Научная статья на тему 'Музей как образовательное пространство: долгосрочная программа "Урок в музее" (Государственный музей истории религии)'

Музей как образовательное пространство: долгосрочная программа "Урок в музее" (Государственный музей истории религии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ / ЦИКЛ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ / EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM / INTERACTION WITH THE AUDIENCE / SUPPLEMENT IN SCHOOL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монакова Валерия Германовна

В современной ситуации музей становится не только культурным, но и образовательно-воспитательным пространством. Стремление актуализировать свой потенциал побуждает музей изменять свою деятельность и внедрять новые му-зейно-педагогические программы, обеспечивающие эффективность реализации актуальной миссии музея. Циклы занятий, спроектированные и организованные в социокультурном поле музея, могут стать значительным ресурсом для дополнения школьной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum as educational space: long-term programme ''Lesson at the museum (The state museum of history of religion)

Today, the museum is not only cultural, but educational space. Museums strive to discover and realize their potential. This leads to the appearance of new long-term programmes. Museum lessons are effective and relevant, because they can be used as a supplement in school courses.

Текст научной работы на тему «Музей как образовательное пространство: долгосрочная программа "Урок в музее" (Государственный музей истории религии)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

В.Г. Монакова

ФГБУК Государственный музей истории религии

(г. Санкт-Петербург)

Музей как образовательное пространство: долгосрочная программа «Урок в музее» (Государственный музей истории религии)

В современной ситуации музей становится не только культурным, но и образовательно-воспитательным пространством. Стремление актуализировать свой потенциал побуждает музей изменять свою деятельность и внедрять новые му-зейно-педагогические программы, обеспечивающие эффективность реализации актуальной миссии музея. Циклы занятий, спроектированные и организованные в социокультурном поле музея, могут стать значительным ресурсом для дополнения школьной программы. Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал музея, культурологическое сообщение, цикл музейно-педагогических занятий.

V.G. Monakova The State Museum of History of Religion, Saint-Petersburg

Museum as educational space: long-term programme 'Lesson at the museum (The state museum of history of religion)

Abstract: Today, the museum is not only cultural, but educational space. Museums strive to discover and realize their potential. This leads to the appearance of new long-term programmes. Museum lessons are effective and relevant, because they can be used as a supplement in school courses.

Keywords: educational space of museum, interaction with the audience, supplement in school courses.

Сегодня исследователи отмечают «лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере» [1]. В определенной степени это связано с изменением функций и структуры музейного сообщества, «с глубокими трансформациями, происходящими с самим музейным организмом» [2]. Современное понимание музея как культурного и образовательно-воспитательного пространства [3], опирается на потенциал музейной институции, заключающийся в способности воздействовать на все сферы личности, формировать ценностные установки и мировоззрение. Социокультурное пространство музея способствует созданию условий для самореализации, социализации и социокультурной адаптации личности [4], а музейно-педагогические программы становятся эффективным инструментом приобщения индивида к общечеловеческим традиционным ценностям, обогащения личного опыта человека, а также воспитания духовно-нравственных основ индивида. Музейные программы позволяют актуализировать образовательно-воспитательный потенциал музея и эффективно передавать культурологическое сообщение, закодированное в объектах материального и духовного наследия.

В общем социокультурном пространстве традиционным партнером музея является школа. На сегодняшний день обра-

зование понимается как процесс роста и развития личности, в котором информационная составляющая (сбор и упорядочивание фактов) - лишь часть от той задачи, которую ставят перед собой образовательно-

воспитательные учреждения [5]. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) - обращение к воспитательной модели образования. Современность диктует необходимость утверждения традиционных ценностей,

имеющих огромное значение для каждого члена общества. Такие ценности существуют и сохраняются в границах определенной религиозной и культурной традиции, формируются исторически и передаются от поколения к поколению. Индивид усваивает их в процессе приобщения к традиции, ее проживания в деятельности, в том числе и образовательной. В этой связи, проведение уроков в рамках курса ОРКиСЭ становиться значительным шагом на пути воссоздания ценностных основ российской культуры и формирования духовно-нравственных основ личности в русле воспитательной модели образования.

С одной стороны, курс ОРКи-СЭ ставит своей задачей отражение культурного и религиозного разнообразия в образовании. С другой стороны, изучение истории религии формирует историческую память, уважение к своим собственным традициям, поскольку веротерпимость не

должна вести к утрате самоидентификации. Музей, обладающий уникальными возможностями воздействия на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности, может предложить собственное социокультурное пространство для решения задач, поставленных перед учебными заведениями в связи с введением данного курса.

Введение данного предмета неоднозначно оценивается всеми участниками учебного процесса: учащимися, педагогами, родителями, широкой общественностью. Это вызвано целым рядом причин и возникших проблем. На сегодняшний день не существует четких установок относительно того, кто и каким образом будет преподавать этот курс. Нет рекомендаций относительно того, куда следует обратиться учителю в случае, если необходима методическая и информационная поддержка, или где можно пройти необходимую переподготовку, повышение квалификации.

В этой непростой ситуации Государственный музей истории религии сформировал и предложил новую образовательную экскурсионно-лекционную программу «Урок в музее». Занятия в данной программе предполагают не только выработку знаний в области религии, но и способствуют формированию общечеловеческих ценностей, а также имеют нравственное содержание. «Уроки» ориентированы на школьную образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, но реализуются за пределами школьного класса - в музейном и в городском пространстве. Музейными специалистами были составлены списки тем по курсу ОРКиСЭ и соответствующих им музейно-педагогических занятий, поскольку педагоги ориентированы на конкретное вклю-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

чение ресурса музея в урочную сетку предмета.

Программа «Урок в музее» включает «уроки» - занятия на постоянной экспозиции Государственного музея истории религии и «уроки» - занятия в городском пространстве (Санкт-Петербург) с посещением храмов традиционных для России конфессий. Таким образом, методика проведения музейных «уроков» предполагает знакомство с подлинными экспонатами - памятниками истории и культуры, и закрепление пройденного материала в пространстве городской среды.

В рамках программы «Урок в музее» в 2011 - 2014 гг. были разработаны абонементные

циклы, ориентированные на разные возрастные группы школьников.

Для 4-5 классов - два абонементных цикла по восемь «уроков» каждый. Они оказывают информационную поддержку учебному процессу и могут служить элементом дополнительного образования в процессе преподавания модулей «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры».

Занятия в рамках ОРКиСЭ могут иметь два векторных направления: тематическое и сравнительно-историческое. В первом случае группой школьников последовательно посещаются занятия, посвященные истории и вероучениям различных религий. Это направление может быть предложено для курсов «Основы (православной, исламской, буддийской, иудейской) культуры» в качестве закрепляющего или пропедевтического материала, а также в курсе «Основы мировых религиозных культур», где последовательно рассматриваются вопросы возникновения религии, священных

Монакова

Валерия Германовна,

младший научный сотрудник Отдела образовательных программ и музейной педагогики ФГБУК Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)

Lerunechka1@mail.ru

книг, культовых сооружений, представления о добре и зле и т.д. Второй абонемент, спроектированный по сравнительно-историческому принципу, предусматривает посещение занятий с целью выявления общих ценностных позиций в различных культурных и религиозных традициях. Дает возможность позитивного межкультурного диалога в области морали и нравственности, поиск общих ценностей, норм и императивов (уважение к старшим, любовь к Родине, уважение к своему родовому имени и т.д.).

Для школьников младших классов созданы абонементы «...Вместе - целая страна!» и «...Вместе - целая страна!-2». Они подготовлены в партнерстве с Комитетом по внешним связям г. Санкт-Петербурга в рамках Городской Программы «Толерантность» и состоят из пяти занятий. В цикле «.Вместе -целая страна!» первые четыре занятия проходят в музее, а последнее - автобусная интерактивная экскурсия по Санкт-Петербургу - в пространстве города. Таким образом, программа дает участникам возможность познакомиться на экспозиции и улицах города с памятниками материальной и духовной культуры народов, исповедующих разные религии, но проживающих в общей социокультурной среде - пространстве Санкт-Петербурга. Эти занятия раскрывают для учащегося потенциал петербургской культуры, в формировании которой сыграли значительную роль этнические и конфессиональные традиции разных народов, а также ориентируют педагогов и родителей на включение в систему образования социокультурного и исторического ландшафта Санкт-

ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

Петербурга. Важной смысловой составляющей автобусной экскурсии является возможность соотнести полученные сведения по истории религии с практикой религиозной жизни. Предметы, с которыми участники знакомятся в музее, можно наблюдать в их естественной среде - в контексте ритуала. Сведения о культе, учении и организационном устройстве соответствующей религии или конфессии дополняются личными непосредственными впечатлениями от посещения действующих храмов.

Абонемент «.Вместе - целая страна! - 2», ориентированный на школьников 1-3 классов, реализуется на экспозиции Государственного музея истории религии. Занятия проходят с использованием маршрутного листа (рабочей тетради) и мультимедийных программ, закрепляющих полученный материал.

Программа «Урок в музее» была отмечена широким кругом специалистов и стала победителем Международного фестиваля музеев «Интермузей -2013» в номинации «Музей плюс»: «Урок в музее».

На 2014 - 2015 гг. запланированы перспективы развития программы. Так, предполагается разработка и размещение на Интернет-сайте Государственного музея истории религии мультимедийного информационно-образовательного ресурса «Основы мировых религиозных культур» для дистанционного обучения и информационной поддержки учебного процесса в средних образовательных учреждениях регионов России.

Использование экспозиции Музея истории религии и образовательного потенциала историко-культурной среды Санкт-

Петербурга в рамках преподавания курса ОРКиСЭ предполагает обращение к личному опыту участника программы и апелляции к его эмоциональному восприятию. Такой подход способствует духовно-нравственному становлению учащегося, создает условия для личностного переживания, а не простого запоминания данных, превращая участника программы из объекта учебного процесса в активного его участника. Музейная программа «Урок в музее», состоящая из абонементных занятий, посвященных теме религиозной культуры, является актуальной и востребованной. Это обусловлено тем, что музейные «уроки» четко ориентированы на школьную образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, и могут выступать в качестве значительного дополнения к школьной программе.

Литература:

1. Дриккер А.С. Музей в современном мире// Вопросы музеологии. 2011. № 1(3). С. 3.

2. Сапанжа О.С. Турист в современном музее: философия просвещения, технология просвещения / / Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 103.

3. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. [Эл. ресурс]. Режим доступа URL: http://journals.uspu.ru/ attachments / article

4. Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - 26 с.

5. Гафар Т. Образование в современном музее — пространство социализации [Эл. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mirmus.ru /2012/201210/290-2012-11-11-14-59-09?try=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.