Научная статья на тему 'Муниципальный экологический аудит как инструмент обеспечения экологических прав и интересов граждан городского округа Тольятти'

Муниципальный экологический аудит как инструмент обеспечения экологических прав и интересов граждан городского округа Тольятти Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
354
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ТОЛЬЯТТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крючков А.Н.

Целью работы является проверка экологической ситуации на территории города Тольятти, оценка существующего состояния окружающей природной среды в городе и его промышленных районов и разработка рекомендаций по совершенствованию системы экологического управления в г.о. Тольятти. В качестве критериев экоаудита рассматриваются нормы отдельных статей российского законодательства в области охраны окружающей среды. (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Самарской области «Об охране окружающей среды»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Крючков А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальный экологический аудит как инструмент обеспечения экологических прав и интересов граждан городского округа Тольятти»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2018. - Т. 27, № 1. - С. 225-228.

УДК 504.03 DOI: 10.24411/2073-1035-2018-10015

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

© 2018 А.Н. Крючков

Тольяттинское отделение Русского ботанического общества, г. Тольятти (Россия)

Поступила 01.12.2017

Целью работы является проверка экологической ситуации на территории города Тольятти, оценка существующего состояния окружающей природной среды в городе и его промышленных районов и разработка рекомендаций по совершенствованию системы экологического управления в г.о. Тольятти. В качестве критериев экоаудита рассматриваются нормы отдельных статей российского законодательства в области охраны окружающей среды. (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Самарской области «Об охране окружающей среды»).

Ключевые слова: экологический аудит, городской округ Тольятти, экологическое право.

Kryuchkov A.N. Municipal environmental audit as a tool to ensure environmental rights and interests of citizens of the Togliatti city district. - The aim of this work is to test the ecological situation on the territory of the city of Togliatti, evaluation the existing state of the natural environment in the city and its industrial areas and development of recommendations on improving environmental management in Togliatti. As criteria of the audit dealt with the standards of certain articles of the Russian legislation in the field of environmental protection. (Federal law "On environmental protection", Law Samara oblast "On environmental protection").

Key words: environmental audit, city district Togliatti, environmental law.

Целью работы является проверка экологической ситуации на территории города Тольятти, оценка существующего состояния окружающей природной среды в городе и его промышленных районов и разработка рекомендаций по совершенствованию системы экологического управления в г.о. Тольятти. В качестве критериев экоаудита рассматриваются нормы отдельных статей российского законодательства в области охраны окружающей среды. (ФЗ «Об охране окружающей среды» , Закон Самарской области «Об охране окружающей среды»)1.

В ходе экоаудиторской проверки решаются такие задачи, как:

а) Установление экологических аспектов, возникающих от прошлой и настоящей хозяйственной деятельности с целью определения

Крючков Андрей Николаевич, кандидат географических наук, land-1967@yandex.ru

1 Информационный ресурс http://www.consultant.ru

значимости воздействия на окружающую среду.

б) Анализ сложившейся экологической ситуации на селитебной территории города.

в) Определение спектра веществ-загрязнителей территории.

г) Оценка состояния биоресурсов в районе города.

д) Выявление уровня загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, атмосферы.

е) Оценка уровня проводимых природоохранных мероприятий.

Одной из задач экологического аудита территории г. Тольятти является разработка и обоснование такого механизма решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности, который бы стал неотъемлемой частью деятельности администрации города.

Структура аудиторского заключения по муниципальному экологическому аудиту стандартна и включает такие разделы, как: история и характеристика природно-климатическая характеристика территории, общее экологическое

состояние города (выбросы в атмосферу, водо-потребление и водоотведение, энергопотребление и энергосбережение, загрязнение почв, обращение с отходами производства и потребления, состояние зеленых насаждений, характеристика природоохранных сооружений и оборудования) и др. (Сидорчук, 2000).

Информационные ресурсы для экологического аудита Тольятти содержаться в публикациях сотрудников Института экологии Волжского бассейна РАН (Костина, 2005; Розенберг и др., 2011, 2012, 2014 а, б; Российской академии..., 2013; Зибарев и др., 2012 а,б; Ко1ошу^ et а1., 2012 и др.; Саксонов и др., 2006; Сенатор и др., 2010, 2015; Соловьева и др., 2015).

Экоаудиторская проверка в данном случае призвана также дать характеристику системы управления в области охраны окружающей среды (экоменеджмент) и сформулировать рекомендации (систему корректирующих мер) по оздоровлению окружающей среды и совершенствованию природоохранной деятельности на данной территории.

Особенностью муниципального экологического аудита (МЭА) является то, что объектом обследования выступает город (административное) образование со свойственными ему социально-экономическими и экологическими проблемами.

В целом действующая система управления в области охраны окружающей среды существующая в г. Тольятти не отражает и не учитывает специфику поставленных задач: обеспечение экологической безопасности населения и оздоровление окружающей среды крупного автомобильного и химического центра страны.

Главную роль в снижении общей нагрузки на окружающую среду должно выполнять Управление по охране окружающей среды и природопользованию городского округа Тольятти, который регулирует природоохранную деятельность основных предприятий-природопользователей города, а также координирует деятельность организаций и учреждений природоохранного профиля.

Состояние зеленых насаждений в городе является одним из главных параметров оценки воздействия выбросов на окружающую среду.

Необходимо разработать и утвердить Комплексную программу экологического мониторинга г. Тольятти. Целями программы должны являться: объединение усилий всех служб, занимающихся мониторингом, для оптимизации системы наблюдений, получение полной и систематизированной информации об экологической обстановке в г. Тольятти, создание банка данных экологической информации по городу,

повышение уровня информированности населения об экологической обстановке в городе, оперативное доведение информации об экологической обстановке в городе до администрации города, комплексная обработка полученной информации и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. В настоящий момент структурные подразделения Мэрии г.о. Тольятти ( в частности : МУП «Архитектура и градостроительство», МУП «Инвентаризатор» и т.д.) не хотят делится информацией и поэтому многие мероприятия направленные на улучшение окружающей среды не выполняются в полном объеме.

Концепция экологического аудита территории базируется на принятых международных стандартах и процедурах. Она основывается, прежде всего, на международных экологических стандартах ИСО серии 14000, которые приняты в России, а также основывается на Руководстве по экологическому аудиту и экологическому менеджменту (БЫЛ8), который, используется в Европейском Союзе.

При этом важной задачей является демонстрация населению, всем жителям районов, предприятиям, учреждениям и организациям действий администрации по оздоровлению окружающей среды и обеспечению устойчивого развития города.

Для оценки уровня управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в ходе экологического аудита территории можно использовать метод анкетных опросов. Распоряжением Главы г.о. Тольятти руководителям городских предприятий и организаций необходимо направить подготовленные аудиторами анкеты для оценки общих экологических эффектов и деятельности учреждений и служб города по оздоровлению окружающей среды.

Следует отметить, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения находится в тесной увязке с экологическими и общими экономическими показателями. К числу индикаторов, отражающих степень здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды, относятся такие показатели, как средняя продолжительность жизни, рождаемости и смертности, особенно детской, обеспеченность населения чистыми продуктами питания и питьевой водой и т.д.

Вопросы, связанные со здоровьем населения, такие, как профзаболевания, шумовые воздействия, качество продуктов питания, продаваемых в магазинах и на рынках, находятся в компетенции органов Роспотребнадзора. Однако информированность населения по результа-

там деятельности указанной службы является недостаточной. С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), следует применять систематизацию и анализ в качестве индикаторов здоровья населения таких воздействий на организм человека, как биозагрязнители, пыльца, аллергены, запахи и др. (Кудрявцева и др., 2016).

Экоаудиторы должны ознакомится с основными публикациями в СМИ по экологическим проблемам г.о. Тольятти и путям их решения. В ходе экоаудита проводится мониторинг публикаций в средствах массовой информации об экологической обстановке в городе Тольятти в период подготовки и проведения экологического аудита. Газетные публикации и телевизионные репортажи не носят системного характера и не отвечают на многие вопросы граждан, которые должны решаться на государственном уровне. Что может сказать жителю города, например, информация о количестве дней в июле в Тольятти, когда предельно допустимая концентрация по диоксиду азота была превышена?

В официальной информации практически отсутствуют данные о состоянии биоразнообразия, о деятельности экологических организациях, о тех положительных примерах, которые имеются в городе (например, в области экологического образования и воспитания, обеспечения экологической безопасности крупных предприятий и т.д.). С другой стороны, экологическая проблематика подается в некоторых средствах массовой информации слишком политизировано, без увязки с конкретными экономическими и социальными проблемами.

Аудиторы должны выполнить сравнительный анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха в различных городах. Для анализа используются данные Федеральных программ эмиссионных измерений по городу Бремен, результаты измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в рамках проекта Международного Экологического Центра по Управлению и Технологии (ЕСАТ-Калининград (Россия) - Ольбург (Дания)- Бре-мерхафен (Германия) и программы Европейского Союза «LIFE».2

В процессе проведения МЭА проводится также репрезентативный опрос общественного мнения путем анкетирования среди населения города. В анкетировании должны принимать участие горожане в возрасте от 18 до 75 лет различных социальных групп (рабочие и служащие промышленных предприятий города,

' Информационный ресурс http://www.who.int/ru/

работники сферы здравоохранения, образования, торговли, транспорта, студенты, пенсионеры и др.).

Муниципальный экологический аудит в г.о. Тольятти даст пример и прецедент для проведения экологического обследования территории со сложной экологической обстановкой с целью оценки экологического состояния территории города и промышленных районов, а также соответствия осуществляемой в городе политики в области охраны окружающей природной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зибарев А.Г., Розенберг Г.С., Саксонов С.В.

и др. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад / Под ред. чл.-корр. РАН А.Г. Зибарева, чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга, проф. С.В. Саксо-нова. Тольятти, 2012 а. 88 с.

Зибарев А.Г., Кудинова Г.Э., Лифиренко Д.В., Пыршева М.В., Розенберг Г.С., Рощев-ский Ю.К., Саксонов С.В., Сенатор С.А., Юри-на В.С. Экологический атлас, Тер КСООС, эко-аудит территории и рекомендации к действию для мэра города Тольятти // Известия Самарского научного центра РАН. 2012 б. Т. 14, № 1. С. 3242.

Костина Н.В. Region: экспертная система состояния и управления биоресурсами / Под ред.чл.-корр. РАН, проф. Г.С. Розенберга. Тольятти: Самар. НЦ РАН, 2005.

Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности проведения экологического (HSE) аудита на предприятии в современных условиях: Учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. 112 с.

Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Евланов

И.А. и др. Устойчивое развитие Волжского бассейна: мифы - утопии - реальность... / Под ред. чл.-корр. РАН В.М. Захарова, чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга, проф. Г.Р. Хасаева. Тольятти: Кассандра, 2012. 226 с.

Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития. 2-е издание. Самара, Тольятти, Н. Новгород, Саратов, 2014 а. 292 с.

Розенберг Г.С., Костина Н.В., Шитиков В.К. и др. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Г.С. Ро-зенберга. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Центр экологической политики России. М., 2011. 104 с.

Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сафронова Т.Н., Хасаев Г.Р., Зибарев А.Г. От Федеральной

целевой программы «Возрождение Волги» к Национальному проекту «Спасем Волгу» // Вестник Самарского государственного экономического университета. Спец. вып. 2014 б. С. 52-60.

Российской академии наук - 290 лет. Экологическая наука на Волге: история, состояние, перспективы / под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг и проф. С.В. Саксонова. Тольятти, Кассандра. 2013. 52 с.

Сидорчук В.Л. Экологический аудит территории. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.

Саксонов С.В., Лысенко Т.М., Ильина В.Н., Конева Н.В., Лобанова А.В., Матвеев В.И., Митрошенкова А.Е., Симонова Н.И., Соловьева В.В., Ужамецкая Е.А., Юрицына Н.А. Зеленая книга Самарской области: редкие и охраняемые растительные сообщества / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и докт. биол. наук С.В. Саксонова. Самара: СамНЦ РАН, 2006. 201 с.

Сенатор С.А., Саксонов С.В., Раков Н.С.

Некоторые особенности адвентивной флоры Тольятти и ее натурализация // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12, № 1(9). С. 2334-2340.

Сенатор С.А., Саксонов С.В., Раков Н.С., Васюков В.М., Иванова А.В., Сидякина Л.В.

Сосудистые растения Тольятти и окрестностей (Самарская область) // Фиторазнообразие Восточной Европы. 2015. Т. IX, № 1. С. 32-101.

Соловьева В.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А., Семенов А.А., Лапов И.В., Медведев Д.В., Шакуров А.И. Гидроботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с.

Kolomyts E.G., Rozenberg G.S., Saksonov S.V., Sharya L.S. Forests of Volga river basin under global warming (landscape-ecological analysis and prognosis). New York: Nova publishers, 2012. 412 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.