Научная статья на тему 'Мотивы участия в благотворительной деятельности жителей Еврейской автономной области'

Мотивы участия в благотворительной деятельности жителей Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотив / благотворительность / сострадание / жалость / просьба о помощи. / motive / charity / compassion / pity / asking for help.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С. В. Крутова

В статье рассматривается вопрос о том, какие причины побуждают жителей Еврейской автономной области участвовать в благотворительной деятельности. Автор выделяет свою классификацию мотивов благотворительности и проводит опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF PARTICIPATION IN THE CHARITABLE ACTIVITIES OF THE INHABITANTS OF THE JEWISH AUTONOMOUS REGION

The article deals with the question of what causes encourage residents of the Jewish Autonomous region to participate in charitable activities. The author identifies its classification of the motives of charity and conducting a survey.

Текст научной работы на тему «Мотивы участия в благотворительной деятельности жителей Еврейской автономной области»

МОТИВЫ УЧАСТИЯ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

С.В. Крутова, магистрант

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Россия, г. Биробиджан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10739

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, какие причины побуждают жителей Еврейской автономной области участвовать в благотворительной деятельности. Автор выделяет свою классификацию мотивов благотворительности и проводит опрос.

Ключевые слова: мотив, благотворительность, сострадание, жалость, просьба о помощи.

Благотворительная деятельность и её мотивы в последнее время всё чаще становятся объектами исследований многих российских учёных. В частности, вопросу мотивационного поля этого социального феномена посвящены труды

П.А. Бурышкина, В.А. Сущенко,

И.П. Павловой, М.Д. Сущинской и Л.В. Хоревой [2; 7]. Однако, все эти и другие исследователи расходятся во мнениях относительно того, что может обуславливать участие жителей нашей страны в благотворительной деятельности. В отечественной литературе на сегодняшний день нет единой классификации мотивов благотворительности.

Современные российские исследователи предпринимают попытки классифицировать мотивы благотворительности. Например, Ю.А. Паршакова и А.Ю. Суханова [5] выделяют четыре вида мотивов: альтруистические (сострадание, стремление помочь, личная причастность к проблеме); социальные (желание если не решить, то смягчить социальные проблемы в области чего-либо); личные (моральное удовлетворение, укрепление чувства собственной значимости); деловые (формирование благоприятного имиджа, реклама организации, налоговые льготы).

Захарченко О.А. [4] рассматривает мотив как основной элемент любой благотворительной деятельности. У некоторых людей основанием всех поступков является их потребность и желание. Для них помощь людям является возможностью по-

пуляризации своей персоны как чуткого и доброго человека. Второй мотив можно обозначить как чувство страха: в нашем мире никто не застрахован от болезней, природных катастроф, бедности. Человек, который помогает людям в сложной ситуации, надеется, что ему тоже помогут, если это будет необходимо. Данные категории благотворителей поступают эгоистично, на первом месте, прежде всего, находятся их интересы.

Изучая гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения Н.Н. Пешкова [6] отмечает, что на сегодняшний день вектор мотивации населения сдвигается от самореализации и безопасности к воспитанию и религиозному мотиву. Люди стали меньше надеется на государство и власть, а больше рассчитывать на себя и в большей мере доверять благотворительным и общественным организациям.

Для формирования гражданского общества и повышения активности населения в сфере благотворительности особенно важно изучение мотивации людей [1].

По нашему мнению, к основным мотивам благотворительности также можно отнести:

- личное отношение человека, который сам когда-то сталкивался с той или иной проблемой;

- религиозные мотивы;

- морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская пози-

ция, патриотизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим);

- жалость, либо симпатия;

- социальная ответственность (развитие науки, сохранение памятников культуры, проблемы экологии, наркомании, детской беспризорности);

- улучшение собственного имиджа;

- следование чужому примеру;

- национальные/профессиональные причины.

Стоит отметить, что добросовестными благотворителями, прежде всего, движет альтруистический мотив - желание помогать другим без какой-либо выгоды для самого себя, без осуществления каких-либо личных интересов.

С целью изучения мотивации реальных и потенциальных благотворителей в марте 2019 года нами был проведён опрос среди жителей Еврейской автономной области. Было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет, из них 54 женщины и 46 мужчин.

Всем респондентам задавался один вопрос: «Люди жертвуют деньги на благотворительность по разным причинам. А почему это делаете (будете делать) Вы? Какой мотив вами движет?» и предлагалось несколько вариантов ответов: «Вы не можете оставаться равнодушным, услышав просьбу о помощи» (эмоциональный мотив, мотив сочувствия), «Вы с детства воспитаны всем помогать» (мотив воспитания), «Вы считаете, что это Ваш гражданский долг» (мотив гражданского долга), «Вы получаете моральное удовлетворение от участия в благотворительности» (мотив самореализации), «Вы занимаетесь благотворительностью из религиозных

убеждений» (религиозный мотив), «Вы сами сталкивались с подобной проблемой, либо она была в семье или среди близких знакомых» (мотив личного опыта).

Наш анализ показал, что основным мотивом участия в благотворительности является эмоциональный мотив, мотив сочувствия. 45% респондентов ответили, что не могут оставаться равнодушным, услышав просьбу о помощи от людей.

Ещё один побуждающий фактор потенциальных благотворителей - желание помогать другим людям, потому что сталкивались с подобной проблемой, либо она была в семье или среди близких знакомых. Мотив личного опыта преобладает у 31% респондентов.

14% опрошенных движет мотив самореализации, они получают моральное удовлетворение от участия в благотворительности.

5% жителей региона ответили, что с детства воспитаны всем помогать, аналогичное число опрошенных считают, что заниматься благотворительной помощью их гражданский долг.

Стоит отметить, что ведущим мотивом благотворительности среди женщин выступает мотив сочувствия (39%), среди мужчин на первое место выходят мотив личного опыта (25%).

Результаты социологического исследования дали нам понять, что участвовать в благотворительной деятельности жителей Еврейской автономной области, прежде всего, побуждает мотив сочувствия, эмоциональный порыв, они не могут оставаться в стороне, услышав просьбу о помощи от людей, которые находятся в данный момент в трудной жизненной ситуации.

Библиографический список

1. Бобровников В.Г. К вопросу об определении мотивационного поля благотворительности // Primo aspectu. - 2010. - Т. 8. - № 9. - С. 16-19.

2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991. - С. 113.

3. Жукова А.В. К вопросу об актуальности изучения благотворительной деятельности и ее мотивов // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 2731.

4. Захарченко О.А. От благотворительности к социальному предпринимательству // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - № 3 (62). https://cyberleninka.ru/article/v/ot-blagotvoritelnosti-k-sotsialnomu-predprinimatelstvu

5. Паршакова Ю. А., Суханова А. Ю. Основные мотивы осуществления благотворительной деятельности среди жителей ГО Тольятти //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 74-79.

6. Пешкова Н. Н. Гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения // Власть. - 2013. - № 5. https:/^yberieшnka.m/artide/v/grazhdanskoe-obschestvo-v-motivatsп-Ыagotvoritelnoy-deyatelnosti-naseleшya

7. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 254 с.

MOTIVES OF PARTICIPATION IN THE CHARITABLE ACTIVITIES OF THE INHABITANTS OF THE JEWISH AUTONOMOUS REGION

S. V. Krutova, graduate student Sholom-Aleichem Priamursky state university (Russia, Birobidzhan)

Abstract. The article deals with the question of what causes encourage residents of the Jewish Autonomous region to participate in charitable activities. The author identifies its classification of the motives of charity and conducting a survey.

Keywords: motive, charity, compassion, pity, asking for help.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.