Научная статья на тему 'Муниципальный заказ в сфере библиотечного дела'

Муниципальный заказ в сфере библиотечного дела Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальный заказ в сфере библиотечного дела»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Одним из направлений повышения эффективности использования социальноэкономического потенциала муниципальных образований может стать муниципальный

заказ. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления 1 2 ...» содержит статью 54 «Муниципальный заказ» в соответствии с которой:

«1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на ... выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальный заказ на ... выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счёт средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением . случаев закупки . работ и услуг у единственного исполнителя.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Муниципальный заказ можно определить как новую организационно-правовую форму отношений между органом местного самоуправления, выступающего в роли заказчика и исполнителем заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления и предусмотренных в составе расходов местного бюджета. Муниципальный заказ рассматривается в контексте с бюджетным процессом на уровне местного самоуправления.

Означенная норма в равной степени касается любой организации, расположенной на территории муниципального образования, деятельность которой относится к предметам ведения местного самоуправления, а также обозначает способы и условия размещения заказа, при которых его размещение возможно на конкурсной основе и вне конкурса (случай закупки работ и услуг у единственного исполнителя)3.

Безусловно речь идёт о новых аспектах в сфере организации и управления библиотек, новых способах взаимодействия, с одной стороны, с органами местной власти, с другой - с местным сообществом, заинтересованным в деятельности библиотек и предоставляемых ими услугах.

Основной смысл муниципального заказа заключается в том, что муниципальное образование «закупает» некую продукцию и услуги в пределах выделенных средств для муниципальных нужд.

Сложившаяся практика пока не позволяет говорить о «закупке» у библиотеки работ

1СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 Напомним, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(от 28.08.95 г. № 154-ФЗ, в ред от 04.08.2000 г.) содержал статью 33 «Муниципальный заказ», согласно которой: «Органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования ., строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, ... оказанию услуг, необходимых для удовлетворения ... социально-культурных потребностей населения соответствующей территории .».

3 Вопросы библиотечного обслуживания в муниципальных административных территориях разного уровня нашли отражение в Главе 3 «Вопросы местного значения», статьи 14-16, что представляется неслучайным. Муниципальные (публичные) библиотеки в городах и сельской местности России традиционно являют особым сектором культурной и информационной сферы общественной жизни, составляют треть всей сети библиотек, обслуживают более 40% граждан. Максимальная приближённость к людям и доступность позволяют им выполнять для самых широких слоёв общества роль социального гаранта в получении знаний и информации, приобщении к культуре.

и услуг для населения. Сегодня соответствующее подразделение муниципальной администрации ничего, как правило не покупает у подведомственной библиотеки, а просто «содержит» её, то есть оплачивает материальные расходы, начисляет заработную плату работникам, выделяет средства на комплектование фонда и др. Федеральные средства библиотеке выделяются, а собственно заказ на работу отсутствует.

При этом хорошо или плохо содержится библиотека, зависит от многих моментов: и от наличия выделенных средств, и от сложившихся традиций, и от авторитета самой библиотеки, и от потребностей и активности местных жителей, и т. д. Но в любом случае проверить результативность библиотечной деятельности не всегда просто.

Нередко библиотека по собственному усмотрению (часто «на свой вкус») формирует программы, связанные с обслуживанием населения, определяет набор услуг и обеспечивает качество работы. Действие субъективного фактора налицо: и спектр услуг, и их качество зависят не только от наличия средств, сложившихся традиций, но и от профессионального уровня работников библиотеки, её отношений с местным сообществом - учёта или не учёта его интересов и потребностей. Достижение какого-либо результата при подобной практике становится не обязанностью, а правом библиотеки.

Такому положению сопутствует и то, что библиотека, как правило, оказывается единственным исполнителем («естественным монополистом»). Её деятельность и предоставляемые ею услуги реализуются в условиях нулевой или весьма ограниченной конкуренции. Так называемый «без конкурентный» вариант характерен для большинства территорий России, особенно сельских и небольших городских поселений, где по объективным причинам могут отсутствовать альтернативные исполнители аналогичных услуг. Однако к специфическим особенностям библиотечной сферы, рассматриваемым применительно к муниципальному заказу, можно отнести безусловную необходимость библиотечного обслуживания, даже и в тех случаях, когда его качество отвечает желать лучшего, в том числе - из-за отсутствия реальной конкуренции.

Технология, проявляющаяся в системе муниципального заказа, становится новым инструментом реализации местной политики в организации работы библиотек и библиотечного обслуживания, так как заказ предполагает не «содержание» библиотек, а «покупку» у них работ и услуг для муниципальных нужд, выполнение которых направлено на создание информационной и культурной среды для развития местного сообщества.

Муниципальный заказ - это то, что должно быть обусловлено необходимостью, потребностью. По нашему мнению, «содержание» библиотеки можно рассматривать как отражение общественных потребностей, а муниципального заказ - как инструмент «закупки» для местных жителей библиотечного обслуживания1.

Основой муниципального заказа должны быть приоритетные (или социально востребованные) информационные, образовательные, досуговые или сервисные услуги, предоставляемые библиотекой (библиотечной системой) жителям муниципального образования, например, информационное обеспечение развития отраслей хозяйства, бизнеса (предоставление коммерческой и экономической информации), деятельности местной администрации, системы образования и т. д.

Особенно чётко эта роль публичных муниципальных библиотек выражается в краеведческой деятельности, направления которой могут быть выражены предельно конкретно и оцениваются по конечному результату. Например:

• формирование наиболее полных коллекций краеведческих документов в местной печати, регистрация вышедших на территории муниципального образования документов;

• составление и издание библиографических пособий и информационных материалов по краеведению (сельская энциклопедия; общедоступный сайт о районе, городе, селе; книги, написанные местными жителями и др.);

4 См.: Куликова Л. Новые технологии управления в сфере библиотечного обслуживания // Независимый библиотечный адвокат. 2005. № 5. С. 15-16.

• организация выездных выставок с демонстрацией местных материалов (культурный обмен внутри муниципального образования и муниципальный обмен);

• участие в исследованиях в области сельских (местных) устных традиций и сохранение этих традиций путём публикаций.

Муниципальным заказом может быть поддержано любое первоочередное или приоритетное направление, характерное для конкретной территории: профилирование библиотеки, её компьютеризация, организация обслуживания инвалидов, внестационарное обслуживание сельских жителей наиболее удалённых населённых пунктов. Последнее особенно важно, если учесть, что большое количество населённых пунктов и даже сельских поселений в процессе реструктуризации традиционных библиотечных систем оказывается под угрозой ликвидации или не вполне целесообразной реорганизации (например, слияния с другими объектами социальной сферы).

Внедрение муниципального заказа на библиотечное обслуживание становится вполне возможной формой управления при соблюдении следующих основных правил:

• необходимо, чтобы библиотечные услуги, формы и виды библиотечной деятельности были востребованы местным сообществом;

• необходимо, чтобы орган местной власти, выступающий заказчиком, был компетентен при формировании заказа на библиотечное обслуживание, на деятельность библиотеки и основывался на квалифицированной профессиональной экспертизе;

• необходимо, чтобы библиотека была готова к технологическим новациям в сфере организации и управления.

Следуя принципу, что лучше «покупать» услуги у библиотеки, чем просто «содержать» её, местная администрация сможет использовать преимущества муниципального заказа, то есть оценить конечный результат, соответствующий вложенным средствам.

Основные проблемы, которые затрудняют применение муниципального заказа на библиотечное обслуживание, заключается, как ни странно, в недостаточном знании представителями администрации специфики библиотечной работы, что не позволяет оценить её, в том числе и по конечному результату. Достаточно распространённое мнение о библиотеке как о «тихой и спокойной заводи, которая не нуждается в планомерном финансировании», к сожалению, продолжает бытовать в сознании многих руководителей.

Поэтому у них нет полной информации о конкретных услугах библиотеки и их стоимости. Как правило, их представления ограничиваются общими понятиями, такими, как деятельность в поддержку семьи или в помощь освоению школьной программы, работа с детьми-инвалидами, краеведческое или экологическое направление и т. д. А существующее постатейно-сметное бюджетное финансирование не позволяет человеку со стороны понять, сколько стоит то или иное направление деятельности, тем более конкретная услуга. Чаще всего стоимость библиотечного обслуживания в целом и конкретных библиотечных услуг в частности оказывается заниженной и не соответствующей ни реальным затратам, ни их социокультурной значимости.

Кроме, того, отсутствует какое-либо представление о минимальных стандартах, при которых возможно качественное и результативное оказание библиотечных услуг. Эта ситуация сложилась за многие годы, когда создавалась библиотечная сеть, открывались библиотеки, располагавшиеся в помещениях, не отвечающих санитарным нормам, не обеспеченные необходимыми материально-техническими ресурсами, не имеющие достаточного объёма книжного фонда, элементарных средств связи, квалифицированных работников и т. д.

Таких библиотек, чья ресурсная обеспеченность на соответствует стандартам, в России множество и в настоящее время, несмотря на наличие официальных нормативных требований и профессиональных рекомендаций, отражённых в отечественных и

зарубежных документах1 и обеспечивающих возможности создания условий, гарантирующих высокий уровень библиотечного обслуживания2.

Организационно-процессуальная сторона муниципального заказа находит своё выражение в том, что заказчик заключает с библиотекой - исполнителем договор на выполнение муниципального заказа (формы и виды договоров, порядок и условия их заключения и реализации утверждаются главой муниципального образования). К договору в обязательном порядке прилагаются смета на реализацию заказа и календарный план выполнения работ. Договор включает в себя существенные условия, устанавливающие взаимные обязанности заказчика и исполнителя заказа. Так, заказчик через местные средства массовой информации должен довести до сведения населения порядок и условия оказания библиотечных услуг, что обеспечивает прозрачность проводимой культурной политики.

Библиотека (библиотечная система), заключившая договор с заказчиком на оказание населению информационных, образовательных, культурно-досуговых, сервисных услуг или на выполнение работ (подготовка указателей, сайта, участие в мероприятиях и т. д.), поддерживает культуру обслуживания, соблюдает условия предоставления услуг (выполнения работ) в соответствии с заданием, требованиями действующего законодательства, принятыми нормативами и стандартами.

Выступая в роли исполнителя заказа, библиотека обязана проявить управленческую и контрактную ответственность и в полной мере выполнить все условия, предусмотренные договором.

Основным источником финансирования муниципального заказа являются средства местного бюджета, выделяемые для его исполнения. Библиотека вправе привлекать и другие источники (используя, например, механизм долевого участия социальной или образовательной сфер или привлечения средств предприятий, организаций, общественных объединений). Полученные средства (финансовые и материальные) должны использоваться исключительно на цели реализации муниципального заказа.

Правовой основой формирования и реализации заказа на библиотечное обслуживание становится соответствующее Положение - документ, утверждаемый главой администрации муниципального образования. Положение о муниципальном заказе на библиотечное обслуживание принимается в целях эффективного расходования средств бюджета3 муниципального образования, выделяемых для решения вопросов жизнеобеспечения его жителей, а также для создания нормативных и материальных условий реализации основных функций библиотеки (библиотечной системы). Положение призвано регулировать организационно-правовые и экономические отношения между библиотекой и органами местного самоуправления, возникающие при оказании услуг и при выполнении работ по удовлетворению информационных, образовательных, социально-культурных потребностей жителей, а также запросов органов местного самоуправления, связанных с осуществлением ими своих полномочий. В соответствии с Положением готовятся все другие необходимые правовые акты.

В заключение повторим, что формирование муниципального заказа может стать тем инструментом, который будет способствовать более эффективной реализации местной политики в области библиотечного дела, так как предоставляет возможность более конкретного выбора приоритетов библиотечного обслуживания, совершенствования

5См.: «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001) и «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2002). Кроме того, имеются официальные нормативные показатели и требования, предъявляемые к размещению зданий на земельных участках, к объёмно-планировочному решению, инженерному оборудованию зданий и помещений, предназначенных для устройства библиотек: СН 548-82 «Инструкция по проектированию библиотек». М., 1983.

6См.: Куликова Л. Новые технологии управления в сфере библиотечного обслуживания // Независимый библиотечный адвокат. 2005. № 5. С. 17-18.

’Возможность привлечения внебюджетных средств для реализации мероприятий в рамках муниципального заказа на библиотечное обслуживание при этом не исключается.

отношений между библиотекой и органом власти на договорной основе, постепенного выстраивания номенклатуры услуг, упорядочения их качественных и количественных характеристик, а также оценки результатов деятельности1.

8 См.: Куликова Л. Новые технологии управления в сфере библиотечного обслуживания // Независимый библиотечный адвокат. 2005. № 5. С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.