Научная статья на тему 'Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности'

Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1164
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ / SPORTS MOTIVATION OF STUDENTS / ORIENTATION / VALUE ORIENTATION / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTH RISK FACTORS / CONCERN ABOUT THE PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломийченко Елена Валерьевна

В статье исследуется мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом, публикуется авторская анкета сбора мнения студентов о здоровом образе жизни и о факторах риска здоровью, анализируются представления студенческой молодежи и ее значимого окружения о роли и значимости физической культуры в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломийченко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of students of high school for physical culture and sports as a component of the development of physical culture of the person

The paper investigates the motivation of students in physical education and sports, published author profile gathering opinions of students about healthy lifestyles and risk factors to health, analyzes the views of students and its significant environment on the role and importance of physical culture in personality development.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности»

мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности

Коломийченко Е.В.

В статье исследуется мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом, публикуется авторская анкета сбора мнения студентов о здоровом образе жизни и о факторах риска здоровью, анализируются представления студенческой молодежи и ее значимого окружения о роли и значимости физической культуры в развитии личности.

Ключевые слова: спортивная мотивация студентов, направленность, ценностные ориентации, физическая культура, спорт, факторы риска здоровья, забота о физическом состоянии.

В настоящее время важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях [3]. Актуальность такой политики связана с несовершенством системы управления физической культурой и спортом в России, слабой нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта, слабым бюджетным финансированием. Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях.

Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества.

Актуальным остается вопрос о том, как в подобных социально-экономических условиях проводить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди населения и особенно среди молодежи.

В концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации определяются механизмы и направления развития, одним из которых

является «формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в физкультурно-спортивном движении» среди молодежи и школьников [3].

Актуальность обуславливает и тот факт, что в реальной педагогической практике большинство физкультурно-оздоровительных мероприятий не приводят к формированию у учащихся самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению средствами физической культуры [4].

При классификации мотиваций выделяют [6] три критериальные группы: биологические, маргинальные и высшие (социальные). Группа биологических мотиваций сформирована [2] потребностью в пище, в стабильных и нормированных условиях жизни, потребностью в сне. Группа маргинальных потребностей включает мотивации общения, познания, защитного поведения, потребность в активности. В группу же высших (социальных) мотиваций входят мотивации потребительского поведения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, достижения цели и стремления к успеху, мотивация свободы. Группа социальных мотиваций самая сложная и самая спорная, но общим свойством социальных мотиваций является то, что все они связаны с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или заданных извне определенных целей [3].

Очевидно, что потребность в занятиях физической культурой и спортом будет относится, скорее всего, к социальным мотивам и отчасти к маргинальным (потребность в активности).

По представлениям В.П. Симонова [8], первичной является потребность, которая в виде некоторой жизненной силы, побуждает живое существо к активности ради самосохранения и саморазвития. Производной от нее является мотивация, возникающая на базе уже имеющегося опыта и носящая явно когнитивный характер. Связующим звеном между поведением и действующей мотивацией служит мотив. Формирование мотиваций и производных от них мотивов наиболее интенсивно происходит в первые пятнадцать лет жизни человека, но продолжается, хотя и с меньшей скоростью и продуктивностью, в течение всей жизни [2].

Таким образом, чрезвычайно актуальным является изучение и формирование ценностных ориентаций, направленности личности на занятия физической культурой в процессе ее социализации и развития.

Новизной исследования является исследование и практическое применение диагностики мотивации занятия физической культурой и спортом у студентов вуза.

Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточно внимания физической культуре. Студенческая молодежь - это особая профессиональная группа: информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которыми следуют различные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому актуальным и практически значимым является рассмотрение вопросов мотивации занятием физической культурой и спортом в плане здоровьесберегающей технологии преподавания в вузе.

Физическая культура в структуре высшего профессионального образования выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных жизненных этапах из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

В структуру физической культуры студента [10] обычно включают операциональный компонент, мотивационно-ценностный компонент, практико-деятельностный компонент, профессиональную направленность физической культуры личности.

В мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности входят знания, убеждения, потребности, мотивы, интересы, отношения, ценностные ориентация, эмоции, волевые усилия. В процессе физического воспитания каждый из этих компонентов воздействует не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей.

Учитывая актуальность и практическую значимость изучаемой темы, мы провели пилотное исследование студентов вуза, в ходе которого были поставлены следующие исследовательские задачи.

1. Выяснить общее представление студенческой молодежи и ее значимого окружения о роли и значимости спорта и занятий физической культурой в реальной жизни.

2. Выяснить особенности мотивации студенческой молодежи к занятиям спортом и физической культурой.

3. Выявить особенности представлений студенческой молодежи о ведении здорового образа жизни.

в качестве рабочей гипотезы было выдвинуто следующее положение. Представления студенческой молодежи и ее значимого окружения о роли и значимости спорта и физической культуры будут носить социально обусловленный характер и мотивация к занятиям физической культурой будет выражаться в эстетической и социальной направленности.

В качестве пилотного исследования было проведено анкетирование студентов экономического факультета. Было опрошено 50 человек. Анкета содержит стандартные статистические данные (пол, возраст) и касается непосредственно мотивации к занятиям физической культурой и спортом, мнения студентов о здоровом образе жизни и о факторах риска здоровью.

Первым этапом разработки представленной анкеты был сбор данных в ходе беседы на тему о физической культуре и спорте со студентами различных факультетов вуза. Путем экспертной оценки были выявлены наиболее часто повторяющиеся факторы риска, мотивы для занятия спортом и физической культурой. Затем путем количественного подсчета были выявлены факторы, вошедшие в опросник анкеты. Теоретической основой разработки авторской анкеты послужил анализ немногочисленных психологических и социологических исследований молодежи об их отношении к спорту и физической культуре [1, 5, 7, 9]. Обработка анкетных данных проводилась путем количественного подсчета и ранжирования показателей.

Анкета

Инструкция: при ответе на следующие вопросы отвечайте, пожалуйста, честно, здесь нет правильных и неправильных ответов, нам очень важно узнать

Ваше мнение. В правом столбце отметьте знаком «+» все высказывания, которые наиболее точно подходят вашему мнению по каждому вопросу.

фИО

Пол, возраст

1 занимаетесь ли вы спортом или физической культурой?

-да

-нет

2 Как относятся ваше близкое окружение (родители, друзья) к занятиям физической культурой?

- положительно

-отрицательно

- не проявляют никакого отношения

3 Где и когда вы занимаетесь спортом или физической культурой?

- в вузе

- в спортивной секции

- в фитнес-центре

- самостоятельно

4 Каковы ваши мотивы к занятию спортом или физической культурой?

- потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью

- потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе

- стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни

- стремление стать сильным, здоровым

- чувство долга

- потребность в занятии спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности

- потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности

- стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы

5 можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии ?

- да

- нет

6 Какие существуют факторы риска здоровью?

- недостаток двигательной активности

- курение

- злоупотребление алкоголем

- конфликты с окружающими

- загрязнение окружающей среды

- перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями

7 в чем проявляется ваша забота о своем физическом состоянии?

- поддержание пропорций телосложения

- забота о развитии физических качеств

- забота о развитии мускулатуры

- поддержание соотношения роста и массы тела

- сбалансированный распорядок дня

СПАСИБО зА УЧАСТИЕ !

Полученные данные представлены в процентном отношении. Большинство опрошенных студентов (80 %) занимается физической культурой (фитнес, спортивные секции, занятия в вузе) и небольшое количество студентов (20 %) не занимаются вообще. Большинство из окружения всех студентов считают, что физическая активность необходима и положительно относятся к занятиям спортом (90 %), лишь небольшая часть (10 %) не имеют выраженного отношения.

Таким образом, общее мнение и студентов, и их окружения сводится к необходимости заниматься спортом и высокой значимости физической культуры в жизни человека.

Однако, рассматривая мотивационные факторы, мы увидели расхождение во мнениях. Например, большая часть студентов (58 %) считает, что культурным человеком можно быть и не занимаясь спортом (рис. 1).

Факторы Здоровья

Рис. 1. Процентная выраженность отношения студентов к заботе о своем физическом состоянии

Относительно мотивации занятиями физической культурой и спортом, мы выявили, что большинство студентов (20%) испытывают эстетические потребности (развитие собственной красоты, физической силы, выносливости) (рис. 2).

-и-

II»

а.*

оз:

«

й н

М

Й.ОЬ

V / / ^ /.

<г <г у

Рис. 3. Выявление факторов риска здоровья

Из рисунка видно, что под факторами риска понимают гиподинамию (30 %), курение и алкоголь (по 25 %). В то же время, как было указано выше, большая часть студентов считает, что быть культурным человеком можно и без физической культуры, а также большая часть студентов (из устного опроса) курит и употребляет спиртные напитки. Меньший процент был выражен по факторам «стрессы», «влияние окружающей среды» и «нехватка времени».

Следующий вопрос анкеты демонстрирует смысловое понимание студентами принципов и направлений заботы о своем физическом состоянии (рис. 4).

Рис. 2. Мотивы занятия студентами физической культурой и спортом

Рис. 4. В чем проявляется забота о Вашем физическом состоянии

Из рисунка также видно, что в равной степени мотивация занятием спортом затрагивает потребность в самовыражении, общей подготовке к жизни, поддержание здоровья (по 14 %). Чуть менее выражены социально значимые потребности в занятии спортом. И самый маленький процент (8 %) приходится на физическую потребность и достижение спортивного мастерства. Эти мотивы выражены у студентов, профессионально занимающихся различными видами спорта (легкая атлетика, плавание, борьба).

Говоря о факторах риска, мы выявили, что большинство студентов выдают социально желаемые ответы, повторяя мнение, принятое в обществе (рис. 3.)

Из рисунка видно, что большинство студентов называют незначимую, а скорее эстетическую направленность в поддержании физического состояния: поддержание пропорций телосложения (44 %), забота о развитии физических качеств и мускулатуры (соответственно 18 % и 14 %). В то время как основополагающие факторы - баланс распорядка дня, правильное питание получили самый маленький процент в опросе (соответственно 8 % и 6 %).

вывод. Рабочая гипотеза исследования подтвердилась. По данным анкеты, мы можем сделать вывод, что большинство студентов и их ближайшее окружение (родственники, друзья) высказывают социально принятые мнения о том, что заниматься физической культурой и спортом необходимо

и полезно, в то же время не считают, что физическая культура - необходимое условия для гармоничного развития личности в целом, и физического здоровья в частности. Большинство студентов имеют поверхностную мотивацию занятия спортом (поддержание внешней формы с целью эстетического удовлетворения потребностей) и не имеют верного представления о том, как поддерживать здоровый образ жизни.

Дальнейшим направлением нашего исследования станет изучение мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов вуза и выявление критериев повышения мотивации молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура, спорт, туризм глазами студенческой молодежи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. -М.: Изд-во МГУ, 1996.

3. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.

(Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 1507-р).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Малозёмов О.Ю., Прокопенко В.И., Малозёмова И.И. Здоровьесбережение интеллектуально одаренных старших школьников средствами физической культуры: монография. - Екатеринбург, 2003. -255 с.

5. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

6. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь: Изд-во ПГПИ, 1977.

7. Попов А.Л. Психология: учебное пособие для физкультурных ВУЗов и факультетов физического воспитания. - М.: Флинта, 2001.

8. Симонов В.П. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 212 с.

9. Тогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.

10. Физическая культура студента / под редакцией В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.