Научная статья на тему 'Мультипрофильная модель обучения как одна из форм организации профильного обучения в школе'

Мультипрофильная модель обучения как одна из форм организации профильного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / МУЛЬТИПРОФИЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / LEARNER-CENTERED TEACHING / EDUCATIONAL PROFILING / PROFILE TEACHING / INDIVIDUAL CURRICULUM / MULTIPROFILE MODEL OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриахметова Ю. К.

В работе раскрыто понятие профильного обучения, его задачи, организация системы профильного обучения, необходимость предпрофильного обучения, рассмотрена проблема профилизации, связанная с разработкой и адаптацией различных моделей профильного обучения в том числе и мультипрофильной модели как одной из приоритетных, так как наиболее полно отвечает современным социальным запросам к средней школе и дает возможность уйти от лишней перезагрузки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPROFILE MODEL OF TEACHING AS ONE OF THE FORMS OF PROFILE TEACHING AT SCHOOL

The article reveals the notion of profile teaching, its objectives, the organization of the system of profile teaching, the necessity of pre-profile teaching. The author dwells upon the problem of profiling which is connected with the development and adoption of different models of profile teaching, including the multiprofile model as one of the main priorities because it meets modern social demands to a secondary school and provides an opportunity to avoid schoolchildren's overwork.

Текст научной работы на тему «Мультипрофильная модель обучения как одна из форм организации профильного обучения в школе»

УДК 371.01

Nuriakhmetova YU.K. MULTIPROFILE MODEL OF TEACHING AS ONE OF THE FORMS OF PROFILE TEACHING AT SCHOOL. The article reveals the notion of profile teaching, its objectives, the organization of the system of profile teaching, the necessity of pre-profile teaching. The author dwells upon the problem of profiling which is connected with the development and adoption of different models of profile teaching, including the multiprofile model as one of the main priorities because it meets modern social demands to a secondary school and provides an opportunity to avoid schoolchildren's overwork.

Key words: learner-centered teaching, educational profiling, profile teaching, individual curriculum, multiprofile model of teaching.

Ю.К. Нуриахметова, преп., и.о. руководителя Кунашакского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Уральский гос. колледж», с. Кунашак, E-mail: 559955130@mail.ru

МУЛЬТИПРОФИЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

В работе раскрыто понятие профильного обучения, его задачи, организация системы профильного обучения, необходимость предпрофильного обучения, рассмотрена проблема профилизации, связанная с разработкой и адаптацией различных моделей профильного обучения в том числе и мультипрофильной модели как одной из приоритетных, так как наиболее полно отвечает современным социальным запросам к средней школе и дает возможность уйти от лишней перезагрузки учащихся.

Ключевые слова: дифференциация и индивидуализация обучения, профилизация образования, профильное обучение, индивидуальный учебный план, мультипрофильная модель обучения.

Образование никогда не было застывшей сферой деятельности, и это в полной мере относится к старшей школе. Именно в старшей школе за последние годы произошли такие изменения, результативность которых признается как педагогами, так и учащимися. Это дифференциация школьных программ, введение углублённых курсов, профильного обучения, изменение итоговой системы аттестации. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

В России предпринимались неоднократные попытки ввести профильное обучение на старшей школьной ступени. Однако только в наше время сделана заявка на переход к профильному обучению как стратегическая линия развития старшей школы, о чем говорит комплекс сопутствующих этому шагу нововведений: прежде всего введение единого государственного экзамена при поступлении в ВУЗы, базисного учебного плана старшей школы и образовательного стандарта, а также предпрофильной подготовки девятиклассников. Одно из важнейших изменений в образовательной политике современной России связано с углублением дифференциации обучения. Выдвинутый еще Я.А. Коменским тезис «учить всех и всему» уступает место новой доктрине: школа должна вооружать учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям и возможностям. Возводимая сегодня в стране конструкция профильного образования на старшем этапе обучения в школе призвана дать ребенку то, чего он был еще недавно лишен, - подготовку к своей будущей профессии, к жизненной борьбе, к конкуренции, в которую он вступит по выходу из школы.

В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [1]. Основными задачами профильного обучения являются:

1) создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;

2) воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;

3) формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;

4) обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием [2].

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служат не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Важно добиться того, чтобы уже в школе учащиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Подростки, оказавшиеся в ситуации выбора профиля обучения, нередко сомневаются в правильности принятого решения. Планирование своего будущего часто осуществляется спонтанно. Поэтому предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образование и ответственное отношение к своему выбору, т.е. высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

Выбор профиля обучения - это возможность задуматься о своих жизненных планах, лучше осознать свои профессиональные склонности и предпочтения. Подростки отмечают важность приобретения углублённых знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы.

Для того, чтобы осуществить выбор профиля обучения -первый профессиональный выбор, подростку необходимо интегрировать информацию о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, специфике рынка труда. Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор - необходимые условия становления личности. На этапе выбора профиля обучения подростки впервые оказываются в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания и осознания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности [3].

Правильно организованная предпрофильная подготовка повлияет положительно и на качество образования на старшей ступени обучения. Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет.

Действительно, проблема профилизации является в настоящее время одной из актуальных в образовании. Сегодня модели профильного и предпрофильного обучения разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве отдельно взятыми образовательными учреждениями.

Необходимость дальнейшего «развития инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени...» определена в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.

Возможно, внедряя профильное обучение, мы когда-нибудь придём к тому, что в старших профильных классах не будет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Приоритетным станет обучение по индивидуальным учебным планам, которое называется мультипрофильной моделью обучения. Такая форма дает возможность уйти от лишней перегрузки учащихся, ибо мультипрофильная модель предполагает возможность для сильных учеников взять в плане все по максимуму, а для слабых - осуществить выбор по своим силам.

Сущность мультипрофильного обучения (МПО) состоит в построении учебного процесса на основе индивидуального выбора старшеклассниками уровней изучения различных учебных предметов. В мультипрофильной старшей школе разделение учащихся на многочисленные профильные группы осуществля-

Библиографический список

ется на основе их самоопределения с учетом советов родителей и рекомендаций учителей. Теряет прежнее значение понятие учебного класса как стабильного и общего для всех учебных занятий объединения школьников. Актуализируется и функционирует такая структурная единица школы как параллель или группа учащихся, скажем, одиннадцатого года обучения. Классно-урочная система перестает работать в полном объеме. Корректнее говорить о предметно-групповой или даже параллельно-урочной системе, в которой учащиеся учатся «параллельно», но на большинстве занятий (кроме, например, физкультуры) состав групп меняется в зависимости от индивидуально выбранного учащимися уровня обучения.

Мультипрофильная модель обучения подразумевает составление индивидуальных учебных планов для 10-11 классов. При мультипрофильной модели обучения в старших профильных классах нет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Такая форма обучения наиболее полно отвечает современным социальным запросам к средней школе и дает возможность уйти от лишней перезагрузки учащихся [4].

Индивидуальный учебный план дает уникальный шанс изучать предмет на любом уровне сложности, он открывает перед учениками право выбора предмета; возможность сотрудничества с любимым учителем; сменяемость коллектива, в котором учишься; возможность приобретения новых друзей. Кроме того, можно изучать любимый предмет в небольшой группе, этим решается проблема уменьшения объема домашних заданий: все необходимые вопросы ученики успевают рассмотреть на уроке.

Введение профильного обучения по индивидуальному учебному плану коренным образом изменяет деятельность школы. Так как она позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Создается возможность построения учеником индивидуальной модели образования, перестраивается система оценивания образовательных результатов, которая ориентирована на учет достижений ученика, а не на фиксацию его ошибок.

Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием

И все же, несмотря на проблемы, профильное обучение будет являться действительно тем связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью, которое будет способствовать психолого-педагогической благоприятной атмосфере.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. - 2003. - № 1.

2. Яковлев, Б.П. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования / Б.П. Яковлев, Гейнц Л.В. // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 6.

3. [Э/р].- Р/д: http://www.profile-edu.ru

4. Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от 18.07.2002. № 27831) // Методист. - 2003. - № 1.

5. Кузнецова, Е.Н. Социально-психологическая адаптация в условиях реализации индивидуальных учебных планов старшеклассников профильной школы // Психолого-педагогическое сопровождение образования: возможности и реальность: сборник материалов науч-но-практич. конф. - Нижний Тагил, 2008.

Bibliography

1. Koncepciya profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - 2003. - № 1.

2. Yakovlev, B.P. Suthnostj i zadachi profiljnogo obucheniya i predprofiljnoyj podgotovki v sovremennoyj sisteme obrazovaniya / B.P. Yakovlev, Geyjnc L.V. // Sovremennihe naukoemkie tekhnologii. - 2008. - № 6.

3. [Eh/r].- R/d: http://www.profile-edu.ru

4. Ob utverzhdenii profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego obrazovaniya (prikaz Minobrazovaniya RF ot 18.07.2002. № 27831) // Metodist. - 2003. - № 1.

5. Kuznecova, E.N. Socialjno-psikhologicheskaya adaptaciya v usloviyakh realizacii individualjnihkh uchebnihkh planov starsheklassnikov profiljnoyj shkolih // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: vozmozhnosti i realjnostj: sbornik materialov nauchno-praktich. konf. -Nizhniyj Tagil, 2008.

Статья поступила в редакцию 31.10.12

УДК 374.8

PavlovA.K. IDEAS OF PROFILE TRAINING IN REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE SECONDARY (FULL) GENERAL EDUCATION. In article ideas of profile training in realization of federal state educational standards of the secondary (full) general education reveal.

Key words: profile training, federal state educational standards of the secondary (full) general education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.