Научная статья на тему 'Мусульманизация Золотой Орды: предпосылки формирования «Народного ислама» у казахов Южного Урала и Западного Казахстана в XIII-XV веках'

Мусульманизация Золотой Орды: предпосылки формирования «Народного ислама» у казахов Южного Урала и Западного Казахстана в XIII-XV веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
974
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НАРОДНЫЙ ИСЛАМ" / ЯЗЫЧЕСТВО / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КАЗАХИ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / "FOLK ISLAM" / PAGANISM / GOLDEN HORDE / KAZAKHS / WRITTEN SOURCES / FUNERAL CEREMONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макуров Юрий Сергеевич

Рассматривается процесс мусульманизации Золотой Орды, характеризуются ее движущие силы, особенности, итоги. Сложившаяся к закату Орды конфессиональная ситуация рассматривается как главная причина распространения у казахов Южного Урала и Западного Казахстана «народного ислама» синкретичной религии, сочетающей в себе нормы ортодоксального ислама и реликты тюрко-монгольского шаманизма домонгольского времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of the islamisation of the Golden Horde and is focused upon its motive forces, features, and results. The confessional situation at the fall of the Horde is considered as the main reason for the spread of "folk Islam" among the Kazakhs of Southern Ural and Western Kazakhstan. It represents a religion which combines norms of orthodox Islam and relics of TurkiMongolian shamanism of the pre-Mongolian epoch.

Текст научной работы на тему «Мусульманизация Золотой Орды: предпосылки формирования «Народного ислама» у казахов Южного Урала и Западного Казахстана в XIII-XV веках»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 34 (288). История. Вып. 53. С. 139-144.

РЕЛИГИЯ. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ.

Ю. С. Макуров

МУСУЛЬМАНИЗАЦИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ «НАРОДНОГО ИСЛАМА» У КАЗАХОВ ЮЖНОГО УРАЛА И ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА В ХШ-ХУ ВЕКАХ

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В.37.21.0055 (тема научно-исследовательской работы -«Динамика народонаселения Южного Урала с древности до конца XIX в.»).

Рассматривается процесс мусульманизации Золотой Орды, характеризуются ее движущие силы, особенности, итоги. Сложившаяся к закату Орды конфессиональная ситуация рассматривается как главная причина распространения у казахов Южного Урала и Западного Казахстана «народного ислама» - синкретичной религии, сочетающей в себе нормы ортодоксального ислама и реликты тюрко-монгольского шаманизма домонгольского времени.

Ключевые слова: «народный ислам», язычество, исламизация, Золотая Орда, казахи, письменные источники, погребальный обряд.

Казахи - тюркский этнос, сформировавшийся в Х1У-ХУ вв. в результате консолидации различных, преимущественно кипчакоя-зычных племен в рамках Казахского ханства на территории современного Центрального Казахстана1.

Верующие казахи - мусульмане-сунниты. Эта конфессиональная характеристика, тем не менее, не отражает всех особенностей сложной религиозной системы этого народа, уходящей корнями в эпоху Золотой Орды. Именно в это время в процессе наложения ислама на традиционные для кочевников шаманизм, тенгрианство и другие языческие верования, формировалась сложная синкретичная религиозно-мировоззренческая система. Для ее характеристики наиболее подходящим является термин 'народный ислам', употребленный, в частности, В. Л. Огудиным в статье, посвященной местам поклонения в исламе. Автор характеризует 'народный ислам' как религиозно-мировоззренческую систему, в которой «благодаря столь мягким установкам сохранились бесчисленные суеверия и обряды, не имеющие отношения к классическому Исламу, основанные на почитании умерших предков и мусульманских святых, вере в духов природы» и т. д. «Святые места (мазары) являются основным элементом народного ис-лама»2. К таким «святым местам» относятся особо почитаемые могилы предков, кладби-

ща, природные объекты: горы, источники, пещеры и т. д. Описания поклонений этим объектам широко представлены в советской и современной этнографической литературе, а также представлены в трудах русских путешественников середины XVIII - начала XX в.

Сложение феномена 'народного ислама' у казахов было исторически предопределено рядом факторов. Ключевой из них - особенности становления Ислама в Улусе Джучи в XIII-XV вв. и его взаимодействие с традиционными для кочевников религиями. В данной статье мы уделим внимание именно этому вопросу, поскольку, на наш взгляд, характер мусульманизации Золотой Орды за много веков предопределил специфику религиозных верований казахов.

Условной отправной точкой истории исла-мизации обозначенного региона принято считать первую треть XIII в. Это время становления на обширных территориях Евразии новой средневековой империи - Золотая Орда. Особенностью данного государства было его формирование как конгломерата обществ, находящихся на разных уровнях развития и имевших свои этнические, культурно-исторические, хозяйственные особенности. Военной силой оказались объединены народы, проживающие в различных экономических и географических зонах, исповедующие разные религиозные верования.

Среди покоренных монголами были как тюрки-язычники, так и мусульманизирован-ное население Волжской Булгарии и Хорезма. У самих монголов было распространено язычество или шаманизм. На службе у золо-тоордынских ханов состояло большое количество уйгурских чиновников и священников, христиан и буддистов по вероисповеданию. Среди населения Улуса Джучи была определенная доля несториан, католиков, православных христиан3.

Таким образом, население Золотой Орды было достаточно пестрым в конфессиональном плане. В историографии прочно закрепилось убеждение о веротерпимости монголов, о равном отношении к представителям всех религий4. Мнение о веротерпимости на начальных этапах существования Золото-ордынского государства прослеживается в трудах представителей как татарской, так и русской исторической мысли. Гаяз Исхаки в труде «Идель-Урал» отмечал, что «все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингиз-хана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов»5. По словам И. Измайлова и Б. Хамидуллина, «...Наступил период некоторой веротерпимости6. Именно веротерпимость и симбиоз различных конфессиональных элементов стали основой для складывания имперской надэтничной золотоордынской культуры»7. Как отмечает М. А. Усманов, «монгольские завоеватели не пытались навязывать покоренным народам свое верование - шаманизм. Чингисхан и его ближайшие потомки, несмотря на свои личные симпатии и антипатии, как бы уравнивали представителей различных церквей, тем самым держа их как бы на одинаковом от себя расстоянии. Безусловно, прав был В. В. Бартольд, определивший это своеобразие "религиозной тактики" ранних Чингизидов как проявление целеустремленной политики, призванной искать союзников в лице князей различных церквей и вероучений»8. Согласно мнению Д. В. Васильева, «на раннем этапе существования Орды в ней не наблюдалось приверженности властей к какой-либо религии. Стремление задобрить служителей культа всех известных монголам религий создавало у современников-монотеистов (мусульман и христиан) впечатление, будто

а ?? о

завоеватели принадлежат всем верам »о.

Исламизация Золотой Орды не была еди-номоментным явлением. «Мусульманизация Улуса Джучи - процесс многообразный, у ислама в Золотой Орде были и сторонники, и противники, он проникал сюда различными путями и при помощи различных сил»10. Историками, рассматривающими золотоор-дынский ислам, выделен целый комплекс политических, экономических и других предпосылок распространения этой религии в Орде. С. Г. Кляшторный и Т. И. Султанов подчеркивают, что влияние Ислама на государство Золотой Орды происходило как изнутри (мусульманское население городов Поволжья), так и извне - из Бухары и Египта. Последнему обстоятельству способствовал военный союз, заключенный между ханами Золотой орды и мамлюкскими правителями Египта11. Д. В. Васильев подчеркивал роль мусульманского купечества в деле распространения Ислама, в связи неразрывной связью мусуль-манизации с ростом городов12. Он же, вслед за В. В. Бартольдом, связывал успешное распространение ислама в степи с активной деятельностью суфийских орденов13.

Учеными выделяются этапы мусульмани-зации, зачастую связанные с конкретными историческими персонами, которые сыграли наиболее важные роли в распространении ислама в Орде (хан Берке, хан Узбек, эмир Эдиге14 и другие). И. Л. Измайлов, поднимавший проблемы историографии вопроса ислама и язычества в Улусе Джучи, приводит точку зрения М. А. Усманова на этапы исламизации орды. Исследователь выделил три этапа: от первоначального знакомства монгольской верхушки с исламом во второй половине XIII в. до официального принятия ислама при Узбеке (1312-1342 гг.) и полной исламизации населения улуса Джучи в конце XIV в.15 С. Г. Кляшторный и Т. И. Султанов также останавливаются на трех этапах: при хане Берке (правил в 1257-1266 гг.), при хане Узбеке (правил в 1313-1341 гг.16), при эмире Едиге (ум. 1419 г.)17. Периодизации И. Л. Измайлова и С. Г. Кляшторного являются в целом синхронными. Обе схемы сосредотачивают внимание на личности хана Узбека, разделяя процесс исламизации на «до Узбека», «при Узбеке» и «после Узбека». Данная периодизация вполне оправдана, учитывая колоссальную роль хана-мусульманина в становлении новой государственной религии в Орде.

В науке достаточно прочно закрепилось мнение о том, что до Узбека ислам не имел в Орде серьезных позиций. На момент монгольского завоевания эту религию исповедовало включенное в Орду население Волжской Булгарии и Хорезма. На этих территориях ислам из господствующей религии стал одной из рядовых. На остальных огромных пространствах Дешт-и-Кыпчака, населенных тюркскими и монгольскими племенами, господствовала традиционная религиозная система - тюрко-монгольский шаманизм. Этот комплекс верований связан с разделением вселенной на три мира - Верхний, Средний и Нижний. Средний мир населяют люди, животные, птицы, растения и т. д., Верхний и Нижний населены духами, с которыми может общаться шаман с помощью ряда ритуальных действий, называемых камланием. Шаман, одетый в специальный костюм, ударами в бубен, исступлёнными плясками и т. д. приводил себя в состояние экстаза и вступал в общение с духами и воздействовал на них. Становление этой религиозной системы обычно относят к VI-VII вв., когда в центральноазиатских степях у древних тюрок возникает культ поклонения Вечному Синему Небу - Кок-Тенгри18.

Важной частью традиционных культов кочевников Великой Степи являлись семей-но-родовые культы, связанные с почитанием умерших предков. Умершие предки считались могущественными членами рода, от которых зависело его благосостояние. Об этом, отчасти, свидетельствует широкое распро-стране ние в домусульманском тюркском мире традиции антропоморфных каменных изваяний. Как справедливо отмечает Г. Ш. Еле-укенова, «создание монументальных памят-ников19 - свидетельство стремления людей привлечь "магический" образ предка в сферу своих жизненно важных потребностей, общественных и личных интересов.»20. Л. Н. Ермоленко с культом предков связывает изваяния древнетюркского - VIII/IX вв.) и кипчакского (середина IX - начало XIII вв.21) облика. По ее мнению, изваяния «относились к сфере погребально-поминальной обрядности. Специфика кыпчакских святилищ, по нашему мнению, заключается в том, что они актуализировали миф о чудесном рождении предка, которому уподоблялся умерший»22.

Значительные сведения, касающиеся традиционных верований населения региона,

содержатся в трудах средневековых европейских путешественников. Итальянский францисканец Джиованни дель Плано Кар-пини был одним из первых европейцев, посетивших Монгольскую империю. Маршрут его путешествия в 1245-1247 гг. проходил и через Урало-Казахстанские степи. В «писании», созданном по итогам путешествия, он отмечал, что «они веруют в единого бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами или каким-либо обрядом. Тем не менее, у них есть какие-то идолы из войлока, сделанные по образу человеческому <...> признают их за охранителей стад, дарующих им обилие молока и приплода скота <...> Вышеупомянутым идолам они приносят прежде всего молоко всякого скота <...> И всякий раз как они приступают к еде или питью они прежде всего приносят им часть от кушаний или питья <...> Сверх того, они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также земле и воде, посвящая им начатки пищи и пития.»23.

В 1253-1255 гг. Великую Степь посетил фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук. В его труде «Путешествие в восточные страны» также содержаться ценные материалы о религиозных верованиях кочевников: «Над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемое братом хозяина, другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене, а выше, среди них находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, именуемое, так сказать, сторожем всего дома <...> И всякий раз как они соберутся для питья то сперва обрызгивают напитком то изображение, которое находится над головой господина, затем другие по порядку <.> слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения огню; после этого на восток, в знак выражения почтения воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения воде; на север они

24

кропят в память умерших»24.

Свидетельства народных верований содержаться и в «Книге Марко Поло»: «А вера у них вот какая: есть у них бог, зовут они его Начигай и говорят, что то бог земной; бере-

жет он их сынов и их скот да хлеб. Почитают его и молятся ему много; у каждого он в доме <.. .> делают они еще жену того же бога и сынов. Жену ставят по его левую сторону, а сынов - перед ним; и им также молятся. Во время еды возьмут да помажут жирным куском рот богу, жене и сынам, а сок выливают потом за домовою дверью и говорят, проделав это, что бог со своими поел, и начинают сами есть и пить»25.

Таким образом, на ранних этапах существования ордынского государства Ислам не был господствующей религией, значительно более прочные позиции занимали традиционные для тюрко-монгольского мира язычество, шаманизм, тенгрианство. Тем не менее, этот тезис не означает, что в Орде XIII в. не было мусульман. Проникновение Ислама в Орду началась с момента ее образования, и связывать его распространение только с решениями ханской администрации ошибоч-но26. По мнению Д. В. Васильева, одной из наиболее влиятельных сил, повлиявшей на становление ислама в Орде, был суфизм. Расцвет этого мистико-аскетического движения в исламе приходится на XIII-XIV вв.27

В 1312 г. к власти в Золотой Орде приходит хан Узбек. Через несколько лет после принятия титула хана он делает ислам государственной религией Улуса Джучи. Утвердившись на престоле, Узбек ведет борьбу с шаманами, ламами и т. д., требуя от подданных обращения в ислам28. Как отмечает Д. В. Васильев, промусульманская политика Узбека имела двоякую цель: «во-первых, му-сульманизация населения Орды, во-вторых, подрыв влияния кочевой аристократии. Деятельность Узбека была в какой-то мере продолжением и логическим завершением мероприятий Тохты по части централизации власти и удаления от престола представителей степной партии»29.

На первоначальных этапах исламизации новая для населения региона религия распространяется в городских центрах Золотой Орды, поскольку именно там были наиболее благоприятные для мусульманизации условия. Распространение магометанства успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения. Кочевая степь -Дешт-и-Кыпчак - в XIV в. была очень поверхностно затронута мусульманством, ее жители оставались еще во власти шаманист-ских воззрений30. Население, до этого веками

исповедующее традиционные верования, с трудом воспринимало магометанскую веру. Традиционные для кочевой степи шаманизм и тенгрианство, в отличие от ислама, были успешно приспособлены к требованиям кочевой жизни. Вероятно, именно поэтому спецификой распространившегося в Урало-Казахстанском регионе ислама стало сохранение широкого спектра доисламских языческих верований, что обеспечило формирование религиозно-мировоззренческой системы, которую можно назвать «народным исламом».

Среди историков существуют разные оценки степени исламизации региона к рубежу XIV-XV вв. Мнения варьируются от «частичной» до «полной» мусульманизации. Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, являющиеся сторонниками первой точки зрения, подчеркивая разницу между городским и кочевым населением, утверждают, что «еще в XV в. в Дешт-и-Кыпчак было много язычников, т. е. многие придерживались шаманизма. Совсем иная картина наблюдалась в городах, а также в среде господствующих классов Золотоор-дынского государства»31.

М. А. Усманов и Л. И. Измайлов, тяготеющие к позиции полной исламизации, подчеркивают при этом высокую степень влияния языческих верований. М. А. Усманов считает, что «лишь при могущественном Узбеке (1312-1342), вступившем на престол также язычником, удалось осуществить исла-мизацию страны <...> Вместе с тем и после Узбека не было полностью изжито влияние старых верований, притом не только в гуще народных масс, но и среди высшей аристократии, в том числе и самих Джучидов. Этот реликтовый шаманизм в среде Джучидов второй половины XIV - XV в. был, судя по всему, не чисто монгольской разновидностью; он являлся синкретическим пережитком, впитавшим в себя элементы местных языческих верований и испытавшем на себе влияние домусульманских религий уйгурских грамо-теев»32. Л. И. Измайлов утверждает, что «. не подлежит сомнению, что в целом культура Золотой Орды была мусульманской, а все население, по крайней мере с конца XIV в., было мусульманизировано <.> ислам как универсальная и интегрирующая вера без особого труда включал и культурно ассимилировал традиционные верования, если только они явно не противоречили его нормам. При этом происходило не "оязычивание" ислама, а на-

против, "омусульманивание" традиционных

33

верований и культовой практики»33.

При всех различиях в трактовках степени мусульманизации Урало-Казахстанского региона к рубежу XIV-XV вв. перечисленные подчеркивают высокое значение традиционного тюрко-монгольского шаманизма в религиозном сознании населения Улуса Джучи. Этот тезис подтверждается при анализе погребального обряда населения Орды. С XIV в. в рассматриваемом регионе широко распространены захоронения, сочетающие в себе черты мусульманского погребального обряда и языческого. К важнейшим признакам мусульманского канона относятся отсутствие курганной насыпи и вещей в могиле, поворот лица на киблу (на юг). Среди наиболее часто встречаемых элементов язычества отмечаются положение вещей в могилу, сооружение курганной насыпи, поворот лица погребенного вверх34. Погребения под курганными насыпями, с малочисленным инвентарем или без него, встречаются вплоть до XVIII в.35

Таким образом, по многим причинам к закату Золотой Орды в рассматриваемом регионе сформировалась специфичная конфессиональная ситуация. Удаленность от городских центров, стойкость языческих традиций, поверхностность принятия мусульманской веры (что прекрасно видно на материалах письменных источников XVIII-XIX вв.) на территории Южного Урала и Западного Казахстана привели к слиянию ислама с традиционными верованиями кочевников. Сложившаяся к закату Орды конфессиональная ситуация, на наш взгляд, является главной причиной распространения у казахов 'народного ислама' - синкретичной религии, сочетающей в себе нормы ортодоксального ислама и реликты тюрко-монголь-ского шаманизма домонгольского времени. Анализ письменных, этнографических и археологических источников, который позволит раскрыть сущность этой синкретичной религиозно-мировоззренческой системы -тема отдельного самостоятельного исследования.

Примечания

1 См.: Рыбалко, А. А. Этнокультурная и политическая история Южного Урала в эпоху средневековья и в новое время / А. А. Рыбалко, О. В. Новикова // Аркаим : по страницам

древней истории Южного Урала. Челябинск : Крокус, 2004. С. 257-258.

2 См.: Огудин, В. Л. Места поклонения в исламе : общая и частная история // Среднеазиатский этнографический сборник. М. : Наука, 2006.С. 175.

3 См.: Васильев, Д. В. Ислам в Золотой Орде : историко-археологическое исследование. Астрахань : Астрах. ун-т, 2007. С. 9-17.

4 Там же. С. 18.

5 См.: Исхаки, Г. Идель-Урал. Казань : Татар. книж. изд-во, 1991. С. 17.

6 Имеется в виду «период некоторой веротерпимости», наступивший после сокрушения Булгарии и, как следствие, - падения позиций ислама как господствующей религии в Нижнем Поволжье во второй четверти XIII в.

7 См.: Измайлов, И. Л. Ислам в Золотой Орде / И. Измайлов, Б. Хамидуллин. Казань : Татар. книж. изд-во, 2008. С. 14.

8 См.: Усманов, М. А. Этапы исламизации Джучиева Улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII-XVI веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М. : Наука, 1985. С. 177.

9 См.: Васильев, Д. В. Ислам в Золотой Орде. С. 18.

10 См.: Васильев, Д. В. Суфизм и исламизация Золотой Орды // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды : сб. науч. ст., посв. памяти В. П. Костюкова / отв. ред. и сост. Д. В. Марыксин, Д. В. Васильев. Астрахань : Астрах. гос. ун-т, 2011.С. 14.

11 См.: Кляшторный, С. Г. Государства и народы Евразийских степей : от древности к новому времени / С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов. СПб.: Петерб. востоковедение, 2009. 3-е изд., исправл. и доп. С. 270.

12 См.: Васильев, Д. В. Ислам в Золотой Орде. С. 19.

13 См.: Васильев, Д. В. Суфизм и исламизация Золотой Орды. С. 14.

14 Эти три персоны наиболее часто фигурируют в исторической литературе, посвященной исламизации Орды. Берке (правил в 12581266 гг.) прославился тем, что был первым золотоордынским ханом - мусульманином. Узбек (правил в 1312-1342 гг.) придал Исламу статус официальной религии и всяческими силами укреплял его позиции в Орде. Эмир Едиге, (ум. 1419 г.) в начале XV в. являвшийся, по сути, правителем большей части Орды,

прославился своим грандиозным планом -обратить в мусульманство всех кочевников Дешт-и-Кыпчака. См.: Кляшторный, С. Г. Государства и народы. С. 275.

15 См.: Измайлов, И. Л. Ислам и язычество в Улусе Джучи : проблемы историографии и источниковедения // Нижнее Поволжье и Исламская Республика Иран : исторические, культурные, политические и экономические связи : материалы науч. конф. (Саратов, 1213 мая 2003 г.). Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С. 61.

16 Даты правления Узбека по Кляшторному и Султанову отличаются от дат, которые приводит Усманов, Васильев и др. Причины этого нам неизвестны, и их выяснение не входит в рамки данной работы.

17 См.: Кляшторный, С. Г. Государства и народы. С. 270.

18 См.: Васильев, Д. В. Ислам в Золотой Орде. С. 11.

19 Имеются в виду антропоморфные каменные изваяния.

20 См.: Елеукенова, Г. Ш. Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана. Алматы : Fылым, 1999. С. 99.

21 Группировка изваяний на два типа с соответствующей хронологией дана по Л. Н. Ермоленко. См.: Ермоленко, Л. Н. Средневековые изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. С. 68.

22 Там же. С. 69.

23 См.: Джованни дель Плано Карпини (архиепископ Антиварийский). История монгалов, именуемых нами татарами // История монголов. М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. С. 245.

24 См.: Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны (Фрагменты) // Там же. С. 328.

25 См.: Книга Марко Поло (фрагменты) // Там же. С. 365.

26 См.: Васильев, Д. В. Суфизм и исламизация Золотой Орды. С. 14.

27 Там же. С. 14.

28 См.: Васильев, Д. В. Ислам в Золотой Орде. С. 29.

29 Там же. С. 30.

30 См.: Кляшторный, С. Г. Государства и народы. С. 275.

31 См.: Греков, Б. Д. Золотая орда и ее падение / Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. М. : Наука, 1998.С. 125.

32 См.: Усманов, М. А. Этапы исламизации Джучиева Улуса. С. 179-180.

33 См.: Измайлов, И. Л. Ислам и язычество в Улусе Джучи. С. 61-63.

34 См.: Бисембаев, А. А. Археологические памятники кочевников средневековья Западного Казахстана (VIII-XVIII вв.). Уральск, 2003. С. 191; Васильев, Д. В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде (археолого-статистическое исследование) : монография. Астрахань : Астрах. ун-т, 2009. С. 130-131.

35 См.: Бисембаев, А. А. Археологические памятники кочевников средневековья. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.