Научная статья на тему 'Мунажат как жанр в свете традиции книжного пения'

Мунажат как жанр в свете традиции книжного пения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
632
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИЯ КНИЖНОГО ПЕНИЯ / МУНАЖАТ / MIDDLE VOLGA REGION / TATAR FOLK MUSIC / GENRE OF SINGING ON TEXT / MUNAJAT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарифуллина Н. М.

Среднее Поволжье территория, сложившаяся под воздействием разных переселенческих групп и этносов. В статье рассматриваются особенности функционирования фольклора татар, проживающих в данном регионе. Объектом исследования являются мунажаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Munajat as a genre of singing on text

Middle Volga region is an area where many different ethnic groups and peoples have left traces. The main subjects of the research are the munajat as a part of the region`s of tatar musical folk tradition.

Текст научной работы на тему «Мунажат как жанр в свете традиции книжного пения»

УДК 78.09:801.81

Н.М.Шарифуллина МУНАЖАТ КАК ЖАНР В СВЕТЕ ТРАДИЦИИ КНИЖНОГО ПЕНИЯ

Среднее Поволжье - территория, сложившаяся под воздействием разных переселенческих групп и этносов. В статье рассматриваются особенности функционирования фольклора татар, проживающих в данном регионе. Объектом исследования являются мунажаты.

Ключевые слова: Среднее Поволжье, татарский фольклор, традиция книжного пения, мунажат.

Nailya Sharifllllina MUNAJAT AS A GENRE OF SINGING ON TEXT

Middle Volga region is an area where many different ethnic groups and peoples have left traces. The main subjects of the research are the munajat as a part of the region's of tatar musical folk tradition.

Keywords: Middle Volga region, Tatar folk music, genre of singing on text, munajat.

Среди татарского населения Поволжья с давних времён существовала любовь к рукописной книге. С появлением восточного книгопечатания книга привозилась в Поволжье из других стран. Уже к концу XIX века факт бурного роста татарской периодики «говорит о том, насколько была высока потребность у народа в периодической печати» [2, c. 233].

Возникают восточные типографии в Оренбурге, Уфе, Астрахани, Петербурге, Москве. К началу XX века ведущим центром татарского книгопечатания становится Казань. Продолжает работать типография Казанского университета, нередко заказы татарских издателей выполняют русские частные типографии И.Н. Харитонова, И.В. Ермолаевой, Б.Л. Домбровского, М. Чирковой. Развивается издательская деятельность братьев Каримовых, товарищества «Миллят» («Нация»), «Умид» («Надежда»), издательская и типографская деятельность братьев Шараф «Магариф» («Просвещение»).

Татарские книги второй половины XIX века часто печатались на бумаге низкого качества, без обложек, с максимальным использованием площади листа за счёт уменьшения полей и выделения глав в тексте. Книги издавались большими тиражами, отсутствовала практика выплачивания гонорара авторам. Всё это в итоге приводило к снижению их себестоимости, и делало эти скромно оформленные издания доступными для приобретения самыми демократическими слоями населения [1]. Книги продавались в городских лавках, сельских магазинах и на ярмарках. Не пропуская базарных дней шакирды1 и торговцы на плечах, тележках и санках везли книги для продажи в самые глухие деревни.

Поэтому в татарских селах Поволжья в редком доме не было на полке книг. Они были разные: рукописные, украшенные собственными рисунками, и печатные, совсем тоненькие и внушительные по объему, богато иллюстрированные, в красивых переплетах. Не похожи они были и по содержанию: дидактического характера книга неизвестного автора «Бадавам», использовавшаяся как учебник по чтению в начальных школах, лирическая поэма Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»), философско-повествовательная «Мухаммадия», повествующая о жизни пророка Мухаммеда, разные по объему и содержанию печатные сборники текстов наиболее популярных мунажатов2 и баитов3.

До революции судьба этих книг была одинакова: начиная с 1839 года они регулярно издавались типографией Казанского университета, до издания распространялись среди населения в рукописном виде.

Память народа хранила напевы, заучивая их наизусть вместе со стихами. Традиция распева стихов была настолько сильна в быту, что часто поэты, создавая свои произведения, предполагали их существование в виде песни, имея в виду какую-нибудь известную мелодию. Например стихотворению Габдуллы Тукая «Опозоренной татарской девушке» предпослана ремарка автора: на мотив «Зиляйлюк»4. Напев получал второе рождение, мог стать популярным, разрастаясь до масштабов лирической песни, оставаясь в своей первооснове звучащей страницей истории.

Принятие Булгарским государством в X веке Ислама как государственной религии оказало влияние на многие виды искусства, в том числе и на музыкальное творчество. Мусульманская религия вела борьбу со старой, запрещая веками существовавшие в народе обряды, народное искусство, пение в полный голос, вытесняя устное поэтическое творчество каноническими текстами книг Ислама. Вместо пения и музицирования поощрялось чтение нараспев различного рода дидактических книг [5].

Распространение традиции книжного пения подразумевало грамотность населения. Еще во времена существования Булгарского государства усиление культурных связей со странами Востока привело к распространению среди булгар арабской письменности и образования. С гибелью

1 Шакирды - учащиеся медресе (учебных заведений).

2 Мунажат - древнейший жанр музыкально-поэтического творчества татар лирико-философского, лиро-эпического и лирико-драматического характера.

3 Баит - старейший жанр народного-песенного творчества татар эпического склада. Буквально означает: двустишие с напевом.

4 От названия реки, впадающей в Урал.

Булгарского государства его высокая культура была унаследована казанскими татарами и татарами-мишарами. Как и прежде, в крупных населенных пунктах при мечетях продолжали существовать начальные и высшие школы, руководимые мусульманским духовенством. Даже в небольших деревнях при мечетях обязательно существовали начальные школы - мектебы, где обучали элементарной грамоте. Мектебы содержались на средства населения, руководил учением мулла [6].

В мектебы поступали дети 7-8 летнего возраста, учение продолжалось около 5 лет. Девочки обучались отдельно от мальчиков, особенность их просвещения заключалась в преимуществе чтения различных книг, таких как о «Юсуфе и Зулейхе», «Тахире и Зухре» и др. Дети, окончившие мектеб, могли поступать в средние и высшие учебные училища - медресе, находившиеся при богатых и крупных мечетях. Во главе их стояли более подготовленные муллы и видные мударисы, большей частью получившие образование в Бухаре, Самарканде, либо в Каире или Константинополе. Таким образом, владение элементарной грамотностью способствовало широкому распространению среди татарского населения традиции книжного пения. Тексты напевов распространялись в среде как в рукописном, так и в печатном видах.

Тексты мунажатов представляют собой не поэмы и стихи, объединенные в отдельную книгу, а самостоятельно существующие, различные по объему стихотворные произведения, написанные как профессиональными поэтами, так и отдельными представителями из народа, которые обычно подражали первым.

Одно из первых упоминаний о мунажате мы находим в поэме XVI века «Нури Содур» («Лучи души») Мухамадияра в разделе «рассказ Мусы». Первое подробное описание мунажатов с нотными образцами и текстами дается С. Рыбаковым в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», изданной в 1897 году [3].

Генетические источники текстов мунажатов уходят корнями в глубокую древность. В немногочисленных произведениях древнетюркской поэзии, которые дошли до наших времен, встречается множество стихов без названия «мунажат», но очень близких по тематическому содержанию текстам наших мунажатов. Такие образцы можно найти, например, в поэтических памятниках XI века: дидактической поэме «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») Юсуфа Баласагунского и в «Диване лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари, в его тематических разделах - плачи по умершим, назидания [4].

В многоплановом поэтическом содержании текстов мунажатов можно выявить три основных направления: лирико-философское, лиро-эпическое и лирико-драматическое. Особое распространение имеют мунажаты лирико-философской направленности, включающие мотивы жалобы, раздумий о жизни; рассуждения о бренности земного существования, назидания. Часто в одном мунажате одновременно переплетаются несколько указанных мотивов. Мунажаты с текстами лирико-эпического плана приближаются к баитам и носят повествовательный характер. Особый интерес представляют мунажаты лирико-драматического характера, растворившие в себе традиции языческих обрядов-плачей по умершим. Мунажаты этой тематической направленности поют, собравшись специально помянуть кого-либо из умерших членов семьи.

Тексты мунажатов «создавались в различных стихотворных жанрах и жанровых формах: газели5, месневи6, муназаре7 и др. Среди них имеются образцы таких строфических форм, как мураббаг8, тарджибанд9, рубаи10, мусаллас11 и др.» [7, с.167].

Характерной чертой мунажатов является наличие в них сложно-составных размеров. В сфере ладовых отношений в мунажатах отмечается разнообразие структур, как простых, так и более сложных. В большинстве образцов интонационное развитие, основанное на смене опорных тонов терцового, квинтового или квартового соотношений, не меняет картину общего звукоряда пентатонического лада. Остальная часть напевов отличается более сложными ладообразованиями.

В публикациях фольклорного материала таджикской, туркменской, узбекской народной музыки можно найти образцы мунажатов. Анализ данных образцов позволяет сделать следующий вывод: в творчестве некоторых народов при наличии общих черт текстологической стороны мунажатов и сходной функциональной направленности, музыкальная характеристика жанра складывалась исключительно в рамках традиций песенной культуры индивидуально у каждого народа.

5 Газель - жанр с определённой стихотворной формой из бейтов (двустиший), начало рифмы - в первых строках, а первый стих каждого последующего бейта остаётся незарифмованным: аа ва са (За и т.д. В последнем бейте обязательно упоминается поэтическое имя (тахаллус) автора.

6 Месневи - жанровая стихотворная форма из двустиший, каждое из которых имеет отдельную рифму: аа вв сс (1(1 и т.д.

7 Муназаре - стихотворная жанровая форма, где применён диалог или элементы диалога.

8 Мураббаг - строфическая форма из четверостиший с системой конечных рифм типа: ааав, сссв, (Мв и т.д. Последняя строка является одинаковой для всего стихотворения.

9 Тарджибанд - стихотворная жанровая форма с содержанием панегирического характера и рифмой газели: аа ва са (1а и т.д.

10 Рубаи - четверостишия с рифмовкой: аааа, аава, авав.

11 Мусаллас - трёхстишия с рифмовкой: ааа.

Сравнительный анализ образцов, связанных с традицией книжного пения, и напевов традиционных жанров показывает их тематическое и музыкально-стилистическое родство. Налицо сильное влияние книжной поэзии на традиционные жанры. Все это свидетельствует о народных истоках напевов традиции книжного пения, несущих в себе следы древних эпических распевов и представляющих собой не что иное, как другую форму воплощения музыкальных образов напевов традиционных жанров. Несомненна большая художественная значимость этого вида творчества, составляющего неотъемлемую часть песенной культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Литература

1.Каримуллин, 1974: Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань: Тат. книжное изд-во, 1974. - 295 с.

2.Каримуллин, 1983: Каримуллин А.Г. Татарская книга пореформенной России. - Казань: Тат. книжное изд-во, 1983. - 297 с.

3.Рыбаков, 1897: Рыбаков С.Г. Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. - СПб, 1897. -330 с.

4.Стеблева, 1971: Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1971. - С. 8, 159, 256.

5.Татары Среднего Поволжья и Приуралья, 1967: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. -М.: Наука, 1967. -538 с.

6.Фукс, 1937: Фукс К. Казанские татары // История Татарии в материалах и документах. М.: Госуд-е. социально-экономическое изд-во, 1937. - С. 355-356.

7.Шарипов, 2001: Шарипов А.М. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе (VIII - XIV вв.). - Казань, издательство казанского университета, 2001. - 364 с.

LKarimullin, 1974: Karimullin A.G. Tatarskaja kniga nachala XX veka. - Kazan': Tat. knizhnoe izd-vo, 1974. - 295 s.

2.Karimullin, 1983: Karimullin A.G. Tatarskaja kniga poreformennoj Rossii. - Kazan': Tat. knizhnoe izd-vo, 1983. - 297 s.

3.Rybakov, 1897: Rybakov S.G. Muzyka i pesni Ural'skih musul'man s ocherkom ih byta. - SPb, 1897. -330 s.

4.Stebleva, 1971: Stebleva I.V. Razvitie tjurkskih pojeticheskih form v XI veke. M.: Nauka. Glavnaja redakcija vostochnoj literatury, 1971. - S. 8, 159, 256.

5.Tatary Srednego Povolzh'ja i Priural'ja, 1967: Tatary Srednego Povolzh'ja i Priural'ja. -M.: Nauka, 1967. -538 s.

6.Fuks, 1937: Fuks K. Kazanskie tatary // Istorija Tatarii v materialah i dokumentah. M.: Gosud-e. social'no-jekonomicheskoe izd-vo, 1937. - S. 355-356. 7.Sharipov, 2001: Sharipov A.M. Zarozhdenie i stanovlenie sistemy stihotvornyh zhanrov v drevnetjurkskoj i tjurko-tatarskoj literature (VIII - XIV vv.). - Kazan', izdatel'stvo kazanskogo universiteta, 2001. - 364 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.