Научная статья на тему 'Мотивирование студентов вуза к обучениюпосредством педагогического сопровождения образования'

Мотивирование студентов вуза к обучениюпосредством педагогического сопровождения образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / MOTIVATION OF STUDENTS / TEACHER ACCOMPANIED DRIVING / EDUCATIONAL SPACE / PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Ю. В.

Педагогическое сопровождение образования студентов является решающим фактором влияния на процесс мотивации студентов вуза к обучению. Этот процесс направлен на становление образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. В рамках данной статьи выявлены условия образовательного пространства вуза, направленные на мотивирование студентов к обучению, представлена характеристика педагогического сопровождения образования студентов вуза, проведен анализ человеческого ресурса субъекта педагогического сопровождения образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONIVANING STUDENTS OF THE LEARNING THROUGH PEDAGOGIC FOLLOW EDUCATION

Pedagogical support students education is a crucial factor influencing the process of university students motivation to learn. This process aims at becoming educated, socially relevant securities needs of society. In this article the conditions identified educational space of the university, aimed at motivating students to learn, with the characteristics of pedagogical support education of university students, the analysis of human resource subject pedagogical support education students.

Текст научной работы на тему «Мотивирование студентов вуза к обучениюпосредством педагогического сопровождения образования»

Управление в современных системах №1 2013

99

УДК 378.126

МОТИВИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Подповетная, д.п.н., профессор ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail. ru

Аннотация

Педагогическое сопровождение образования студентов является решающим фактором влияния на процесс мотивации студентов вуза к обучению. Этот процесс направлен на становление образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. В рамках данной статьи выявлены условия образовательного пространства вуза, направленные на мотивирование студентов к обучению, представлена характеристика педагогического сопровождения образования студентов вуза, проведен анализ человеческого ресурса субъекта педагогического сопровождения образования студентов.

Ключевые слова: мотивирование студентов, педагогическое сопровождение, образовательное пространство, личные ресурсы.

В последние годы усилился интерес ученых к изучению различных аспектов мотивирования студентов вузов к обучению. Теоретико-методологический анализ научных трудов по данной проблеме свидетельствует о том, что к настоящему времени имеется достаточный объём научно-педагогического знания1. Вместе с тем анализ источников показывает, что на сегодняшний день отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей педагогического сопровождения образовательной

деятельности студентов вуза как фактора их мотивации к обучению. Не определены условия образовательного пространства вузов, отвечающие новым потребностям модернизации системы высшего профессионального образования в России. Кроме того, не нашел отражения вопрос о роли человеческого ресурса в аспекте исполнения субъектом педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов своих

профессиональных компетенций.

С целью рассмотрения указанных вопросов в рамках данной статьи остановимся на характеристике педагогического сопровождения образования студентов вуза, выявлении условий образовательного пространства вуза, направленных на мотивирование студентов к обучению и анализе человеческого ресурса субъекта управления образованием студентов.

Характерной особенностью образования студентов в вузе является взаимодействие с педагогами. Профессорско-преподавательский состав образовательной организации

организует извне образовательную деятельность студентов2. В этом состоят некоторые из основных профессиональных компетенций педагогов в образовательных учреждениях. Исполняя свои компетенции, педагоги принимают участие в процессе осуществления студентами образовательной деятельности. Они конкретизируют ее содержание, выбирают методы взаимодействия со студентами, а также контролируют процесс образовательной деятельности и ее результаты. Такого рода профессиональные компетенции педагогов в научной литературе принято называть педагогическим сопровождением образования студентов3.

100

Управление в современных системах №1 2013

По сути, педагогическое сопровождение образования студентов вуза является особой формой внешнего управления образовательной деятельностью студентов вуза и мотивацией студентов к обучению. Действительно, сопровождая образовательную деятельность студентов, педагоги руководствуются целью - добиться развития таких их свойств, которые соответствуют социально ценным признакам образованного человека. В образовательном процессе педагоги пользуются как собственными ресурсами, так и частью ресурсов образовательного учреждения. Осуществляя сопровождение образовательной деятельности студентов, педагоги оказывают влияние на нее. Таким образом, все признаки управления характерны для педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов. Исходя из этого, профессорско-преподавательский состав является субъектом внешнего управления образованием студентов.

Педагогическое сопровождение образования студентов вуза предполагает исполнение субъектом внешнего управления компетенций преподавания, воспитания, подготовки к самообразованию студентов в образовательном процессе, используя при этом социальный и личный опыт. Кроме этого, преподавание базируется на определенном методическом замысле, разработанном педагогами. Очевидно, что от качества соответствующего методического замысла, от того, как он реализуется в образовательном процессе вуза, определенно зависят результаты образования студентов. Кроме того, от соответствующим образом организованного педагогического сопровождение образования студентов, зависит и успех вовлечения студентов в учебно-педагогическое взаимодействие, которое, в свою очередь, обусловливает мотивацию студентов к обучению и, как следствие, развитие образованности студентов и готовности их к самообразованию4.

Педагогическое сопровождение образования студентов осуществляется в образовательном пространстве вуза. Последнее характеризуется определенными условиями, которые влияют на мотивацию студентов вуза к обучению. Соответствующие условия разноаспектные. Это оборудование, средства образовательной деятельности (учебники, наглядные пособия, оснащение кабинетов и лабораторий, спортинвентарь) и др. Особый аспект условий образовательного пространства связан с отношением к студентам со стороны персонала образовательной организации (администрации, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала).

Условия образовательного пространства вуза специально создаются для того, чтобы мотивировать студентов к обучению и способствовать развитию образованных людей, специалистов, граждан. При создании педагогических условий образовательного учреждения, направленных на сопровождение образования студентов вуза, считаем целесообразным, ориентироваться на представление об образовательном пространстве, которое характеризуется четырьмя основными координатами:

- нормативно-регламентирующая координата;

- перспективно-ориентирующая координата;

- деятельностно-стимулирующая координата;

- коммуникативно-информационная координата.

Во-первых, субъект педагогического сопровождения образования студентов выстраивает нормативно-регламентирующие условия образовательного пространства вуза. Это означает, что субъект педагогического сопровождения образования студентов руководствуется нормативами, характеризующими государственно-общественные установки

Управление в современных системах №1 2013

101

на образование, которые включают требования к образованности человека и требования к безопасности его пребывания в пределах образовательного учреждения.

Во-вторых, государство ориентирует образовательные учреждения на перспективу развития. С этой целью разрабатываются и принимаются документы, в которых выражены намерения государства и общества относительно перспектив развития системы образования в стране. Опираясь на соответствующие государственно-общественные установки, субъект педагогического сопровождения образования студентов создает перспективно-

ориентирующие условия образовательного пространства вуза. Одной из форм выстраивания данной группы условий является программа развития образовательного учреждения, которая является ведущим ориентиром в мотивации студентов вуза к обучению.

В-третьих, значимой характеристикой условий образовательного учреждения, направленных на мотивацию студентов к обучению является деятельностностимулирующие условия образовательного пространства вуза. Стимулами образовательной деятельности студентов является весь спектр условий, существующих в образовательном учреждении. Они сказываются на мотивах образовательной деятельности студентов вуза. Тем не менее, деятельностно-стимулирующие условия создаются непосредственно в образовательном пространстве вуза и влияют на активность студентов в разных аспектах их жизнедеятельности и, в первую очередь, активизируют образовательную деятельность студентов в социально приемлемых направлениях.

В-четвертых, субъект педагогического сопровождения образования студентов выстраивает коммуникативно-информационные условия образовательного пространства вуза. Информация, циркулирующая в образовательном учреждении, является главным источником мотивации образования студентов вуза. Усваивая ее и применяя в образовательной деятельности, студенты способствуют развитию собственной

образованности - важного элемента, характеризующего образованного человека. Очевидно, что коммуникативно-информационные условия мотивации образования студентов характеризуются не только обеспечением доступности к источникам информации. Они должны быть непосредственно связаны и с содержанием образования, и с методами осуществления образовательного процесса вуза (рис.1).

102

Управление в современных системах №1 2013

Рис. 1. Условия образовательного пространства вуза, способствующие мотивации студентов к

обучению

Мотивация студентов вуза к обучению осуществляется посредством педагогического сопровождения. В процессе педагогического сопровождения образования студентов каждый педагог пользуется не только личными ресурсами, но и объединенным ресурсом педагогов-партнеров. От того насколько согласованно используются эти ресурсы, зависит потенциал влияния человеческого ресурса группы на процесс мотивации студентов к обучению56.

В связи с этим, проанализируем роль человеческого ресурса группы в педагогическом сопровождении образования студентов вуза.

С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии педагогическое сопровождение образования студентов является проявлением синергизма в профессионально-педагогическом взаимодействии. Согласно этой методологии, человек выдвигается на передний план в отношениях со своим окружением. Конечно, каждый человек имеет специфический ресурс своего существования в социальной действительности. Это обусловлено особенностями человека, личным опытом, различиями в условиях жизнедеятельности и т.д. Все это образует некоторый совокупный запас средств, которым человек может пользоваться в своей жизнедеятельности.

Следовательно, субъект педагогического сопровождения образования студентов имеет свой личный (собственный) ресурс средств. Этот ресурс зарождается вследствие природоопределенных задатков, а развивается в социальной среде (в том числе и в научнообразовательном процессе вуза) (рис. 2).

Управление в современных системах №1 2013

103

Рис. 2. Личный ресурс субъекта педагогического сопровождения образования студентов

Элементами состава личного ресурса человека являются :

- телесный ресурс человека, который необходим для жизнедеятельности субъекта педагогического сопровождения образования студентов не только в биологическом плане, но и для его самореализации в образовательном пространстве вуза;

- душевный ресурс человека, благодаря которому субъект педагогического сопровождения образования студентов выражает свое отношение к себе и к партнерам. Душевный ресурс предопределяет возможности субъекта педагогического сопровождения в самоорегуляции отношений с партнерами и в управлении мотивацией студентов к обучению;

- интеллектуальный ресурс человека, который усиливает возможности субъекта педагогического сопровождения образования студентов в самоуправлении собой и в управлении образовательной деятельностью студентов. Благодаря интеллектуальному ресурсу, субъект педагогического сопровождения образования студентов способен к продуктивным проявлениям себя в процессе мотивации студентов к обучению;

- духовный ресурс человека, пользуясь которым субъект педагогического сопровождения образования студентов выражает и проявляет свое отношение, как к себе, так и к партнерам. Тем самым, он выстраивает процесс педагогического сопровождения образования, руководствуясь паритетом личных и социально значимых ценностей.

Учитывая, что совокупный личный ресурс человека развивается в процессе его жизнедеятельности, необходимо отметить, что субъект педагогического сопровождения образования студентов обладает такими видами личного ресурса, как образованность, профессиональная квалификация, личностный ресурс и здоровье9. Названные виды личного ресурса человека проявляются в педагогическом сопровождении образования студентов в образовательном пространстве вуза и находятся в определенной зависимости, т.е. пользуясь одним видом личного ресурса, субъект педагогического сопровождения образования студентов явно или неявно пользуются и другими его.

104

Управление в современных системах №1 2013

Резюмируя сказанное, отметим, что субъекту педагогического сопровождения образования студентов следует постоянно пользоваться личным ресурсом как рычагом мотивации студентов вуза к обучению. Используя личный ресурс, субъект педагогического сопровождения образования студентов учитывает компетенции обучающихся и создает условия для мотивации студентов к обучению. С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии необходимо, чтобы мотивация студентов к обучению осуществлялось в гармонии с процессом становления антропосинергетической общности администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов вуза. Данная общность является основанием для исполнения профессиональных компетенций педагогов-партнеров, а ее деятельность направлена на обеспечение качества процесса мотивации студентов вуза к обучению.

Согласованность педагогов в осуществлении влияния на образовательную деятельность студентов вуза является предпосылкой его (влияния) усиления. Другими словами, педагогическое сопровождение образования студентов определенно зависит от меры согласованности педагогов в процессе исполнения ими профессиональных компетенций.

Таким образом, педагогическое сопровождение образования студентов можно отнести к решающим факторам влияния на процесс мотивации студентов вуза к обучению. Этот процесс направлен на становление образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. Интегративным показателем педагогического сопровождения образования студентов является их вовлеченность в научно-образовательный процесс вуза. Это означает, и объем компетенций, которые исполняют студенты в научнообразовательном процессе, и пользование каждым из них усвоенных знаний и приобретенных умений.

Примечания * 2006

1 Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. чреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.; Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б. А. Куган,

Г.Н. Сериков - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.

2

Беликов, В. А. Философия образования личности: Монография / В. А. Беликов. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357с.

3

Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков,

С.Г Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 12 (188). - С. 49-58.

4 Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В С. Агеев - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.

5 Джой-Меттьюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттьюз. - М.: Эксмо,

2006 - 432 с.

6 Подповетная, Ю. В. Ориентиры разработки концепции управления педагогическим партнерством в научно-образовательном процессе университета / Ю. В. Подповетная // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 12 (188). - С. 49-58.

7

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического

исследования: учеб. пособие / В. И Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издат. центр

Управление в современных системах №1 2013

105

«Академия», 2001. - 248 с.; Рузавин, И. Г. Синергетика и системный подход / И.Г. Рузавин // Философские науки. - 1985. - № 5. - С. 48-55; Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 16 (201). - С. 29-38.

8 Там же.

9 Там же.

MONIVANING STUDENTS OF THE LEARNING THROUGH PEDAGOGIC FOLLOW

EDUCATION

U.V. Podpovetnaya, Dr. Sc. (Ped.), prof. South Ural Institute of Management and

E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail. ru

Abstract

Pedagogical support students education is a crucial factor influencing the process of university students motivation to learn. This process aims at becoming educated, socially relevant securities needs of society. In this article the conditions identified educational space of the university, aimed at motivating students to learn, with the characteristics of pedagogical support education of university students, the analysis of human resource subject pedagogical support education students.

Keywords: motivation of students, teacher accompanied driving; educational space; personal resources.

References

1. Ageev, V.S. Intergroup interaction: the socio-psychological problems / V.S. Ageev. - M.: Moscow State University Press, 1990. - 236 p.

2. Belikov, V.A. Philosophy of Education personality: Monograph / V.A. Belikov. - M.: Humanities izdat. сєпЕє VLADOS. - 2004. - 357 p.

3. Joy-Mettyuz, D. Human Resource Development / D. Joy-Mettyuz. - M.: Penguin Books, 2006. - 432 p.

4. Zagvyazinsky, V.I. Methodology and methods of psycho- pedagogical research: studies. manual / V.I. Zagvyazinsky, R. Atakhanov. - M.: izdat. center "Academy", 2001. - 248 p.

5. Il'yasov, D.F. Theory of management education: studies. special allowance. rate for stud. ped. specialties and hand obrazovat. her. chrezhdeny / D.F. Il'yasov, G.N. Serikov. - M.: humanity. ed. сєпР-є VLADOS. - 2004. - 344 р.

6. Coogan, B.A. Management of the educational system: interaction of subjects of regional and municipal levels / B.A. Coogan, G.N. Serikov. - M.: humanity. ed. сєпЕє VLADOS, 2000. -357 p.

7. Ruzavin, I.G. Synergetics and systematic approach / I.G. Ruzavin // Philosophy. - 1985. -№ 5. - Р. 48-55.

8. Podpovetnаyа, U.V. Landmarks concept development management of pedagogical partnership in scientific and educational process of university / U.V. Podpovetnаyа // Herald SUSU.

- 2010. - № 12(188). - Р. 49-58.

9. Podpovetnаyа, U.V. Pedagogical partnership as a form of human resource management group in scientific and educational process of the University / U.V. Podpovetnаyа // Herald SUSU.

- 2010. - № 36(212). - P. 42-46.

10. Serikov, G.N. Administrative support for education students / G.N. Serikov, S.G. Serikov // Herald SUSU. - 2010. - № 12(188). - Р. 49-58 .

11. Serikov, G.N. Humanely oriented system-synergetic interpretation of human resource /

G.N. Serikov // Herald SUSU. - 2010. - № 16(201). - Р. 29-38.

106

Управление в современных системах №1 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.