Научная статья на тему 'Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы'

Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Александрова О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы»

г

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

О. АЛЕКСАНДРОВА, ст. научный сотрудник

Институт социальноэкономических проблем народонаселения РАН

Реформирование системы, взаимосвязанной с другими системами и факторами, требует постоянной оценки ее устойчивости - как в целом, так и ее сегментов. На это и было направлено исследование, в рамках которого выявлялся связанный с образованием комплекс представлений, ожиданий и установок родителей старшеклассников, проживающих в четырех отличных по социально-экономическому положению регионах1 . Но прежде чем изложить результаты, несколько общих замечаний - с тем, чтобы пояснить контекст и логику исследования.

Устойчивость системы высшего профессионального образования (ВПО) зависит от макротенденций, влияющих, с одной стороны, на состояние бюджетов (осуществляющих финансирование вузов), а с другой - на платежеспособный спрос на образовательные услуги. Последний определяется не только благосостоянием населения, но и демографическими тенденциями, а также трендами в потребительском поведении.

Намеченная категоризация вузов [1] при условии соответствующей реакции рынка труда (если диплом вузов с более высоким статусом автоматически обеспечит его обладателям приоритет при замещении наиболее привлекательных вакансий) должна, по логике, приводить к снижению востребованности низкостатусных вузов. Не име-

1 Опрошено 1000 респондентов в Москве, Нижнем Новгороде, Вологде и Иваново. Респондентами выступили члены домохозяйств, в составе которых есть дети старшего школьного возраста.

Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы

ющие репутации вузы низкой категории могут столкнуться с оттоком потребителей и в силу иных причин, например изменения условий призыва в армию или повышения привлекательности начального профессионального и среднего специального образования. Еще одним фактором серьезной трансформации в системе ВПО может стать структурная перестройка экономики в случае ее реальной переориентации на преимущественное развитие высокотехнологичных отраслей с последующим перетоком средств потребителей в вузы соответствующего профиля. Ведь очевидно, что, в отличие от образования «менеджерского» и даже финансово-экономического, вузы, никогда прежде не имевшие отношения к образованию естественно-научного и технического профиля, на необходимом уровне предоставлять его не смогут. И наконец, изменения в системе ВПО могут произойти в результате санации системы через процедуры аккредитации и аттестации.

Если эти факторы начнут действовать, серьезная трансформация внутри системы ВПО неизбежна. Но верно ли будет говорить об угрозах ее устойчивости? Скорее, следует говорить о непростом процессе ее оздоровления и приближения к исполнению важнейшей функции - подготовки кадров для конкурентоспособной экономики, а также о приведении в адекватный вид всей системы образования, поскольку в совокупности эти факторы могли бы способствовать преодолению провала в начальном и среднем профобразовании.

За исключением изменений в системе воинского призыва, факторы, способные

нарушить нынешний гомеостаз, связаны прежде всего с рынком труда, отражающим тенденции экономического развития. Каковы же представления родителей старшеклассников о рынке труда и факторах успешного трудоустройства? Есть ли основания ожидать оттока потребителей из сегмента вузов низких категорий и их переориентации либо на начальное и среднее профессиональное образование, либо на образование в вузах высшей категории с усилением проблематизации вопроса его доступности?

По нашим данным, на сегодняшний день высокий статус вуза в представлениях большинства респондентов отнюдь не является надежной гарантией получения хорошей работы: вариант «высшее образование, полученное в престижном вузе » - явный аутсайдер среди других факторов успешного трудоустройства (табл. 1). И так полагают люди, живущие не в глухой провинции, а в областных центрах и столице, занятые в

самых разных отраслях. (Например, доля отметивших вариант «высшее образование, полученное в престижном вузе » среди родителей, занятых в ТЭК, финансовых, информационных и юридических услугах, -порядка 12,5%, среди занятых в промышленности, науке, образовании и т.п. - 1017%). Даже если такой сектор рынка труда, в котором приоритет при замещении наиболее привлекательных вакансий отдается обладателям престижных дипломов и существует, он пока слишком узок, чтобы сколько-нибудь серьезно изменить сложившиеся представления.

Более важным оказывается «высшее образование по востребованной специальности ». Причем в отношении такого образования, а также «любого высшего образования», тоже опередившего вариант «престижное образование», наблюдается региональная специфика. Если в регионах вариант «высшее образование по востребованной специальности» по числу отметив-

Таблица 1

Сравнительная значимость факторов удачного трудоустройства в представлениях родителей старшеклассников

ших довольно заметно опережает «любое высшее образование», то москвичи в полтора раза чаще выбирают «любое высшее образование». Причина в том, что в регионах рынок труда значительно уже, соответственно, уже и круг востребованных специальностей. Кроме того, в регионах рынок труда значительно менее оплачиваемый, поэтому востребованная специальность трактуется как востребованная высокооплачиваемым спросом.

В целом же значимость факторов успешного трудоустройства, связанных с образованием, по-прежнему уступает связям и знакомствам (отмечены каждым вторым респондентом) и высокой квалификации, сопряженной с опытом работы (42% выборки). Данные говорят о региональных различиях в значимости фактора связей. В Москве в силу масштабности и многопрофильное™ рынка труда, а также высокой конкуренции в ряде сфер роль связей несколько снижается, и на первый план выходят опыт и высокая квалификация. (Таким образом, в представлениях москвичей тройка лидеров среди факторов успешного трудоустройства состоит из «любого высшего образования», «опыта» и «связей »). В регионах, даже в областных центрах, доминирующее положение связей при трудоустройстве сохраняется.

Представлением о том, что диплом престижного вуза не производит на работодателя никакого «магического действия», объясняется низкий уровень связанной с получением высшего образования мобильности. Абсолютное большинство респондентов нацелено на получение образования в своем городе. В столичные вузы собирается не более 1-8% регионалов, что вполне понятно. Учеба в столице требует серьезных дополнительных расходов - на преодоление входного барьера, оплату обучения, проживание. Возможно, большее число провинциалов пыталось бы осилить эти расходы, если бы видело в этом серьезный смысл. Однако при нынешней структуре экономики с ее невысокими требованиями

к квалификации работников в подавляющем большинстве случаев для трудоустройства в своем регионе (искомый вариант при среднем уровне притязаний) достаточно образования, полученного в местных вузах. Дополнительным сдерживающим фактором являются представления регио-налов о приоритетности для дальнейшего трудоустройства фактора связей, которых у них в столицах нет. Если ситуация изменится и востребованными станут высококлассные специалисты в точных и естественных науках, значение связей заметно снизится, и у провинциалов возникнет мотив обучения в лучших вузах страны. Так было в советские времена, когда абитуриенты с периферии ехали поступать в московские и ленинградские вузы - и потому, что в их городах не было вузов аналогичного профиля или уровня, и потому, что это был надежный способ закрепиться в крупных центрах.

А возможна ли в ближайшей перспективе переориентация части потребителей с проблемного (низкостатусного) сегмента системы ВПО в систему начального и среднего профессионального образования? В последнее время все чаще звучат сетования на острую нехватку подобных специалистов и упоминания об их неплохих заработках. Оказывает ли подобная информация профориентационное воздействие? Судя по данным, пока нет - в качестве факторов перспективного трудоустройства эти ступени образования были в целом по выборке отмечены незначительно, что коррелирует с долей семей, твердо намеренных дать детям высшее образование (табл. 2).

Исключительно высокий процент (следует учитывать и респондентов, выбравших вариант «как получится»!) родителей, нацеленных на предоставление детям высшего образования, ставит под большой вопрос успешность кампании по возрождению начального и среднего профессионального образования. И картина вряд ли изменится до тех пор, пока сохраняется и такая дос-

Таблица 2

Образовательные притязания родителей старшеклассников

Регион проживания Образование, которое обязательно должны получить дети (%)

Как получится Общее среднее Начальное профессиональное Среднее специальное Высшее Ученая степень Всего

Москва 6,8 0,0 0,4 10,0 80,0 2,8 100

Нижний Новгород 16,0 0,8 1,2 10,4 70,8 0,8 100

Вологда 12,8 0,5 0,5 11,2 72,9 2,1 100

Иваново 3,2 0,8 0,4 8,0 86,7 0,8 100

В целом по выборке 9,5 0,5 0,6 9,8 78,0 1,6 100

тупность вузовского диплома, и, что еще важнее, нынешние межсекторальные диспропорции в оплате труда. (Даже если оплата труда представителей рабочих специальностей и младшего технического персонала и становится сегодня в некоторых отраслях промышленности сопоставимой с оплатой труда занятых в торговле и т.п. сферах, труд первых в целом является гораздо более тяжелым и по трудозатратам, и по условиям труда, и при этом - менее престижным).

Ситуация оказывается неоднозначной: если следовать формальной логике, провал начального и среднего профессионального образования есть фактор, благоприятный для устойчивости системы ВПО - как минимум в ближайшей перспективе оно не оттянет на себя потребителей 2. Однако если смотреть на ситуацию не узкокорпоративно, а с точки зрения устойчивого развития экономики (что в конечном счете есть главный фактор устойчивости и системы ВПО), провал этой кампании - явление негативное.

Итак, на настоящий момент нет основа-

2 Если, конечно, система ВПО в ближайшее время не произведет внутри себя радикальную санацию, резко сужающую вход в нее (дискуссию о целесообразности подобных мер здесь оставляем за скобками).

ний прогнозировать какие-либо существенные перемещения основной массы потребителей образовательных услуг за пределы системы ВПО или в сторону престижного образования. В то же время переструк-турирование потребителей внутри системы ВПО, связанное с переходом на Болонскую систему, неизбежно. Какие установки формируются у потребителей в отношении ступеней высшего образования, что определяет эти установки и какие коллизии в связи с этим возможны? На фоне определенности при планировании получения в целом высшего образования резким контрастом выступает доля выбравших вариант ответа «как получится» при обсуждении ступени высшего образования в системе «бакалавриат - магистратура», которую непременно должны освоить дети (табл. 3). Вторая половина респондентов распределилась между двумя полюсами уверенных ответов - «достаточно будет степени бакалавра» и «обязательно получить степень магистра ».

Довольно невысокий процент родителей, заявляющих о достаточности «бакалавриата», вполне ожидаем: статус «бакалавра » является на сегодня для работодателя неясным, причем как на региональном, так и на столичном рынке труда.

Можно обнаружить некоторые харак-

Таблица 3

Ориентации родителей старшеклассников на ступени «бакалавриат - магистратура»

Регион проживания Ориентация на ступени высшего образования, %

Достаточно степени бакалавра Обязательно получить степень магистра Как получится Всего

Москва 12,4 44,2 43,4 100

Нижний Новгород 15,6 23,7 60,7 100

Вологда 13,6 23,8 62,6 100

Иваново 10,9 46,3 42,8 100

В целом по выборке 13,1 35,5 51,4 100

терные черты группы родителей, изначально согласных на бакалавриат. Лишь четверть из них среди факторов удачного трудоустройства вообще упомянули фактор, связанный с образованием. (Основные названные факторы вполне традиционны и по набору, и по удельному весу: квалификация, сопряженная с опытом работы, -46,7% и связи - 55,1%). Более того, из всех имеющих отношение к уровню, качеству и профилю образования вариантов члены данной группы выбрали лишь вариант «любое высшее образование». Подобное редуцированное, без минимальной спецификации по какой-либо из характеристик, отношение к высшему образованию говорит о том, что в их глазах образование имеет скорее символический смысл. Кроме того, лишь половина из этих респондентов сама имеет высшее образование. Очевидно, что для них высшее образование, пусть и на уровне бакалавриата, - это продвижение в образовательном и социальном статусе. Последнее существенно, так как каждый четвертый в этой группе относится к рабочим или младшему обслуживающему персоналу. Дети же, закончив вуз и получив степень бакалавра, автоматически перейдут на более высокую ступень в должностной и социальной иерархии.

В то же время, не имея собственного опыта обучения в высшей школе и, соответственно, представлений об организации учебного процесса - о том, какой набор дисциплин, в каком объеме, сколь глубоко

и детально преподается на разных ступенях высшей школы, эти респонденты принимают решение об образовательной планке, будучи недостаточно осведомленными. Для некоторых подобная ситуация чревата серьезными разочарованиями - если ресурсов для перехода на ступень, предоставляющую более обширные и специализированные знания, у семьи окажется недостаточно. Ведь получение и такого, в пределах бакалавриата, высшего образования от части респондентов из этой группы потребует определенного напряжения и усилий. (Лишь пятая часть этой группы полагает, что поступление в вуз не потребует никаких затрат; еще меньше тех, кто рассчитывает на бесплатность обучения. Часть респондентов готова расходовать сбережения (19,6% - на поступление и 29,9% - на обучение), порядка 8% - взять образовательный кредит, 0,9% - продать имущество.)

В отличие от согласных на бакалавриат, в группе родителей, изначально нацеленных на магистратуру, наблюдается заметная региональная специфика. В Москве и Иваново таковых заметно больше, чем в Нижнем Новгороде и Вологде. Заявление о столь высокой планке в депрессивном регионе (Иваново) есть либо отражение очень высокой конкуренции на чрезвычайно узком высокооплачиваемом сегменте, либо проявление компенсаторики в виде нарочитой артикуляции высокого уровня притязаний. В Москве причины на-

целенности на максимально высокую планку вполне рациональные - при прочих равных условиях образование с более понятным для работодателя статусом является конкурентным преимуществом. Кроме того, в Москве благодаря ее столичному статусу достаточно много рабочих мест и должностных позиций, предъявляющих высокие квалификационные требования, включая образовательный ценз.

Важным отличием группы родителей, нацеленных на магистратуру, является ее гораздо более высокий образовательный статус: 69% имеют высшее образование, причем почти половина - технического, естественно-научного, медицинского, архитектурностроительного и т.п. профиля, то есть закончила вузы, где специализация предусмотрена лишь на старших курсах. Заметны и различия в должностном статусе: доля находящихся на нижней ступени должностной иерархии здесь в два раза меньше. Примечательна и разница в представлениях о факторах удачного трудоустройства. В отличие от изначально готовых удовлетвориться бакалавриатом, здесь использованы все варианты: 35,1% указали на «любоевысшее»обра-зование, столько же - на «высшее образование по востребованной специальности», еще 15,8% - на «образование, полученное в престижном вузе ». Подобная дифференциация свидетельствует о более вдумчивом и тщательном подходе к выбору образования. Следовательно, эта группа в большей степени видит в образовании самостоятельный, самоценный ресурс вертикальной мобильности.

Важной чертой, похоже, проливающей свет на глубин-ные причины столь однознач-

ной ориентации этой группы на магистратуру, при том, что с точки зрения материальной обеспеченности она не представляет собой особого случая, является довольно высокая в сравнении с группой заведомо согласных на бакалавриат степень неудовлетворенности своим общественным положением (табл. 4).

По-видимому, более серьезная неудовлетворенность связана у этой группы с более высоким уровнем образования и, соответственно, изначальных притязаний. С учетом профиля образования, полученного значительной частью этих респондентов, можно предположить, что в последние десятилетия многие из них испытали профессиональную невостребованность, необходимость перепрофилирования, нередко с потерей квалификации. Таким образом, причиной более высокой степени социальной неудовлетворенности в этой группе может быть так называемая статусная несовместимость, проявляющаяся в рассогласовании образовательного, материального и социального статусов [2] . Так, почти 60% группы оценили свое материальное положение по 9-балльной шкале в диапазоне до 5 баллов (включительно), и в целом более 80% группы не вышли в оценках своего благосостояния за 6 баллов. При этом уровень собственного профессионализма до 5 баллов (включительно) оценила лишь четверть группы, пятая часть оценила его

Таблица 4

Удовлетворенность общественным положением родителей с разным уровнем образовательных притязаний

Удовлетворенность общественным положением Уровень образовательных притязаний, %

Достаточно степени бакалавра Обязательно получить степень магистра

Не удовлетворены 6,5 8,0

Скорее не удовлетворены 18,7 24,2

Скорее удовлетворены 39,3 46,6

Удовлетворены 28,0 12,5

Затруднились с ответом 7,5 8,7

Всего 100 100

на 7 баллов, еще четверть группы - на 8 баллов и 17% - на высший балл.

На то, что проблематизация статусной несовместимости в этой группе носит хронический характер, указывает и оценка этими респондентами изменений, произошедших в их материальном и общественном положении за последние 6-7 лет (табл. 5).

В этом вопросе мы также замечаем различия между группой родителей, нацеленных на магистратуру, и группой родителей, готовых удовлетвориться бакалавриатом, -среди последних больше доля отметивших позитивные изменения в социальном статусе.

Очевидно, что в немалой степени такое самоощущение связано с динамикой материального положения тех и других семей: согласно нашим данным, в группе родителей, нацеленных на магистратуру, почти на 10% больше тех, чье материальное положение за последние 67 лет осталось неиз-

менным (29,9% против 20,6%), и в два раза меньше тех, у кого оно существенно улучшилось (7,2% против 15,9%).

Отсюда и разница в демонстрируемом социальном оптимизме (табл.6). В группе заведомо согласных на бакалавриат явно больше респондентов с более оптимистичным настроем. В группе же нацеленных исключительно на магистратуру настрой менее позитивен.

Таким образом, наблюдается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация. Можно было бы ожидать, что на более высокую ступень образования ориентируются более благополучные и позитивно настроенные респонденты. На деле же на окончание магистратуры нацеливаются респонденты, сильнее ощущающие статусную несовместимость и социальный дискомфорт. Похоже, что максимально высокое образование -

Таблица 6

Уверенность в завтрашнем дне у родителей с разным уровнем образовательных притязаний

Динамика уверенности в завтрашнем дне Уровень образовательных притязаний, %

Достаточно степени бакалавра Обязательно получить степень магистра

Существенно снизилась 7,5 8,0

Несколько снизилась 12,3 16,6

Осталась без изменений 32,1 46,0

Несколько выросла 39,6 26,3

Существенно выросла 8,5 3,1

Всего 100 100

Таблица 5

Тенденции изменений в социальном статусе родителей с ориентацией на бакалавриат и магистратуру

Образовательные ориентации Динамика изменений в социальном статусе, %

Существенно снизился Несколько снизился Не изменился Несколько вырос Существенно вырос Всего

Достаточно бакалавриата 0,9 4,7 43,9 47,7 2,8 100

Обязательно получить степень магистра 1,0 5,2 52,9 35,4 5,5 100

Как получится 1,0 3,4 54,1 36,0 5,5 100

это тот ресурс, которым они хотят обеспечить своих детей, с тем чтобы хотя бы в их поколении этот дискомфорт преодолеть. Косвенным признаком того, что с точки зрения успешного трудоустройства магистерское образование видится этим родителям более перспективным, могут служить данные, связанные с вопросом о том, кто будет нести бремя возвращения кредита, взятого на оплату образования. Хотя и в группе родителей, согласных на бакалавриат, и в группе нацеленных на магистратуру число тех, кто считает, что это бремя сможет нести сам ребенок, очень мало (максимум 2,2%), все же в группе ориентированных на магистратуру меньше доля тех, кто твердо уверен в том, что эту проблему придется решать семье, и больше тех, кто выбрал вариант ответа «какполучится», по-видимому, с тайной надеждой, что успешное трудоустройство позволит ребенку если и не полностью, то хотя бы частично взять эту проблему на себя.

По-видимому, в случае возникновения

серьезных ограничений на получение детьми полномасштабного высшего образования такими семьями будет особенно остро переживаться вопрос доступности хорошего образования. И таких людей, судя по нашим данным, немало.

Итак, мы видим, что многофакторность воздействий, оказываемых на систему высшего профессионального образования, накладывается на сложную систему мотивации домохозяйств, выстраивающих свои образовательные стратегии, - систему, имеющую как сугубо рациональную, так и психоэмоциональную природу. И это - повод еще раз обратить внимание на тонкость материи, с которой имеют дело реформаторы социальных институтов.

Литература

1. http://www.mon.gov.ru/ files/ materials/4674/

avgust08.doc

2. Александрова О.А. Статусная несовмести-

мость и перспективы социальной мобильности // Народонаселение. - 2003. - № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П. ТВЕРДЫНИН, профессор А. ЧЕРЕМИСИН, аспирант Московский городской педагогический университет

За последние годы учёба и досуг современных студентов претерпели значительные изменения по сравнению с той жизнью, которую вёли студенты, учившиеся в тех же вузах, а часто и по тем же или аналогичным специальностям, ещё каких-то двадцать лет назад. Вхождение в нашу жизнь Интернета сделало её качественно иной, и в настоящее время пока достаточно трудно оценить многообразное влияние, оказываемое Всемирной паутиной на изменение социальных параметров современного человека вообще и молодёжи особенно.

Московское студенчество характеризует значительная социальная неоднородность, и поэтомупредставлялось интересным хотя бы

Приоритеты московского студенчества в Интернет-пространстве

в первом приближении узнать, насколько различаются по уровню пользования Интернетом (глубине погружения в Сеть) различные группы студентов, что в этом океане информации привлекает ихнаибольшее внимание и что они считают для себя наиболее интересным и полезным. Без такого, хотя бы и небольшого, исследования трудно оценивать воздействие информационной среды на изменение социального поведения молодёжи (поиск и подбор необходимой в учёбе информации, поиск временной и постоянной работы, общение и т.д.).

В качестве основного объекта социального исследования были выбраны студенты факультета технологии и предпринима-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.