Научная статья на тему 'Муниципально-правовая ответственность представительного органа местного самоуправления'

Муниципально-правовая ответственность представительного органа местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципально-правовая ответственность / представительный орган местного самоуправления / депутат / прекращение полномочий / отзыв / референдум / муниципальное образование. / municipal legal responsibility / representative body of local self-government / Deputy / termination of powers / recall / referendum / municipality.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Юлия Сергеевна

В данной статье исследованы подходы, связанные с муниципально-правовой ответственностью представительных органов муниципальных образований. Данный институт нашел свое законодательное закрепление относительно недавно. В связи с этим на сегодняшний день проблематика привлечения к ответственности представительных органов муниципальных образований остается малоизученной и требует дальнейшего более глубокого научного исследования, поскольку имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. На данный момент правоприменительная практика, касающаяся применения норм права в данной области, находится на начальной стадии своего становления. Само же законодательство в данной сфере подвергается постоянной ревизии и поправкам. Имеющийся небольшой, но существенный по своей значимости опыт привлечения представительного органа муниципального образования к муниципальноправовой ответственности требует более подробного правового анализа. Актуальность представленной темы очевидна, поскольку проблематика привлечения представительного органа местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности нашла свое подтверждение не только в юридическом значении, но и в более глобальном масштабе. Все это требует всестороннего научного осмысления и исследования действующих норм законодательства в рассматриваемой области. В связи с этим целью работы является не только комплексный анализ правовой основы ответственности представительных органов муниципальных образований, но и выработка определенных рекомендаций и предложений по принятию законотворческих решений в области совершенствования функционирования механизма привлечения органов местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT REPRESENTATIVE AUTHORITY

In this article the approaches connected with municipal legal responsibility of representative bodies of municipalities are investigated. The Institute has found its legal basis relatively recently. In this regard, the problem of bringing to justice the representative bodies of municipalities remains poorly understood and requires further in-depth scientific research, as it is of great theoretical and practical importance. At the moment, the law enforcement practice concerning the application of the law in this area is at the initial stage of its formation. The very same legislation in this area is the subject to constant revision and amendments. The experience of involving the representative body of the municipality in the municipal legal responsibility is small but significant, requires a more detailed legal analysis. It should be noted that the relevance of the presented topic is obvious, since the problem of involving a representative body of local self-government in municipal legal responsibility has been confirmed not only in legal significance, but also on a more global scale. All this requires a comprehensive scientific understanding and research of the current legislation in this area. In this regard, the aim of the work is not only a comprehensive analysis of the legal basis of responsibility of representative bodies of municipalities, but also the development of certain recommendations and proposals for legislative decisions in the field of improving the functioning of the mechanism of involvement of local authorities to municipal legal responsibility.

Текст научной работы на тему «Муниципально-правовая ответственность представительного органа местного самоуправления»

ПРОНИНА Мария Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: mpronina2010@mail.ru.

PRONINA, Maria Petrovna - Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure. Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod .E-mail: mpronina2010@mail. ru.

УДК 342.57

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ю.С. Смирнова

В данной статье исследованы подходы, связанные с муниципально-правовой ответственностью представительных органов муниципальных образований. Данный институт нашел свое законодательное закрепление относительно недавно. В связи с этим на сегодняшний день проблематика привлечения к ответственности представительных органов муниципальных образований остается малоизученной и требует дальнейшего более глубокого научного исследования, поскольку имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. На данный момент правоприменительная практика, касающаяся применения норм права в данной области, находится на начальной стадии своего становления. Само же законодательство в данной сфере подвергается постоянной ревизии и поправкам. Имеющийся небольшой, но существенный по своей значимости опыт привлечения представительного органа муниципального образования к муниципально-правовой ответственности требует более подробного правового анализа.

Актуальность представленной темы очевидна, поскольку проблематика привлечения представительного органа местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности нашла свое подтверждение не только в юридическом значении, но и в более глобальном масштабе. Все это требует всестороннего научного осмысления и исследования действующих норм законодательства в рассматриваемой области. В связи с этим целью работы является не только комплексный анализ правовой основы ответственности представительных органов муниципальных образований, но и выработка определенных рекомендаций и предложений по принятию законотворческих решений в области совершенствования функционирования механизма привлечения органов местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности.

Ключевые слова: муниципально-правовая ответственность; представительный орган местного самоуправления; депутат; прекращение полномочий; отзыв; референдум; муниципальное образование.

Yu.S. Smirnova. MUNICIPAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT REPRESENTATIVE AUTHORITY

In this article the approaches connected with municipal legal responsibility of representative bodies of municipalities are investigated. The Institute has found its legal basis relatively recently. In this regard, the problem of bringing to justice the representative bodies of municipalities remains poorly understood and requires further in-depth scientific research, as it is of great theoretical and practical importance. At the moment, the law enforcement practice concerning the application of the law in this area is at the initial stage of its formation. The very same legislation in this area is the subject to constant revision and amendments. The experience of involving the representative body of the municipality in the municipal legal responsibility is small but significant, requires a more detailed legal analysis.

It should be noted that the relevance of the presented topic is obvious, since the problem of involving a representative body of local self-government in municipal legal responsibility has been confirmed not only in legal significance, but also on a more global scale. All this requires a comprehensive scientific understanding and research of the current legislation in this area. In this regard, the aim of the work is not only a comprehensive analysis of the legal basis of responsibility of representative bodies of

municipalities, but also the development of certain recommendations and proposals for legislative decisions in the field of improving the functioning of the mechanism of involvement of local authorities to municipal legal responsibility.

Keywords: municipal legal responsibility; representative body of local self-government; Deputy; termination of powers; recall; referendum; municipality.

Теоретическим и практическим аспектам муниципально-правовой ответственности, основаниям для ее применения и процедурам ее выполнения в научном сообществе уделяется значительное внимание, например в работах И.В. Белых [6], В.И. Васильева, А.Е. Постникова и А.Е. Помазанского, С.Ю. Кабашова, А.Н. Кубелун и других авторов. Однако следует признать, что на сегодняшний день отсутствует единая целостная концепция муници-пально-правовой ответственности, которая бы получила одобрение широких слоев научной общественности.

Вместе с тем муниципально-правовая ответственность как особый институт права дает определенную гарантию применения муници-пально-правовых санкций к выборным органам власти. Данное обстоятельство лишь указывает на непосредственное участие граждан в реализации основ местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131) [2] установлены нормативные основы для введения на уровне муниципального образования санкций в области муниципально-пра-вовой ответственности в отношении выборных органов власти. Так, в соответствии с законодательными требованиями вопросы муниципаль-но-правовой ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также других выборных должностных лиц перед населением могут быть определены уставами муниципальных образований (ч. 1 ст. 71 Закона № 131-Ф3). Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 71 вышеупомянутого закона население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.

Также существует норма, которая изложена в п. 8 ч. 1 ст. 44 указанного закона, о том, что уставом муниципального образования должны определяться: 1) основания для отзыва населением представительного органа власти; 2) процедура отзыва населением представительного органа власти; 3) условия досрочного прекращения его полномочий.

Таким образом, Закон № 131-Ф3 определяет только основы муниципально-правовой ответственности выборного органа местного

самоуправления, отсылая к основному нормативному акту муниципалитета - его уставу. Следует полагать, что в данной ситуации на уровне муниципалитетов могут формироваться различные требования по основаниям для отзыва и досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления, а также самим процедурам их реализации на практике.

Так, например, в Уставе муниципального образования Очаково-Матвеевское в ст. 29 достаточно подробно изложены основания и процедура отзыва депутата [5]. Важным моментом считается тот факт, что во всех случаях основаниями для отзыва депутата являются его противоправные действия, которые должны быть подтверждены в судебном порядке, что значительно ограничивает и затягивает процедуру отзыва. При этом депутат наделен правами и возможностями дать свои объяснения по поводу обстоятельств, которые выдвигаются в качестве оснований для отзыва, что может быть сделано и за счет публикации соответствующей информации в печатных средствах массовой информации.

Для отзыва депутата используется процедура референдума, инициируемого жителями, решение которого считается действительным, если за отзыв депутата проголосовало не менее 50 % избирателей, зарегистрированных в данном избирательном округе. В этом случае на местном правотворческом уровне не использована даже процедура принятия решения фактическим большинством голосов (50% избирателей + 1 голос).

Согласно нормативным требованиям для доведения итогов голосования по отзыву депутата и принятия решения на основе официального опубликования отводится срок не более 10 дней со дня проведения голосования.

Важно отметить, что, уделяя достаточно много внимания основаниям и процедуре отзыва депутата, Устав муниципального образования Очаково-Матвеевское не дает четкого ответа по вопросу отзыва представительного органа власти. Он не нашел надлежащего отражения в данном муниципальном правовом акте.

Следует полагать, что указанный вопрос может быть решен на местном референдуме, нормы проведения которого определены на федеральном уровне конституционными требованиями [1], Законом № 131-ФЗ и Федеральным

законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3].

В Уставе муниципального образования Очаково-Матвеевское вопросы местного референдума и его процедуры проведения нашли отражение в ст. 27. Но при этом напрямую не указывается, может ли рассматриваться вопрос отзыва или прекращения полномочий представительного органа власти. Таким образом, в данном случае следует говорить о том, что у подобного местного референдума должны быть основания, определенные на уровне федерации или ее субъекта.

Согласно ч. 2 ст. 91 Устава муниципального образования город Тула (далее - Устав) [4] население муниципального образования вправе отозвать депутата или выборное должностное лицо местного самоуправления. При этом напрямую вопросы прекращения действия представительного органа местного самоуправления по инициативе граждан муниципального образования не нашли своего отражения в указанном нормативном документе. Следует полагать, что в рассматриваемом случае только судебное решение о неправомочности данного состава депутатов может выступать некоей мерой муниципально-правовой ответственности, если обращение в суд инициировано гражданином (гражданами) муниципального образования.

Вместе с тем следует признать, что вопросу выполнения обязанностей, ограничениям в деятельности и отзыву депутата по инициативе граждан в Уставе уделено значительное внимание, что регламентировано ст. 47, 48, 87. В то же время установлен ряд ограничений по отзыву депутата, например:

- ограничен срок принятия решения по отзыву - право отзыва нельзя использовать в течение первых 12 месяцев со дня избрания данного лица и в течение последних 6 месяцев до истечения срока его полномочий;

- для инициирования процедуры отзыва необходимо образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек;

- срок сбора подписей по отзыву депутата или другого выборного лица ограничен 20 днями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросы муни-ципально-правовой ответственности в отношении выборных должностных лиц органов местного самоуправления декларированы законодательно на федеральном уровне, но на уровне муниципальных образований нет четкой регламентации их реализации, что значительно ограничивает инициативу граждан по возможностям отзыва депутатов и других вы-

борных лиц органов местного самоуправления, а также прекращению полномочий самих выборных органов и др. В этой ситуации необходим дальнейший поиск правовых решений по систематизации вопроса муниципально-пра-вовой ответственности и унификации требований о возможностях прекращения полномочий выборных органов власти по инициативе граждан, прежде всего на уровне региональных и местных органов власти.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.

4. Устав муниципального образования город Тула (в ред. от 20.12.2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/444823577.

5. Устав муниципального образования Очаково-Матвеевское (ред. от 19.09.2017 г.) // Официальный сайт муниципального округа Очаково-Матвеевское. URL: http://ochacovo-matv.ru.

6. Белых И.В. Правовые основы муниципального менеджмента. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2015. 289 с.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2014. № 31, st. 4398.

2. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 03.08.2018 g.) // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2003. № 40, st. 3822.

3. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratelnykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 12.06.2002 g. № 67-FZ (red. ot 03.07.2018 g.) // Sobr. zakono-dateFstva Ros. Federatsii. 2002. № 24, st. 2253.

4. Ustav munitsipalnogo obrazovaniya gorod Tula (v red. ot 20.12.2017 g.) // Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/444823577.

5. Ustav munitsipalnogo obrazovaniya Ocha-kovo-Matveevskoe (red. ot 19.09.2017 g.) // Ofi-tsial ny j sajt munitsipalnogo okruga Ochakovo-Matveevskoe. URL: http://ochacovo-matv.ru.

6. Bely'kh I.V. Pravovye osnovy' munitsi-palnogo menedzhmenta [Legal bases of municipal management]. M.: Moskovskaya finansovo-pro-myshlennaya akademiya, 2015. 289 s.

СМИРНОВА Юлия Сергеевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: smirnuliya@mail.ru.

SMIRNOVA, Yuliya Sergeevna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: smirnuliya@mail. ru.

УДК 342.7

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСОВ

Е.И. Соколова

В статье рассматриваются проблемы, связанные с имущественной ответственностью частнопрактикующих нотариусов, которая предусмотрена в целях обеспечения эффективного механизма защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, с учетом того, что вопросы возмещения полного имущественного ущерба, причиненного действиями (бездействием) нотариуса, в настоящее время приобретают особую актуальность. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате страхование гражданской ответственности нотариусов, предусмотренное с целью гарантированной компенсации нотариусами имущественного ущерба (вреда), причиненного ими физическим и юридическим лицам, является обязательным условием для осуществления нотариальной деятельности и выступает в качестве первого уровня защиты для пострадавших от ошибок нотариуса лиц. В качестве дополнительных гарантий обеспечения возмещения нотариусами нанесенного их действиями (бездействием) гражданам и юридическим лицам имущественного ущерба выступают региональные нотариальные палаты, так как они заключают коллективные договоры страхования ответственности членов нотариальных палат - нотариусов, и Федеральная нотариальная палата путем выплат денежных средств из специально сформированного компенсационного фонда.

Автор предлагает внести изменение в механизм возмещения ущерба, нанесенного действиями (бездействием) нотариуса, предусмотрев направление части требуемых на выплаты средств из компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты после осуществления страховых выплат по всем договорам страхования, но до обращения взыскания на личное имущество нотариусов.

Ключевые слова: нотариус; нотариальная палата; Основы законодательства, договор страхования гражданской ответственности нотариуса; компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты; страховая выплата.

E.I. Sokolova. PROPERTY LIABILITY OF NOTARIES

The article deals with the current problems related to the property liability of private notaries in order to ensure an effective system of protection of the rights and legitimate interests of citizens and legal entities, as the issues of compensation of full property damage to these categories of persons in connection with the illegal actions of notaries are now becoming particularly relevant. In accordance with the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries, the insurance of civil liability of notaries, which aims at guaranteed compensation by notaries for property damage caused by them to individuals and legal entities, is a prerequisite for the implementation of notarial activities and acts as the first level of protection for victims of notary errors. As additional guarantors of ensuring compensation by notaries of the property damage caused by them to citizens and legal entities regional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.