XXI века. Сб.науч.тр./Российский институт культурологии. М.,1997. - с.- 41-49.
5.Равикович Д.А.Современные функции и информационная система музея. Сб. науч.тр./НИИ
культуры. М.,1984.Гнездовский М.Б.Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб.науч.тр./НИИ Культуры. М., 1989.Иксанова И.В. В кн.: Тезисы докладов секции естественнонаучных
музеев.Иркутск.1983.-с.-19-25.