Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования'

Мультимедийные технологии в обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕР / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / ADDITIONAL EDUCATION / COMPUTER / ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капнист Наталия Николаевна

В статье рассматриваются преимущества информационнокомпьютерных, в т.ч. мультимедийных технологий в построении образовательного процесса на примере начального обучения учащихся младшего школьного образования иностранному (английскому) языку. Рассмотрены аспекты применения компьютера как развивающей, обучающей среды и источника информации. Показаны возможности применения программного обеспечения в построение обучающего процесса в изучении английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капнист Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia technology in teaching English language learners of primary school age in the establishment of additional education

This paper discusses the benefits of information and computer, including multimedia technologies in the construction of the educational process by the example of the initial training of students of primary school education foreign language (English). The aspects of the use of computers as a developmental, learning environment and a source of information. This shows the possibilities of applying the software in the construction of the learning process in learning English.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования»

УДК 371.398:372.4:372.881.11.1

MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE LEARNERS OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Kapnist Natalia, teacher of additional education (combining “Primary English language training”). Municipal educational establishment of additional education of children “Children's Creative Center” in Leninsky district of the city of Saratov, nataly0305@gmail.com.

Abstract: This paper discusses the benefits of information and computer, including multimedia technologies in the construction of the educational process by the example of the initial training of students of primary school education foreign language (English). The aspects of the use of computers as a developmental, learning environment and a source of information. This shows the possibilities of applying the software in the construction of the learning process in learning English.

Keywords: students, information technology, additional education, computer, English.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Капнист Наталия Николаевна, Педагог дополнительного образования (объединение «Начальное обучение английскому языку») МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова, nataly0305@gmail.com.

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества информационнокомпьютерных, в т.ч. мультимедийных технологий в построении образовательного процесса на примере начального обучения учащихся младшего школьного образования иностранному (английскому) языку. Рассмотрены аспекты применения компьютера как развивающей, обучающей среды и источника информации. Показаны возможности применения программного обеспечения в построение обучающего процесса в изучении английского языка.

Ключевые слова: учащиеся, информационные технологии, дополнительное

образование, компьютер, английский язык.

В последнее время информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ) активно проникают во все сферы человеческой жизни. Коммуникационные возможности современных технологий, используемых в глобальной сети Интернет, способствуют культурной интеграции участников образовательного процесса, укрепляют межкультурные связи. Наряду с телекоммуникационными возможностями современные технологии обладают еще одним достоинством - мультимедийность. Под мультимедия понимается совокупность ауди-, виде-, фото- и иных наглядных материалов, которые не просто односторонне воспринимаются пользователем, но интерактивно взаимодействуют с ним, благодаря использованию соответствующего программного и аппаратного обеспечения. Возможности мультимедиа могут быть не только использованы в образовании, но позволяют сделать образовательный процесс интересным для учащихся, что повышает их заинтересованность и мотивацию в обучении, по сравнению с существовавшими ранее средствами.

В этой связи проблема внедрения и использования ИКТ в процесс обучения иностранному языку представляется актуальной и для педагогов образовательных учреждений, в том числе педагогов дополнительного образования.

Применение информационно-компьютерных технологий в дополнительном образовании позволяет не только давать учащимся знания в данной области, но и углублять их знания в других областях школьного образования, а также обеспечивает общее развитие. Специфику применения ИКТ в дополнительном образовании детей рассматривали С.В. Барканов, В.А. Березина, Н.А. Морозова и др. Однако исследования в аспекте применения ИКТ в процессе обуче-

ния иностранному языку и, в частности, в учреждении дополнительного образования (далее УДО) проводились в недостаточном объеме.

В связи с этим в статье поставлены задачи: рассмотреть возможности использования ИКТ в работе педагогов УДО и обозначить варианты их применения в образовательном процессе в УДО на занятиях обучения английскому языку.

В последние года в научно-педагогической литературе все активнее разрабатываются различные вопросы, связанные с использованием ИКТ. Общие вопросы компьютеризации науки и обучения нашли отражение в трудах С.И. Архангельского, А.И. Берга, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.М. Монахова и др.; вопросы формирования информационной культуры личности представлены в исследованиях А.М. Атаян, Н.И. Гендиной, А.П. Ершова, и др. Проблемам формирования информационной культуры в условиях обучения в системе дополнительного образования детей посвящены работы Н.В. Бессоновой, И.Ю. Ефимовой и др.

Важным, на наш взгляд, является вопрос и о возможных функциях ИКТ в деятельности педагога. Н. А. Морозова выделяет следующие функции: организация учебного процесса на уровне объединения в целом; индивидуальное наблюдение за воспитанником, оказание индивидуальной помощи; подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенной дополнительной образовательной программы [1].

На основании вышеизложенных функций могут быть выделены три подхода к применению компьютера в УДО: компьютер -это хранилище и источник информации (банк данных), развивающая среда, и обучающее устройство.

Компьютер как хранилище и источник информации (банк данных). Среди достоинств этого подхода - сравнительная простота организации материала. Обучаемый не ограничен логикой программы дополнительного образования и может по своему усмотрению использовать любые части предложенного ему материала [2]. Недостатки этого подхода: трудно «организовать» воспитанника, побудить его систематически знакомиться с материалом, нет возможности контролировать его действия, предоставлять адекватную обратную связь.

Компьютер как развивающая среда

Здесь речь идет не просто о развивающей среде как таковой, а о среде развития, которая конструируется, моделируется, создается самим обучающимся или совместно с педагогом [3]. Главное достоинство такого подхода - возможность реализовать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуры своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих упражнений, реализуемых в пространстве возможных действий. Это один из действенных способов обучить воспитанника решению нестандартных задач, стимулировать поиск нестандартных ходов (комбинации действий).

В основе этого подхода лежит желание обучающихся видеть в компьютере игровую среду, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом [4].

К недостаткам данного подхода относят сложность создания соответствующих компьютерных сред, медленное начальное освоение базовых действий, трудности контроля поисковой работы обучающихся в учебной компьютерной среде.

Компьютер как обучающее устройство

Исходная посылка рассматриваемого подхода такова: «Можно создать компьютерную программу, которая будет эффективно вести ученика по учебному материалу, учитывая его индивидуальные особенности» [5]. Обучающий материал разбивается на части и снабжается инструкциями (обучающей программой), которая направляет обучаемого к той или иной порции в зависимости от ответов обучаемого. Достоинство данного подхода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем. Здесь от обучаемого требуются минимальные навыки самостоятельной работы. С другой стороны, ограничение самостоятельности обучаемых, «программирование» - слабая сторона этого подхода.

Нам близка позиция Н. А. Морозовой по данному вопросу, поэтому образовательный процесс в объединении организован с использованием всех трех подходов к применению ИКТ обучении английскому языку. На наших занятиях компьютер - это развивающая среда, хранилище и источник информации (банк данных), и обучающее устройство.

Развивающая среда на занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» с применением ИКТ реализуются не только в самостоятельном поиске воспитанниками решений в проблемных, игровых и обучающих ситуациях, но и в процессе совместного создания и использования участниками образовательного процесса цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), направленных, в первую очередь, на развитие коммуникативных навыков обучающихся младшего школьного возраста:

1) презентации, слайды, дидактический материал к учебным занятиям по разделам:

«Toys - Игрушки», «Colours - Цвета», «My Family - Моя семья», «Body - Тело», «Food - Еда», «Clothes - Одежда», «Animals -Животные», «Sports - Спорт», «School stuff - Школьные принадлежности»; «Fire Safety - Пожарная безопасность»;

2) мультимедийное сопровождение открытых занятий для родителей: «House - Дом», «My World - Мой мир»;

3) мультимедийное сопровождение массовых мероприятий: «Fairy Land of English - Волшебная страна английского языка».

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера учащегося и клавиатурой не превышает допустимых 15 минут (согласно требованиям, установленным СанПиН).

Функция хранилища и источника информации (банка данных) в объединении реализуется путем обращения педагога и воспитанников к специализированным сайтам, форумам, сообществам, где педагог ведет свои блоги, обменивается опытом, принимает участие в интерактивных конкурсах на сайтах.

Функция компьютера как обучающего устройства в объединении «Начальное обучение английскому языку» реализуется через компьютерное тестирование обучающихся [6]. Однако в силу их возрастной специфики, данная функция не столь широко задействована.

Кроме того, занятия для воспитанников объединения «Начальное обучение английскому языку» с использованием информационных технологий позволяют достигнуть эффекта быстрого включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность за счет акцентирования на интересах воспитанников младшего школьного возраста (игра) и создания мотивационно-проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы» [7].

Например, в мультимедийной игровой презентации «Funny Bunny - Забавный кролик Банни» обучающимся предлагается раскрасить кролика. Для этого необходимо выбрать цвет (краску) с цифрой, соответствующей правильному ответу. Щелчок мыши на цвете (краске) даёт результат: если ответ верный - на картинке появится раскрашенный фрагмент рисунка. Такая игра - хороший помощник для закрепления прилагательных, обозначающих внешность и характер (slim, fat, merry, sad, bad, pretty, brave, smart, good).

Таким образом, целенаправленное, систематическое многофункциональное использование ИКТ на занятиях по английскому языку с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования способствует не только более глубокому, качественному усвоению английского языка, но и успешному решению вопросов, связанных с расширением развивающей образовательной среды, повышением учебной мотивации, развитием коммуникативных навыков учащихся.

Литература:

1. Морозова, Н.А. Педагогика дополнительного образования [Текст] / Н.А. Морозова. - М.: Педагогика, 2005. - 92 с.

2. Барканов, С.В. Информационная среда учреждений дополнительного образования детей [Текст] / С.В. Барканов. - М.: Просвещение, 2006. - 81 с.

3. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Боровиков. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - 158 с.

4. Березина, В. А. Проблемы дополнительного образования детей и молодёжи [Текст] / В. А. Березина. - М.: Педагогика, 2005. -

192 с.

5. Виноградов, А.А. Информационные потребности и информационная культура [Текст] / А. А. Виноградов, Л.В. Скворцов // Теория и практика общественно научной информации. - М., 1990. -Вып. 4. - С. 48-60.

6. Education and training 2010 Diverse Systems, Shared Goals [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europa.eu.int/ comm/education/policies/2010/et2010en.html.

7. Чернова, Н.А. Теория и практика дополнительного образования [Текст] / Н.А. Чернова. - Кемерово, 1995. - 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.