Научная статья на тему 'Мотивация выбора профессии учителя физической культуры учащимися училища олимпийского резерва'

Мотивация выбора профессии учителя физической культуры учащимися училища олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанова О. Л.

В результате исследования, проведенного среди юных квалифицированных спортсменов, зачисленных на 1-й специализированный курс училища олимпийского резерва, установлены основные мотивы, влияющие на выбор профессии педагога по физической культуре и спорту, сделан вывод о необходимости их учета при конкурсном отборе абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубанова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация выбора профессии учителя физической культуры учащимися училища олимпийского резерва»

УДК 373.66

О.Л.Рубанова

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИМИСЯ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

The basic motives which influence upon the physical training teacher profession choice and the conclusion about a necessity of their account at competitive selection of entrants are found as a result of the research been realized among young qualified sportsmen who has become the first-year specialized course students of the Olympic reserve college.

В настоящее время в училищах олимпийского резерва (УОР) критериями конкурсного отбора абитуриентов из числа учащихся для профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту фактически являются уровень спортивной подготовленности и наличие документа о среднем (полном) общем образовании.

Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют, что уже изначально для юных квалифицированных спортсменов, окончивших в условиях УОР 9-й класс средней школы, не предусмотрен конкурсный отбор для продолжения обучения в 10-11 классах. Они отбираются лишь по уровню спортивной подготовленности.

Анализ успешности освоения программы среднего общего образования у 86 юных квалифицированных спортсменов базовых видов спорта показал, что 32,6% из них в свидетельстве о среднем образовании имели лишь «хорошие» и «отличные» оценки, тогда как у 8,1% учащихся в свидетельстве имелись практически одни «удовлетворительные». У оставшихся 59,3% человек были «отличные», «хорошие» и «удовлетворительные» оценки в различных соотношениях. И вот все эти юные спортсмены независимо от уровня общеобразовательной подготовленности были приняты в 10-й класс для продолжения обучения.

Очевидно, что в данном случае говорить о качестве профессионального отбора не представляется возможным, так как предписанные нормативными документами критерии не могут быть гарантом успешного освоения студентами специализированных курсов УОР профессиональных знаний, умений и навыков педагога по физической культуре и спорту.

Необходимо в 10-11-м классах, а затем и на специализированных курсах училища олимпийского резерва использовать соответствующие корригирующие меры по кардинальному изменению положения в вопросах, связанных с организацией учебновоспитательного процесса и качеством образовательной подготовки юных квалифицированных спортсменов.

В этом аспекте обращает на себя внимание учет интересов, мотивов и потребностей освоения конкретной профессиональной деятельности. Исследования показывают, что осознанный выбор выпускником школы той или иной профессии не только определяет его самостоятельную активность в процессе освоения знаний, но и позволяет прогнозировать ус-

пешность овладения знаниями дисциплин соответствующего учебного плана [1-5].

Отсюда можно предположить, что эффективность конкурсного отбора абитуриентов из числа учащихся УОР для профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту можно повысить за счет включения в состав критериев побудительных мотивов личности.

Исследование, проведенное с целью выявления интересов, мотивов и потребностей выбора педагогической профессии у 49 юных квалифицированных спортсменов базовых видов спорта (легкая атлетика, плавание, гимнастика, спортивные игры) непосредственно после зачисления их на 1-й специализированный курс училища олимпийского резерва, позволило установить, что наибольшее предпочтение они отдают прежде всего социально значимым аспектам будущей профессиональной деятельности. Для оценки мотива-ционно-потребностной сферы личности учащихся УОР использовалась анкета, разработанная С.М.Ахметовым [6], который для этого изучил мнение 134 учителей физической культуры и адаптировал к специальности учителя физической культуры анкету Р.В.Овчарова [7].

В результате исследования удалось установить наличие и определить значимость группы факторов, которые влияют на выбор профессии педагога по физической культуре и спорту.

В частности, юные квалифицированные спортсмены, прошедшие конкурсный отбор и успешно обучавшиеся в течение 1-го семестра, проявляли склонность к деятельности в сфере «человек — человек», в отличие от учащихся, которые либо не прошли конкурсный отбор, либо с трудом осваивали программный материал 1-го специализированного курса училища олимпийского резерва. Установлено, что для них ведущими мотивами являются «близость профессии любимому виду спортивной деятельности» (Я/ = 4,65) и «соответствие своих способностей профессии учителя» (Я/ = 5,32). Последующие же четыре места со средневзвешенной величиной рангового номера Я1 = 5,40 -г- 6,15 занимают такие мотивы, как «хочу помочь детям в их интеллектуальном и физическом развитии», «профессия педагога представляет возможность лучше познать внутренний мир другого человека», «общение с детьми приносит мне радость», «профессия педагога предусматривает совершенствование себя как личности».

В то же время в данной группе юных квалифицированных спортсменов заметно снижена (Я/ =

= 12,2 -г- 13,25) значимость мотивов «получение профессии учителя — единственная возможность в сложившихся обстоятельствах» и «получение профессии учителя физической культуры позволяет учиться близко от дома». Самую же низкую оценку студенты 1-го специализированного курса УОР дают таким мотивам, как «профессия педагога избрана моими друзьями» (Я/ = 13,30), «позволяет уйти от опеки родителей» (Я/ = 14,46), «профессия учителя нравится родителям» (Я/ = 14,63), «некуда больше деться» (Я/ = 15,60).

Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что выбор учащимися училища олимпийского резерва профессии педагога по физической культуре и спорту детерминирован целым рядом мотивов, которые могут быть сгруппированы и представлены в порядке убывания значимости.

1. Склонность к педагогической деятельности, желание помочь детям в их физическом и интеллектуальном развитии, желание лучше познать внутренний мир другого человека и получить радость от общения с занимающимися.

2. Способности, соответствующие профессиональной педагогической деятельности, их проявление и развитие в управлении учебным процессом.

3. Возможности совершенствования личности, умственного и физического развития в процессе профессиональной педагогической деятельности, близкой к содержанию избранного вида спорта.

4. Притязания на высокое общественное признание профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

5. Реальные возможности частичного осуществления жизненных планов личности путем разрешения назревших текущих задач социального характера.

6. Высокая восприимчивость личности к мнению и действиям близкого социального окружения.

Очевидно, что данные группы мотивов, лежащие в основе выбора учащимися профессии педагога по физической культуре и спорту, можно рассматривать в качестве критериев мотивационно-потребностной сферы при отборе на 1-й специализированный курс УОР:

1. Склонность к педагогической деятельности.

2. Информированность о педагогической деятельности.

3. Соответствие способностей содержанию профессии и степени их проявления в педагогической деятельности.

4. Уровня притязаний на общественное признание.

5. Степень реализации личных жизненных планов.

6. Обусловленность решения позицией ближайшего окружения.

Кроме того вся совокупность рассмотренных мотивов может быть условно классифицирована на внутренние и внешние. Представляется, что при конкурсном отборе юных квалифицированных спортсменов на 1-й специализированный курс УОР необходимо учитывать прежде всего внутренние мотивы.

Это связано с тем, что внутренняя мотивация выбора профессии педагога по физической культуре и спорту возникает из потребностей самого учащегося. Поэтому можно предположить, что обучение юного квалифицированного спортсмена будет осуществляться без какого-либо внешнего воздействия. К внутренним можно отнести следующие мотивы выбора данной профессии: «профессия педагога представляет возможность лучше познать внутренний мир другого человека»; «общение с детьми приносит мне радость»; «хочу помочь детям в их интеллектуальном и физическом развитии»; «профессия педагога предусматривает совершенствование себя как личности». Данные мотивы характеризуют общественную и личную значимость профессии, возможность общения и руководства другими людьми, удовлетворение от работы благодаря ее творческому характеру.

К внешним же мотивам выбора профессии педагога по физической культуре и спорту можно отнести «желание стать дипломированным специалистом»; «позволяет избавиться от опеки родителей»; «получение профессии учителя — единственная возможность в сложившихся обстоятельствах».

Выводы

Анализ состава и особенностей интересов, мотивов и потребностей юных квалифицированных спортсменов, прошедших конкурсный отбор на 1-й специализированный курс училища олимпийского резерва позволяет сделать следующие выводы.

1. Для юных квалифицированных спортсменов, прошедших конкурсный отбор и успешно осваивающих содержание дисциплин учебного плана 1-го специализированного курса училища олимпийского резерва, характерна повышенная значимость социально ориентированных мотивов.

2. Факторы мотивационно-потребностной сферы имеют неодинаковую значимость в выборе юными квалифицированными спортсменами училища олимпийского резерва профессии педагога по физической культуре и спорту.

3. При конкурсном отборе юных квалифицированных спортсменов на 1-й специализированный курс училища олимпийского резерва должны учитываться прежде всего показатели, отражающие внутреннюю мотивацию подростка на получение профессии педагога по физической культуре и спорту.

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Леонтьев А.Н. Психические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие. Новосибирск: НГУ, 1987. 90 с.

3. Лотоненко А.В. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Воронеж, 1998. 41 с.

4. Лубышева Л.И. // Теория и практика физической культуры. 1997. №6. С. 10-15.

5. Мартузин Я.Ц. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С.45-47.

6. Ахметов С.М. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Краснодар, 2004. 48 с.

7. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.