Научная статья на тему 'Мотивация саморазвития человека'

Мотивация саморазвития человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9158
747
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Низовских Н. А.

Рассматриваются базовые мотивации саморазвития человека. Обсуждается вопрос о роли осознания мотивов саморазвития в связи с их ориентировочной функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация саморазвития человека»

Н. А. Низовских МОТИВАЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматриваются базовые мотивации саморазвития человека. Обсуждается вопрос о роли осознания мотивов саморазвития в связи с их ориентировочной функцией.

Потребность в саморазвитии относится в психологии экзистенциально-гуманистическго направления к высшим человеческим потребностям, причисляется к архетипическим образованиям в психоанализе. В отечественной психологии саморазвитие характеризуется как деятельность, направляемая человеком на самого себя прежде всего с целью обогащения своих сущностных сил [1]; как новый уровень развития личности, когда саморазвитие становится сознательным, целенаправленным самоосуществлением, самосовершенствованием [2]; как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее [3].

Личностное саморазвитие определяется нами как специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств. Не утверждая, что это завершенная дефиниция, мы предлагаем данное понимание личностного саморазвития как результат длительных поисков, который базируется на идеях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, деятельност-ного подхода А. Н. Леонтьева, психосемантического подхода В. Ф. Петренко. Данная трактовка саморазвития вбирает в себя идеи и многих других авторов, в числе которых Л. И. Анцыфе-рова, А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Л. И. Божо-вич, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, В. С. Мухина, Н. И. Непомнящая, В. А. Петровский, В. И. Сло-бодчиков. Немаловажен и стоящий за этим определением личный опыт автора (некоторый эмоционально-личностный опыт автора имплицитно входит в состав любой гуманитарной теории. Часто «психологические теории предстают как генерализованные на других людей экспликации внутреннего мира их авторов и их собственных психологических проблем. В частности, многочисленные психобиографии 3. Фрейда и его лич-

НИЗОВСКИХ Нина Аркадьевна - кандидат психологических наук, зав. кафедрой практической психологии ВятГГУ

© Низовских Н. А., 2008

ные признания демонстрируют, как остро он переживал страх перед кастрацией или Эдипов комплекс, и не оставляют сомнений в том, что введение соответствующих понятий было проекцией его личных психологических трудностей» [4]. Личность и общество, человек и мир связаны тысячами и тысячами незримых и вполне «видимых» нитей, а судьбы исследователей неотделимы от их воззрений). Саморазвитие, в нашем понимании, - это действительно специальная деятельность по «выращиванию» собственной личности, по созданию себя. Человек трудится, когда строит дома, дороги, мосты, когда пишет картины и музыку, создает новые информационные технологии и т. д. Но может ли он стать автором самого себя не трудясь, не прилагая усилий, не проявляя творчества, не имея ясного плана действий и отчетливого понимания, почему это необходимо?

Краеугольным камнем проблемы саморазвития как специфической деятельности является вопрос о мотивации. В психологии до настоящего времени отсутствуют работы, специально посвященные мотивации саморазвития. Не ставя цели полного охвата проблемы, рассмотрим ее аспекты, связанные с выделением базовых мотиваций саморазвития, с определением функции и роли их осознания самой личностью.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы базовых мотиваций человека остается чрезвычайно актуальной. Отсутствие мотивации, по замечанию Г. Селье, является душевной трагедией. Мотивационная сфера личности многогранна и на протяжении жизни претерпевает значительные изменения. Возникновение, реализация, угасание мотива - все это значимые и иногда критические моменты жизнедеятельности человека. Так, в случае угасания мотива необходимо привлечение других мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего [5]. Дополнительные мотивы человек ищет через обращение к значимым для него людям, через актуализацию тех значимых социальных отношений, которые когда-то способствовали формированию его ценностей. Новые мотивы человек может извлекать из книг, кинофильмов, общения с духовными наставниками. В способности человека произвольно создавать новые системы мотивов Л. И. Анцы-ферова усматривает истоки активного внутреннего начала личности.

Трактуя саморазвитие как специфическую деятельность человека, мы исходим прежде всего из того, что саморазвитие самоценно, обладает собственной побудительной силой. С точки зрения В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, «процесс саморазвития - как сущностная форма бытия человека - начинается вместе с жиз-

нью и разворачивается внутри нее» [6], но, как отмечают данные авторы, человек долгие годы -нередко всю жизнь - может не быть субъектом саморазвития, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Собственное развитие является высшей ценностью и главной потребностью для развитой личности, и «человек, у которого не сформирована ценность саморазвития, обусловливающая его самоопределение (выбор <...> частной деятельности), не является субъектом деятельности» [7]. Потребность в личностном саморазвитии возникает в подростковом возрасте; появление способности к саморазвитию является кульминационным моментом личностного развития человека [8]. С подростками, у которых уже сформировался этот «запрос», можно проводить специальные занятия, нацеленные на постановку и решение конкретных задач саморазвития [9].

Саморазвитие самоценно, но не самоцельно: оно не может выступать только целью самого себя. Трактуя саморазвитие как внешнюю и внутреннюю деятельность по созданию в себе новых свойств, способностей, качеств, мы полагаем, что это необходимо человеку для достижения и других целей установления связей с миром. Саморазвитие, как любая другая деятельность, имеет собственную подкрепляющую ее мотивацию.

Опираясь на анализ литературных источников, представим в пп. 1-17 данной статьи некоторые из мотиваций, которые побуждают человека к целенаправленным самоизменениям.

1. Подражание выступает значимым мотивом саморазвития (особенно на начальных его этапах). Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим личностям. Образцами здесь могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т. д. Примером может явиться и саморазвитие какого-либо человека (например, развитие физических сил

A. В. Суворовым; ораторских способностей

B. В. Маяковским, способности к самоорганизации А. А. Любищевым и др.).

Формула: Развивать себя, чтобы стать похожим (в чем-то, во многом или во всем) на «X».

2. Потребность в любви, признании и стремление к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна. В стремлении нравиться другим И. Кант усматривал путь подготовки человека к нравственному совершенствованию [10]. Не меньше стимулирует человека к саморазвитию и стремление к независимости. Описывая пути самоактуализации, А. Маслоу указывал, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким,

как другие», на способность человека «не желать нравиться другим, не быть конформистом» [11]. Правомерен взгляд И. Ялома, который утверждал, что «в течение всей жизни в нашем внутреннем мире существует диалектика двух потребностей - отделенности и автономии, с одной стороны, защиты и слияния, - с другой» [12].

Формула: Развивать себя, чтобы нравиться другим, быть любимым и, одновременно, независимым человеком.

3. Познание и понимание себя становятся мотивами саморазвития человека, начиная с подросткового и юношеского возраста. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью, научиться лучше понимать других людей, эффективнее строить отношения с ними. Для того, чтобы самопознание стало управляемым, сознательным, «личностным», нужны дополнительные условия, овладение специальными навыками рефлексии. Такими условиями могут выступить, в частности, занятия в тренинговых группах. Конечно, не только искусственные условия тренинга, но и другие, более «естественные» факторы могут катализировать саморазвитие, основанное на стремлении углубить знание и понимание себя.

Формула: Развивать себя, чтобы лучше знать и понимать себя.

4. Как базовая мотивация саморазвития выступает стремление человека к обогащению своих сущностных сил. Это стремление более всего характеризует зрелую личность. Л. И. Анцыфе-рова указывает, что развитие является основным способом бытия личности и выражает основную потребность человека как универсального родового существа - «постоянно выходить за свои пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности» [13].

В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и клиенты, а как «студенты», цель которых самосовершенствование (Д. А. Леонтьев). Дж. Бьюджентал предлагал даже называть консультирование, или психотерапию, «онтогогикой», что означает стремление помочь людям вырасти до своей максимально возможной высоты [14].

Формула: Развивать себя, чтобы обогатить свои сущностные силы и жить подлинно человеческой жизнью.

5. Самореализация - еще один из возможных мотивов личностного саморазвития зрелого человека. Если благодаря 3. Фрейду произошли серьезные «сексуальные революции», благодаря работам Д. Карнеги целое поколение американ-

цев «научилось» улыбаться, то благодаря открытиям У. Джемса и многих других авторов человечество было «озадачено» идеей саморазвития для более полной реализации своего потенциала.

Саморазвитие и самореализация тесно связанные, но не тождественные феномены, имеющие различную мотивационную основу. «Предметная реальность социально значимого вклада» как критерий самореализации, по Д. А. Леонтьеву, требует от человека достаточно высокого уровня способностей и, прежде всего, трудоспособности. Эти уровни должны по крайней мере приближаться к средним показателям или превышать их, чтобы обеспечить социальную значимость предметного вклада. Но тем самым стремление к самореализации с необходимостью побуждает человека к саморазвитию, поскольку, как подчеркивает Д. А. Леонтьев, саморазвитие создает для человека возможность самореализоваться на более высоком уровне [15].

Формула: Развивать себя, чтобы реализоваться через социально значимые предметные вклады.

6. Самовыражение как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития.

Формула: Развивать себя, чтобы выразить себя и «быть» в мире.

7. К саморазвитию может побуждать и самоутверждение как стремление человека к общественному признанию, потребность утвердить себя среди людей, занять свое место, свое пространство, не потеряться в этой жизни и ответить «да!» на ее вызовы (А. Лэнгле).

Формула: Развивать себя, чтобы стать «замеченным», получить общественное признание, обрести искомый социальный статус.

8. О мотивирующей силе стремления к самоактуализации писал А. Маслоу. Если средний индивид мотивируется тем, что ему недостает: он ищет путей удовлетворения своих потребностей в безопасности, зависимости, любви, уважении и самооценке, то психологически здоровый человек «мотивируется главным образом потребностью в развитии и актуализации в самой полной степени своих потенций и способностей» [16].

Формула: Развивать себя, чтобы «все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать» (А. Мас-лоу).

9. В условиях современной культуры стремление человека к самореализации, самоутверждению, самовыражению, самоактуализации осуществляется прежде всего посредством его профессиональной деятельности, которая и сама может выступать мотивом личностного самораз-

вития. Так, профессиональная подготовка к получению престижной специальности требует целеустремленной работы над собой. В профессиях, где личность специалиста играет существенную роль и выступает его профессиональным инструментом (психолог, психотерапевт, педагог и др.), личностное саморазвитие становится профессиональной необходимостью. К примеру, ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с детьми определяет его целевые установки, среди которых значимое место занимает создание условий для собственного саморазвития [17].

А. Маслоу трактует профессиональное самоопределение как производное от личностного и связывает его с поиском бытийных ценностей [18]. Самоактуализирующийся человек стремится быть в своем деле среди лучших или во всяком случае настолько хорошим, насколько он сможет [19]. Идентификация с профессией, с делом своей жизни может привести к тому, что задачи профессионального развития становятся задачами личностного саморазвития.

Формула: Развивать себя, чтобы состояться в профессии и преуспеть в деле, которому ты служишь.

10. Мотивами саморазвития могут выступать полнота существования, полнота бытия, и, связанная с ними, полнота личностного функционирования. Полнота существования относится к числу общечеловеческих базовых мотиваций. М. К. Мамардашвили писал: «Как живые существа к чему мы стремимся? Прежде всего к полноте своего потенциального существования, хотим реализовать себя в терминах человеческого достоинства и какого-то взаимоотношения с целым своей жизни, в которой стремимся овладеть ею и сделать так, чтобы она не протекала у нас между пальцами, собрать разрозненные куски своего существования и т. д.» [20]. А. Мас-лоу, анализируя пять разных способов использования слова «бытие», пишет, что «бытие», в частности, может означать «цель» развития, роста, становления и относится в этом случае «скорее к конечному продукту <. > становления, чем к его процессу» [21].

Формула: Развивать себя, чтобы «быть», то есть жить полно, истинно.

11. Не только идеи, связанные с жизнью, но также идея смерти может выступать мотивом личностного саморазвития. Смерть неизбежна, и поэтому она становится мотивацией человека к проявлению активности [22]. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его [23]. И. Ялом видит в конфронтации человека со смертью источник и механизм его личностных изменений и призывает своих клиентов усвоить непреложную истину о том, что «существование

не может быть отложено» [24]. И. Ялом пишет о том, что, «думая о смерти, мы становимся благодарными, способными ценить бесчисленные данности своего существования. Именно это имели в виду стоики, когда говорили: "Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить"» [25].

Формула: Развивать себя, чтобы «научиться жить».

12. В страдании человека увидел стимул для его деятельности и развития И. Кант. Читаем: «Природа сделала страдание стимулом к деятельности человека, неизбежно толкающим его всегда к лучшему <...>. Быть в жизни (абсолютно) довольным - это признак бездеятельного покоя и прекращение всех побуждений или притупления ощущений и связанной с ним деятельности» [26].

Формула: Развивать себя, понимая и принимая страдание как «указатель» пути развития.

13. Принцип наслаждения (удовольствия) может многое прояснить в стремлении человека к саморазвитию. «Быть всегда расположенным к веселости - это в большинстве случаев [особое] свойство темперамента, но часто это может быть и действием принципов, как, например, принципа наслаждения Эпикура; так называли этот принцип другие, и потому он приобрел дурную славу, хотя в сущности под ним подразумевалось постоянное веселое расположение духа мудреца» [27]. И. Кант отстаивает данный принцип, полагая, что «так можно и должно быть благочестивым, сохраняя хорошее настроение; так можно и должно исполнять трудную, но необходимую работу, сохраняя хорошее настроение; и в таком же хорошем настроении надо даже умирать, ибо все это теряет свое достоинство, если совершается или испытывается в дурном настроении и в мрачном расположении духа» [28].

И. Кант разграничивает два способа удовольствия: «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другои способ - истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению» [29]. Задавшись вопросом о том, каким путем следует искать удовольствие, И. Кант вводит максиму: «...отмеривать себе такую долю удовольствия, чтобы оно все еще могло увеличиваться», поскольку «пресыщенность удовольствием вызывает такое отвратительное состояние, что сама жизнь становится избалованному человеку в тягость, а склонные к истерике женщины изводятся». Примечательно обращение Канта к молодому человеку: «Молодой человек! (я повторяю) полюби свою работу, отказывайся от наслаждений не для того, чтобы отречься от них совсем, а для того, чтобы, насколько это воз-

можно, всегда иметь их перед собой в перспективе!» [30]

Отчетливо у Канта звучит мысль о роли самого человека в производстве жизненных страданий и удовольствий. «Самое основательное и самое легкое средство, унимающее всякую боль, -это мысль, которую можно предполагать у каждого разумного человека, а именно что жизнь вообще, если иметь в виду наслаждение ею, зависящее от случайных обстоятельств, не имеет никакой собственной ценности и что только то, на какие цели направлено это наслаждение, обладает ценностью, которую создает человеку не удача, а единственно лишь мудрость; следовательно, эта ценность в его власти. Кто в страхе тревожится о [возможности] утраты жизни, тот никогда не будет радоваться ей» [31]. Действительно, не страх смерти, но идея смерти спасает человека к жизни; не перманентное удовольствие, но идея удовольствия, перемежающегося страданием, может вызвать у человека желание непрестанно идти по пути саморазвития.

Умение полагаться на собственную мудрость в создании наслаждения приводит человека к потребности создавать в себе и в мире что-то новое. Маслоу указывал на то, что «неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. 3релый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному» [32].

Рассуждения, «реабилитирующие» удовольствие как жизненный принцип, находим и у М. К. Мамардашвили, который пишет о том, что «тонкие и наблюдательные мыслители не приписывали зло чувственной природе человека, которая слишком часто в виде системы удовольствий, желаний, наслаждений, чувственных реакций понимается как некая бездна, таящая в себе зло»; «не чувственная природа является источником зла, а то превращенное отношение человека к самому себе, когда человек становится самораз-рушителен, потому что именно человечность ему невмоготу» [33].

Формула: Развивать себя, чтобы жить, наслаждаясь жизнью.

14. Осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий вызывает к жизни такой мотивов саморазвития, как ответственность. И. Ялом писал о том, что, «пока человек не осознал, что сам сотворил собственную дисфорию, мотивация к изменениям отсутствует. Пока мы продолжаем верить, что причиной нашего неблагополучия являются другие, или невезение, или не удовлетворяющая работа -

короче говоря, нечто вне нас, - зачем нам вкладывать энергию в личностное изменение?» [34]. Как указывает И. Ялом, терапевты используют огромный спектр техник, фокусирующих внимание пациента на ответственности. Так, терапевт, отвечающий на оправдание пациенткой своего поведения («Это было не намеренно. Я сделала это бессознательно») вопросом «Чье это бессознательное?», подталкивает ее к сознаванию ответственности [35].

Чувство ответственности связано с другой «страстью» человека - его стремлением к свободе. М. К. Мамардашвили писал о том, что «жизнь возможна только с сознанием и достоинством того, что мы берем на себя ответственность за свою свободу. То, что с нами случается, есть следствие с самого начала принятого нами риска, так как мы берем на себя ответственность за возможную неудачу. Но очень важно, чтобы и неудача воспринималась при этом как следствие упражнения своей свободы, риска и ответственности» [36].

Формула: Развивать себя, чтобы быть ответственным за себя и свою свободу.

15. Вина рассматривается в современной психологии как «базовая человеческая эмоция и одновременно нравственная категория, которая обращает нас к самой сердцевине человеческого существования» [37]. Называя чувство вины темной тенью ответственности, И. Ялом различает три ее вида: невротическую, реальную (подлинную) и экзистенциальную [38]. «Невротическая» вина происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов. «Подлинная» вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку. Субъективные переживания в обоих случаях сходны, однако терапевтическое преодоление этих двух форм вины очень отличается: справиться с невротической виной возможно путем проработки чувства собственной «плохости», бессознательной агрессивности и желания наказания, в то время как «подлинная» вина должна быть актуально или символически искуплена. «Экзистенциальная вина» означает, что человек несет вину не только за преступления против других людей, моральных или социальных правил; но также за «преступления» против самого себя. Размышляя о том, почему это так, Ялом приходит к мысли, что экзистенциальная вина интимно связана с возможностью, или потенциальностью. Когда эта возможность не реализована, человек испытывает экзистенциальную вину [39].

Р. Мэй описывает чувство экзистенциальной вины как «позитивную конструктивную эмоцию»,

которая совместима с психическим здоровьем и даже необходима для него. Ялом указывает еще на один факт. Он пишет: «То, что каждое человеческое существо обладает уникальным набором потенциальных возможностей, которые стремятся быть воплощенными, - древняя идея. "Энтелехия" Аристотеля относилась к полному осуществлению потенциальной возможности. Четвертый смертный грех, праздность, или леность, многими мыслителями интерпретировался как "грех не делания в своей жизни того, что, как известно человеку, он может делать"» (H. Н.: ссылка на работу: A. Maslow, Toward a Psychology of Being / Princeton, N.Y.: D. Van Nostrand, 1962. P. 5.). Как отмечает И. Ялом, это крайне популярная концепция, обнаруживаемая в работах почти каждого гуманистического или экзистенциального теоретика или терапевта. Данная концепция, как пишет Ялом, появлялась под многими названиями ("самоактуализация", "самореализация", "саморазвитие", "раскрытие потенциала", "рост", "автономия" и т. д.), но основополагающая идея проста: каждое человеческое существо обладает прирожденными способностями и потенциями и, более того, исходным знанием об этих потенциях. Тот, кому не удается жить настолько полно, насколько возможно, испытывает глубокое, сильное переживание, которое я называю здесь "экзистенциальной виной"» [40].

Но как человек может выявить свой потенциал? Ялом пишет: «Хайдеггер, Тиллих, Маслоу и Мэй ответили бы в унисон: "С помощью Вины! С помощью Тревоги! Через зов бессознательного". Они согласны между собой в том, что экзистенциальная вина - это позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий нас к себе самим. Когда пациенты заявляли Хорни, что не знают, чего хотят, она часто отвечала просто: "Вы когда-нибудь думали о том, чтобы спросить себя?"» [41]. Экзистенциальная вина не является результатом какого-либо совершённого индивидом действия, напротив, она происходит от упущения, от несделанного.

В отечественной психологии можно встретить другие точки зрения. Так, Б. М. Мастеров пишет о том, что «чувство вины - плохое "топливо" для саморазвития» [42]. Вероятно, данный автор имел в виду невротическую, а не экзистенциальную вину.

Формула: Развивать себя, чтобы освободиться от невротической вины, научиться справляться с реальной виной, отвечая на вызов экзистенциальной вины.

16. Самоактуализирующимися личностями движет «метамотивация», или мотивация бытийными ценностями [43]. В числе таких ценностей истина, красота, новизна, уникальность, справедливость, лаконичность, простота, доброта, акку-

ратность, эффективность, любовь, честность, невинность, совершенство, порядок, элегантность, рост, чистота, подлинность, покой, мир и т. п. [44]. Эти ценности, с точки зрения Маслоу, необходимы для предотвращения болезни и для достижения полнейшей человечности или полноценного развития [45].

А. Маслоу считает чрезвычайно полезным «различать мир бытия (Б-мир) и мир дефицитар-ности (Д-мир), то есть вечное и "практическое"». Это, с его точки зрения, помогает в выборе своей собственной жизни, а не детерминированной кем-то другим. В суматохе повседневной жизни так просто забыть об абсолютном и необходимо конкретное, сознательное, волевое усилие, по крайней мере на первых порах, для того, чтобы обратить свое внимание на подлинные вещи и ценности. Например, попытавшись уединиться, приобщиться к великой музыке, к хорошим людям или к красоте природы. Только по мере практики эти стратегии становятся простыми и автоматическими, так что человек в Б-мире, даже без особого желания или усилия, живет иной жизнью, «метажизнью», или «бытийной жизнью» [46].

Формула: Развивать себя, чтобы включить в свою жизнедеятельность высшие ценности - ценности красоты, истины, справедливости, добра, творчества и др.

17. Согласно В. Франклу «стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека» [47]. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никем другим [48]. В противовес Ж. П. Сартру, который полагает, что, человек изобретает себя, конструирует свою «сущность», то, что он есть то, чем должен быть, чем станет, В. Франкл пишет, что смысл существования не изобретается, но, скорее, открывается человеком. Ценности не побуждают, не толкают человека, но, скорее, ведут, притягивают его. И у человека есть «свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, то есть, между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным» [49]. Ноогенные неврозы возникают «не из конфликтов между влечениями и сознанием, но, точнее, из конфликтов между различными ценностями; другими словами, из моральных конфликтов, или, говоря более обобщенно, из духовных проблем» [50]. Стремление человека к осмысленному существованию относится к сфере духовных явлений. Рассматривая вопросы ноодинамики, В. Франкл исходит из того, что «поиск человеком смысла и ценностей скорее вызовет внутреннее напряжение, чем приведет к внутреннему равновесию». Но, как полагает Франкл, именно это напряжение является необ-

ходимым условием психического здоровья, которое основывается на определенной степени напряжения «между тем, что человек уже достиг, и тем, что еще должен осуществить; или тем, что он есть, и тем, чем он должен стать». Франкл уверен, что не следует «колебаться в том, чтобы возбудить в человеке такое напряжение, связанное с его потенциальным смыслом, требующим осуществления» [51]. Никто не сможет сказать человеку, кроме него самого, в чем состоит смысл его жизни. Тем более что «смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день, и от часа к часу», и «важен не смысл жизни в общем, но, скорее, специфический смысл жизни личности в данный момент» [52]. В. Франкл пишет, что вопрос о том, какой шахматный ход самый лучший в мире, бессмысленен, если не учитывается конкретная шахматная ситуация и личность противника, точно так же «нельзя заниматься поиском абстрактного смысла жизни. У каждого человека имеется свое собственное призвание в жизни; каждый должен иметь задачу, которая требует разрешения» [53]. Человек должен дать ответы жизни на ее вызовы, и в этой ответственности и есть смысл его существования. Подлинный смысл человеческого существования должен быть найден в окружающем мире скорее, нежели в самом человеке или в его собственной психике.

Формула: Развивать себя, чтобы найти и реализовать смыслы собственного существования.

Безусловно, здесь представлены не все из возможных мотивов личностного саморазвития человека. Мотивация саморазвития многогранна. Отметим еще раз то, что саморазвитие самоценно для человека. И все же стремление к саморазвитию имеет и свою мотивацию, связанную, прежде всего, с осуществлением себя в мире.

Осознание мотивации саморазвития выступает как одно из условий его эффективности. Психологически современный человек устроен сложно, его существование и развитие полиде-терминировано, значительна роль не только сознания, но и бессознательного. Многое, чем живет современный человек, в его сознании не представлено. Он может не знать «даже» о своих базовых потребностях, не говоря уже о мотивах саморазвития.

Самосознание обладает значительным моти-вационным потенциалом, порождающим процессы самопреобразования личности [54]. Наиболее устойчивыми побудительными структурами личности являются ее потребности, но мотивацион-ным потенциалом обладают и другие личностные образования, такие, как интегрированное представление о себе, личностная идентичность человека, выработанные человеком стратегии поведения и др.

Осознанность мотивов саморазвития, безусловно, может выступать критерием личностного способа существования. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими авторами, в числе которых С. Л. Рубинштейн, Г. Селье, И. И. Чеснокова и др. Так, Селье указывает на то, что обычно люди в силу искусственных социальных условностей отрицают, что ими движет желание добиться одобрения своих поступков, заслужить доброе отношение и любовь других людей. К примеру, Г. Селье задавал вопрос о мотивации научной деятельности многим выдающимся ученым, с которыми ему приходилось общаться. Вопрос о мотивации заставал ученых врасплох, вначале они отвечали, что никогда об этом не задумывались. 3атем обычно указывали на любознательность, на интерес к механизмам природных явлений. Когда Селье настаивал на том, чтобы ученые сообщили о дополнительных стимулах, они скорее были готовы признать, что работают ради денег, чем назвать в числе мотивов общественное одобрение [55]. О себе Г. Селье писал, что для него самого жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни.

Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутри-личностных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы «расколота» изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями.

По мнению Г. Олпорта, в исследовании личности возник перекос в сторону косвенных методов диагностики мотивации, исходящих из базового недоверия к тому, что человек сам знает о своей мотивации. И, как пишет Олпорт, «у людей здоровых, без тяжелых проблем, обнаруживается хорошая согласованность между тем, что удается получить на основе прямых и косвенных методов анализа мотивации». Но если мы не будем использовать методы прямого самоотчета, говорит Олпорт, мы не сможем определить, имеем ли мы дело с мотивами, принятыми, осознанными и интегрированными в структуру личности, или же с вытесненными инфантильными фиксациями, которые оказывают свое влияние подспудным образом, порождая конфликты в личностной структуре [56].

Осознание собственных мотивов - важный шаг на пути достижения подлинной субъектнос-ти в саморазвитии. Особенно с точки зрения ори-

ентировочного значения мотивационного потенциала человека. Не отдельные ценности, а их совокупность (философия жизнедеятельности), в которой наряду с представлениями о мире есть представления и о своем месте в этом мире, определяют интенциальность человека. Мотивация обладает ориентирующими возможностями благодаря речевому мышлению и связанной с ним системой ценностей человека.

В заключение подчеркнем, что развитие личности может происходить и «само собой», без сознательного участия человека. Но если рассматривать развитие, направляемое «автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности» [57], то важнейшим условием в этом случае выступает достаточная и осознанная самим человеком мотивация данной деятельности, ориентирующая человека в его связях с миром.

Примечания

1. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 171.

2. Моргун, В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии [Текст] : учебное пособие / В. Ф. Моргун, И. Ю. Ткачева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 29.

3. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л. Н. Куликова. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. С. 212.

4. Юревич, А. В. Структура психологических теорий [Текст] / А. В. Юревич // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 1. С. 11.

5. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 13.

6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 203.

7. Лазарев, В. С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления [Текст] / В. С. Лазарев // Вопр. филос. 2001. № 3. С. 43.

8. Слободчиков, В. И. Указ. соч. С. 195.

9. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] / Г. А. Цукерман. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. С. 10.

10. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения [Текст] / И. Кант. СПб.: Наука, 1999. С. 316.

11. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. С. 54.

12. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. М.: НФ «Класс», 2000. С. 165.

13. Анцыферова, Л. И. Указ. соч. С. 4.

14. По: Маслоу, А. Указ. соч. С. 58.

15. Леонтьев, Д. А. Указ. соч.

16. По: Гобл, Ф. Третья сила: психология Абрахама Маслоу - новый взгляд на человека [Текст] /

Ф. Гобл // Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С. 360.

17. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст] / В. Г. Маралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др.; под ред. В. Г. Маралова. М.: Академический проект: Парадигма, 2005. С. 4.

18. Маслоу, А. Указ. соч. С. 50.

19. Там же. С. 54.

20. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. школа полит. исследований, 2000. С. 208.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Маслоу, А. Указ. соч. С. 131.

22. Cunningham, R. J. The courage to create Rollo May: The courage to be Paul Tillich [Text] / R. J. Cunningham // Journal of humanistic psychology, Vol. 47 no. 1, January 2007 73-90. Doi: 10.1177/ 0022167806293004. The online version of this article can be found at: ttp: // http://jhp.sagepub.com/cgi/content/ abstract/47/1/73.

23. Ялом, И. Указ. соч. С. 36.

24. Там же. С. 181.

25. Там же.

26. Кант, И. Указ. соч. С. 301.

27. Там же. С. 302.

28. Там же. С. 303.

29. Там же. С. 304.

30. Там же. С. 304-305.

31. Там же. С. 308.

32. По: Гобл, Ф. Указ. соч. С. 368-369.

33. Мамардашвили, М. К. Указ. соч. С. 366.

34. Ялом, И. Указ. соч. С. 260.

35. Там же.

36. Мамардашвили, М. К. Указ. соч. С. 340341.

37. Васильева, О. С. Особенности переживания вины в современном обществе [Текст] / О. С. Васильева, Е. В. Короткова // Моск. психотерапевт. журн. 2004. № 1. С. 48-73.

38. Ялом, И. Указ. соч. С. 313.

39. Там же. С. 314.

40. Там же. С. 315-316.

41. Там же. С. 317.

42. Мастеров, Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности [Текст] / Б. М. Мастеров. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996. С. 40.

43. Маслоу, А. Указ. соч. С. 282.

44. Там же. С. 293.

45. Там же. С. 299.

46. Там же. С. 322-323.

47. Франкл, В. Доктор и душа [Текст] / В. Франкл. СПб.: Ювента, 1997. С. 243.

48. Там же. С. 244.

49. Там же. С. 246.

50. Там же. С. 247.

51. Там же. С. 250-251.

52. Там же. С. 254.

53. Там же.

54. Анцыферова, Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. 1992. С. 12-25.

55. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Се-лье. М.: Прогресс, 1982. С. 91.

56. По: Леонтьев, Д. А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 3. С. 26-30.

57. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 247-248.

НОВЫЕ КНИГИ

Актуальные проблемы психологии глазами молодых исследователей [Текст] : сборник научных работ студентов и аспирантов. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 81 с.

Сборник содержит статьи и тезисы аспирантов факультета психологии и студентов 1-У курсов факультетов психологии, культурологии, лингвистики, естественно-географического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.