Научная статья на тему 'Мультимедийные презентации как средство обучения'

Мультимедийные презентации как средство обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5001
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗРАБОТКА / ДИЗАЙН / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / TUTORIAL / WORKING OUT / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вернигора Александр Николаевич

Проанализированы и суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну мультимедийных презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вернигора Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia presentations as a tutorial

The basic requirements shown to working out and design of multimedia presentations are analysed and summarized.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные презентации как средство обучения»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 25 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 25 2011

УДК 372.854

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

© А. Н. ВЕРНИГОРА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и теории и методики обучения химии e-mail: [email protected]

Вернигора А. Н. - Мультимедийные презентации как средство обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 25. С. 706-709. - Проанализированы и суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну мультимедийных презентаций.

Ключевые слова: мультимедийные презентации, обучение, разработка, дизайн.

Vernigora A. N. - Multimedia presentations as a tutorial // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V. G. Belinskogo.

2011. № 25. P. 706-709. - The basic requirements shown to working out and design of multimedia presentations are analysed and summarized.

Keywords: multimedia presentations, tutorial, working out, design.

Мультимедийные презентации являются одним из наиболее известных и эффективных на сегодняшний день методов представления учебного материала [4, 12]. Они прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе [11]. Однако, многие презентации, разработанные учителями и, в особенности, школьниками далеки от современных требований к ним. Поэтому в нашей работе суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну презентаций.

Презентации - электронные документы особого рода, отличающиеся ком-плексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (автоматическим или интерактивным ) [14].

Необходимость использования мультимедийных презентационных технологий может быть обусловлена следующими факторами:

• дефицит источников учебного материала;

• возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

• необходимость систематизации и структурного представления учебного материала;

• визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

• необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью исследования их свойств и др. [11].

Каждаяпрезентация,подготовленнаякзанятию, с одной сторо-ны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой -отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т. п.). Это позволяет, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале - предмета) [14].

Обязательными структурными элементами презентации, как правило, являются: обложка; титульный слайд; оглавление; учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики); словарь терминов; справочная система по работе с управляющими элементами; система контроля знаний; информационные ресурсы по теме [9, 11]. Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации. При этом содержательное наполнение слайдов основных структурных элементов презентации должно выполняться в соответствии со следующими принципами.

1. Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).

2. Титульный слайд должен включать: название темы; информацию об образовательном учреждении; сведения об авторе; дату разработки; информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла [14].

3. Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к её сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т. е. находиться на одном слайде. Таким требованиям, какправило,удовлетворяетдвухуровневоеоглавление (разделы и подразделы). Оглавление может представ-лятьсокращенноеграфически-текстовоеизображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала,идеи,заложенныевнем,исопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию [2].

4. Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме. Такое представление даёт качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, по сравнению с полным представлением материала, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщенияисистематизации учебногоматериала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п. (т. е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и т. д.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения [3].

5. Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальныхги-персвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Тем не менее, не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т. д. Такое «удобство» нарушает последовательность изложения учебного материала и приемлемо только для энциклопедий или справочников. В свою очередь, содержание и органи-зацияэлектронныхпрезентаций,выполняющихфунк-циибазовыхконспектов,должныпровестиобучающе-гося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний [13].

6. Каждый слайд, презентующий учебный материал, как правило, содержит:

• область отображения местоположения страницы в контексте презентации;

• одно или несколько текстовых полей. Текст может включать небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т. п.);

• область для размещения элементов управления на странице [11].

Выделяют следующие наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации [5, 7, 10]:

• Сжатость и краткостьизложения, максимальная информативность текста.

• Объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы.

• Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста.

• Основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке абзаца). Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца.

• Предпочтительнее использование табличного ( матричного)форматапредъявленияматериала,ко-торый позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями.

• При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах) [14].

• Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

• Г рафика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фото-графий),оформляемомввидесамостоятельногомоду-ля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок [6].

Непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость оказывает дизайн презентаций [4]. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учёт физиологических особенностей восприятия цветов и форм [1]. К наиболее значимым из них относят:

• Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый.

• Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый.

• 25 2011

• Нейтральные цвета: светло-розовый, сероголубой, желто-зеленый, коричневый.

• Сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).

• Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трёх главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слай-дах.Этосоздаетуобучающегосяощущениесвязности, преемственности, стильности, комфортности.

• При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1 : 5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1 : 0.375 до 1 : 0.75 [12].

• Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

• Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля.

• Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

• Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять её.

• Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Чёткие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатыва-ются»в подсознание,причем,чемкорочевоздействие, тем оно сильнее.

• Любой движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания [5].

• Включение в качестве фонового сопровождения различных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учёт указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Обобщая сказанное выше, можно дать некоторые общие рекомендации составленияпрезентаций [2,

4, 5, 8, 9]:

• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использова-

ние просто текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке учебных программ.

• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт.

• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого»цвета, невызывающаяраз-дражение и утомление глаз.

• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять всё экранное поле.

• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.

• Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя.

Авторнадеется,чтоприведенныездесьрекомен-дации будут полезны не только учителям, но и препо-давателям,студентам,школьникам,т.е.всемтем, кому приходится заниматься разработкой презентаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова Н.П. Еще раз к вопросу об использовании компьютерных технологий в обучении химии // Химия. Методика преподавания химии. 2004. № 6. С. 49-54.

2. БрыскинаО.Ф., ОвчинниковаО.А. СредстваMicrosoft PowerPoint как инстументальное средство педагога. Самара: СИПКРО, 2004. 40 с.

3. Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. 160 с.

4. Дерешко Б.Ю. Презентационное оборудование для образовательного процесса // Телекоммуникация и информатизация образования. 2004. № 4. С. 45-56.

5. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 99-101.

6. ЗахароваИ.Г.Информационныетехнологиивобразо-вании. М.: Академия, 2005. 198 с.

7. КурдюмоваТ.И.Компьютерныетехнологииобучения химии: достоинства и недостатки // Химия в школе. 2000. № 8. С. 35-37.

8. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль: Академия развития, 2008. 183 с.

9. Мухаметов Г.В. Microsoft office [Возможности применения компьютерной программы при изучении химии] // Химия в школе. 2003. № 4. С. 32-41.

10. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32-38.

11. Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104-106.

12. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1994. № 4. С. 89-96.

13. Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженернопедагогических факультетов по специальности 030500 «Профессиональноеобучение». М.:МГАУ, 1994. 41 с.

14. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций // Химия в школе. 2005. № 7. С. 36-37.

15. Щелканова Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии // Химия. Методика преподавания химии. 2004. № 4. С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.