Научная статья на тему 'Мотивы, определяющие занятость в образовании'

Мотивы, определяющие занятость в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОСТАВ МОТИВОВ У ЗАНЯТЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллина Ю. В., Насибуллин С. Р.

В статье рассматриваются группы мотивов, влияющих на стабильную занятость в сфере образования и определяющих преобладание женской части населения в данном виде экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы, определяющие занятость в образовании»

ешь что - то правильное и полезное для общества. Нужно искренне хотеть добиться успеха, быть уверенным в своих силах и быть положительно настроенным, постоянно расти, совершенствоваться, самостоятельно получать новые знания.

Список литературы:

1. Блюм М.А. Этика деловых отношений: учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. - М.: Форум, 2012. - 224 с.

2. http://rudocs.exdat.com/.

3. http://lib.rus.ec/.

МОТИВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАНЯТОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

1 2 © Кириллина Ю.В. , Насибуллин С.Р.

Московский технологический университет, г. Москва

В статье рассматриваются группы мотивов, влияющих на стабильную занятость в сфере образования и определяющих преобладание женской части населения в данном виде экономической деятельности.

Ключевые слова процесс мотивации, занятость в сфере образования, состав мотивов у занятых лиц в сфере образования.

Каждый человек, осуществляя трудовую деятельность, преследует достижение какой-либо цели. Главным элементом получения успеха является мотивация - совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

Рис. 1. Процесс мотивации

1 Заведующий кафедрой СФ-1 «Экономические и гуманитарные науки», кандидат экономических наук, доцент.

2 Студент 4 курса направления 38.03.01 «Экономика» филиала МИРЭА в г. Серпухове.

Процесс мотивации (рис. 1) начинается с определения потребности, которая в свою очередь создаёт побуждение (мотив), направленное на достижение конкретной цели (вознаграждения).

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Сформировалось большое количество теорий, помогающих дать ответ на вопрос, как привлечь человека к эффективному труду, и выяснить, какие мотивы побуждают человека к активным действиям. Изучение потребностей привело к появлению двух главных направлений [1].

Первое направление - содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера (ERG-теория), теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория двух факторов Герцберга). Эти теории изучают, какие потребности мотивируют человека к осуществлению деятельности, какие из них являются первичными, а какие вторичными, в каком порядке происходит удовлетворение данных потребностей.

Второе направление - процессуальные теории мотивации. В них происходит анализ того, как человек распределяет свои усилия для достижения цели и как выбирает конкретный вид поведения. К ним относятся следующие теории: теория ожиданий Врума, теория справедливости Джона, теория Портера-Лоулера, теория МакГрегора «Х, Y».

Основным элементом процесса мотивации является мотив, то есть то, что побуждает человека к деятельности, благодаря чему она осуществляется. Выделяют следующие группы мотивов:

1. Материальные: приоритет высокой заработной платы и её стабильность, выплата ежемесячных премий, выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску, наличие льгот, социальная защищенность, стремление обеспечить семью, важность карьерного роста.

2. Организационные: удобно добираться до места работы, приоритет удобного графика, близость рабочего места к дому.

3. Социальные: важность принадлежности к коллективу, ценность включённости в общество, стремление к социальной востребованности.

4. Информационные: доступность необходимой информации, возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней необходимость.

Мотивы, оказывая влияние на выбор профессии, также влияют и на занятость населения в различных видах экономической деятельности.

Согласно статистическим данным о занятом населении по видам экономической деятельности за 2005-2015 гг., которые представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики (рис. 2), занятость в сфере образования остаётся стабильной [2]. Поэтому была поставлена цель: исследовать, какие мотивы влияют на занятость в сфере образования.

Мотивы, побуждающие человека к работе в той или иной сфере деятельности, определить достаточно трудно, так как они весьма разнообраз-

ны. Причём многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «работа врача вызывает у меня ужас, не хочу заниматься бухгалтерией, я выбираю профессию преподавателя».

При этом образование - это одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков [3].

Обновлено 04 04 2016 Распределение занятого населения по видам экономической деятельности' на осн шной работе, в среднем за год

(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости)

В процентах

Сельское и лесное Обрдбдты- Стро* том* и pojhu-hj» Транспорт •ишмоад* Обрмо- ЗОрмо- Другие «иА*

•¿Е^Ег' овеепеченое ¿SEl

íodw — zmazz, лемие успу обеспечение

Bc.ro

2005 00 10.1 1.8 ,2 2.9 17.1 9 7,4 2 9.2 9 3.3

гоое 00 9.9 0 3,1 17.3 9 1 90 2 35

200' 00 9 1.9 4 9 17.5 9 8.1 9 9.1 4 3.5

2008 00 5 17Л 3.7

2009 00 3 2.0 3 2 17.3 9 8,3 0 9.4 9 3.9

20Ю 00 т 2.0 2 3 17.5 9 8,4 9.4 9 3.9

20Н 00 7 2.0 0 2 18.0 9 8,7 7 9 2 9 4.0

2012 00 3 2.0 0 3 18.2 9 8,7 6 92 3.9

2013 00 0 2.2 8 2 18« 9 9.0 4 9 2 9 41

2014* 00 2,1 5 3 IM 9 __9,3 3 92 » 4.3

2015 00 7 2,1 3 2 18,4 9 9.4 7,4 9.2 7.9 4.3

Рис. 2. Занятое население по видам экономической деятельности, в %

Доля занятых в образовании характеризуется не только стабильностью в течение всего рассматриваемого периода, но и преобладанием женщин в данной сфере. Из табл. 1 видно, что доля женщин в численности работников сферы образования выше, чем доля мужчин. Поэтому можно сказать, что данная деятельность более привлекательна для женщин.

Таблица 1

Динамика соотношения женщин и мужчин, занятых в сфере образования, %

Показатель Год

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Доля женщин 78,1 78,2 79 79 79,3 79 80 79,6

Доля мужчин 21,9 21,8 21 21 20,7 21 20 20,4

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Одним из мотивов, влияющих на занятость в сфере образования, является стабильная заработная плата и её своевременная выплата (своего рода социальная защищённость). По данным Федеральной службы государственной статистики (табл. 2 и 3), следует, что показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сферы образования на протяжении 10 лет увеличивался из года в год и в 2014 году его раз-

мер составил 25 862 рублей. По данному показателю сфера образования опережает только такие виды экономической деятельности как: оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны. В остальных сферах занятости населения данный показатель выше.

Таблица 2

Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности в РФ за период 2004-2010 г., в руб.

Вид экономической деятельности* 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1 3015 3646 4569 6144 8475 9619 10668

2 7084 10233 12311 14797 19499 22913 23782

3 16842 19727 23145 28107 33206 35363 39895

4 6848 8421 10198 12879 16050 16583 19078

5 8642 10637 12827 15587 19057 21554 24156

6 7305 9043 10869 14333 18574 18122 21172

7 4906 6552 8235 11476 14927 15959 18406

8 4737 6033 7522 9339 11536 12470 13466

9 9320 11351 13390 16452 20761 22400 25590

10 4203 5430 6983 8778 11317 13293 14075

11 4612 5906 8060 10036 13048 14819 15723

12 4823 6291 7996 10392 13538 15070 16371

Примечание: * 1 - Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 2 - Рыболовство, рыбоводство, 3 - Добыча полезных ископаемых, 4 - Обрабатывающие производства, 5 - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 6 - Строительство, 7 - Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 8 - Гостиницы и рестораны, 9 - Транспорт и связь, 10 - Образование, 11 -Здравоохранение и предоставление социальных услуг, 12 - Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Таблица 3

Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности в РФ за период 2011-2014 г., в руб.

Вид экономической деятельности 2011 2012 2013 2014

1 12464 14129 15724 17723

2 25940 29201 32437 37062

3 45132 50400 54161 58959

4 21781 24512 27044 29510

5 26965 29437 32230 34808

6 23682 25951 27701 29354

7 19613 21634 23168 25601

8 14692 16631 18304 19759

9 28608 31444 34576 37010

10 15809 18995 23458 25862

11 17544 20640 24438 27068

12 18200 20984 24740 27876

Например, заработная плата в сфере добычи полезных ископаемых более чем в 2 раза превышает заработную плату сферы образования. Это, также, может объяснять преобладание доли женщин в структуре занятости в сфере образования, так как для мужчин основным мотивом выбора вида деятельности является размер заработной платы. Однако из указа № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» следует, что к 2018 году заработная плата вузовских преподавателей и научных сотрудников должна превысить среднюю заработную плату по региону вдвое, что возможно позволит изменить сложившиеся пропорции, хотя бы в сфере высшего образования.

На занятость в сфере образования также влияет наличие льгот. Работа педагога является социально необходимой и требует больших усилий. Действующее законодательство Российской Федерации гарантирует работникам сферы образования ряд условий в труде и отдыхе:

- 36 часов работы в неделю, отпуск в летний период длительностью более 28 календарных дней;

- после 25 лет профессионального стажа педагог имеет право досрочно выйти на пенсию;

- молодой учитель может получать денежное пособие;

- педагогам, преподающим несколько дисциплин, предполагается перерасчет суммы оклада, связанный с дополнительными часами.

Следующие мотивы относятся к социальной группе мотивов и преимущественно являются «женской» ценностью, это - социальное признание и общение с людьми.

Мотив социального признания основан на осознании работником себя как члена общества, способного трудиться на благо его развития. Занятые в сфере образования считают, что они, обучая и передавая свои знания людям, вносят свой вклад в становление и развитие их как личности. Поэтому одним из основных мотивов для них является людская благодарность, особенно если результат их работы виден сразу.

Другой мотив - общение с людьми. Для многих работа является не только источником получения дохода, но и источником общения и поддержки. Как было сказано выше, основная доля занятых в сфере образования - женщины, а так как они зачастую ориентированы на семью, поэтому включение в коллектив и общение для них - доступный способ переключиться от семейных и домашних забот. Также стоит сказать, что работники сферы образования являются специалистами с высоким уровнем квалификации, поэтому для них мотив общения значим ещё и с профессиональной точки зрения (проведение мастер-класса для других преподавателей, общение через проблемные конференции, педагогические семинары).

Не менее важный мотив, а в какой-то степени даже ключевой - это удобная работа. Он подразделяется на две части. Первая - близость рабочего

места к дому. Рабочие места занятых лиц в сфере образования находятся прямо «под боком», так как учебные заведения (детские сады, школы, профессиональные училища, университеты) есть практически в каждом населённом пункте (город, село, деревня). Второй составляющей данного мотива является удобный график. В соответствии со статьей 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (6 часов в день). Данный мотив наиболее важен для женщин, чем для мужчин, так как для женской половины характерна двойная занятость - работа плюс домашнее хозяйство.

Таким образом, состав мотивов, влияющих на занятость в сфере образования, имеет следующий вид:

- материальные мотивы: стабильная заработная плата и своевременность её выплаты, наличие льгот;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальные мотивы: социальное признание и общение с людьми;

- организационные мотивы: удобная работа (близость рабочего места к дому и удобный график).

Стоит отметить, что, несмотря на невысокий средний уровень заработной платы в сфере образования, занятость в ней остаётся стабильной. Поэтому можно сказать, что мотивы материальной группы не оказывают ключевого влияния на занятость в данном виде экономической деятельности. Ведущую роль здесь играют мотивы социальной и организационной групп, которые являются «женской» ценностью, что и привело к преобладанию женского труда в сфере образования.

Список литературы:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.razym.ru/biz/menedgment/ 276632-meskon-mh-i-dr-o snovy-menedzhmenta. html.

2. Занятое население по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.

3. Бут О.А. Социальный менеджмент: учебное пособие. - Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. - 177 с.

4. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mo-nographies.ru/ru/book/section?id=2066.

5. Козина И.М., Жидкова Е.М. Мотивы стратегии занятости «слабых акторов» на рынке труда: гендерные различия // Человек. Сообщество. Управление. - 2005. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.