Научная статья на тему 'Мутации мысли (рецензия на энциклопедический словарь «Современная западная философия»)'

Мутации мысли (рецензия на энциклопедический словарь «Современная западная философия») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЕ СЛОВАРИ / СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иваненко Алексей Игоревич

Статья представляет собой рецензию на энциклопедический словарь «Современная западная философия», изданный в Москве в 2009 году. Автор размышляет о неизбежных аберрациях этноцентризма и о географии философской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мутации мысли (рецензия на энциклопедический словарь «Современная западная философия»)»

ПЕРВОИСТОЧНИК

Мутации мысли

современная

западная

философия

энцикло-

педический

словарь

Статья представляет собой рецензию на энциклопедический словарь «Современная западная философия», изданный в Москве в 2009 году. Автор размышляет о неизбежных аберрациях этноцентризма и о географии философской мысли.

Ключевые слова: философские словари, современная философия, философская география, этноцентризм.

Современный читатель, безусловно, избалован Интернетом, тем не менее необходимость в энциклопедических словарях сохраняется. Они позволяют проследить мутации мысли — то, что за истекший период кануло в небытие, что сохранилось и что появилось нового. В этом смысле словари не устаревают. Все это мы вправе ожидать от энциклопедического словаря «Современная западная философия» (тираж 1500 экз.), который выпустило московское издательство «Культурная революция» в 2009 году. Книга представляет собой совместный проект Института философии Российской академии наук при финансовой поддержке немецкого Фонда Фрица Тиссена. Согласно редакционной справке, словарь представляет собой уже третье, переработанное издание.

Не вызывает ни малейшего сомнения профессионализм собранных в словаре 650 статей. В них нередко приведена новейшая литература, которая может сориентировать заинтересованного читателя в поиске дополнительной информации.

Что же касается оформления, то знакомство со словарем оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это почти 400-страничное, хорошо прошитое издание выполнено в твердой глянцевой обложке, на качественной плотной бумаге.

© Иваненко А. И., 2010

А.И. Иваненко

С другой — вызывают удивление такие детали, как перенос на обложке в слове «энцикло-педический», отсутствие выравнивания по правому полю и тот факт, что нумерация страниц прячется в глубине разворота.

Вызывает сомнение правомерность ухода от традиционного алфавитного порядка расположения статей и деление словаря на три части: «Направления», «Понятия» и «Персоналии». Если существование раздела «Персоналии» в принципе нареканий не вызывает, то факт помещения статей о «новых левых» и «правых» в раздел «Понятия», а не «Направления» — является дискуссионным. Подобным образом спорно отнесение этики к направлениям, а не к понятиям. Тем не менее, раздел «Персоналии» интересен тем, что по нему можно очертить границы современного философского Запада. Упомянуты философы практически со всей Европы, кроме регионов Балкан, Прибалтики и Скандинавии, а также периферийных Ирландии и Португалии. Неевропейский Запад представлен многочисленными философами США, а также отдельными мыслителями Австралии (Дж. Пассмор), Израиля (М. Бубер) и Канады (Ч. Тейлор).

Также вызывает замечания заявленный принцип отбора статей. В редакционной справке сказано, что составители исключили из рассмотрения «достойных» философов XIX века, таких как П. На-торп и В. Дильтей. Этот критерий можно принять, но тогда непонятно, почему в словарь включены статьи Г. Фреге и абсолютный идеализм? Очень скользким, с научной точки зрения, представляется критерий исключения имен, которые «будучи сегодня “на слуху”, могут исчезнуть с философского горизонта в ближайшем будущем» (с.4). Кто из не попавших в словарь современных философов имеется ввиду? Дж. Бьюкинен, И. Валлерстайн, Р. Генон, Ф. Лаку-Лабарт, М. Маклюэн, А. Тоффлер, С. Хантингтон или Ф. Фукуяма? И надо ли полагать, что такие включенные в словарь, но мало известные отечественной философской аудитории имена, как Г.Х. фон Вригт, Э. Канетти, Х. Субири, О. Хеффе, соответственно, не исчезнут с философского горизонта в будущем?

Главное достоинство любого словаря — это широта охвата по заявленной предметной области и, безусловно, внутренняя логика изложения, которая не позволяет распасться справочнику на пусть качественный, но все же сборник статей. Разумеется, даже составителям серьезного академического труда сложно избежать субъективизма в оценках и, в некотором роде, этноцентризма. Так, итальянские авторы учебника «Западная философия от истоков до наших дней» неизбежно делали акцент на итальянских философах, таких как Джанни Ваттимо, Джованни Джентиле, Бенедитто Кроче. Мы не найдем статей об этих авторах в российско-немецком словаре «Современная западная философия». Здесь действительно трудно сказать, кто пре-

увеличивает, а кто преуменьшает значение упомянутых философов. Другим проявлением субъективизма можно назвать игнорирование представителей протестантской философской мысли (диалектическая теология, К. Барт, П. Тиллих), при сохранении и подробном описании католической религиозной традиции (неотомизм, Э. Жильсон, Э. Корет, Ж. Маритен, Г. Марсель, Э. Мунье). Также в словаре можно обнаружить явную непоследовательность, когда таким понятиям, как «Общество спектакля» и «Homo sacer» посвящены отдельные статьи, а авторам этих понятий — Г. Дебору и Дж. Агамбену — нет.

Существенно понижают впечатление о некоторых статьях спорадические факты саморекламы, когда член редколлегии Отфрид Хеффе пишет о себе, что договорную теорию Дж. Ролза он «расширяет до всеохватной» («Философия права и государства»), что его философская этика «сильнее ориентирована на самого Аристотеля» («Неоаристотелизм»), что его книги возвращают «подобающее место коммуникативным и рациональным элементам политического решения» («Решение»). Представляется, что подобные оценочные суждения могут быть уместны в предисловии или аннотации к собственным статьям и книгам, но никак не в справочной или энциклопедической литературе.

Что касается представленных понятий и направлений, то обращает на себя внимание подробное описание категориального аппарата аналитической (и родственной ей постпозитивистской) философии, постмодернизма, феноменологии и экзистенциализма. Детальны статьи, посвященные гендерным исследованиям и польским философам львовско-варшавской школы. В целом обрисована общая картина философии XX века. Однако заметно отсутствие таких философских категорий, как материя, реальность, смысл, сущность и сознание (притом что статьи «Другие сознания» и «Философия сознания» есть). Непонятно также игнорирование тем виртуальной реальности, Интернета, глобализации, контркультуры, теорий хаоса, а также современных проблем биоэтики и экологии. Энциклопедия по сути своей ориентирована не столько на профессионалов, сколько на учащихся, которые только начинают знакомиться с заявленным в названии предметом. Логично ожидать, что они будут искать не только толкование работ кабинетных философов, но и ответы на актуальные вопросы современности, такие как информация, медиа, современное искусство, современный капитализм и спорт.

Вместе с тем, несмотря на отдельные сомнения, недоумения, замечания и несогласия, энциклопедический словарь в целом достигает основной поставленной цели: он действительно знакомит читателя с современной западной философией, раскрывает в ней наиболее важные имена и понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.