Научная статья на тему 'Музей как фактор повышения инновационного потенциала детского дома в социализации детeй-сирот'

Музей как фактор повышения инновационного потенциала детского дома в социализации детeй-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INNOVATIVE POTENTIAL / MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGICS / ORPHAN CHILDREN / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музея детского дома как фактора повышения его инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUM AS A FACTOR OF INCREASE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE CHILDRENS HOME IN SOCIALIZATION OF ORPHAN CHILDREN

The article characterizes the problems of the orphan childrens socialization, it examines general aspects of museum pedagogics and it describes experience of activity of the museum as a factor of increase of innovative potential of the childrens home.

Текст научной работы на тему «Музей как фактор повышения инновационного потенциала детского дома в социализации детeй-сирот»

6. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 197-205.

7. Исаев Д.Н. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей) / Д.Н. Исаев, В.Е.Каган. - Л.: Медицина, 1986. - 336 с.

8. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II. - Л., 1984, - С. 109-112.

9. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 78-83.

10. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова. - М., 1975. - С. 763-776.

11. Лопухова О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях: дисс.. .канд. психол.н.: 19.00.01. - Казань, 2000. - 162 с.

12. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования индивидуальной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб.науч.тр. / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. - М.: изд. АПН СССР, 1990. - С.83-96.

13. Говорун Т.В. Формирование полового самосознания как условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы и перспективы. Ч.1. Личность и ее становление. - Киев, 1990. - С. 44-45.

14. Весна Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и смысловых установок // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С.154-165.

15. Хорни К. Женская психология. - СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. - 224 с.

УДК 376. 64

МУЗЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО ДОМА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТEЙ-СИРОТ

Макеева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда, Россия srsp_michailova@mail. т

В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музея детского дома как фактора повышения его инновационного потенциала.

Ключевые слова: инновационный потенциал; музей; музейная педагогика; дети-сироты; социализация.

THE MUSEUM AS A FACTOR OF INCREASE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE CHILDRENS HOME IN SOCIALIZATION OF ORPHAN CHILDREN

Makeeva Irina, candidate of pedagogical science, associate professor Department of Social Pedagogic and Social Work Vologda State Pedagogical University, Vologda, Russia srsp_michailova@mail. ru

The article characterizes the problems of the orphan children's socialization, it examines general aspects of museum pedagogics and it describes experience of activity of the museum as a factor of increase of innovative potential of the children's home.

Keywords: innovative potential; a museum; museum pedagogics; the orphan children; socialization.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации личности. К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, под которыми понимают «комплекс затруднений при овладении то или иной социальной ролью» [1]. Причины возникновения этих трудностей в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Воспитанникам детских домов необходимо овладеть комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику впоследствии адаптироваться в различных сферах жизни личности - гражданской, профессиональной, семейной, духовной и др. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [2]. Существенные трудности в социализации обусловлены также низким уровнем сформированности социально значимых навыков, что проявляется в неумении планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях, неадекватной самооценке (часто заниженной). Следствием этого становятся, как правило, заниженные жизненные ориентации и перспективы.

Практически для всех воспитанников детских домов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Следует учитывать специфичность условий интернатного учреждения, режима его функционирования, которые в определенной степени способствуют формированию таких качеств воспитанников как конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот многоаспектна и сложна, и требует научного осмысления, учета новых реалий, системных изменений в организации воспитательной деятельности

образовательного учреждения, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, поиска эффективных инновационных моделей построения процесса социального воспитания.

В настоящее время значительно возрастает роль учреждений культуры, в частности, музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музей в традиционном представлении является учреждением, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, культурно-просветительную так и социально-педагогическую, которая, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. В этой связи культура становится эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов.

На основе проведенных исследований, обобщения практического опыта, нами была выстроена модель музейной деятельности в условиях детского дома, которая базируется на необходимости преобразований в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности человека, создания единого социализирующего пространства.

Реализация данной модели будет способствовать созданию в детском доме комфортной, позитивной, эмоционально насыщенной среды жизнедеятельности; позволит конструктивно организовать взаимодействие различных субъектов социального воспитания (педагогов и воспитанников, воспитанников внутри разновозрастных групп). Следовательно, будут обеспечены условия, способствующие развитию познавательных и творческих интересов детей, взаимодействию как внутри детского дома, так и в социуме; преодолению ограниченности, замкнутости, статичности среды интернатного учреждения, созданию качественно новых возможностей для социализации воспитанников.

Разрабатывая и обосновывая систему музейно-педагогической деятельности, мы опирались на понимание музейной педагогики, с одной стороны, как отрасли музееведения, разрабатываемой на стыке музееведения, педагогики и психологии, объектом изучения которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть разнообразных диалоговых процессов, происходящих в музее, целью которых является формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Предметом, которой является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. С другой стороны, как практическую культурно-образовательную деятельность музеев [3].

Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культу-

ре, обращение внимания к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы.

Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы, обобщение существующего опыта музейной деятельности в образовательных и социальных учреждениях, позволили нам сформулировать утверждение о том, что реализация возможностей музейной педагогики в социализации воспитанников детского дома будет более эффективной, если в основе взаимодействия музея и воспитанника будут доминировать средства, направленные на проявление социальной активности, творчества, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо создать условия, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У.Зеленко, детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения [4].

Музей как фактор позитивной социализации, способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов; личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотива-ционной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни; коммуникативно-информационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека [5,6].

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н.В.Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, выделяет следующие ее характеристики:

- усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;

- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества [7, с.31].

Исходным положением реализации инновационного проекта является понимание того, что музей рассматривается не только как институт социальной памяти, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи - социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным

опытом и культурно- историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.

Инновационная деятельность, проводимая коллективом Вологодского детского дома имени В.А.Гаврилина, показала, что музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности детей и подростков, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности.

В настоящее время структуру музейного комплекса детского дома составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», «В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура».

Музеи детского дома осуществляют свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что социально-воспитательная деятельность музея детского дома способствует эффективной социализации детей-сирот, поскольку она индивидуально ориентирована, учитывает интересы, потребности, особенности и сложность социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников; создаются условия для активного включения детей в музейную деятельность, предполагающую их субъектную позицию; формируется качественно новая воспитательная среда, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.

Обобщение результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы показало, что деятельность музея детского дома будет эффективной, при обеспечении определенной совокупности условий.

Во-первых, приобщение детей к музейной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность участия детей в музейных мероприятиях; происходить поэтапно и дифференцированно - задачи, формы работы должны соответствовать возрастным особенностям, обеспечивать возможность проявления субъектности воспитанников.

Во-вторых, необходимо обеспечить научно-методическое и педагогическое сопровождение музейной деятельности, подготовку и самообразование педагогов, внедрение авторских программ, методических разработок.

В-третьих, необходимо предусмотреть возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома, в качестве типичных можно отметить неразвитость мотивационной сферы воспитанников, необходимость дополнительной подготовки педагогов, организация взаимодействия с музейными работниками и другими привлеченными специалистами.

Значимость опыта музейно-педагогической деятельности на данном этапе реализации инновационного проекта заключается в теоретическом осмыслении и

систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности детского дома; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки; в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит-издат. центр "ВЛАДОС", 2000.- 253 с.

2. Дементьева И.Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования.- 1992. - № 10. - С.17-19

3. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М.: М-во культуры РФ, Рос. инс-т. культурологи, 2001.- 223 с.

4. Зеленко А. У. Школьный музей. - М.: Работник просвещения, 1927. -

104 с.

5. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). - М.: ИПСР РАО, 1999. - 136 с.

6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с.

7. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика.- 2005.- № 5. - С. 27-34

УДК 159.9.072

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Минуллина Аида Фаридовна, доцент кафедры общей и практической психологии, кандидат психологических наук Мамедова Салима Алиевна, аспирант Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казань, Россия aidamm@ramЫer. т, salima_angel@mail. т

Статья посвящена исследованию взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи.

Ключевые слова: родительская семья; неполная семья; личностные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.