Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии на современном уроке истории'

Мультимедийные технологии на современном уроке истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина М. Х.

Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИТК), которые обладают тотальной мультимедийностью. В статье выделены наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории, приведены варианты работы с компьютерной техникой на занятиях по истории и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии на современном уроке истории»

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ИСТОРИИ

© Минина М.Х.*

Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова, г. Ставрополь

Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИТК), которые обладают тотальной мультимедийностью. В статье выделены наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории, приведены варианты работы с компьютерной техникой на занятиях по истории и во внеурочной деятельности.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» студента в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность студента.

Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:

- мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т.е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.

- знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки, анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополни-

* Преподаватель Цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

тельным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.

- знания приобретаются по разным каналам восприятия, лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

- восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуально реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося.

Таким образом, с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.

На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Это взаимодействие ориентировано на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями предметной среды (моделями артефактов культуры, реконструкциями исторических событий, явлений и процессов и т.п.), созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране, на исследование и изучение поведения таких моделей, имитаций изучаемых явлений или процессов. Направлено это информационное взаимодействие на поиск, передачу, транслирование, обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и пр.).

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс. Преподаватель на своем уроке должен чередовать разнообразные методические приемы. Это поможет студентам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала» может объяснить сам, другую часть - перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину и т.д.

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио-комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Однако, преподавателю использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заметить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить педагога и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» - это лишь еще один педагогический инструмент. И современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня преподаватель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроекта, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет.

С какими проблемами сталкивается преподаватель истории, имеющий возможность работы с ИТ на уроке и во внеурочной деятельности.

Если проблема с наличием компьютера решена - это полдела, теперь преподаватель должен подумать: а что даст мне и моим студентам использование ИТ? Ведь компьютер - это не замена преподавателя. Согласитесь, что бы ни придумывали - преподаватель был и будет основным действующим лицом на уроке. Значит, компьютер надо рассматривать как составляющую урока, ещё одну методическую единицу. Помощь от этой составляющей существенна - тот, кто проработал 10-15 лет с доской и мелом, может оценить ее. Но компьютерные программы не сделают все за учителя. Потребуется много времени, чтобы научиться их эффективно использовать. Но затраченные усилия в дальнейшем окупятся сполна. И не надо теперь хранить в кабинете истории карточки с заданиями. Архивированные папки и записанные на диски, они вам прослужат не один год. А иллюстрации, которые для преподавателя истории необходимы как воздух, вы сможете сами обрабатывать, записывать и хранить, опять-таки не прибегая к помощи шкафов в кабинете. У вас появится возможность создать архив аудиозаписей (голоса исторических деталей, гимны, песни военных лет и т.д.), видеозаписей (небольшие по объему, на 2-3 мин) - они помогут в создании собственных мультимедиапре-зентаций. Ну и, наконец, кроме конспектов, заданий и иллюстраций преподаватель сможет справиться с одной проблемой - проблемой наличия исторических карт. Здесь неоценимую помощь окажут готовые компакт-диски, где в каждом обязательно найдется анимированная карта, причем не только крупных военных походов и сражений, но и территориальных изменений стран.

А что же студент, какое место он займет на уроке с ИТ? Придя на урок, послушав преподавателя, посмотрев картинки на экране и выполнив задание, студент может воспринять все это только как развлечение. И здесь многое зависит от преподавателя, от того, какую роль он отведет студенту. Можно при-

влечь ребят к сбору материала (фото, видео, аудио), наиболее активные сами захотят поработать с компьютером и выступить на уроке. Кто-то найдет необходимый материал в Интернете, подскажет, как лучше его оформить. Студенты, к радости нашей, лучше умеют обращаться с компьютерными программами, так давайте воспользуемся этими знаниями им же во благо.

В работе с ИТ каждый решает, воспользоваться ли готовыми источниками, например компакт-дисками (благо на рынке компьютеров их предостаточно), либо создать свой продукт (путь сложный, но наиболее часто выбираемый теми, кто знаком с основами создания компьютерных программ). Рассмотрим, что будет являться в этом случае источником для работы преподавателя.

Источники ИТ для преподавателя:

1. Электронные энциклопедии - используются как справочный материал, выполняют в основном иллюстративную функцию (например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»; «Государственная символика России» и др.);

2. Репититоры-контролеры - выявляют уровень знаний с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам (например, «Репетитор по истории - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; «История ЕГЭ» (10-11 классы) и др.);

3. Компьютерные учебники - в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстрированный материал к факультативам, биографические справки, словарь (например, «История России ХХ в.» -авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина; «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.» и диск с тем же названием, но XIX-XX вв. и др.). Использование этих учебников удобно еще тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов;

4. Мультимедиапрезентации - создаются преподавателем в программе Power Point с опорой на соблюденные критерии, задачи и ход урока. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимаций. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Презентация может проходить в автоматичесом режиме, или слайды меняет сам преподаватель;

5. Интернет - это своеобразная энциклопедия, где можно не только почерпнуть информацию, но и обменяться новыми идеями ИТ.

Определив для себя источники ИТ, преподаватель истории сталкивается еще с одним вопросом: как реализовать на практике гармоничное включение ИТ в свою работу. Можно предложить несколько вариантов работы:

- во время урока истории:

• Комбинированный (диалоговый урок) - сочетает в себе объяснение преподавателя с использованием ИТ и работу студентов (ин-

дивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиапрезентаций;

• Урок-лекция по изучению нового материала - преподаватель в течение всего урока использует ИТ в качестве иллюстрированного материалов (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

• Урок обобщающего повторения - студенты самостоятельно группируют информацию по изученным темам, составляют вопросы к ней;

• Урок-семинар - студенты готовят собственные выступления с использованием ИТ;

- во внеурочной деятельности по предмету:

• организация предметных недель (проведение различных игр, викторин, КВН и т.д.). В работе по подготовке таких мультимедиапре-зентаций особенно сплачивается студенческая группа;

• при проведении исторических вечеров и праздников ИТ будут выполнять вспомогательную роль. Мультимедиапрезентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстрированным материалом.

Если урок будет проведен в компьютерном классе, где студенты объединятся перед компьютером в группы по два-три человека, это позволит преподавателю значительно разнообразить формы работы.

А именно:

- самостоятельное изучение нового материала и контроль полученных знаний на уроке с помощью подготовленной преподавателем

мультимедиапрезентации;

- лабораторно-практические занятия с использованием ИТ;

- проверка знаний (тестирование).

Сегодня становится очевидцем, что образовательное учреждение не может существовать в отрыве от компьютеризации общества. Преподаватель и студент вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории, и путь этот ведет в будущее российского образования.

Список литературы:

1. Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.

2. Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век» // Преподавание истории в школе. - 1998. - № 4.

3. Гребнева М.И. Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конфнренции-выставки «Информационные технологии в образовании». -М., 1999.

4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер-Пресс. - 1998. - № 9.

5. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. - М.: «ВАКО», 2009. -176 с.

6. Информационные технологии - шаг в будущее // «Учитель». - 2002. -№ 4. - С. 53.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© Саранчина Г.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 93, г. Тольятти

Если нашим проводником будет природа, мы никогда не заблудимся.

В современную эпоху резко возросло воздействие на природу, загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, что вызывает тревогу за здоровье человека и биосферы в целом, поэтому с большой остротой встал вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Необходима серьезная переориентация сознания, изменение представлений подрастающего поколения от «мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача», к осознанию своего истинного положения в биосфере, зависимого от ее состояния.

Наступило время Всемирной академии Экологии. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства подводят экологическое образование в разряд первостепенных экологических проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является школьное. Именно в этом возрасте заклады-

* Учитель биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.