Научная статья на тему 'Муниципальная система оценки качества образования как механизм управления образовательной системой в условиях реализации национального проекта «Образование»'

Муниципальная система оценки качества образования как механизм управления образовательной системой в условиях реализации национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репета Л.М., Трушкова Д.В., Селиванова О.С.

Представлены основные направления модернизации муниципальной системы оценки качества образования. К их числу отнесены: внедрение карт профессионального роста педагогов, участие образовательных организаций в региональных проектах и конкурсах; развитие технической направленности в дополнительном образовании; ранняя профориентация в дошкольных образовательных организациях. Авторами статьи также определены необходимые перспективы развития муниципальной системы оценки качества образования в контексте национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репета Л.М., Трушкова Д.В., Селиванова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная система оценки качества образования как механизм управления образовательной системой в условиях реализации национального проекта «Образование»»

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 МУНИ

Л.М. Ренета, Д.В. Трушкова, О.С. Селиванова

Представлены основные направления модернизации муниципальной системы оценки качества образования. К их числу отнесены: внедрение карт профессионального роста педагогов, участие образовательных организаций в региональных проектах и конкурсах; развитие технической направленности в дополнительном образовании; ранняя профориентация в дошкольных образовательных организациях. Авторами статьи также

наличия актуального механизма управления образовательной системой на любом из ее уровней. Данную функцию на уровне муниципалитета призвана выполнять муниципальная система оценки качества

тия муниципальной системы оценки качества в контексте национального

Ключевые слова; национальный проект «Образование», муниципальная система оценки качества образования, проектное управление, ранняя профориентация, карта профессионального роста педагога, технопарк.

проект «

ставит своими приоритетными целями следующие:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на духовно-нравственных ценностей Российской Федерации,

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений,

повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс [6].

данных целей невозможна

(МСОКО).

Целью МСОКО Верхнеуфалейского городского округа является выстраивание в соответствии с полномочиями Управления образования Верхнеуфалейского городского округа и спецификой муниципального образования «механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации для формирования востребованной информационной основы управления качеством образования» в муниципальной образовательной системе [5, с. 27].

МСОКО Верхнеуфалейского городского округа складывается через взаимодействие с региональной системой оценки качества образования (РСОКО) и выступает актуальным основанием для формирования внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО) образовательных организаций нашего округа. Региональная модель оценки качества общего образования выполняет в данном случае «интегрирующую функцию в процессе формирования единого «оценочного пространства» Челябинской области и служит идейным и технологическим основанием совершенствования систем оценки качества общего образования различных уровней» [4; 7, с.38]. Содержание совершенствования ВСОКО обусловлено тем, что внутренняя система оценки качества образования является компонентом единой (общероссийской) системы оценки качества образования, а, следовательно, должна отражать происходящие изменения в системах оценки качества общего образова-

ния всех уровней: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном [1]. Именно поэтому функционирование ВСОКО напрямую может зависеть и от модернизации

мсоко.

Обновление МСОКО является одним из условий ее эффективности. Важнейшими направлениями этого процесса в МСОКО Верхнеуфалейского городского округа выступают: внедрение карты профессионального роста педагога; участие специалистов образовательных организаций и Управления образования в региональных проектах и конкурсах с целью развития МСОКО; развитие технической направленности в дополнительном образовании; ранняя профориентация в дошкольных образовательных организациях.

Функционирование МСОКО невозможно без повышения профессиональных компетенций педагогов. С целью организации работы по актуализации механизмов оценки качества образования и повышения уровня профессионального мастерства педагогов в 2019 году разработаны и внедрены карты профессионального роста педагогов. Карты заполняются образовательной организацией по итогам учебного года и в дальнейшем анализируются на уровне Управления образования. Структура и содержание карт сформировано таким образом, чтобы педагог был заинтересован в повышении своего профессионализма, а Управление образование могло быстро реагировать на возникающие педагогические дефициты и отследить траекторию курсовой подготовки педагога. Внедрение карт, в конечном итоге, призвано сформировать готовность учителя к принятию управленческих решений на своем уровне (уровне педагога), а именно -созданию новых пространственных и временных условий, в которых осуществляется процесс образования и воспитания детей [3, с. 42,].

Профессиональный рост и самосовершенствование педагогов могут реализовыватъся и в контексте различных конкурсов профессионального мастерства. Для этого разработаны положения по муниципальным этапам регио-

нальных конкурсов педагогического мастерства, а также иных мероприятий, направленных на поддержку педагогов с целью повышения их профессионального уровня - региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», муниципальный конкурс предметных кабинетов.

Кроме указанных конкурсов в образовательной системе округа предусмотрены и иные конкурсы, позволяющие оценить содержание и структуру основных образовательных программ, условия их реализации, а также результаты освоения: конкурс на лучшую внутреннюю систему оценки качества образования организации, конкурс «Лучший повар образовательного учреждения».

Особо следует отметить конкурс на лучшую программу ранней профориентации дошкольников. Ранняя профориентация дошкольников открывает широкий спектр возможностей для развития технической направленности в образовании, в том числе и в дополнительной его составляющей. Поэтому задачи данного конкурса - выявление лучшей модели ранней профориентации детей дошкольного возраста, совершенствование профессиональной

компетенции педагогов по вопросам формирования допрофессионального самоопределения дошкольников, создание условий для введения инноваций в образовательный процесс. В 2018-2019 учебном году первым победителем конкурса стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Золушка». Данным детским садом запланирован ряд научно-методических мероприятий с целью распространения опыта работы по этому направлению, в частности, городской методический семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций городского округа,

Важную роль в формировании МСОКО играет участие специалистов образовательных организаций и Управления образования округа в конкурсах регионального уровня. В 2018 году Управление образования округа стало победителем регионального конкурса систем оценки

6

№2(7) 2019

качества образования в номинации «Лучшая муниципальная система оценки качества образования» и призером регионального конкурса сайтов в номинации «Лучший сайт органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования». Результаты конкурсов открыли перспективы для дальнейшей модернизации МСОКО и были отражены в плане работы Управления образования.

Развитие системы дополнительного образования также выступает немаловажным фактором обновления МСОКО. По итогам прошлого года МБУ ДО "ЦДОД" и МБУ ДО «Самоцветы» стали победителями и призерами в номинации «Лучшая система оценки качества образования организации дополнительного образования». С целью расширения охвата детей дополнительным образованием, прежде всего в рамках технической направленности, в округе планируется открытие мобильного технопарка «Квантрориум». Реализация данного проекта стала возможна в рамках иодпроекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Фактически представленный опыт работы образовательных структур позволяет говорить об актуализации потенциала всей образовательной системы округа и перспективах ее дальнейшего развития, важнейшими задачами которого на текущем этапе считаем:

расширить взаимодействия с общественностью в контексте экспертизы деятельности системы образования;

продолжить сотрудничество с Нязепетров-ским и Каслинским муниципальными районами, Снежинским и Карабашским городскими округами в рамках образовательной агломерации [2|;

создать условия для эффективного применения информации для различных информационных систем для оптимального функционирования системы образования округа.

Таким образом, можно отметить, что МСОКО Верхнеуфалейского городского округа выступает важнейшим механизмом управления образовательной системой в рамках национального проекта «Образова-

ние». Как и любая открытая система, МСОКО находится во взаимодействии с системами других уровней, с научно-педагогическим сообществом и общественностью. Поэтому процесс обновления содержания МСОКО и, вместе с тем, раскрытия ее собственного потенциала является непрерывным и постоянным.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И. В. Латыпова [и др.] -Челябинск : РЦОКИО, 2017. -129 с.

2. Барабас A.A. Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования [Текст] / A.A. Барабас. // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2 (3). -С. 121-124.

3.Иванова C.B. Научно-педагогическая поддержка национального проекта «Образование» /C.B. Иванова /7 Вестник Образования России - 2019. - № 15. - С. 36-42.

4. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области : (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.

5. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / A.A. Барабас, Ю.Ю, Баранова, И.В. Латыпова [и др.] — Челябинск: РЦОКИО,

2017.--163 с.

6. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён решением президиума

по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года). — URL : http://www. http://govemment.ru/info/35566/. -(дата обращения: 13.08.2019).

7. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. № 03-02/11974). - Челябинск : РЦОКЖ),2017. - 140с.

References

1. АкШаГпуе voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regionaFnoy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, I. V. Latypova [i dr.] - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2017.-129 s.

2. Barabas A.A. Potentsial mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v sovershenstvovanii munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas. //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 2 (3). -S. 121-124.

3. Ivanova S.V. Nauclmo-pedagogicheskaya podderzhka natsional'nogo proekta «Obrazovanie» / S.V. Ivanova // Vestnik Obrazovaniya Rossii -2019. -№ 15.-S. 36-42.

4. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti : (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017.-46 s.

5. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya

organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsiparnyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, I.V Latypova [i dr.] - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017.-163s.

6. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» (utverzhdyon resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'iiym proektam 24 dekabrya 2018 goda). - URL : http://www. http://government.ru/info/35566/. - (data obrashcheniya: 13.08.2019).

7. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'): (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974). - Chelyabinsk : RTSOKIO,2017. -140s.

Сведения об авторах Ренета Лариса Михайловна - кандидат педагогических наук, управляющий Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Трушкова Дарья Викторовна — заместитель управляющего Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Селиванова Ольга Сергеевна — кандидат философских наук, начальник информационно-методического отдела Управления образования Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Information about the authors Repeta L.M. - Candidate of Pedagogic Sciences, the Head of Administration in Education of Verkhniy Ufaley Region, Verkhniy Ufaley

Trushkova D.V. - Deputy Head of Administration in Education of Verkhniy Ufaley Region, VerkhniyUfaley

8

№ 2 (7) 2019

Selivanova O.S, - Candidate of Philosophical Sciences, the Head of Informational and Methodological Department of Administration in Education of Verkhniy Ufaley Region, Verkhniy Ufaley

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.