Научная статья на тему 'Музеи города Архангельска в XIX – начале XX вв. '

Музеи города Архангельска в XIX – начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСК / МУЗЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА / АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ / ГОРОДСКОЙ ПУБЛИЧНЫЙ МУЗЕЙ / АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО СЕВЕРА / КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ / КАТАЛОГ / ARKHANGELSK / MUSEUM OF THE STATISTICAL COMMITTEE / ARKHANGELSK EPARCHIAL ARCHIVES / CITY PUBLIC MUSEUM / ARKHANGELSK SOCIETY FOR THE RESEARCH OF THE RUSSIAN NORTH / COLLECTIONS / MUSEUM COLLECTIONS / CATALOGUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бронникова Евгения Петровна

Появление первого музейного собрания в Архангельской губернии можно отнести к 1837 г. Было собрано 157 предметов для «Выставки изделий губернии», разработан каталог. На основе коллекций «Выставки …» в 1861 г. образован Музей Архангельского статистического комитета, к которому в 1865 г. присоединены коллекции Палаты государственных имуществ. Объединенный музей существовал до 1897 г. В связи с финансовыми трудностями, по инициативе губернатора А. П. Энгельгардта он преобразован в Городской публичный музей. Вторым значимым музейным собранием стало Древлехранилище, созданное по инициативе епархиального начальства и одобренное Святейшим Синодом. За годы существования (1886-1920) в нем собрано много уникальных памятников церковной древности. Помимо этих музейных собраний создавались другие. Некоторые носили эпизодический характер, но были и интересные коллекции. К последним можно отнести Музей Архангельского общества изучения Русского Севера и Рыбопромышленный музей. После 1917 г. начинаются реорганизации, объединение музеев, которое окончательно завершилось к 1926 г. Создан Северный Краевой музей. В эти годы возникали большие проблемы с сохранностью коллекций, их формированием, поиском подходящих помещений, кадрами. К 1938 г. все объединенные ранее коллекции Северного Краевого музея вошли в состав Архангельского областного краеведческого музея. В 1960 г. часть коллекций древнерусского искусства, живописи переданы во вновь создаваемый Музей изобразительных искусств. Архангельский областной краеведческий музей является одним из старейших в России. Его история тесно связана с историей музейного дела губернии, области. В коллекции хранятся предметы, которые входили в различные музейные собрания XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first museum collection appeared in 1837. 157 objects had been gathered for the “Province goods” exhibition, and a catalogue had been designed. The Museum of the Statistical Committee was established in 1861 on the base of these collections and was accompanied by the Property Chamber collections in 1865. Such a united museum existed until 1897. Because of some financial obstacles it was transformed into the City Public Museum at the initiative of the then governor A. P. Engelgardt. The second important museum collection was that of the Archives, initiated by the eparchial authorities and approved by the Holy Synod. During its existence (1886 1920) a lot of unique church antiques had been gathered. Alongside with these collections there were others. Some of them were episodical, but some were very interesting. Among the latter there were the Museum of the Arkhangelsk Society for the Research of the Russian North and the Fishing Industry Museum. After 1917 reorganizations and museum associations started and ended up by 1926. The Northern Regional Museum was established. During those years there were big problems with preservation of the collections, their formation, search for placement and personnel. By 1938 all previously associated collections of the Northern Regional Museum had had been given to Arkhangelsk Museum of Local Lore. In 1960 a part of the collection of the Ancient Russian art was handed over to the newly established Fine Arts Museum. Arkhangelsk Museum of Local Lore is one of the oldest in Russia. Its history is closely connected with the history of museology of the province and the region. The collection comprises some objects that were once part of different museum collections of the 19th early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Музеи города Архангельска в XIX – начале XX вв. »

УДК 069(470.П)(045)

Бронникова Е. П.

МУЗЕИ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Архангельск сегодня - областной центр. Население города на 1 января 2013 г. 350.985 человек1. Как в любом городе в нем есть промышленные предприятия, транспортная инфраструктура, социальная сфера, различные учреждения культуры. Среди них музеи: на 16 декабря 2013 г. один - федерального подчинения («Малые Корелы»), три - областных (краеведческий, ГМО «Художественная культура Русского Севера», музей Северного мореплавания), два - ведомственных, 27 - школьных, одна Комната боевой славы, 4 -некоммерческих, два - частных, два - иные2.

Если первый музей в России - Кунсткамера создан в 1714 г., датой начала становления музейного дела на Архангельском Севере, в том числе в Архангельске, принято считать 1837 г. Тогда были собраны первые 157 предметов для «Выставки изделий губернии». Гражданским губернатором И. И. Огаревым создан оргкомитет, разработавший «Каталог предметов Архангельской выставки по общему плану губернских выставок», и с апреля 1837 г. в Архангельск стали поступать предметы из Шенкурского, Пинежского, Кольского, Кемского, Онежского уездов. Их разместили в Приказе общественного призрения. Собрание музея включало предметы естественно-научной и этнографической коллекций. «Выставка изделий губернии» продолжала в разных формах функционировать до 1861 г., когда было принято решение передать ее в ведение Архангельского губернского статистического комитета3. На основе коллекций «Выставки ...» в 1861 г. был образован Музей Архангельского статистического комитета, просуществовавший до 1897 г. и преобразованный по решению Городской думы в Архангельский городской публичный музей. По состоянию на 1910 г. коллекции музея включали 2 981 предмет, посещаемость превышала 3 000 человек в год.

До середины 1990-х гг. началом становления музейного дела здесь считался 1859 г., «когда открылась в Архангельске сельскохозяйственная выставка, экспонаты которой остались при Архангельском статистическом комитете и послужили ядром будущего музея, хотя такое наименование он получил лишь в 1865 г., после присоединения к нему коллекции Палаты государственных имуществ. Тогда же музей был открыт для публичного обозрения»4. Считалось, что Музей при палате государственных имуществ, вероятно, был основан после губернской выставки 1852 г.5 Но в документах Государственного архива Архангельской области (ГААО) удалось найти более ранние упоминания. В феврале 1850 г. к управляющему Архангельской палатой госимуществ обратился директор Горы-

1 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 г. М., 2013. Табл. 33.

2 Информация предоставлена Министерством культуры Архангельской области.

3 Концепция комплексного развития музейной сферы Архангельской области (2009-2018). М., 2007. Книга 1. Концепция. С. 6.

4 Государственный архив Архангельской области (Далее - ГААО). Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 352. Л. 44.

5 Каталог Архангельского городского публичного музея. Архангельск, 1905. С. 1.

горецкого земледельческого института Могилевской губернии с просьбой передать «для музеума института череп туземного оленя с рогами, модели сохи и косули, употребляемые в Холмогорском уезде, снаряды рыболовства»6. На места был разослан циркуляр, вскоре поступили ответы. В письмах Кемского, Пинежского окружных управлений государственных имуществ встречаются фразы: «о приобретении предметов для приумножения музеума управляемой Вашим Высокородием Палаты», «для выставки Сельских произведений и приумножении Музеума в Палате несколько вещей уже изготовлено и изготовляется»7. Фактически это подтверждает факт существование музея. В этой же переписке из разных мест чиновники доносят о передаче предметов в музей. География обширна, практически большинство уездов или волостей губернии. Из предметов: много кукол в праздничных или повседневных крестьянских одеждах, модели земледельческих, рыболовных орудий, лодок, чучела птиц, зверей, черепа оленей с рогами. В некоторых письмах достаточно подробные описания, размеры.

По первым годам деятельности музеев можно отметить следующее. В 1863 г. количество предметов Музея статистического комитета «едва достигало 200», в то время как Музею палаты госимуществ «благодаря усилиям и заботам управляющего палатой Любо-видовского выделялись значительные средства и он отличался по количеству и качеству предметов»8.

Важной датой в истории архангельских музеев стал 1865 г. В июне Олонецкую и Архангельскую губернии посещал чрезвычайный и полномочный посол Его Величества императора Франции Тайлеран. В Архангельске его знакомство с городом началось с осмотра двух музеев: Статистического комитета и Палаты государственных имуществ, получивших основание в 1861 г. «Музей этот помещается в большой зале, возле театра, и расположен с большим знанием дела. Он заключает в себе довольно полную коллекцию естественных и искусственных произведений Архангельской губернии, модели земледельческих и промышленных орудий, построек и проч. Произведения Архангельской губернии барон Тайлеран осматривал с большим любопытством, особенно меха, замши, жемчуг, добываемый в реках Онежского и Кемского уездов, старинные крестьянские одежды, вещи и модели разных вещей самоедского и лопарского племени и резные костяные изделия»9.

На заседании Архангельского губернского статистического комитета 17 сентября 1865 г. было принято решение о «составлении единого губернского музея», а «для дальнейшего помещения нанять нижний этаж городского дома, в котором помещается Мариинское женское училище»10. В 1869 г. в переписке по ремонту помещений, занимаемых музеем, ввиду ветхости упоминается здание «набережного корпуса Присутственных мест»11.

В объединенном музее продолжилась работа по формированию коллекций, их популяризации, в том числе на международных выставках12.

6 ГААО. Ф. 115. Оп. 1. Ед. хр. 121. Л. 1, 1 об.

7 Там же. Л. 5-6.

8 Архангельские губернские ведомости (Далее - АГВ). 1884, 7 января. № 2. С. 3.

9 АГВ. 1865. 17 июля. № 29. С. 336-337.

10 АГВ. 1865. 19 сентября. № 41. С. 460.

11 ГААО. Ф. 75. Оп. 1. Д. 233. Л. 1.

12 АГВ. 1884. 18 января. № 5. С. 4-5.

Состав коллекций музея13:

Коллекции 1.01.1884 г. 1.01.1890 г.

Археология, в том числе монет и медалей 320 361 361

Этнография, в т.ч. образцы одежды, обуви и пр. местных крестьян (46), из них самоедских - 20, лопарских - 10, зырянских - 8, корельских - 7, великорусских - 1; модели строений - 13; посуда - и др. предметы крестьянского обихода - 66 125 148

Зоология, в т.ч. чучела животных и млекопитающих - 29, чучела птиц - 234 263 618

Яйца и гнезда 350

Минералогия. Минералы 140 145

Земледелие и сельская промышленность, в т.ч. образцы почв и земли, изделия из камня, глины и т.п. - 106, образцы и модели сельскохозяйственных орудий - 113, образцы изделий льняных, пеньковых, шерстяных и материалов для них - 69, образцы произведений царства растительного и животного -129, образцы изделий кожаных, шкуры животных и их части - 38, образцы изделий из соломы и камня - 17 472 547

Промыслы, в т.ч. модели и снаряды для ловли морских и лесных зверей, птиц, морских и речных рыб - 30 47 89

Судостроение: модели промысловых и мореходных судов, речных барок, карбасов 27 43

Модели жилых строений и других зданий 8

Геральдика (гербы Архангельской губернии и уездов) 8

Всего предметов 1793 1967

Принимались меры и для налаживания учета. Так в протоколе Архгубстаткомитета от 22 декабря 1891 г. принято решение «установить шнуровую книгу, - и возложить ведение ее на обязанности заведующего Музеем, - для занесения в нее каждой вновь поступающей в Музей вещи, с обозначением: 1) времени поступления, 2) цены вещи, 3) отдела и № под которым вещь записывается в каталог и 4) указания наступления поступившей вещи»14.

В отчетах статистического комитета, в разделе, относящемся к музею, можно найти информацию об истории поступления предметов, переездах из одного помещения в другое, ассигнованиях, количестве посещений. А гости были разные, в том числе и особо почетные. Так в 1870 г. великий князь Алексей Александрович «с большим вниманием рассматривал как отделы по этнографии и археологии, так и отделы естественных произведений северного края и произведения фабричной и заводской промышленности Архангельской губернии. Затем внимания Его Высочества удостоились: самоедский чум и лопарская вежа, помещавшиеся во дворе бывшего таможенного замка, с самоедами и лопарями, с которыми Великий Князь удостоил милостиво разговаривать и наградить их денежными подарками»15.

13 АГВ. 1884. 7 января. № 2. С. 3; 1892, 25 января. Часть неофициальная. № 8. С. 4.

14 АГВ. 1892. 1 февраля. № 10. С. 5.

15 АГВ. 1870. июль. № 52.

К сожалению, со временем финансирование музея уменьшалось, денег едва хватало только на наем помещения и оплату сторожа. «Быстрый рост музея начался с 1893 года, времени назначения А. П. Энгельгардта губернатором, который за свои охоты и поездки лично довел, например, подотдел орнитологический до настоящей полноты. Но в то же время музей нес постоянные утраты экспонатов от посылок их на разные выставки, откуда вещи большей частию не возвращались»16.

«В 1898 году в Мае месяце выпущен первый печатный Каталог коллекций Архангельского Городского Публичного Музея», который по заявлению составителя, представляет «несистематическую, неполную и, может быть, не вполне точную опись предметов Музея»; тем не менее, «являясь самым последним, а потому самым главнейшим материалом при составлении прилагаемого теперь вниманию общества каталога, при чем другие сведения о предметах коллекций Музея приходилось дополнять из сохранившихся дел Музея и памятных книжек Архангельской губернии за прошлые годы»17. Так говорится во вступительной статье ко второму каталогу музея, вышедшему в свет в 1905 г. Он гораздо более полный и объемный, хорошо систематизирован по коллекциям, сопровождается обзорными статьями и, безусловно, является прекрасным источником для изучения коллекций.

Вторым значимым музейным собранием Архангельска стала в 1886 г. Комиссия по собиранию письменных и вещественных памятников (с 1896 г. переименована в Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет). Преемником Комиссии по собиранию и хранению памятников церковной древности при Архангельской епархии стало древнехранилище, устроенное при Михайло-Архангельском монастыре18 и все ранее собранные коллекции перешли в него. Первоначально вещи собирались на основании решения, принятого епископом, а в 1890 г. Святейшим Синодом было определено: «Архангельскому Епархиальному Начальству учредить в городе Архангельске при Михайло-Архангельском монастыре церковное древнехранилище для собирания и хранения письменных и вещественных памятников церковной древности местного края»19. К концу 1897 г. на территории монастыря «с северной стороны колокольни» построено каменное одноэтажное здание, акт приемки которого подписан 21 апреля 1903 г.20 «Комплектование памятников церковной древности осуществлялось с помощью переписки с приходами Архангельской епархии. В древлехранилище передавали предметы, которые не использовались в богослужениях и часто хранились в ризницах. Поступление памятников в собрание древлехранилища фиксировалось в журналах АЕЦАК, что позволяло в дальнейшем исключить эти предметы из описей храмов <.> Перед революцией в собрании древлехранилища хранилось около 700 церковных предметов. Среди них были резные и живописные иконы, царские врата, аналои, выносные фонари, разнообразные кресты, дароносицы и дарохранительницы, потиры. Неоднократные попытки издать каталог или описание этого фонда так и не увенчались успехом. Сохранился лишь рукописный вариант с кратким перечнем памятников и небольшая брошюра, изданная к 25-летию древлехранилища <...> Фонд церковных древностей в 1920-е гг. поступил в Северный краевой

16 ГААО. Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 352. Л. 44, 45.

17 Каталог Архангельского городского публичного музея. Архангельск, 1905. С. 2.

18 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 5. Д. 832. Л. 3, 3 об.

19 Там же. Л. 2, 2 об.

20 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2198. Л. 1, 15.

музей (в настоящее время - Архангельский областной краеведческий музей), откуда в 1961 г. часть памятников, представляющих художественную ценность, передана в Архангельский областной музей изобразительных искусств (ныне - Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»). В 1930-е гг. многие церковные предметы из драгоценных металлов были изъяты из коллекции Северного Краевого музея и поступили в Госфонд, после чего их дальнейшая судьба пока что неизвестна»21. Собранные книги, рукописи, архивные документы поступили в архангельские и петербургские архивы, библиотеки, музеи. В феврале 1920 г. вопрос о закрытии Древлехранилища и перераспределении коллекций был решен окончательно. Значительная часть вещевых памятников первоначально поступила в ведение Музейной коллегии Губоно, а с августа 1922 г. во вновь созданный Музей древнерусского искусства и быта (Музей старины), который просуществовал недолго. В 1926 г. его коллекции были объединены с коллекциями Северного краевого музея, преемника Архангельского городского публичного музея22.

Еще один музей, коллекции которого впоследствии перешли в краевой, - Рыбопромышленный музей Русского Севера. Открыт он был 15 января 1906 г. по инициативе ученого-ихтиолога Н. А. Варпаховского. В коллекцию вошли предметы рыбного и звериного промыслов, модели, биологические препараты, чучела рыб и морских зверей23.

В 1910 г. Архангельским обществом изучения Русского Севера (АОИРС) была организована большая выставка «Русский Север». Она располагалась в Гостиных дворах и имела успех у посетителей. Первоначально устроители предполагали, что экспонаты будут представлены в трех разделах: карты, картины, фотографии. Были разосланы информационные письма, даны объявления в центральной, губернской печати, что нашло широкий отклик у публики. Поступило много различных предметов, часть которых предлагалось оставить для создаваемого нового музея. Сама выставка получилась многоплановой и интересной24. С 1911 г. началось систематическое комплектование коллекций музея. В документах ГААО сохранилась обширная переписка Правления АОИРС с учреждениями и отдельными гражданами по передаче предметов для музея. Большая роль в комплектовании коллекций, популяризации музея принадлежит А. Ф. Шидловскому, архангельскому вице-губернатору и одновременно председателю Правления АОИРС. Он стал инициатором создания общества, выставки и музея. После закрытия музея АОИРС сохранившиеся коллекции в 1920 г. также были переданы в собрание Северного Краевого музея и сегодня являются экспонатами Архангельского областного краеведческого музея.

Один из больших проектов объединения музейных собраний Архангельска был предложен в начале XX в. Эта идея возникла в рамках мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Архангельский губернатор И. М. Сосновский в письме к Архангельскому городскому голове Я. И. Лейцингеру сообщал: «... я полагал бы желательным дополнить в городе Архангельске Музея Русского Севера имени М. В. Ломоносова. Для этого следовало бы, по моему мнению, объединить и привести в надлежащий вид существующие уже в г. Архангельске: городской публичный музей, рыбопромышлен-

21 Кольцова Т. М. Архангельское епархиальное древлехранилище // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7-8. С. 23.

22 БронниковаЕ. П. Из истории музейной сети Архангельской области // Музей. 2009. № 9. С. 13.

23 Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1. С. 351.

24 Отчет АОИРС за 1910 и 1911 г Архангельск, 1912. С. 15.

ный музей Управления Земледелия и Государственных Имуществ и, может быть, Епархиальное Древнехранилище. В настоящее время названные учреждения не приносят, к сожалению, вследствие своей разбросанности, разрозненности, неудобств помещения и по другим причинам, той великой пользы, которую они могли бы приносить в качестве самостоятельных отделов одного музея, вполне благоустроенного, строго систематизированного, располагающего удобным просторным помещением и находящегося в заведовании специального компетентного лица, - особого хранителя, на которого можно было бы возложить, кроме хозяйственного управления музеем, реставрацию и пополнение коллекций, издание систематических каталогов, сообщение посетителям музея необходимых сведений, справок, разъяснений и т.п. Г.г. гласным Городской Думы хорошо известно, конечно, в каком печальном и неприглядном положении находится богатый своим содержанием городской публичный музей, вследствие тесноты и неудобства помещения. Само собою разумеется, что для проектируемого Ломоносовского музея необходимо было бы отвести другое вполне достаточное и для наличных и для будущих коллекций помещение, непременно в каменном доме, по возможности центрально расположенном и изолированном от других построек. Если в существующих домах не удастся подыскать такого помещения, то придется сооружать для музея особое специально приспособленное здание, от чего, разумеется, дело только выиграет»25. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в день 16 ноября 1911 г., на всеподданнейшем докладе Министра Внутренних Дел, по ходатайству Архангельской Городской Думы о разрешении ей, по случаю исполнившегося 8 минувшего ноября 200-летия со дня рождения знаменитого поэта и ученого, уроженца Архангельской губернии Михаила Васильевича Ломоносова, открыть всероссийскую подписку для сбора пожертвований на устройство в г. Архангельске «МУЗЕЯ РУССКОГО СЕВЕРА имени ЛОМОНОСОВА», ВСЕМИЛОСТИВЕИШЕ собственноручно начертать соизволил: «Согласен. Жертвую на будущий Музей 2 000 рублей»»26.

Ломоносовский Комитет на заседании 10 октября 1913 г. обсудил вопрос о будущем проекте Музея. Департамент Общих дел Министерства Внутренних Дел в письме от 14 августа 1914 г. уведомил архангельского губернатора, что считает ходатайство Архангельской городской думы «о принятии Комитета по сооружению в г. Архангельске Музея Русского Севера имени Ломоносова под АВГУСТЕЙШЕЕ покровительство ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, преждевременным и не нашел возможность дать ему дальнейшего движения»27. А начавшаяся Первая мировая война и последующие события окончательно похоронили все надежды на создание объединенного музея. В протоколе заседания Архангельской городской думы от 2 августа 1917 г. «в присутствии Городского Головы, 17 гласных и 4 представителей С.Р. и С.Д.» было принято постановление отложить составление сметы на постройку28.

В разные годы создавались временные музеи. Так в 1875 г. «с повеления высшего Морского начальства приступили к устройству в помещении Соломбальского Морского Собрания Морского музея»29. Основными экспонатами стали модели судов. Сведения об этом музее достаточно скудны. Осенью 1887 г. Главное управление кораблестроения рас-

25 ГААО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1225. Л. 5, 6.

26 ГААО. Ф. 29. Оп. 5. Т. 2. Д. 1004. Л. 2.

27 Там же. Л. 188, 188 об.

28 Там же. Л. 201-202.

29 ГААО. Ф. 1. Оп. 10. Д. 169. Л. 63.

порядилось отправить некоторые модели в Санкт-Петербург. Попытки местных властей оставить их в Архангельске не увенчались успехом. С 1888 г. дальнейшая судьба Морского музея Архангельского порта неизвестна.

В 1903 г. была предпринята попытка создать педагогический музей при Архангельской дирекции народных училищ30.

В 1960 г. в Архангельске был образован областной музей изобразительных искусств (АОМИИ, с 1994 г. - ГМО «Художественная культура Русского Севера»). Эта идея не была новой. Еще в 1916 г. власти и общественность пытались ее реализовать. Вице-губернатор С. И. Турбин в письме Архангельскому Городскому Голове В. Гувелякину писал: «Считаю своим долгом отметить, что основание в Архангельске художественного музея, который будет впоследствии Академией (художеств - Е. Б.) пополнен новыми произведениями, последовало главным образом благодаря хлопотам и особо горячему участию в этом деле Князя Николая Антоновича Гедройц (Петроград, Офицерская, 45) .. ,»31. Из Академии художеств было отправлено 15 картин, 5 скульптур, которые до открытия художественного музея предполагалось временно поместить в Ольгинской женской гимназии32.

Создавались музеи и «в угоду публике». По постановлению Архангельской городской думы от 2 марта 1915 г. «отдан кр[естья]ну В. А. Прокопьеву в арендное содержание сроком с 1 мая по 1 сентября с.г. участок городской земли на Оперной площади для постройки временного музея восковых фигур. Вместе с тем, по личной просьбе того же Прокопьева, Городской Управой выдано удостоверение от 7-го мая за № 2529 о предоставлении ему места на Оперной площади для постройки временного музея восковых фигур»33. К июню 1915 г. здание было построено, а в январе следующего года городской голова В. Гувелякин известил Архангельское губернское правление, что «балаган бывшего музея восковых фигур на Оперной площади, вследствие недостаточности складочных помещений, приобретен городом в собственность и в настоящее время в нем хранится овес, принадлежащий городу»34.

1917 г. стал переломным во всех отношениях. Тяжелая участь не обошла и архангельские музеи. Первым значительно пострадал городской публичный музей. В марте помещение было передано Продовольственному комитету, а предметы перенесли в верхний этаж бывшего губернаторского дома. В июле 1917 г. городская управа принимает новое решение в пользу Продовольственного комитета: вещи музея из бывшего дома губернатора перенести в дом бывшего полицмейстера, а для переноски нанять шесть женщин35.

Вскоре после установления Советской власти в Архангельской губернии (1920 г.) состоялся 4-й губернский съезд Советов. Среди прочих задач новой власти было уделено внимание музеям и охране памятников искусства и старины. В материалах съезда был намечен ряд текущих задач: безотлагательно вывезти в сухое помещение собрание Древлехранилища; принять меры к объединению остатков коллекций Рыбопромышленного музея, музея АОИРС; обеспечить сохранность вновь поступающих предметов; решать кадровый вопрос36.

30 ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Д. 906.

31 ГААО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1584. Л. 1.

32 Там же. Л. 10, 5.

33 ГААО. Ф. 75. Оп. 1. Д. 3345. Л. 5.

34 Там же. Л. 8.

35 Там же. Л. 23-24.

36 4 месяца Советской власти в Архангельской губернии (материалы 4-го губернского съезда Советов). Архангельск, 1920. С. 88-89.

В любом деле большую роль играет человеческий фактор. В музеях это ощущается особо. Есть человек или группа людей, объединенных общей задачей создания, формирования, изучения, сохранения коллекций - дело пойдет. Очень непродолжительное время (с 6 марта по июнь 1920 г.) заведующим секцией музеев и охраны памятников губиспол-кома был Кассиан Николаевич Любарский. Уроженец Москвы (родился в 1886 г.), выпускник московского университета по специальности археолог-музеевед, до 1916 г. сотрудник Московских Публичного и Румянцевского Музеев, Действительный Член Рязанской Ученой Архивной Комиссии, Тульской Палаты Древностей, Архангельского Археологического Комитета и Общества Изучения Русского Севера, Член Комиссии Старой Москвы при Московском Археологическом Обществе37. Профессионал, который прекрасно понимал значимость музейного дела. На своей должности он проработал недолго, 5 августа 1920 г. был расстрелян за контрреволюционную деятельность по постановлению Архангельской ВЧК. Посмертно реабилитирован 10 июля 1992 г.38

Незадолго до ареста он написал служебную записку «Краткая заметка о задачах, состоянии и нуждах Государственного музея города Архангельска». В ней практически изложена программа первоочередных действий: «В Архангельске имеются два Музея. Один, - Историко-Археологический, с научно ценным собранием предметов и рукописей, а другой, бывший публичный городской, в котором заложены начала многих отделов: промыслового, естественного, ископаемых богатств, этнографического и др. Первый, по необходимости, поспешно перевезен в новое, довольно тесное помещение (нужно было спасти от сырости уложенные в ящики предметы и рукописи), а второй, после нескольких пагубных переездов, помещается в неудобном, холодном доме, где за теснотою, не только нельзя устанавливать новых экспонатов, но и затруднительно вместить учеников, если их приходит больше 20 человек за раз. В Архангельске есть только ОДНО ЗДАНИЕ, вполне пригодное и приспособленное для помещения в нем соответствующего огромному северу ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ, - это здание бывшей духовной семинарии. <.. .> Помещение настолько обширно, что даст возможность открывать новые отделы и энергично пополнять старые, обходясь без пристроек в ближайшие годы <...> Здание дает возможность СРАЗУ начать развитие дела по определенному научному ПЛАНУ (этого нам всегда недоставало), что крайне важно, и отсутствие чего сказывается на всей последующей жизни Музея (тому много примеров в России и за границей, указывающих на вред господства кустарных приемов и предприятий ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА И МАСШТАБА). Неправильный начальный план, или боязнь широкого размаха, навсегда могут лишить Музей его глубокого и постоянного научного значения и роли в государственной культуре. Музейную работу ИСПРАВЛЯТЬ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО <...> Архангельск имеет широкую возможность создать у себя ОБРАЗЦОВЫЙ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПО БОГАТСТВУ И ЗНАЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВОЙ МУЗЕЙ, которым могли бы гордиться и правительство и население, и жизненное значение которого было бы неоценимо. Кроме здания необходимы СПЕЦИАЛИСТЫ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ, которых нужно привлекать к делу немедленно, независимо от занимаемой должности»39.

В 1920 г. к городскому публичному музею присоединен музей АОИРС40. В состав коллекций объединенного музея вошли предметы и Рыбопромышленного музея.

37 Архив РУ ФСБ по Архангельской области. Д. П-21025. Л. 35.

38 Поморский мемориал. Архангельск, 2001. Т. 2. С. 78.

39 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 256 а. Л. 16.

40 ГААО. Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 352. Л. 44, 45.

В том же году музей получает помещение, в котором будет находиться следующие полвека: сначала верхний этаж каменного дома (аптеки Брольницкого) в центре города, а с 1928 г. - все здание и флигель41.

«С 1921 года начинается пополнение музея и экспонатами. В музей поступают предметы искусства и старины, приобретаются экспонаты этнографического характера <...> С конца 1923 года Истпартотдел Губкома ВКП(б) начинает проводить большую работу по собиранию материалов историко-революционного значения, а также их изучению, что дает возможность уже в 1924 году организовать выставку по истории гражданской войны на Севере, а в 1927 году открыть музей Революции В 1930 году происходит слияние Сев-краймузея и музея Революции <.> В 1931 году музей <.> в б[ывшей] Рождественской церкви большая выставка по истории религии и проводится значительная антирелигиозная работа»42.

К 1938 г. все объединенные ранее коллекции Северного Краевого музея вошли в состав Архангельского областного краеведческого музея. Изменилось только название, но то, что было заложено предшественниками, стоявшими у истоков музейного дела в Архангельске и губернии, сохранилось в предметах, документах по формированию коллекций, их сохранению и составляет не только Музейный фонд РФ, а прежде всего нашу историю и культуру.

Информация о статье

Автор: Бронникова Евгения Петровна - старший научный сотрудник, Россия, Архангельский краеведческий музей, shusha1.bronnikova@yandex.ru. Заглавие: Музеи города Архангельска в XIX - начале XX вв.

Абстракт: Появление первого музейного собрания в Архангельской губернии можно отнести к 1837 г. Было собрано 157 предметов для «Выставки изделий губернии», разработан каталог. На основе коллекций «Выставки ...» в 1861 г. образован Музей Архангельского статистического комитета, к которому в 1865 г присоединены коллекции Палаты государственных имуществ. Объединенный музей существовал до 1897 г. В связи с финансовыми трудностями, по инициативе губернатора А. П. Энгельгардта он преобразован в Городской публичный музей. Вторым значимым музейным собранием стало Древлехранилище, созданное по инициативе епархиального начальства и одобренное Святейшим Синодом. За годы существования (1886-1920) в нем собрано много уникальных памятников церковной древности. Помимо этих музейных собраний создавались другие. Некоторые носили эпизодический характер, но были и интересные коллекции. К последним можно отнести Музей Архангельского общества изучения Русского Севера и Рыбопромышленный музей. После 1917 г. начинаются реорганизации, объединение музеев, которое окончательно завершилось к 1926 г. Создан Северный Краевой музей. В эти годы возникали большие проблемы с сохранностью коллекций, их формированием, поиском подходящих помещений, кадрами. К 1938 г. все объединенные ранее коллекции Северного Краевого музея вошли в состав Архангельского областного краеведческого музея. В 1960 г. часть коллекций древнерусского искусства, живописи переданы во вновь создаваемый Музей изобразительных искусств. Архангельский областной краеведческий музей является одним из старейших в России. Его история тесно связана с историей музейного дела губернии, области. В коллекции хранятся предметы, которые входили в различные музейные собрания XIX - начала XX в.

Ключевые слова: Архангельск, Музей статистического комитета, Архангельское епархиальное древлехранилище, городской публичный музей, Архангельское общество изучения Русского Севера, коллекции, музейные собрания, каталог

41 ГААО. Ф. Р-2838. Оп. 2. Д. 5. Л. 44, 44 об.

42 Тонкое В. Северный краевой музей (История музея и его экспозиции). Архангельск, 1935. С. 5-6.

Information on article

Author: Bronnikova Evgenia Petrovna - Senior Researcher, Russia, Arkhangelsk Museum of Local Lore, shusha1.bronnikova@yandex.ru.

Title: Arkhangelsk museums in the 19th - early 20th centuries

Abstract: The first museum collection appeared in 1837. 157 objects had been gathered for the "Province goods" exhibition, and a catalogue had been designed. The Museum of the Statistical Committee was established in 1861 on the base of these collections and was accompanied by the Property Chamber collections in 1865. Such a united museum existed until 1897. Because of some financial obstacles it was transformed into the City Public Museum at the initiative of the then governor A. P. Engelgardt. The second important museum collection was that of the Archives, initiated by the eparchial authorities and approved by the Holy Synod. During its existence (1886 - 1920) a lot of unique church antiques had been gathered. Alongside with these collections there were others. Some of them were episodical, but some were very interesting. Among the latter there were the Museum of the Arkhangelsk Society for the Research of the Russian North and the Fishing Industry Museum. After 1917 reorganizations and museum associations started and ended up by 1926. The Northern Regional Museum was established. During those years there were big problems with preservation of the collections, their formation, search for placement and personnel. By 1938 all previously associated collections of the Northern Regional Museum had had been given to Arkhangelsk Museum of Local Lore. In 1960 a part of the collection of the Ancient Russian art was handed over to the newly established Fine Arts Museum. Arkhangelsk Museum of Local Lore is one of the oldest in Russia. Its history is closely connected with the history of museology of the province and the region. The collection comprises some objects that were once part of different museum collections of the 19th - early 20th centuries.

Key words: Arkhangelsk, Museum of the Statistical Committee, Arkhangelsk Eparchial Archives, City Public Museum, Arkhangelsk Society for the Research of the Russian North, collections, museum collections, catalogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.