Научная статья на тему 'Музеефикация культурного ландшафта (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже)'

Музеефикация культурного ландшафта (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
643
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / заповедник / музеефикация / памятник природы / культурный ландшафт / китеж / озеро светлояр

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гроза А. Б.

В статье рассмотрен один из ярких примеров ассоциативного культурного ландшафта, связанный с образом сокровенного града Китежа и озером Светлояр. Освещены литературные, фольклорные, исторические основы легенды. Даны предложения по сохранению и эффективному использованию памятника природы как объекта показа путем придания данной территории статуса историко-культурного заповедника и ее последующей музеефикацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The so-called invisible Kitezh Grad and Svetloyar Lake are studied in terms of a cultural landscape associated with the image of Invisible Kitezh Grad and Svetloyar Lake in the article. Having reviewed the literary, folklore and historical background of the legend, the author offers a number of suggestions on how to preserve and efficiently use the natural landscape and how to demonstrate its beauties. It is concluded that the best way to do this is to make this territory a state-protected historical and cultural park, which can be further converted into a museum.

Текст научной работы на тему «Музеефикация культурного ландшафта (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже)»

А. Б. Гроза

МУЗЕЕФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже)

Работа представлена кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент А. В. Малинов

В статье рассмотрен один из ярких примеров ассоциативного культурного ландшафта, связанный с образом сокровенного града Китежа и озером Светлояр. Освещены литературные, фольклорные, исторические основы легенды. Даны предложения по сохранению и эффективному использованию памятника природы как объекта показа путем придания данной территории статуса историко-культурного заповедника и ее последующей музеефикацией.

The so-called invisible Kitezh Grad and Svetloyar Lake are studied in terms of a cultural landscape associated with the image of Invisible Kitezh Grad and Svetloyar Lake in the article. Having reviewed the literary, folklore and historical background of the legend, the author offers a number of suggestions on how to preserve and efficiently use the natural landscape and how to demonstrate its beauties. It is concluded that the best way to do this is to make this territory a state-protected historical and cultural park, which can be further converted into a museum.

«Возлагая на себя ответственность за материальное и духовное богатства, оставленные нам ушедшими поколениями, мы вступаем в права наследования и, значит, обязаны сохранить наше общее наследие. Чтобы выполнить эту грандиозную задачу, нам надо определить и исследовать все компоненты наследия и обеспечить их соответствующую защиту. Культурный ландшафт - один из таких компонентов и, кстати, основополагающая категория наследия, так как он олицетворяет множество культурных и природных ценностей в их единстве и взаимодействии. Культурные ландшафты представляют национальный дух народов и их традиционный стиль жизни, они заставляют осознать единство окружа-ющей нас среды и составляют основу нашего благосостояния, служат индикаторами развития общества и отражают его гуманистическую природу» (Франческо Бан-дарин, директор Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, Париж).

Формализация понятия «культурный ландшафт как объект Всемирного насле-

дия» произошла на 16-й сессии Комитета по Всемирному наследию в 1992 г. Это понятие было включено как отдельная дефиниция в систему подразделений культурного наследия и получило разъяснение в Руководящих указаниях ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии (Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, UNESCO). В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять конкретный геокультурный регион и быть способным продемонстрировать отличительные черты этого региона. Универсальная ценность культурного ландшафта может пониматься как наиболее яркое проявление созидательного потенциала взаимодействия природы и человека в конкретном культурном, историческом и географическом контексте. Культурный ландшафт мы понимаем как природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из ха-

рактерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности1.

Одним из ярких примеров культурного ландшафта является озеро Светлояр и связанная с ним легенда о сокровенном граде Китеже. По классификации охраняемых территорий ЮНЕСКО относит данный тип территории к ассоциативным типам ландшафтов. Это ландшафты, хранящие в себе память о выдающихся исторических собы -тиях, исторических личностях или связанные с художественными произведениями. Они несут в себе черты сакральности. При этом необходимо отметить, что культурный ландшафт, как объект наследия, рассматривается весьма широко. Он включает не только вещественно-выраженные природные и культурные объекты, но и сохранившуюся на этой территории живую традиционную культуру, мифы и легенды, хранителем которого является население, проживающее на этой территории.

С дохристианских времен Светлояр был священным культовым местом на Руси. Свое второе рождение он получил во времена раскола церкви, когда более сорока тысяч православных христиан, исповедующих старую веру, пришли в керженские леса. Озеро Светлояр с образом невидимого града Китежа стало главной святыней верующих, «не находивших внутреннего успокоения в официальной земной церкви и устремлявшихся к образу Невидимого Града Китежа», в котором, как они считали, царила божественная справедливость и мудрость.

Самобытно и интересно запечатлена легенда о чудесном спасении Китеж-града у Мельникова-Печерского в книге «В лесах»: «Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыева полчища искали града Китежа и не могли сыскать , ослепленные. И доселе тот град неви-дим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются от-

раженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских. Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачиналась земля русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит - какова при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина»2.

Получив широкую известность, образ Китежа на рубеже Х1Х-ХХ вв. начинает привлекать деятелей различных видов искусства и быстро превращается в один из ключевых концептов национальной культуры. У Н. А. Римского-Корсакова возникает в 1899 г. замысел «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904); музыкальные критики сравнивали эту оперу с вагнеровским «Парсифалем», а Китеж -с Граалем. Аналогичную ситуацию мы видим и в литературе: к образу Китежа стали обращаться писатели самых разных направлений и дарований. Смещение местной легенды с периферии русской культуры к ее центру вскоре стало настолько очевидным, что С. Н. Дурылин, посвятивший Китежу книгу «Церковь невидимого Града» (1914), провозгласил его «верховным символом русского народного религиозного и философского сознания»3.

Первый исторический документ появился впервые в конце XVII - начале XVIII в. в среде старообрядцев и назывался «Китеж-ским летописцем», по всей видимости и написанный кем-либо из среды старообрядцев, одного из его направлений «беспоповцев». Интересен факт, что озеро Светлояр с прилегающей территорией имеет свою четкую сакральную топонимику. Каждый холм имеет свое название и свое предназ -начение. Например, холм, где стоит сегодня церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, имеет название Благовещенского, ибо на нем невидимо находится Благовещенский храм, а следующий холм зовет-

ся Успенским, так как на нем покоится храм Успения Пресвятой Богородицы.

Филологи выделяют три основных направления легенд: подводного Китежа, подземного и небесного. Наиболее комплексный подход в изучении данной легенды провела экспедиция «Литературной газеты» в 1968-1970 гг., в состав которой входила Н. И. Савушкина, доцент филологического факультета МГУ. В итоге полевой работы и после анализов материала она дает две схемы мотивов: о граде Китеже и необыкновенных свойствах Светлояра и его окрестностей.

В состав тем рассказов о Китеже входят: а) постройка Китежа; б) Китеж в опасности; в) чудесное спасение Китежа; г) Китеж существует, его местонахождение; д) существование Китежа подтверждается вестями из него («видениями»); е) общение с жителями Китежа; ж) возможность побывать в Китеже или уйти туда навсегда. В состав тем рассказов о необыкновенных свойствах Светлояра и его окрестностей входят: а) необыкновенные свойства и особенности строения озера; б) необыкновенные свойства воды Светлояра; в) необыкновенные свойства трав в озере и вокруг него; г) Светлояр -место паломничества; д) святые места вокруг Светлояра и их целебные свойства.

Также отмечали, что яснее всего «остатки культа, связанного с верой, обнаруживаются в рассказах об обходе озера по обету, который приносит людям исцеление, и об оползании его на коленях с молитвами, обращенными как к православным святым, так и к «горным хранителям, подземным жителям». Дает человек обет или загады-вает желание и обходит с молитвой. Сказывают, кто делает это от чистого сердца и с глубокой верой - сбывается. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям4.

Известные русские художники Н. К. Рерих и А. М. Васнецов, М. В. Нестеров и К. А. Коровин писали картины и декора-

ции, навеянные легендой. Китежу посвящали свои стихи А. Майков, Н. Клюев, М. Волошин, А. Ахматова, Д. Андреев. Легенда

о Китеже прекрасно запечатлена в произведениях русских писателей: А. М. Горького, М. М. Пришвина, В. Г. Короленко, С. Н. Дурылина, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус и др.

Озеро Светлояр является памятником природы с 1965 г., а в 1997 г. ему присвоен федеральный статус. Но при данном статусе не хватает сегодня механизмов сохранения культурологической, ассоциативной среды озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже. За последнее времена ушедшего века так сложилось, что территория озера превратилась и в некое подобие зоны отдыха не только районного, но и областного значения.

Сегодня просто необходимо разработать историко-культурный опорный план села Владимирское. И центральной улице села, озеру Светлояр с памятными местами, дороге к ключику Кибелек, могиле «Трех Старцев» придать статус достопримечательного места, а в дальнейшем историкокультурного заповедника. Это позволит усилить значимость и ценность данной территории и выстроить режим сохранения и эффективного использования данной местности. И в результате возможна музеефикация культурного ландшафта озера Светлояр и прилегающих достопамят-ностей. Музеефикацию мы понимаем как направление музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого -преобразование историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, природной, научной, художественной ценности и включения их в актуальную культуру. А в будущем необходимо создать музей-заповедник на базе существующего историко-художественного музея «Китеж» и территории, имеющей статус историко-культурного заповедника.

Притяжение Светлояра основано на стремлении людей к воссозданию в душах своих образа Светлого Града, созвучного образу Небесного Града Китежа. Это притяжение основано на нравственных законах и обогащено разумной верой благодаря зна-ниям и опыту. Пусть живительный источник

Матери Природы и великий символ многих поколений позволит найти точку опоры и сохранить равновесие и устойчивость в нашем обществе в эпоху глобальных перемен.

Сохранение культурной среды, безусловно, необходимо для обеспечения эволюционного развития общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Веденин Ю. А., КулешоваМ. Е. Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 5-18, 34; Кулешова М. Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 2000. С. 37-52.

2 МелъниковП. И. (Андреи Печерский). Собрание сочинений: В 6 т. М.: Правда, 1963.

3 Дурылин С. Н. Русь прикровенная. М.: Паломник, 2000. С. 21, 81, 97, 123, 314; Шешунова С. В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции // Известия РАН ОЛЯ. 2005. № 7-8. С. 3-4.

4 Кулагина А. В. Несказочная проза об озере Светлояр: к вопросу о динамике фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 66-68; Савушкина Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор. Вып. XIII. Л., 1972. С. 58-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.