ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 25 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 25 2011
УДК 372.854
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
© А. Н. ВЕРНИГОРА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и теории и методики обучения химии e-mail: [email protected]
Вернигора А. Н. - Мультимедийные презентации как средство обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 25. С. 706-709. - Проанализированы и суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну мультимедийных презентаций.
Ключевые слова: мультимедийные презентации, обучение, разработка, дизайн.
Vernigora A. N. - Multimedia presentations as a tutorial // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V. G. Belinskogo.
2011. № 25. P. 706-709. - The basic requirements shown to working out and design of multimedia presentations are analysed and summarized.
Keywords: multimedia presentations, tutorial, working out, design.
Мультимедийные презентации являются одним из наиболее известных и эффективных на сегодняшний день методов представления учебного материала [4, 12]. Они прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе [11]. Однако, многие презентации, разработанные учителями и, в особенности, школьниками далеки от современных требований к ним. Поэтому в нашей работе суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну презентаций.
Презентации - электронные документы особого рода, отличающиеся ком-плексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (автоматическим или интерактивным ) [14].
Необходимость использования мультимедийных презентационных технологий может быть обусловлена следующими факторами:
• дефицит источников учебного материала;
• возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
• необходимость систематизации и структурного представления учебного материала;
• визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
• необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью исследования их свойств и др. [11].
Каждаяпрезентация,подготовленнаякзанятию, с одной сторо-ны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой -отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т. п.). Это позволяет, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале - предмета) [14].
Обязательными структурными элементами презентации, как правило, являются: обложка; титульный слайд; оглавление; учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики); словарь терминов; справочная система по работе с управляющими элементами; система контроля знаний; информационные ресурсы по теме [9, 11]. Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации. При этом содержательное наполнение слайдов основных структурных элементов презентации должно выполняться в соответствии со следующими принципами.
1. Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).
2. Титульный слайд должен включать: название темы; информацию об образовательном учреждении; сведения об авторе; дату разработки; информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла [14].
3. Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к её сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т. е. находиться на одном слайде. Таким требованиям, какправило,удовлетворяетдвухуровневоеоглавление (разделы и подразделы). Оглавление может представ-лятьсокращенноеграфически-текстовоеизображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала,идеи,заложенныевнем,исопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию [2].
4. Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме. Такое представление даёт качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, по сравнению с полным представлением материала, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщенияисистематизации учебногоматериала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п. (т. е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и т. д.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения [3].
5. Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальныхги-персвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Тем не менее, не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т. д. Такое «удобство» нарушает последовательность изложения учебного материала и приемлемо только для энциклопедий или справочников. В свою очередь, содержание и органи-зацияэлектронныхпрезентаций,выполняющихфунк-циибазовыхконспектов,должныпровестиобучающе-гося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний [13].
6. Каждый слайд, презентующий учебный материал, как правило, содержит:
• область отображения местоположения страницы в контексте презентации;
• одно или несколько текстовых полей. Текст может включать небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т. п.);
• область для размещения элементов управления на странице [11].
Выделяют следующие наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации [5, 7, 10]:
• Сжатость и краткостьизложения, максимальная информативность текста.
• Объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы.
• Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста.
• Основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке абзаца). Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца.
• Предпочтительнее использование табличного ( матричного)форматапредъявленияматериала,ко-торый позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями.
• При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах) [14].
• Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
• Г рафика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фото-графий),оформляемомввидесамостоятельногомоду-ля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок [6].
Непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость оказывает дизайн презентаций [4]. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учёт физиологических особенностей восприятия цветов и форм [1]. К наиболее значимым из них относят:
• Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый.
• Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый.
• 25 2011
• Нейтральные цвета: светло-розовый, сероголубой, желто-зеленый, коричневый.
• Сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).
• Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трёх главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слай-дах.Этосоздаетуобучающегосяощущениесвязности, преемственности, стильности, комфортности.
• При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1 : 5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1 : 0.375 до 1 : 0.75 [12].
• Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.
• Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля.
• Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.
• Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять её.
• Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Чёткие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатыва-ются»в подсознание,причем,чемкорочевоздействие, тем оно сильнее.
• Любой движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания [5].
• Включение в качестве фонового сопровождения различных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
Учёт указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.
Обобщая сказанное выше, можно дать некоторые общие рекомендации составленияпрезентаций [2,
4, 5, 8, 9]:
• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использова-
ние просто текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке учебных программ.
• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт.
• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого»цвета, невызывающаяраз-дражение и утомление глаз.
• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять всё экранное поле.
• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.
• Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя.
Авторнадеется,чтоприведенныездесьрекомен-дации будут полезны не только учителям, но и препо-давателям,студентам,школьникам,т.е.всемтем, кому приходится заниматься разработкой презентаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова Н.П. Еще раз к вопросу об использовании компьютерных технологий в обучении химии // Химия. Методика преподавания химии. 2004. № 6. С. 49-54.
2. БрыскинаО.Ф., ОвчинниковаО.А. СредстваMicrosoft PowerPoint как инстументальное средство педагога. Самара: СИПКРО, 2004. 40 с.
3. Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. 160 с.
4. Дерешко Б.Ю. Презентационное оборудование для образовательного процесса // Телекоммуникация и информатизация образования. 2004. № 4. С. 45-56.
5. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 99-101.
6. ЗахароваИ.Г.Информационныетехнологиивобразо-вании. М.: Академия, 2005. 198 с.
7. КурдюмоваТ.И.Компьютерныетехнологииобучения химии: достоинства и недостатки // Химия в школе. 2000. № 8. С. 35-37.
8. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль: Академия развития, 2008. 183 с.
9. Мухаметов Г.В. Microsoft office [Возможности применения компьютерной программы при изучении химии] // Химия в школе. 2003. № 4. С. 32-41.
10. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32-38.
11. Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104-106.
12. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1994. № 4. С. 89-96.
13. Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженернопедагогических факультетов по специальности 030500 «Профессиональноеобучение». М.:МГАУ, 1994. 41 с.
14. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций // Химия в школе. 2005. № 7. С. 36-37.
15. Щелканова Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии // Химия. Методика преподавания химии. 2004. № 4. С. 68-71.