Научная статья на тему 'Муниципальная собственность как экономическая основа функционирования и развития муниципальных образований'

Муниципальная собственность как экономическая основа функционирования и развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудинов С. А.

Обсуждается роль и проблемы формирования муниципальной собственности в современной российской экономике. Предлагаются основные направления совершенствования процессов управления муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная собственность как экономическая основа функционирования и развития муниципальных образований»

1. Расширение ресурсной базы, то есть геологическая разведка и оценка запасов недр, комплексное и рациональное использование ресурсов, вовлечение в промышленную разработку новых видов материально-сырьевых, лесных ресурсов, ресурсов растительного, животного мира.

2. Снижение уровня использования ассимиляционного потенциала, то есть минимизация выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, снижение материало- и ресурсоемкое™ хозяйственных отраслей региона.

3. Перспективное развитие хозяйственного комплекса региона, то есть развитие перерабатывающих производств на основе местной сырьевой базы, развитие наукоемких технологически прогрессивных отраслей промышленности.

И в заключение скажем, что Красноярский край - это один из динамично развивающихся регионов страны, он относится к 10-ке регионов - лидеров по уровню валового регионального продукта. Поэтому, от эффективного использования ресурсов Красноярского края зависит не только жизнь и благосостояние населения региона, но и жителей всей России.

Список литературы:

1. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://gks.ru/ wps/wcm/conшct/rosstat/rosstatsite/main.

2. Официальные статистические публикации Красноярскстата [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. - Режим доступа: www.kras-stat.gks.ru/public/Lists/List1/view.aspx.

3. Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты // УФНС России по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r24.nalog.ru/statistic/pn24.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Чудинов С.А.*

Воронежский институт экономики и социального управления, г. Воронеж

Обсуждается роль и проблемы формирования муниципальной собственности в современной российской экономике. Предлагаются основные направления совершенствования процессов управления муниципальной собственностью.

* Аспирант.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного демократического общества. Главной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения (увеличение уровня денежных доходов, обеспечение жильем, контроль за состоянием природной среды, оказание муниципальных услуг). Возможность эффективного местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований. Так, муниципальная собственность служит экономической основой деятельности муниципального образования, являясь одним из факторов финансовой устойчивости региона.

Нынешний экономический потенциал муниципальной собственности и уровень его реализации заметно ограничивают возможности решения вопросов, переданных в компетенцию местным властям. В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49, ст. 50) [3]. Несмотря на такой широкий перечень ресурсов, большинство муниципальных образований являются дотационными, а, следовательно, теряющими свою экономическую свободу и состоятельность, что в свою очередь, понижает эффективность местного самоуправления. Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, постоянном увеличении расходов связанных с её обслуживанием и модернизацией.

Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы РФ Она включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально--бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. Важнейшим условием формирования муниципальной собственности является приватизация (как первичная, так и вторичная) [1]. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в муниципальных образованиях ещё не завершён. Его протекание несёт в себе не только возможности создания ее объектов и субъектов, но и определенные ограничения, обусловленные ресурсной ограниченностью территории, институциональной организацией общества и др. Территориальные, отраслевые особенности муниципальной собственности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации. Необходима рационализация отношений владения, пользования и

распоряжения объектами собственности в целях эффективного и устойчивого функционирования экономической системы муниципальных образований, нахождение компромисса между максимализмом собственника и социальными рамками, в которых эта собственность может существовать, не вступая в конфликт с общественными интересами. Это обстоятельство возлагает на органы муниципальной власти дополнительные обязательства по расширению финансовых и материальных возможностей эффективного использования муниципальной собственности, контролю за экономическими процессами её функционирования и развития: приватизации, купли-продажи, арендных отношений, строительства, совершенствования экономических и институциональных основ развития отношений собственности на землю, эффективного развития регионального рынка земли, упрощения процесса передачи земельных участков для использования в хозяйственных целях.

Муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, с присущими только ей характеристиками и противоречиями. Важнейшей экономической функцией муниципальной собственности является воспроизводственная, которая охватывает три взаимосвязанных процесса: воспроизводство материальных и нематериальных благ; воспроизводство человека, как совокупного работника данного территориального образования (создавая рекреационную среду: жилищный фонд, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, культурные и спортивные объекты и т.п.) и воспроизводство отношений собственности. Данная функция позволяет возобновлять производство многообразных материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей населения. Она удерживает общественный сектор экономики муниципального образования на уровне экономического развития региона.

Муниципальная собственность своими инструментами обеспечивает формирование и развитие оптимальной структуры экономики территориальных образований и, создания инфраструктуры как промышленного, так и социального назначения, способствует либерализации и координации экономической жизни, развитию конкуренции и рыночных отношений, малого бизнеса, предпринимательства, появлению новых организационно-правовых форм функционирования предприятий; созданию КФХ, организационно-правовой интеграции и диверсификации предприятий, организаций и учреждений, использующих муниципальное имущество. Всё это приводит к созданию новых рабочих мест, улучшению социального и экономического благополучия населения, увеличению инвестиций в государственный сектор экономики и социальную сферу региона; приросту (абсолютному и относительному) неналоговых доходов регионального бюджета, повышению инвестиционной привлекательности территориальных образований.

Таким образом, можно отметить, что муниципальная собственность как экономическая категория является основой независимости и самостоятель-

ности местной экономики, её устойчивого развития, гарантом наиболее эффективного и рационального использования местных ресурсов, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

Опыт развития местного самоуправления в РФ на современном этапе показывает, что процесс формирования материальной базы в муниципальных образованиях идет весьма противоречиво. Сложно однозначно определить общую модель материального обеспечения для разных уровней муниципальных образований, поскольку даже образования одного уровня существенно отличаются друг от друга по экономическому потенциалу и своим возможностям эффективного решения вопросов местного значения. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к управлению муниципальной собственностью, стратегическая цель которого может быть определена как повышение её экономической и социальной эффективности.

Основными направлениями совершенствования процессов управления муниципальной собственностью являются:

1. Совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора, применение стратегического и программно-целевого управления (приватизация муниципального имущества, не отвечающего полномочиям органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений; преобразование областных государственных (муниципальных) унитарных предприятий в акционерные общества, а при модернизации федерального законодательства - в иные организационно-правовые формы).

2. Формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства (государство - муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона.

Привлечение частного бизнеса, в том числе потенциальных инвесторов, к процессам формирования программ и планов приватизации, распоряжения и использования муниципального имущества. Использование моделей трастового управления государственными (муниципальными) предприятиями, передача их имущества в аренду или в собственность при условии последующего привлечения инвестиций, заключение концессионных соглашений, привлечению к управлению муниципальным имуществом профессиональных участников рынка. Эффект при этом может выражаться в обновлении основных фондов, внедрении ресурсосберегающих технологий (при условии, что получение государственного или муниципального имущества в доверительное управление или концессию осуществляется на долгосрочной основе), росту доходов от использования муниципальной собственностью.

Развитие государственно-частного партнерства предусматривает формирование институциональной среды, активизирующей процессы интеграции субъектов хозяйствования разных форм собственности. Особенное значение имеют процессы кластеризации, участником которых, наряду с част-

ными структурами, могут становиться государственные организации. Участие организаций государственного сектора экономики в кластерах позволит создать благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности, расширить круг субъектов, заинтересованных в их эффективной деятельности, и, в конечном счете, будет способствовать достижению более высоких результатов.

3. Обновление методов управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами:

- оформление права собственности муниципалитетов на все принадлежащие им объекты;

- оформление невостребованных земельных долей и земельных участков в собственность муниципальных образований;

- создание автоматизированной системы кадастра объектов недвижимости, обеспечивающей 100-процентный пространственный учет земельных участков и объектов недвижимости, реестров объектов муниципальной собственности;

- формирование эффективной системы мониторинга процессов развития муниципальной собственности, контроля за использованием имущества, оценки и минимизации рисков при планировании управления;

- использование механизмов аутсорсинга - передача выполнения отдельных хозяйственных функций органов местного самоуправления государственным (муниципальным) учреждениям или частным структурам с наделением их правом использования объектов муниципальной собственности;

- предоставление государственных гарантий; земельных участков, муниципального имущества для реализации перспективных инвестиционных проектов;

- осуществление PR-кампаний инвестиционной привлекательности экономической деятельности (доведение информации до конкретных инвесторов), осуществляемой с использованием объектов муниципальной собственности.

4. Усиление социальной направленности процессов использования муниципального имущества.

5. Создание условий для усиления роли бизнеса в решении социальных проблем, формирование конкурентной среды [2].

6. Усиление государственного контроля (ответственности исполнительных органов) на всех стадиях реализации стратегических программ и проектов.

Несмотря на ряд положительных тенденций, наметившихся в управлении муниципальным имуществом, надо также признать, что на современном этапе, пока еще недостаточно комплексных исследований, аспектов функционирования и развития объектов муниципальной собственности. Остро стоит

проблема ее правового регулирования, эффективного управления (применения новых методов управления, специальных программных продуктов, маркетинговых технологий), а также обеспечения достижения оптимальной меры сочетания полномочий, местного самоуправления и экономического обеспечения их реализации. Без такого теоретического обоснования (а часто и по причине отсутствия квалифицированных кадров) многие муниципальные образования не имеют четких концептуальных ориентиров, стратегий, планов развития и использования муниципальной собственности, в значительной мере непоследовательны и безинициативны в регулировании социально-экономических отношений в муниципальных образованиях.

Список литературы:

1. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление [Текст] / В.Я. Гельман // Власть. - М., 2007. - № 9. - С. 82.

2. Приложение к Закону Воронежской области № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» от 30 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voronezh-city.ru (дата обращения: 13.12.2012).

3. ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131 от 16.09. 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.10.2012).

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Шалаева В.А.*

Ульяновский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Ульяновск

В статье обосновываются требования, предъявляемые к системе целей развития территории в плановых документах, проводится анализ проекта стратегии муниципального образования, предлагается перечень целевых показателей.

В стратегическом управлении развитием территорий можно отметить тенденцию к разработке и реализации более комплексных и крупномасштабных плановых документов - концепций, стратегий, программ. При этом повышается значение разработки долгосрочных планов и таким образом рас-

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.