МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
постукивания деревянным молотком поочередно с каждой сторон. В результате шпонки были прочно вставлены в пазы [2, с. 88].
Затем проводилось покрытие оборотной, боковых и торцевых сторон защитным воско-скипидарным составом. Приготовленный состав наносился фрагментарно в связи с крупным размером иконы, в направлении слева направо, сверху вниз [3, с.71] .
В результате на лицевой и оборотной стороне были восполнены все утраты древесины (Рис. 9, 10). После проведенных реставрационных работ основа иконы приобрела прочность и целостность. На восстановление основы произведения потребовалось более года. Без реставрационного вмешательства произведение могло погибнуть. Реставрация основы иконы дает возможность подойти к другим последующим процессам.
Проведенные исследования показывают, что применение рассмотренных операций по реставрации основы является не только актуальным, но и вполне инновационным методом обеспечения сохранности деревянных основ икон.
Рисунок 9 - Лицевая сторона иконы после Рисунок 10 - Оборотная сторона иконы после
восполнения утрат древесины реставрации
Список использованной литературы:
1. Власов И.И., Михалкин В.И. Опись культурных ценностей. / Рукопись Кн. 2. - Владимир, 1984. - Архив ОАО «Владимирреставрация». Ж-Вл-6. Инв. № 16906.
2. Реставрация икон: Методические рекомендации / Под ред. М.В. Наумовой. - М.: ВХНРЦ. им. академика И.Э. Грабаря, 1993. - 226 с.
3. Филатов В.В. Реставрация произведений русской иконописи. - М.: Про-Пресс, 2007. - 336 с.
© Зюзина Д.С., 2016
УДК 069.4
Е.С. Косых
К.и.н., доцент
Кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Аннотация
В статье рассматриваются причины создания музеев под открытым небом; приводится их
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
классификация, анализируется их экспозиционная инфраструктура.
Ключевые слова
Музей под открытым небом, «скансен», памятники деревянного зодчества, резьба по дереву, уральская народная роспись
Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения в природе или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест (парки скульптур, парки миниатюр, технические музеи, музеи смешанного типа). Первый «музей под открытым небом» появился в конце XIX века. Артур Хаселиус, филолог и этнограф, путешествуя по сельским районам Швеции в 1870-е годы, увидел печальные последствия индустриализации и урбанизации: приходили в упадок старые фермерские хозяйства, угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавался забвению фольклор [5, с. 25]. Хаселиус нашел нетрадиционное решение: он создал музей на острове Дьюгарден в Стокгольме, где вся местность была изрыта окопами (отсюда «скансен» - «окоп»). Это название перешло и на созданный музей. Концепция музея получила признание в странах Северной Европы. До 1914 года там было создано 104 музея под открытым небом [4, с. 16]. Сложилась определенная типология: 1) скансен - музеи перевозимого типа; 2) музеи "in situ", сохраняющие сооружения на прежних, исторических местах; 3) музеи смешанного типа, совмещающие в себе признаки обеих категорий.
Прообразом музея под открытым небом в России можно считать Летний сад. В первой половине XIX в. появляются археологические экспозиции под открытым небом. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри. В 60-е гг. ХХ в. большинство музеев под открытым небом получили статус музеев-заповедников. Наиболее известные из них - музей-заповедник Кижи в Карелии, музей народного деревянного зодчества Витославлицы в Новгородской области, Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник, архитектурно-этнографический музей Тальцы в Иркутской области и др. Другая направленность у военных и технических музеев, таких как музей военной техники «Боевая слава Урала» в г. Верхняя Пышма Свердловской области или мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» в Оренбурге.
На Урале самым известным музеем под открытым небом является Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и декоративно-прикладного искусства. В основе его коллекции предметы уральской домовой росписи, а также рукописные и старопечатные книги, иконы, резьба по дереву, образцы художественного ткачества, вязания, вышивки, предметы быта, орудия труда. Музейный комплекс расположен по берегам р. Синячиха. Он включает часть построек села Синячиха, деревню Балакино, часть сельского кладбища, пойму реки и утес. Это пространство заполнили привозные памятники деревянного зодчества из разных населенных пунктов Среднего Урала: башня острога с высоким частоколом, сторожевая башня, пожарная башня с дозорной каланчей, ветряная мельница, несколько часовен, усадьбы крестьян и др.
Музей ведет научную работу по изучению уральской народной росписи, храмовых икон, икон местного письма. Ведутся археологические исследования: на территории музея обнаружены городище, древнее молельное место, останки известковой печи, кузницы, смолокурни, сваи водяной мельницы. Научная концепция создания архитектурно-этнографического музея-заповедника определялась восстановлением характерного ландшафта средней полосы России, где над селом возвышается храм-доминанта, на оси которой держится одноэтажная застройка села и все пространство на десятки километров, и над всем этим разносится колокольный звон. Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 178 музей включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В современных условиях музеи под открытым небом дают возможность прикоснуться к традиционной культуре. Для таких музеев характерен широкий показ бытовой культуры с сохранением ландшафтных особенностей, посетители имеют возможность не только получить определенную историко-культурную информацию, но и отдохнуть. Такие музеи являются эффективной формой сохранения и использования национального культурного наследия.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи // Советская этнография. - 1963. - №2. - С. 28-34.
2. Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники / Сб. науч. трудов. - М., 1991. - 250 с.
3. Станюкович Т., Чистов К. Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев. -Иркутск, 2006. - 214 с.
4. Шмелев В.Г. Музей под открытым небом. Очерки истории, возникновения и развития. - Киев, 1983. - 119 с.
5. Museum №1. Этнографические музеи и музеи под открытым небом. - 1993. - № 1 (175). - 64 с.
© Косых Е С., 2016
УДК 5527
А. И. Скворцов,
К.и., профессор кафедры ДИИР, ВлГУ г. Владимир, Российская Федерация И. Е. Акимова, магистр
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИКОНЫ И ЕЕ ОКЛАДА В ПРОЦЕССЕ ИХ АТРИБУЦИИ
Аннотация
Статья представляет собой исследование новооткрытой иконы Иоанна Воина из церкви села Большие Всегодичи Владимирской области. Памятник проливает свет на малоизученную проблему идентификации иконы и ее оклада в процессе их атрибуции
Ключевые слова
Русская иконопись, Иоанн Воин, иконография, атрибуция.
Методические пути решения поставленной проблемы формировались в ходе исследования и реставрации иконы «Святой мученик Иоанн Воин» из собрания церкви Успения Богородицы в селе Большие Всегодичи Ковровского района Владимирской области.
Каменный храм в селе был построен в 1767-1777 годах, а в 1792 к нему пристроили два придела -Никольский и Ильинский. Следовательно, украшение храма проводилось в конце XVIII - начале XIX века.
Рассматриваемая нами икона с окладом поступила на реставрацию из Никольского придельного иконостаса в аварийном состоянии. Оклад на иконе наборный, латунный посеребренный, выполнен в технике чеканки с гравировкой. Размер иконы - 108,4*63,2*3,2 см. Основа иконы состоит из трех сосновых досок. На лицевой стороне доски строганые, на оборотной - обработаны скобелем. Паволока представляет собой тонкую мелкозернистую льняную ткань розового цвета. Грунт гипсовый, средней плотности, толщиной около 1 мм. Поверхность иконы была загрязнена обильным слоем копоти и пыли. Под сильно потемневшим лаковым покрытием плохо просматривался красочный слой, который имел многочисленные утраты до грунта и древесины, а также вздутия, отставания и шелушения.
После проведенных исследований и раскрытий выяснилось, что икона выполнена в технике темперной живописи с гравировкой по золоченому левкасу. Рельеф плотно заполняет фон сложным растительным узором. Образ Иоанна Воина представлен в полный рост, в воинских доспехах и молитвенной позе. В верхнем левом углу в сегменте неба изображен Спас на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом.
В процессе атрибуции и идентификации иконы с её окладом важнейшее место занимают иконографические и стилистические исследования.
Икона. Почитание святых воинов занимает значительное место в истории христианского искусства.