Научная статья на тему 'Музей европейских культур (Берлин): от идей к реальности'

Музей европейских культур (Берлин): от идей к реальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей европейских культур (Берлин): от идей к реальности»

А. С. Леус

Музей европейских культур (Берлин): от идей к реальности

В июне 1999 г. в Берлине был открыт для публики Музей Европейских культур (Museum Europäischer Kulturen). Создание нового музея на основе старых коллекций демонстрирует общие для рубежа эпох идеи объединения Германии и объединения Европы в целом. Особенно интересен подобный опыт в теперь уже едином Берлине, где остро встал вопрос о сосуществовании музеев западной и восточной части разделенно -го на десятилетия города. Музей Европейских культур являет собой пример слияния двух музейных собраний и воплощения в реальность актуальных культурологических идей. Это музейное новообразование, учитывая общественное развитие Европы, предлагает бесчисленные возможности для освещения в различных ракурсах значительных фондов по истории культуры.

В основе концепции музея стоит стремление исследовать культурные процессы и феномены в Европе над историческими, этническими и национально-государственными границами. Еще в 1988 г. немецкими коллегами была сформулирована идея основания «Музея Европы» (Europa-Museum), что вполне соответствовало политическим и общественным условиям времени - Европе нужно объединяться, и музейная политика в рамках своих возможностей должна этому содействовать. Учреждение нового культурологического музея с европейской направленностью было необходимо и в связи с изменившимися научными взглядами. Кроме концептуальных причин основания такого музея была и просто практическая необходимость объединить два берлинских музея. Структурное сходство между собраниями Музея народной культуры (Museum für Volkskunde) и отдела Европы в Этнографическом музее (Museum für Völkerkunde), и исторические связи между ними вели к неизбежному слиянию.

Идея создания ориентированного на Европу музея не нова. Уже более ста лет назад в прежних королевских музеях Берлина предпринимались подобные усилия, впрочем, без успеха. Начиная с XIX в., критически обсуждался исключительно национальный угол зрения на культуру в пользу многогранной общекультурной перспективы. Несмотря на тот факт, что с формированием национальных государств в XIX в. была основана преобладающая часть культурно-исторических, народоведческих и страноведческих музеев, они служили представлению собственного национального или регионального культурного феномена поверхностно, вне общей картины Европы. Основанный в 1873 г. в Берлине Этнографический музей в 1886 г. получил новое здание. Изначальный план экспо-

зиции предполагал представить европейские собрания с особым акцентом на немецкую культуру на фоне неевропейских коллекций. Этот замысел потерпел неудачу, которая привела к разделению европейских и неевропейских фондов. Так возник проект «национального музея», где показывалась бы история европейских народов с немецкой культурой в центре. Но и этому проекту не суждено было воплотиться. После образования империи в 1871 г. национальные и позднее колониальные интересы Германии благоприятствовали усиленным научным занятиям в области культуры неевропейских народов с одной стороны и крестьянско-деревенской культуры немецкоязычных стран - с другой. В границах этой ориентации изучение остального европейского пространства получило меньше внимания. Берлинская музейная политика того периода отражает эту установку: все планы показать в музее европейские регионы «с ключевым пунктом в немецкой культуре» не получили воплощения.

Известный берлинский врач, политик и антрополог Рудольф Вирхов (Rudolf Wirchov, 1821-1902) вместе с другими членами Берлинского Общества антропологии, этнологии и древней истории (Berliner Gesellschaft für Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte) в январе 1889 г. учредил на частной основе «Музей немецкого национального костюма и народных промыслов» (Museum für deutsche Volkstrachten und Erzeugnisse des Hausgewerbes). В 1904 г., после смерти Вирхова, музей был принят в общество королевских музеев как «Королевское собрание немецкой народной культуры» (Königliche Sammlung für deutsche Volkskunde) в отдел древней истории Этнографического музея. Финансовая ответственность за расширение собраний по-прежнему лежала на частном союзе, который возглавлял Комитет по приобретениям. Остальные европейские, то есть не немецкие, коллекции были под руководством отдела Передней Азии и Индии Этнографического Музея. Их пополняли не систематично, причем часть предметов немецкого собрания была передана в отдел древней истории. Так наметилось разделение между немецким и остальными европейскими фондами музея, которое было оформлено в 1934 г. Тогда коллекции предметов немецкой народной культуры получили номинальную самостоятельность в структуре государственных музеев как «Государственный музей немецкой народной культуры» (Staatliches Museum für deutsche Volkskunde). Сначала в музее соответственно замыслу Вирхова были представлены также европейские предметы для сравнительных целей. В то же время в Этнографическом музее был образован самостоятельный отдел Евразии. Музей немецкой народной культуры должен был передать свои европейские предметы новому научному отделу, получив взамен из Этнографического музея немецкие предметы. Это четкое музейное разделение между немецкой культурой и культурой всей Европы было в согласии с национал-социалистической идеологией, которой со-

чувствовали и директор Музея немецкой народной культуры, и руководитель отдела Евразии.

После Второй мировой войны политически обусловленный раздел Берлина создал беспрецедентную ситуацию дублирования музеев. Возврат культурного достояния, эвакуированного в различные части Восточной и Западной Германии, в политически разделенном государстве привел в результате к образованию двух музеев, посвященных этнографии немецкого народа. Фонды довоенного Музея немецкой народной культуры оказались разделены. Государственные музеи в Восточном Берлине пытались сохранить часть не тронутых войной музейных фондов в руинах здания фондохранилища на Шплиттгербергассе, сам музей нашел временное пристанище в начале 1950-х гг. на Музейном Острове (Museumsinsel) в музее Пергамон (Pergamonmuseum). В 1959 г. в Западный Берлин попала другая часть собрания Музея немецкой народной культуры, возвращенная из Висбадена, куда она была эвакуирована. Сначала музей разместился в исторических казармах на Гардешутценвег, а с 1976 г. он находился в фондохранилище Секретного государственного архива (Geheimes Staatsarchiv) в берлинском районе Далем. В то же время отдел Европы продолжал оставаться частью Этнографического музея, который находился там же в Далеме. Таким образом, сохранялось структурное разделение немецких и общеевропейских коллекций.

Раздел Берлина в результате привел не только к территориальному делению коллекций предметов народной культуры, но и к изменению характера собраний. Постепенно нарастал интерес к нереализованным идеям прошлого о показе национальной культуры в контексте общеевропейской перспективы. Музейные сотрудники выступали против «исторически взращенного национального самоограничения». С 1957 г. Музей немецкой народной культуры в Восточном Берлине после долгих споров специалистов стал называться «Музей народной культуры» (Museum für Volkskunde). Ограничительное прилагательное «немецкий» было сознательно удалено, что соответствовало и содержанию музейных фондов, включавших коллекции по Европе в целом. В западной части города совместная работа сотрудников Музея немецкой народной культуры и отдела Европы Этнографического музея проявилась в ряде совместных проектов. Так в 1982 г. прошла научно-практическая конференция, на которой обсуждались точки соприкосновения немецкой этнографии и этнографии европейских народов. Годом позже совместная выставка «Белые жилеты, красные платья» (Weiße Weste, rote Roben) представила европейские национальные костюмы в общем контексте истории костюма на фоне развития и значения цвета. Кроме того, этнографические музеи Востока и Запада в 1980-е гг. благодаря соответствующим выставкам преодолевают рамки показа только доиндустриальной культуры кресть-

янско-ремесленной среды, обращаясь к культурным изменениям индустриальной эпохи и повседневной жизни больших городов.

С объединением Берлина последовало и закономерное объединение музеев. В 1992 г. два музея народной культуры - восточный и западный -снова стали единым целым. Восстановленный и обновленный музей расположился в здании Секретного государственного архива в Далеме. Совместная работа Музея народной культуры и отдела Европы Этнографического музея приобрела новую силу, возникла идея организации «Музея европейской этнографии и народной культуры» (Museum für europäische Völker-/Volkskunde). Этот замысел впервые был представлен в 1994 г. в Берлине на съезде рабочей группы «Культурно-исторические музеи» в Немецком обществе народной культуры (Deutsche Gesellschaft für Volkskunde). Тема съезда звучала как «Пути в Европу. Основания и сфера проблем в музеях» (Wege nach Europa. Ansätze und Problemfelder in den Museen). В дискуссиях принимали участие специалисты по немецкой этнографии, этнографии европейских народов и музейному делу, которые общими усилиями искали пути создания нового музея Европы.

Совместная выставка Музея народной культуры и отдела Европы «Культурные контакты в Европе: Магия изображения» (Kulturkontakte in Europa: Faszination Bild) помогла преобразовать идею в реальность и дала начало новому музею. Пилотная выставка новообразованного Музея Европейских культур была открыта в 1999 г. и длилась около пяти лет. Тема выставки сделала видимыми многочисленные культурные переплетения в Европе, связанные с функционированием и использованием различных изображений в повседневной жизни европейца от средневековья до наших дней. Это был первый шаг к содержательному оформлению ориентированного на Европу музея. Временно музей занимал часть здания Секретного государственного архива в Далеме и был ограничен в своих возможностях. К 2005 г. он переехал в Музейный квартал (Museumquartier) в Далеме, где физически соединились фонды прежнего Музея народной культуры и отдела Европы Этнографического музея. Новый музей оказался в одном комплексе с Этнографическим музеем, Музеем искусства Восточной Азии и Музеем искусства Индии. Сфера интересов нового музея, таким образом, перешагнула пределы Европы. Концепция музея такова, что в нем нет постоянной в привычном понимании экспозиции. Новая, относительно долгосрочная выставка, «Час ноль. Выживание -Время перелома - 1945» (Die Stunde Null. Überleben - Umbruchzeiten -1945) продлится до августа 2007 г. Другие выставочные проекты меняются на протяжении года несколько раз, давая возможность соответствовать имени музея.

Само название «Музей Европейских культур» определяет грани его содержания. С обозначением «культуры» во множественном числе достигается впечатление, что речь может идти о различных формах культу-

ры. Под «культурой» понимается вообще мир людей, духовные и материальные проявления жизни. На этом основана и фондовая политика музея. Изучение многообразия культурных феноменов, исследуемых вне государственных границ, принадлежит к основополагающим задачам музея. Имя нового музея говорит о желании представить все национальные культуры Европы или показать совершенно всю Европу во всех ее гранях. Исследование культурных связей и процессов в Европе, а также результатов культурных контактов с неевропейскими странами входит в круг основных интересов музея. Программа выставок и мероприятий отражает эти интересы, она ориентирована и на наблюдение постоянно меняющихся общественных условий в Европе. Музей располагает собственными значительными фондами (около 270 000 предметов) и активно сотрудничает с другими европейскими музеями.

Идея создания нового культурологического музея с европейской направленностью находит свои истоки еще в конце XIX в. Сегодня эта идея особенно актуальна. Музей Европейских культур прошел долгий и полный препятствий путь от идеи к ее воплощению. Это первый в Германии этнографический музей, где все коллекции концептуально связаны воедино, где представлены одновременно культурное единство и многообразие, общие европейские феномены культуры и их специфические этнические, региональные и национальные проявления.

И. А. Куклинова

Литературный образ и реальность современного музея: реорганизация Парижского консерватория

Традиционно одним из первых технических музеев в мире считается учрежденный в эпоху Французской буржуазной революции в конце XVIII в. парижский Консерваторий искусств и ремесел. Прежде всего, предваряя вопросы по поводу названия музея, вынесенного в заголовок статьи, мне бы хотелось сделать одну ремарку. В данном случае, прослеживая основные этапы развития этого музея, решено было использовать его название, пришедшее из художественной литературы, - романа Умберто Эко «Маятник Фуко», хотя французское слово «Conservatoire» может быть переведено не только как консерваторий, консерватория, но и как «хранилище», что, очевидно, значительно точнее выражает миссию музея. Однако Консерваторий, описанный Умберто Эко в романе, появившемся в 1988 г., - определенный этап в развитии музея, сегодня уже пройденный и переосмысленный. Современный парижский технический музей, переживший полную реконструкцию в 1990-х гг., скорее всего, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.