Мурманский транспортный узел
Д. А. СОСНИН, и. о. заместителя министра транспорта и связи Мурманской области
В Мурманске реализуется два крупных транспортно-инф-раструктурных проекта. Первый предполагает создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба — опорного пункта Арктической судоходной зоны. Второй направлен на расширение инфраструктуры пассажирских перевозок и развитие круизного туризма.
Экономико-географическое положение Мурманской области стратегически выгодно с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и оказания логистических услуг. Уникальные естественные условия заливов Баренцева и Белого морей, возможность свободного выхода в открытый океан исторически определили развитие портовой деятельности в Мурманской области.
Морской порт Мурманск в акватории Кольского залива — основной в области, это база для перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Он является единственным российским портом из нескольких десятков крупнейших портов мира, которые обладают всеми конкурентоспособными преимуществами.
Основное преимущество порта Мурманск — способность круглогодично принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т.
В нем есть необходимая инфраструктура для приема, обслуживания и ремонта судов, здесь базируются суда атомного ледокольного флота. Номенклатура грузов, переваливаемых в порту, включает генеральные, навалочные, наливные грузы, а также грузы в контейнерах, рыбу и рыбопродукцию.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»
В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Его цель — созда-
ние круглогодично действующего глубоководного морского хаба — центра переработки контейнерных и нефтеналивных грузов, перевалки угля и генеральных грузов, интегрированного в международный транспортный коридор «Север — Юг».
Проект включает в себя развитие инфраструктуры морского, железнодорожного, автомобильного транспорта, а также логистической и складской составляющих.
В основе финансирования проекта — механизм государственно-частного партнерства, при этом государство обеспечивает строительство вспомогательной инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов частными инвесторами.
Общий объем финансирования составляет 117 391,9 млн руб., из них из федерального бюджета предполагается выделить 50,9 млрд руб., из внебюджетных источников — 66,4 млрд руб. В 2012 г. из федерального бюджета будет перечислено 486,4 млн руб., в 2013 г. — 1 млрд руб., в 2014 г. — 1,035 млрд руб.
В рамках проекта на западном берегу Кольского залива планируется строительство новых угольного и нефтяного терминалов, на восточном берегу — реконструкция существующего угольного терминала, строительство контейнерного терминала, логистического центра и дистрибуционной зоны.
Первый этап работ уже завершен: выполнено обоснование инвестиций, утверждены зоны размещения объектов федерального значения, доказана целесообразность и экономическая эффективность проекта.
Сейчас идет второй этап реализации проекта. Ведутся проектные работы, связанные с запланированным строительством объектов железнодорожной инфраструктуры в районе порта Мурманск, с развитием его акватории.
Проектируемые объекты железнодорожной инфраструктуры — это электрифицированная железнодорожная линия между станциями Выходной, Мурмаши-2 и Лавна, новые железнодорожные станции Мурма-ши-2, Промежуточная и Лавна, железнодорожный мост через р. Тулома. Пропускная способность нового участка железной дороги составит не менее 28 млн т в год.
В рамках этого же этапа запланированы проектные работы по дноуглублению акватории морского порта и подходов к новым терминалам, строительству базы обслуживающего флота, которая будет предоставлять услуги по лоцманской проводке судов, буксирному обеспечению швартовых операций, осуществлять бункеровку судов топли-
вом и водой, приемку с судов стоков и отходов, обеспечивать навигационную безопасность.
Работы по проектированию морской и железнодорожной составляющих будут закончены в текущем году.
На 2013-2020 гг. запланировано собственно строительство объектов Мурманского транспортного узла.
Предполагается, что к 2020 г. годовой грузооборот порта Мурманск достигнет 80 млн т.
Проект «Арктическая гавань»
Мурманская область представляет огромный интерес для туристов со всего мира. Иностранные круизные суда за-
ходят в порт Мурманск ежегодно. В 2011 г. на 11 судах прибыло около 5 тыс. туристов. В 2012 г. ожидается заход 15 круизных судов.
К сожалению, в настоящее время, несмотря на увеличение потока туристов, прибывающих морским транспортом, в морском порту отсутствует современная инфраструктура для обеспечения качественных морских пассажирских перевозок.
В рамках подготовки к 100-летию Мурманска правительство Мурманской области инициировало проект «Арктическая гавань», который позволит создать необходимую инфраструктуру для принятия и обслуживания круизных судов и паромов и оказания качественных и безопасных услуг пассажирского морского транспорта. Появится возможность организовать регулярное морское пассажирское сообщение с Норвегией.
Проект «Арктическая гавань» рассчитан на 2012-2015 гг. Объем финансирования составляет порядка 4 млрд руб., в том числе из федерального бюджета на объекты федеральной собственности и частные инвестиции.
К настоящему моменту ФГУП «Рос-морпорт» закончены конкурсные процедуры по выбору подрядчика на реконструкцию пирса дальних линий. Правительство Мурманской области совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт» разрабатывает механизм взаимодействия с частным инвестором для создания необходимой береговой инфраструктуры.
I НИ*