Научная статья на тему 'Мотивация студента к обучению: теория и практика'

Мотивация студента к обучению: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3996
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ / ЦЕННОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЦЕЛЬ / MOTIVATION / BEHAVIOR / NEEDS / EXPECTATIONS THEORY / THE VALUE OF REMUNERATION / JUSTICE / GOAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Ю. В.

В статье рассмотрены проблемы качества обучения студентов в контексте актуализации личной мотивации к обучению. Акцентирована направленность мотивации на выбор определенной линии целенаправленного поведения. Рассмотрены возможности практического применения существующих процессуальных теорий мотивации в процессе обучения студентов: теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Стэйси Адамса и расширенная модель ожидания Портера-Лоулера. Показаны причины, по которым студенты оказываются в зоне неэффективного обучения (категория теории «X» по концепции Дугласа МакГрегора), и возможности перехода в зону эффективности (категория теории «Y»). Предложено применение в системе высшего образования теории поставки целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student''s motivation to learning: theory and practice

The article considers the problems of quality of education in the context of actualization of personal motivation for learning. The direction of motivation to selecting a line-oriented behavior. Considered are the possibilities of practical application of existing procedural theories of motivation in the learning process of students: theory expectations Century Vroom, J. a theory of justice. Stacy Adams and extended model of expectations porter-Lawler. Shows the reasons why students are in the area of inefficient training (category theory of «X» on the concept of Douglas McGregor) and transition in the area of efficiency (category theory «Y»). It is proposed to use in the system of higher education of the theory of supply purposes.

Текст научной работы на тему «Мотивация студента к обучению: теория и практика»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

253

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА К ОБУЧЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

БОГДАНОВ Ю.В.,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», Ростовский государственный университет путей сообщения, филиал в г. Минеральные Воды, e-mail: jbogdanow@rambler.ru

В статье рассмотрены проблемы качества обучения студентов в контексте актуализации личной мотивации к обучению. Акцентирована направленность мотивации на выбор определенной линии целенаправленного поведения.

Рассмотрены возможности практического применения существующих процессуальных теорий мотивации в процессе обучения студентов: теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Стэйси Адамса и расширенная модель ожидания Портера-Лоулера.

Показаны причины, по которым студенты оказываются в зоне неэффективного обучения (категория теории «X» по концепции Дугласа МакГрегора), и возможности перехода в зону эффективности (категория теории «Y»).

Предложено применение в системе высшего образования теории поставки целей.

Ключевые слова: мотивация; поведение; удовлетворение потребностей; теория ожиданий; ценность вознаграждения; справедливость; цель.

STUDENT'S MOTIVATION TO LEARNING: THEORY AND PRACTICE

BOGDANOV Y.V.,

Candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of Humanitarian and socio-economic disciplines», Rostov state University of Railways (branch in the Mineral Water), e-mail: jbogdanow@rambler.ru

The article considers the problems of quality of education in the context of actualization of personal motivation for learning. The direction of motivation to selecting a line-oriented behavior.

Considered are the possibilities of practical application of existing procedural theories of motivation in the learning process of students: theory expectations Century Vroom, J. a theory of justice. Stacy Adams and extended model of expectations porter-Lawler.

Shows the reasons why students are in the area of inefficient training (category theory of «X» on the concept of Douglas McGregor) and transition in the area of efficiency (category theory «Y»).

It is proposed to use in the system of higher education of the theory of supply purposes.

Keywords: motivation; behavior; needs; expectations theory; the value of remuneration; justice; goal.

JEL classification: I21, I23.

В последние годы система высшего образования постоянно реформируется, однако изменения зачастую не способствуют улучшению внутреннего содержания и качества подготовки студента в конкретном вузе.

© Ю.В. Богданов, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

Целью данной публикации является анализ мотивации студентов к качественной учебе и возможностей применения теорий мотивации к повышению эффективности обучения.

Мотивацией к учебе мы считаем процесс побуждения студента к учебной деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил.

В содержательных теориях мотивации анализируется содержание таких категорий, как потребности и вознаграждения, а также их воздействие на поведение исполнителей. В процессуальных теориях анализируется поведение людей с учетом как потребностей и вознаграждений, так и других факторов.

Простая модель мотивации включает три элемента: потребность, целенаправленное поведение, удовлетворение потребности.

Человек испытывает потребность не только в конкретных вещах (одежда, пища и пр.), но и в «неосязаемых» (признание, возможность личного роста, уважение и т. д.).

Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают определенную линию целенаправленного поведения. Получение высшего образования представляет собой один из способов такого целенаправленного поведения.

Удовлетворение потребностей отражает позитивные ощущения человека, когда его желание выполнено. Получив положительную оценку знаний по предмету на экзамене, завершив выполнение курсового или дипломного проекта, получив благодарность преподавателя, студенты испытывают чувство удовлетворения.

Следует обратить внимание на различие уровней мотивации студента. На уровне удовлетворительного поведения он выполняют тот минимум, который устанавливается для него преподавателем (деканатом). Отсюда стремление студентов старательно балансировать между желанием минимизировать количество и качество прилагаемых усилий и желанием избежать отчисления. Такие студенты убеждены, что их нынешняя успеваемость напрямую не связана с удовлетворением их насущных потребностей. Они, как правило, не удовлетворены своей учебой, преподавателями и вузом в целом, а отсюда систематические прогулы, академические задолженности и последующее отчисление.

Однако для студентов с высоким уровнем мотивации учеба является желанной, приносящей награду и удовлетворение. Исследования показывают, что студенты обычно не работают в полную силу, а максимально выкладываться начинают лишь в том случае, если уверены, что их дополнительные усилия соответственно будут вознаграждены. В этом случае задачей преподавателя является создание студентам возможности для полноценного удовлетворения их потребностей в процессе учебы в обмен на их старание.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Это отражено в работах А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Херцберга (Метелев, 2008).

Более современные процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и сознания. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

К основным процессуальным теориям относят теорию ожидания Виктора Врума, теорию справедливости Дж. Стэйси Адамса и расширенную модель ожидания Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (Макаров, 2012).

В основе процессуальных теорий мотивации лежат ответы на вопросы:

- почему? возникновение целенаправленного поведения;

- куда? направление поведения;

- как? поддержка поведения;

- когда? окончание.

Определение мотивации как процесса управления выбором впервые дал Виктор Врум, и большинство современных процессуальных теорий мотивации именно так рассматривают мотивацию. По утверждению В. Врума, люди постоянно находятся в мотивированном состоянии.

Согласно теории ожидания В. Врума, мотивация зависит от трех факторов, которые можно представить как произведение трех сомножителей:

Мотивация = (З-Р) х (Р-В) х (Ш),

где: (З-Р) - ожидания того, что усилия дадут требуемые результаты;

(Р-В) - ожидание определенного вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов;

Ш - валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения (ожидаемая ценность вознаграждения или привлекательность перспективы).

Под ожиданием понимается личностная оценка вероятности определенного события.

Применительно к высшему образованию, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации студента для достижения определенной цели (качественного усвоения дисциплины и специальности в целом). Студент прикладывает свои усилия на достижение этой цели лишь тогда, когда он рассчитывает с большой вероятностью удовлетворить за счет этого свои потребности или достичь цели.

Ожидания по факторам затрат усилий и результатов (З-Р) - это оценка вероятности достижения желаемого результата студента за счет затрат усилий. Если студент, оценивая собственные возможности, ощущает, что затрачиваемые им усилия с малой вероятностью обеспечат требуемый результат, то, согласно модели ожиданий, мотивация будет ослаблена. Чем сильнее ожидание, что потраченные усилия дадут желаемый результат, тем больше вероятность, что студент добросовестно и качественно выполнит поставленную перед ним задачу (выполнит курсовую ра-

боту, подготовит выступление на научную конференцию и пр.). Ожидания по факторам затрат усилий и результатов (З-Р) зависят от оценки студентом своей базовой подготовки, способности к обучению, уверенности в поддержке со стороны преподавателя.

Ожидания по факторам результата-вознаграждения (Р-В) характеризуется оценкой вероятности получения определенного вознаграждения или поощрения за достигнутый результат. Мотивация деятельности зависит от ощущений связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением.

При определении ожидания по факторам результата-вознаграждения студенты должны быть уверены в том, что они получат обещанное преподавателем вознаграждение, при этом важную роль играет несколько факторов. Во-первых, уверенность будет расти, если обещания преподавателя ясны и определены (например, четко сформулированы требования, выполнение которых позволяет студенту получить зачет «автоматом»). Преподаватель должен быть конкретен при формулировке своих обещаний и условий, которые затрагивают их. Во-вторых, уверенность растет, если студент знает, что преподаватель действительно обладает полномочиями по обеспечению желаемого вознаграждения. С этой точки зрения следует помнить, что действия преподавателей по созданию, защите и улучшению своих репутации и имиджа невероятно важны для достижения успеха в мотивировании студентов. В-третьих, преподаватель (и любой сотрудник вуза) обязан выполнять ранее оговоренные обещания.

Ожидания ценности вознаграждения (валентности) - важнейший элемент рассматриваемой модели мотивации. Валентность вознаграждения может быть в диапазоне от абсолютно положительной (+1.00) до абсолютно отрицательной (-1.00). Таким образом, валентность характеризует степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающих вследствие получения определенного вида и количества вознаграждения (поощрения за достигнутый результат). Ценность вознаграждения, являясь наиболее важным элементом теории мотивации, к сожалению, не всегда учитывается преподавателями.

Следует отметить, что все вышесказанное относится, в первую очередь, к действиям со стороны преподавателя для мотивации качественного изучения студентом дисциплины. Собственно мотивация студента к качественному усвоению всей образовательной программы принципиально отличается.

При определении ожидания по факторам затрат усилий и результатов (З-Р) студент пытается оценить, какова вероятность того, что он сможет в течении 5 лет обучения обеспечивать нужный результат. При этом он оценивает не только свои умственные усилия, но и финансовые (стоимость обучения постоянно растет), а также факторы внешней среды (например, возможная отмена отсрочки от армии) и т. д.

Ожидания в отношении фактора «результаты-вознаграждение» также не столь однозначны. Ведь вознаграждение - не только вручение диплома о высшем образовании, вознаграждением может быть и направление в аспирантуру по результатам обучения в институте, и помощь со стороны вуза в трудоустройстве и пр. Так, низкая оценка студентом вероятности связи хорошей успеваемости и гарантий трудоустройства оказывает существенное демотивирующее влияние на обучение. Следовательно, вузу надо увязать гарантии трудоустройства студентов с уровнем полученных знаний (характеризуемых оценками).

Даже если студенты уверены в том, что они могут выполнить учебный план и получат обещанное им вознаграждение (диплом, знания, трудоустройство), они все равно задают себе достаточно трудный вопрос: «Получив диплом, смогу ли я с его помощью удовлетворить свои потребности?» Согласно теории ожидания, ответ на вопрос заключается в измерении ценности вознаграждения. Таким образом, вознаграждением за хорошую успеваемость может стать привлекательность перспективы (хорошо оплачиваемая работа, возможность карьерного роста, социальный статус и т. п.). К сожалению, ответ на этот вопрос находится за пределом вуза и определяется сложившейся в стране социально-экономической системой.

Согласно теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. В соответствии с этим, на наш взгляд, 5-балльная шкала не позволяет дифференцированно справедливо отразить оценку вознаграждения студента. Несмотря на трудоемкость, накопительная рейтинговая система повышает уровень мотивации студента, объективно отражая обязательность выполнения ряда задач всеми студентами и их итоговую оценку как вознаграждение затраченных усилий.

Также, в соответствии с данной теорией, студенты, имеющие лучшую успеваемость, должны иметь лучшую перспективу (поощрения, трудоустройство, карьеру).

Комплексная процессуальная теория мотивации Портера-Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости.

На рис. 1 показан интегрированный подход, который называется «расширенной моделью ожидания», в рамках которого рассматривается взаимосвязь между выполнением работы и полученным удовлетворением.

Уровень затрачиваемых усилий студента зависит от ценности вознаграждения и веры в то, что изменение затрат усилий связано с возможным вознаграждением. Результаты, достигнутые студентом в учебе, зависят от трех факторов: затраченных усилий, способностей и навыков студента, а также восприятия им своей роли. Способности и навыки студента определяются как базовой подготовкой в школе, так и качеством преподавания и квалификацией профессорско-преподавательского состава вуза. Восприятие им своей роли а значительной мере формируется оценкой значимости роли студента (или конкретной профессии) со стороны общества. Гораздо сложнее обстоит дело с третьим фактором - затраченные усилия.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

Рис. 1. Расширенная модель ожидания

Достижение студентом определенного уровня результативности приводит к появлению внутренних и внешних вознаграждений. Внутреннее вознаграждение заключено в самом учебном процессе. Например, признание его научного авторитета или чувство выполненного долга перед родителями, оплатившим учебу. Внешнее вознаграждение предлагается вузом и является прямым следствием выполнения студентом поставленной перед ними задачи (грамота, стипендия, помощь в трудоустройстве). Степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости характеризует совокупную ценность вознаграждений на самом деле.

Если комбинации этих двух типов вознаграждения воспринимаются студентом адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения. В противном случае студент уменьшает затраченные усилия или ищет другие варианты получения искомого вознаграждения (не через учебу). Используя приобретенный опыт, студент регулярно корректирует свои будущие действия.

В завершение рассмотрим параллельную теорию мотивации - концепцию Дугласа МакГрегора (Виханский, Наумов, 2008). Эта концепция включает две противоположные (параллельные) теории: теорию «X» и теорию <Л.

Теория «X» во многом отражает подход большинства российских преподавателей к студентам:

• средний студент стремится избегать учебы;

• студенты не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;

• для достижения качественного обучения надо принуждать студентов учиться под угрозой санкций;

• строгое руководство и контроль являются главными методами управления в вузе.

Вывод теории «X» таков: в учебной деятельности преподавателя (сотрудника деканата) должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.

Теория «^» строится на противоположных принципах:

• нежелание учиться - это не врожденное качество российского студента, а следствие плохих условий, которые подавляют естественное желание студента к получению знаний;

• при благоприятном, успешном опыте студенты стремятся брать на себя ответственность;

• приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели студента и вуза;

• при наличии соответствующих условий студенты формируют в себе самодисциплину и самоконтроль;

• интеллектуальный потенциал студентов выше, чем принято считать.

Вывод теории «^»: необходимо предоставлять студентам больше свободы для проявления самостоятельности и творчества.

«XY-теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации студентов. Руководители вуза и преподаватели совместно должны стремиться развивать студенческую группу, если она недостаточно мотивирована, из зоны неэффективного обучения «X» к ситуации эффективности «^».

В этой связи следует задуматься о применении в системе высшего образования теории поставки целей: в основе определения поведения человека лежат осознанные цели и намерения. Необходимо помочь студенту сформулировать количественные и качественные целевые показатели, которые он должен достичь за определенный промежуток времени (учебный год).

Важно помнить, что уровень исполнения поставленных задач зависит от 4-х характеристик целей:

• сложность (зависит от уровня подготовки студента на текущий момент);

• специфичность (образование);

• приемлемость (со стороны студента и преподавателя);

• приверженность (осознанное понимание важности достижения целей).

Нами предлагается использовать опыт применения данной теории на ведущих промышленных предприятиях в практике вуза по следующему алгоритму:

1. Определение целей для учебной группы (средний балл успеваемости, количественные показатели научной и общественной работы и пр.).

2. Определение индивидуальных целей студента (по аналогии с группой).

3. Осуществление совместных действий студента, преподавателя и администрации (деканата) по достижению индивидуальных целей.

4. Подведение итогов. Определение вознаграждения за достигнутые результаты. Удовлетворенность результатом.

Главным итогом вышесказанного является то, что реформа образования, сколь бы гениальной она ни казалась, не решит проблему качества образования, пока не будет в полную силу работать механизм мотивации студентов к получению качественных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

Виханский О.С., Наумов А.И. (2008). Менеджмент: учебник. 4-е изд, перераб и доп. М.: Экономистъ.

МакаровВ.М. (2012). Теория менеджмента. СПб.: Изд-во Политехн. университета.

Метелев С.Е. (2008). Менеджмент: теория и практика: монография / С.Е. Метелев, Н.К. Иванкин, А.Д. Косьмин; федер. агентство по обр., РГТЭУ, Омский ин-т (филиал). Омск: Экономик.

REFERENCES

Makarov V.M. (2012). Management Theory. SPb. (In Russian.)

Metelev S.E. (2008). Management: theory and practice: monograph. S.E. Metelev, N.K. Ivankin, A.D. Kosmin; Feder. Agency arr., RGTEU, Omsk Institute (branch). Omsk: Economics. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vihansky O.S., Naumov A.I. (2008). Management: textbook. 4-th edition, revised and additional. Moscow. Economist. (In Russian.)

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.