Научная статья на тему 'Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от эпохи просвещения до современности'

Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от эпохи просвещения до современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МУЗЕЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ В XX В / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ В XXI В / АКТУАЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ КАК РЕСУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM / THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM / EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM IN THE ERA OF THE ENLIGHTENMENT / THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM IN THE 20 CENTURY / THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM IN THE 21 CENTURY / THE RELEVANCE OF THE MUSEUM AS A RESOURCE FOR THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ченцова Оксана Валериевна

Исторически музей применялся в качестве образовательного ресурса начиная с Античности. Современная система высшего образования, находящаяся в поиске активных методов обучения для преодоления кризиса образования, может обратиться к многовековому опыту образовательной среды музеев, в особенности рассмотреть достижения XVIII века, ознаменованного вхождением и укоренением публичной образовательной деятельности музеев в общественной жизни, и дальнейшему развитию музейной педагогики. В данной статье проанализированы этапы развития образовательной среды музеев от эпохи Просвещения до наших дней в целях обоснования возможности и целесообразности включения потенциала культурно-образовательного пространства музея в педагогический процесс системы высшего образования в качестве дополнительного ресурса. Культурно-образовательное пространство музея обладает педагогической сущностью, способной оказать воздействие на формирование культурного и профессионального потенциала студента. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [7] на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [9, c. 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AS AN EDUCATIONAL RESOURCE: AN ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE FROM THE ENLIGHTENMENT TO THE CONTEMPORARY ERA

The museum acted as an educational resource since ancient times. The modern system of higher education is in search of active teaching methods and can use the achievements of the 18th century, in which the educational activity of museums was included in the public life, and museum pedagogy was further developed. This article analyzes the stages of development of the educational environment of museums from the Enlightenment to the present day in order to justify the possibility and feasibility of introducing the potential of cultural and educational space of the museum in the pedagogical process of the higher education system as an additional resource. Cultural and educational space of the museum has a pedagogical orientation, the ability to influence the formation of cultural and professional student's potential. The author of the article analyzes the historical study of the museum in the world culture T.U. Yureneva [7] on the basis of the components of the educational environment identified by V.A. Yasvin [9, p. 6]. The data obtained the high pedagogical essence of the museum and the relevance of the use of the museum as one of the additional resources of the higher education system in the modern world.

Текст научной работы на тему «Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от эпохи просвещения до современности»

УДК 378

ЧЕНЦОВА Оксана Валериевна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия okcanaivanova@mail.ru

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184

Oxana V. CHENTSOVA Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia okcanaivanova@mail.ru

МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

MUSEUM AS AN EDUCATIONAL RESOURCE: AN ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE FROM THE ENLIGHTENMENT TO THE CONTEMPORARY ERA

Исторически музей применялся в качестве образовательного ресурса начиная с Античности. Современная система высшего образования, находящаяся в поиске активных методов обучения для преодоления кризиса образования, может обратиться к многовековому опыту образовательной среды музеев, в особенности рассмотреть достижения XVIII века, ознаменованного вхождением и укоренением публичной образовательной деятельности музеев в общественной жизни, и дальнейшему развитию музейной педагогики. В данной статье проанализированы этапы развития образовательной среды музеев от эпохи Просвещения до наших дней в целях обоснования возможности и целесообразности включения потенциала культурно-образовательного пространства музея в педагогический процесс системы высшего образования в качестве дополнительного ресурса. Культурно-образовательное пространство музея обладает педагогической сущностью, способной оказать воздействие на формирование культурного и профессионального потенциала студента. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [7] на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [9, с 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

The museum acted as an educational resource since ancient times. The modern system of higher education is in search of active teaching methods and can use the achievements of the 18th century, in which the educational activity of museums was included in the public life, and museum pedagogy was further developed. This article analyzes the stages of development of the educational environment of museums from the Enlightenment to the present day in order to justify the possibility and feasibility of introducing the potential of cultural and educational space of the museum in the pedagogical process of the higher education system as an additional resource. Cultural and educational space of the museum has a pedagogical orientation, the ability to influence the formation of cultural and professional student's potential. The author of the article analyzes the historical study of the museum in the world culture T.U. Yureneva [7] on the basis of the components of the educational environment identified by V.A. Yasvin [9, p. 6]. The data obtained the high pedagogical essence of the museum and the relevance of the use of the museum as one of the additional resources of the higher education system in the modern world.

Ключевые слова: образовательная среда музея, компоненты образовательной среды музея, образовательная среда музея в эпоху Просвещения, образовательная среда музея в XX в., образовательная среда музея в XXI в., актуальность музея как ресурса для системы высшего образования.

Keywords: the educational space of the museum, the components of the educational space of the museum, educational space of the museum in the era of the Enlightenment, the educational space of the museum in the 20 century, the educational space of the museum in the 21 century, the relevance of the museum as a resource for the higher education system.

Принято считать, что первый музей появился примерно в 280 г. до н.э. как составляющая Александрийского комплекса. С тех пор понятие «музей» претерпело несколько функциональных и смысловых изменений, отвечая вызовам культурно-исторического контекста эпох, однако на протяжении всей истории существования музей не растерял своей образовательной сущности, а, наоборот, аккумулировал в себе опыт и достижения нескольких поколений человечества и вправе назваться хранилищем исторической памяти.

Рассмотрим существовавшие формы музея с позиции компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным. Под образовательной средой мы будем понимать «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [9, с 6]. Проанализируем, как три основных структурных компонента образовательной среды, выделенных автором определения, присутствуют на каждом из исторических этапов развития общества, начиная с эпохи Просвещения:

• пространственно-предметный (архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика);

• социальный (особая, присущая данному типу культуры «форма общности»);

• психодидактический (соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые обучаемым способы действий, организация обучения; отвечает на вопрос, чему и как учить).

Итак, характерными чертами Европы XVIII в. являлись вера в человеческий разум, научный прогресс, широкое просвещение общества, идеи равенства образовательных возможностей как необходимое условие успешного продвижения к общественному благополучию. В этих условиях получают распространение публичные музеи, выступающие в роли источника знаний, просвещения, хранителя реликвий культуры, места демонстрации промышленного и научного прогресса.

Как отмечает исследователь Т.Ю. Юренеева, первые публичные музеи в своем большинстве возникали либо на основе частных коллекций (например, в Англии), либо являлись результатом плавного перерастания закрытых собраний монархов в общедоступные учреждения (так происходило в континентальной Европе) [7, с. 142-143].

В этот период формируется особенная социальная общность: просветители того времени пропагандировали идеи равенства, поэтому образование становилось более доступным для представителей любого класса. Интересным фактом является то, что первым общедоступным музеем, созданным в научно-образовательных целях, был именно университетский музей - музей Ашмола при Оксфордском университете (1683 г.). Однако из-за специфики его местоположения посещался он в основном студентами. Первым музеем национального масштаба, соответствующего идее равенства, стал Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 г.).

В то же время полноценный открытый доступ в музей пришел в практику постепенно, так как изначально в музей могли попасть 8 групп по 10-15 человек в день, не допускались дети младше десятилетнего возраста, для широкой публики музей работал с понедельника по четверг, в пятницу - для студентов Королевской Академии, а суббота и воскресенье были выходными днями. Вокруг крупных музеев формировалось особое сообщество «клубов по интересам». Например, с 1750-х годов проводились луврские «Салоны» для ценителей высокого искусства [7, с. 143]. Подобная ориентированность на элитарную публику в графике посещения музеев и выстраивании музейной экспозиции ставила задачу по адаптации контекста и содержания коллекций для понимания широких масс, поэтому постепенно стала вырабатываться традиция научной систематизации экспозиций (развитие психодидактического компонента). Путеводители и каталоги музеев становятся более систематизированными, информативными и продуманными.

Перед музеем стояла педагогическая задача внедрять в общественное сознание мысль о том, что великие творения культуры являются важнейшим средством воспитания эстетического вкуса человека, его интеллекта и многих достоинств. Получившая распространение демонстрация образцов новых машин, станков, а также их продукции на промышленных выставках стала надежной опорой поддержки технической революции и расширения кругозора рабочего класса (вторая половина XVIII в.).

В конце XVIII в. начинает формироваться музейная архитектура в качестве раздела гражданской архитектуры, что означает новый этап развития предметно-пространственного компонента образовательной среды. Например, музей античной скульптуры Пио-Клементино (1773 г.) задал моду к таким архитектурным решениям, как

ротонда с куполом, монументальным галереям, облицованным дорогими отделочными материалами, моду к просторной лестнице и открытому дворику [7, с. 141].

На рубеже XIX и XX вв. в Германии произошло осознание музея как института образования, что повлекло зарождение музейной педагогики [8, с. 3]. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» (Маннгейм, 1903 г.) директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк выразил новый взгляд на музей: «К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждений носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала... Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума» [2, с. 3].

Психодидактический компонент образовательной среды этого времени обогащается пониманием образовательного назначения музея и новым подходом к посетителю как участнику диалога. А. Лихтварк, реализуя на практике метод «музейных диалогов», впервые обосновал роль музейного посредника, который помогает посетителю почувствовать искусство, развивая способность понимать и наслаждаться художественными произведениями [8, с. 3]. Таким образом, постепенно зарождался коммуникационный подход взаимодействия музея с посетителем: не пассивное усвоение информации, а участие в диалоге с музейными сотрудниками, экспозицией, ее продуманным культурно-историческим посылом. Появляются сообщество музейных педагогов и теоретически обоснованные методы музейной педагогики. В 1968 г. канадский музеолог Д.Ф. Камерон ввел в научный оборот понятие «музейная коммуникация». Согласно его трактовке, музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой - способность посетителя понимать «язык вещей» [1, с. 418-427].

В отечественном опыте необходимость включения музея в образовательный процесс обосновал выдающийся философ Н.Ф. Фёдоров: «Всякий человек носит в себе музей... ибо хранение - закон коренной, предшествующий человеку, действовавший до него.» [6, с. 578], «Таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями, посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего <...>. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание <...>. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого му-зеообразным» [6, с. 605]. Отметим, что процесс становления музея как социокультурного института начался в России почти на два столетия позже, чем в Западной Европе, в связи с отторжением идей ренессансной культуры с ее гуманистическими ценностями [7, с. 148].

Путь становления музейной педагогики в СССР тоже пошел по самобытному пути ввиду послереволюционной коммунистической идеологии. Так, М.Ю. Юхневич выделяет следующую периодизацию моделей отечественных музеев, определяющую представления о назначении музея в обществе и содержании его работы с аудиторией [8, с. 12-16]:

1) Просветительная модель: 1870-1890-е - середина 1920-х годов.

Этот период характеризуется влиянием немецкой музееведческой школы, видевшей в музее, наряду с академиями и университетами, большой образовательный потенциал, способный оказать влияние на общество. Широко развернулась культурно-просветительская работа, в том числе во внешкольных учреждениях, имевших связь с музеем [4, с. 29]. Социальным компонентом в 1870-1890-х годах выступали педагоги-новаторы, поддерживавшие принцип наглядности великого реформатора российской

школы К.Д. Ушинского в борьбе против традиционной схоластики (психодидактический компонент). Также широкое распространение получил метод просвещения - музейная экскурсия.

2) Политизированная модель: 1920-1950-е годы.

В данный период музей рассматривается как «проводник политического просвещения» [8, с 14]. Отметим, что характерным пространственно-предметным компонентом образовательной среды этого периода (а также следующего и частично четвертого периода, выделенные М.Ю. Юхневич) является особая атрибутика советского периода, связанная с сильным идеологическим влиянием на все сферы жизни общества (флаги, знамя, портреты вождей и т.п.), а руководство системой образования осуществляла партия (социальный компонент).

3) Информативная модель: 1960-е - середина 1980-х годов.

В этот период происходит стремление отойти от пропаганды, вернуть музею статус научного учреждения путем научно-просветительской работы. Музей рассматривают как средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу, заложенных в первоисточнике. Впервые за годы советской власти музей декларирует свое право говорить правду (научное знание) языком факта (подлинника), поэтому в эти годы возросла посещаемость музеев. Однако, несмотря на стремление музея вырваться из тисков партийной идеологии, в этот период дважды принимаются Постановления ЦК КПСС о преобладании идеологической функции в музеях. Подобная направленность работы с посетителями находит выражение в термине «идейно-воспитательная», окончательный отказ от которого происходит уже на следующем этапе [8, с 15].

4) Коммуникативная модель музея: конец 1980-х - 2000-е годы.

В этот период получила распространение вышеупомянутая коммуникативная концепция Д.Ф. Камерона («музейный бум» 1960-1970-х годов), при которой посетитель музея рассматривается как равноправный участник диалога. В нашей стране коммуникационный подход начинает завоевывать свои позиции несколько позднее [8, с 16].

В период распада СССР и становления нового молодого государства ввиду сложной социально-экономической ситуации фокус внимания общества был сосредоточен не на культурно-образовательных задачах, хотя, несомненно, музей как фундаментальный носитель культуры сосредоточил свою деятельность на отражении действительности общества: поиске смыслов, ценностей, ориентиров развития в сочетании с сохранением многовековых традиций и достижений культуры. Однако развитие отечественной коммуникационной модели музейных экспозиций более полноценно произошло в XXI в.

Современные музейные экспозиции испытывают необходимость в постоянной модернизации ввиду динамичности общественной жизни, увеличения масштабов инновационных процессов в культурном, образовательном и информационном пространствах. Предметно-пространственный компонент образовательной среды музея дополняется интерактивными площадками, виртуальными музеями, расширением форм сотрудничества специальными околомузейными и внутримузейными структурами. Социальный компонент образовательной среды расширяется за счет сообществ центров музейной педагогики, центров традиционной культуры, центров общественной жизни, клубов и т.д. [3, с. 234]. Набирает масштабы конвергенция вузов и музеев, растет количество официальных партнерств учебных заведений с музеями и мультидисциплинарных образовательных программ. Постепенно начинают приобретать конкретные устойчивые формы институты меценатства и спонсорства. Возникающие общества или клубы друзей музеев осуществляют финансовую поддержку, формируют вокруг музея среду его сторонников и по большому счету становятся залогом стабильности развития музея, обеспечивая ему определенный имидж. Новой тенденцией развития социального компонента образовательной среды является процесс интеграции музейных сообществ, создание метамузей-ных структур. Одним из примеров успешного функционирования подобных структур является деятельность международной организации ICOM (ИКОМ). Психодидактический

компонент образовательной среды обогащается за счет развития музейной педагогики, сосредоточившей свое внимание на целостном осмыслении взаимодействия музея с посетителем с междисциплинарной позиции (психологии, социологии, культурологии). Становятся актуальными исследования о педагогическом влиянии образовательного пространства музея не только на формирование общекультурных [5], но и на профессиональные компетенции студентов. Актуализируется направление разработки программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление посетителей с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, выработку самостоятельных маршрутов движения с собственными ассоциациями. В наступившей эре развития Интернета и социальных сетей музеям приходится искать новые способы привлечь внимание аудитории.

Таким образом, с развитием публичности музеев в XVIII в. образовательный потенциал, накопившийся с античных времен, начал применяться для широкой общественности и вылился в становление дисциплины музейной педагогики. На каждом из рассмотренных этапов развития музея, обусловленных культурно-историческими стадиями развития общества, отчетливо присутствуют элементы образовательной среды: предметно-пространственный, социальный, психодидактический. Подобная многовековая традиция образования и просвещения средствами образовательной среды музея и музейной педагогики служит надежным фундаментом применения музея в нуждах современной системы высшего образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - 446 с.

2. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. - СПб., 1914.

3. Мастеница Е.Н. Социальные функции музея в глобальном мире // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Т. 210, 2015. - C. 229236.

4. Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая пол. Х1Х - нач. ХХ в.) // Музей и власть. - Ч. II. - М., 1991. - Сб. науч. тр. / НИИ культуры.

5. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. - Ижевск: Научная книга, 2007. - 131 с.

6. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.

7. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Русское слово-РС, 2003. - 535 с.

8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. - М.: 2001. - 153 с.

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

REFERENCES

1. Bezubova O.V. Theory of Museum Communication as a Model of the Modern Educational Process. Communication and Education. Collection of articles. Ed. S.I. Dudnik. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2004. 446 p.

2. Likhtvark A. Museums as educational and educational institutions. Educational and educational tasks of the modern museum. Ed. L.G. Orshansky. St. Petersburg., 1914.

3. Mastenitsa N. N. Social functions of the museum in the global world. Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. Vol. 210, 2015. p. 229-236.

4. Parkhomenko T.A. Museums of pre-revolutionary Russia in extracurricular education (the second half of the Х1Х - the beginning of the twentieth centuries). Museum and power. Part II. M., 1991. (Collection of scientific papers. Research Institute of Culture).

5. Troyanskaya S.L. Museum pedagogy and its educational opportunities in the development of general cultural competence. Izhevsk: Association "Scientific Book", 2007. 131 p.

6. Fedorov N.F. The museum, its meaning and purpose. Works. Ed. A. V. Guliga. M .: Thought. 1982. p. 575-606.

7. Yureneva T.U. Museum in world culture. RUSSIAN WORD-RS, 2003. 535 p.

8. Yuhnevich M.U. I'll take you to the museum. M .: 2001. 153 p.

9. Yasvin VA Educational environment: from modeling to design. M .: Sense, 2001. 365 p.

Информация об авторе:

Ченцова Оксана Валериевна, аспирант, факультет педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия okcanaivanova@mail. т

Получена: 03.05.2017

Information about the author:

Oxana V. Chentsova, Postgraduate Student, Faculty of Educational Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia okcanaivanova@mail.ru

Received: 03.05.2017

Для цитирования: Музей как образова- For citation: Chentsova O.V. Museum as an

тельный ресурс: ретроспектива развития educational resource: an analysis of the devel-

образовательной среды от эпохи просве- opment of the educational space from the en-щения до современности. Историческая и lightenment to the contemporary era. Histori-

социально-образовательная мысль. 2017. cal and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9.

Том. 9. № 3. Часть 1. с. 179-184. no.3. Part. 1. Pp. 179-184.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184. (in

Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.