Научная статья на тему 'Муниципальная экономика как система экономических отношений'

Муниципальная экономика как система экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4282
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигарь Оксана Владимировна

Муниципальная экономика характеризуется как система экономических отношений. Отмечается ведущая роль органов местного самоуправления в управлении муниципальной экономикой, двойственная природа органов местного самоуправления: государственные начала и коммерческие возможности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная экономика как система экономических отношений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147).

Экономика. Вып. 20. С. 79-82.

О. В. Жигарь

муниципальная экономика как система экономических отношений

Муниципальная экономика характеризуется как система экономических отношений. Отмечается ведущая роль органов местного самоуправления в управлении муниципальной экономикой, двойственная природа органов местного самоуправления: государственные начала и коммерческие возможности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: муниципальная экономика, система муниципальных экономических отношений, финансово-хозяйственные отношения, органы местного самоуправления, субъекты муниципальной экономики.

В условиях становления рыночных отношений стабилизировать ситуацию, сложившуюся в современной России, невозможно без развития местного самоуправления, где кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в экономике, придать дополнительные стимулы для ее развития.

Местное самоуправление должно опираться на прочную экономическую основу. Экономическая стабильность местного самоуправления достигается на основе эффективных экономических отношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, следовательно, муниципальные экономические отношения как системное явление существуют в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами. Государственный и муниципальный сектора по своей природе эффективнее других функционируют в сфере разработки и проведения политики развития, обеспечения социальной справедливости, борьбы с дискриминацией различного рода, поддержания стабильности в организации услуг населению. Предпринимательский сектор лучше справляется с экономическими и инновационными задачами, легче адаптируется к быстрым переменам и отказывается от устаревших форм и способов деятельности, эффективнее решает технические проблемы. Система данных отношений определяется единым понятием — «муниципальная экономика». Российское законодательство не содержит определения этого понятия. С позиций современной науки муниципальная экономика — это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и

потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования. К числу традиционных отраслей муниципальной экономики относятся: снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод; вывоз и переработка мусора; городской и пригородный пассажирский транспорт; общественное питание; социальные услуги.

В управлении муниципальной экономикой ведущая роль принадлежит органам местного самоуправления, которые занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории. С другой — выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять муниципальную собственность, укреплять бюджет). Органы местного самоуправления, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений, могут самостоятельно распоряжаться принадлежащей им собственностью, финансовыми ресурсами, землей и получать при этом прибыль. Но в отличие от коммерческих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации прибыль в сферах, не связанных с интересами населения. Вместе с тем в ходе распределения прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов,

что роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те и другие своей деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых — жилье, коммунально-бытовое обслуживание, транспортное обслуживание, поддержание здоровой санитарной и экологической среды. В пользу государственной природы экономической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует и повышенная степень их материальной защиты, выражающаяся в наличии твердых, закрепленных за муниципалитетами налоговых источников, в неприменении в отношении местных органов власти процедуры банкротства, в выделении им в случае необходимости средств финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и т. п. Следовательно, в вопросах экономической деятельности органы местного самоуправления сочетают в себе государственные начала и коммерческие возможности частных хозяйствующих субъектов, придающие им мобильность.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления распадается на властное и экономическое направления. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности, которые разделяются на две группы: 1) муниципальные предприятия и учреждения; 2) предприятия и учреждения иных форм собственности. Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна. Муниципальные предприятия свои результаты (прибыль или конкретные товары и услуги) обязаны направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки. Права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением небольшого круга ограничений, связанных с правовым статусом муниципалитетов как

института власти. В то же время права муниципалитетов на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о границах применения властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть. Конкретными проявлениями властного воздействия муниципалитетов на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть: установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов; контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли муниципальных предприятий, других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды; право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом, и т. д.

Важной сферой муниципальной экономики являются финансово-имущественные отношения органов местного самоуправления с органами государственной власти федерального и регионального уровней. На государственные органы возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами муниципального образования. Экономические отношения органов местного самоуправления с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления одной территории могут вступать в экономические отношения с органами местного самоуправления других муниципальных образований. Эта форма хозяйственных отношений в России пока недостаточно развита. Однако механизм хозяйственной кооперации между отдельными муниципальными образованиями имеет тенденцию к укреплению в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации», который предусматривает возможность создания межмуници-пальных объединений и организаций, хозяйственных обществ.

Таким образом, основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются:

1. Финансово-хозяйственные отношения между: 1) органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями (учреждениями); 2) органами местного самоуправления и органами государственной власти; 3) органами местного самоуправления и государственными предприятиями (учреждениями); 4) органами местного самоуправления и частными предпринимательскими структурами; 5) органами местного самоуправления различных муниципальных образований.

2. Властные отношения между органами местного самоуправления и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического развития территорий.

Финансово-хозяйственные отношения органов местного самоуправления с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер. Имущественные отношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями связаны с использованием, воспроизводством и возвратом муниципальной собственности. Они проявляются через передачу муниципальной собственности в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду, траст, а также через ее использование в виде залога и ипотеки. Передавая муниципальное имущество в хозяйственное ведение, аренду, траст муниципальным предприятиям, органы местного самоуправления формируют экономическую базу для последующей деятельности этих предприятий. Однако о переходе прав собственности от муниципальной администрации к муниципальному предприятию речь в данном случае не идет. Предприятие лишь эксплуатирует это имущество, выполняя задачу, поставленную перед ним муниципальной администрацией. Оно не имеет права самостоятельно совершать сделки в отношении этого имущества и несет перед местными органами власти административную и экономическую ответственность за его сохранность. Более детально условия использования муниципальной

собственности муниципальными предприятиями, составляющие уже сферу неимущественных экономических отношений, оговариваются в договорах о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, аренду, траст, а также в виде вклада (пая) в состав имущества акционерного общества. Наличие таких договоров позволяет муниципальной администрации определять условия по номенклатуре и объему продукции (услуг), уровню затрат и ценам, поставке изделий на конкретный рынок, учету и отчетности, а также по участию представителей муниципальной администрации в органах управления предприятия. Неимущественные отношения возникают по поводу условий, при которых собственность может использоваться хозяйствующим субъектом, наделенным ею. Данные условия закрепляются в договоре, который является конкретной формой проявления неимущественных экономических отношений. Необходимость подобного договора объективна: он позволяет определить границы контроля за деятельностью муниципального предприятия. Ведь муниципальное предприятие является юридическим лицом и имеет право на невмешательство муниципальных органов в его оперативную хозяйственную деятельность. Данная деятельность, согласно Гражданскому кодексу РФ, относится к исключительной компетенции самого предприятия. Органы местного самоуправления как представители территориальной общности людей в деятельности муниципального унитарного предприятия вправе участвовать только своим капиталом, а руководить ими — только через назначаемого директора.

С немуниципальными структурами имущественные отношения органов местного самоуправления складываются по поводу аренды, залога, траста имущества, но это имущество немуниципальным организациям не может быть передано в хозяйственное ведение или оперативное управление. Более распространенной формой имущественных отношений между органами местного самоуправления и немуниципальными хозяйствующими субъектами является передача денежных средств в оплату за исполнение муниципального заказа. При такой схеме имущественных отношений муниципальные органы выступают в роли заказчика определенного объема работ, продукции или услуг, необходимых для удовлетворения бытовых

и социально-культурных потребностей населения территории, а предприятия любых форм собственности предстают в качестве производителя (подрядчика, поставщика) продукции и услуг, за что получают от муниципалитета соответствующие материальные и финансовые средства (имущество), позволяющие им покрывать свои затраты и формировать фонд прибыли.

Одновременно между заказчиком (муниципальной администрацией) и подрядчиком (хозяйствующим субъектом) устанавливаются и неимущественные отношения. Они возникают по поводу требований, предъявляемых муниципальной администрацией к объему производимой продукции и услугам, качеству последних, срокам их предоставления, правам конечных потребителей и т. д., а также обязательств

в отношении финансирования данных работ. Всё это оформляется договором (контрактом), который обеспечивает равноправие сторон в отношении друг друга и не позволяет органам местного самоуправления произвольно устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Список литературы

1. Система муниципального управления : учеб. для вузов ; под ред. В. Б. Зотова. СПб. : Лидер, 2005. 493 с.

2. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль : учеб. для вузов. СПб. : Лидер, 2005. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.