Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294).
Управление. Вып. 8. С. 84-86.
Н. И. Корзенко, М. С. Тимофеенко МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлено несколько аспектов, отражающих как личные, так и профессиональные качества преподавателя. Также рассматривается особенность выбора именно педагогического направления деятельности. Раскрываются мотивы, определяющие сущность всего процесса преподавания.
Ключевые слова: педагог, профессиональное становление, профессиональное поведение, мотив, мотивация.
Отношение к профессии, в частности педагога,— сложное интегральное свойство, отражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях. И наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение педагога к профессии нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентаций. Констатация благоприятного или неблагоприятного отношения к профессии дает хороший повод для обдумывания того, как сформировать, закрепить и развить любовь к профессии, как перестроить и изменить негативное отношение к ней. Следовательно, надо выявлять характеристики педагога, которые лежат в основе отношения к профессии, определяют его, зачастую оставаясь невидимыми. Речь идет о системе таких взаимосвязанных характеристик преподавателя, как его позиция, ориентация и мотивация. Если искать истоки того или иного отношения, необходимо углубляться в анализ жизненной позиции, обнаруживать ее целостность в системе ориентации и видеть возможности ее (позиции) изменения, динамики в развитии мотивации. Формирование системы ориентации и на ее основе профессиональной позиции стабилизирует профессиональный выбор преподавателя. Однако стабилизация эта относительная, поскольку каждая значимая ситуация активизирует новые мотивы, приводит в движение всю мотивационную цепочку, на что в конце концов «реагирует» и позиция педагога в целом. Изменчивость, подвижность — характеристики, объективно присущие как профессиональной мотивации, так и позиции педагога. Однако пределы их возможных превращений задаются основным ценностно-ориентационным «костяком». Ломка ведущих ценностных ориентаций означает для личности, как правило, драматические коллизии, в том числе и в процессе про-
фессионального становления. В профессиональном поведении, как и в человеческом поведении вообще, зависимость действий человека от социальной ситуации предполагает «внутренний момент самоопределения, верности себе» [2]. Процесс профессионального становления личности мы рассматриваем, прежде всего, как сознательную деятельность индивида, берущего на себя ответственность выполнять социальные функции профессии, и не только те, которые направлены на объективные сферы и предметы, но и те, что позволяют представить себе «механизм внутренней сознательной деятельности, его духовно-волевую организацию и нравственную природу» [2].
Человек, ориентированный на профессию, любящий свое дело и впитавший «дух» современного высшего учебного заведения, скорее окажется способным «властвовать собой» в любых, пусть даже и сложных, воспитательных ситуациях. Он «ищет и находит все новые и новые побуждения» [3]. Преподаватели, охотно принимающиеся за дело, во всех ситуациях ищут подтверждение тому, что это дело интересное, нужное, полезное. Динамика их позиции заключается в укреплении положительных побуждений. Если творческий путь начинается с ноты недовольства, всякая ситуация затруднения отправляется в «копилку» отрицательных аргументов. Индифферентное отношение к профессии также сказывается на восприятии ситуации. В этих случаях говорят: «Не умею», в то время как надо было бы признаться: «Не хочу». Отношение к профессии — отнюдь не умозрительная категория. Это внутренний катализатор внешних воздействий и вместе с тем мера личной ответственности преподавателя за принимаемые решения. Именно в этом втором значении отношение и выступает регулятором профессионального поведения. Как писала О. А. Абдулина, «только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляе-
мости, избирательности по отношению к внешним воздействиям». Динамика мотивации в режиме саморегуляции (когда сам человек ищет подтверждение правильности своей позиции и осуществляет избирательную деятельность) и в режиме «только внешней детерминации» (когда те или иные действия предпринимаются как прямое исполнение нормы) принципиально отличны. За ними стоят разные стили профессионального поведения и в конечном счете — разные личности воспитателей. Поэтому кажется обоснованным выявить «личностные, психологические условия <...> формирования должного отношения и оценочных критериев» [1. С. 220]. Выбор профессии педагога — начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке данного пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути. Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все основные ожидания — и не только самого человека, но и его близких, родителей, друзей [4]. На первый взгляд, решение стать преподавателем ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор также испытывают все превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной профессии преподавателя является воспитание, передача другим не только знаний по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает выбор особенно ответственным, а роль — необычной. Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в лич-ностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у нее системе ценностных ориентаций, установок и интересов.
Таким образом, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть и ретроспективу (историю) данного выбора, и его перспективу, т. е. прогно-
зировать возможное развитие. Психологическая «самодиагностика» на стадии выбора — проблема весьма серьезная: лучшие стремления подчас действительно разбиваются об отсутствие психологической выносливости, хотя первоначальные базовые мотивы и благоприятное отношение к профессии остаются. Есть периоды, когда, как может показаться, мгновенно меняется отношение к профессии, работе, самому себе. Это периоды, когда профессиональный выбор проходит «испытание на прочность». Вообще отношение к профессии — характеристика достаточно стабильная. Преподаватели в первые два года работы уделяют внимание прежде всего преподаванию. На третий год основное внимание переключается на общение со студентами. И только на четвертый год педагогической работы эти два параметра мотивации (преподавание и общение) сближаются и наступает, вероятно, качественно новый этап деятельности. В целом же аспект общения, воспитательной деятельности оценивается всеми группами выше, чем другие параметры мотивации.
Подводя итог всей этой работы, можно сказать, что проблема мотивации педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и до сих пор неразрешенных. Есть много причин выбора той или иной профессии. И причины эти зависят в первую очередь от самой личности. В данной работе были рассмотрены как педагогическая деятельность в целом, так и личность преподавателя. Изучение этих двух аспектов выявило, что мотивация оказывает большое влияние на успешность в профессии, а также сами мотивы выбора зависят от отношения молодых специалистов к своей будущей профессии. Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе собственного опыта и осмысления социально значимых целей деятельности. Есть все основания полагать, что педагогические способности входят в число ранних, они складываются и проявляются в годы детства и юности. Тем не менее, переход в профессиональную категорию связан с перестройкой личности, прежде всего с ценностно-ориентационной перестройкой. В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности, включающая ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему миру и самому себе, единство его поведения и деятельности,
создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Можно сделать вывод, что для преподавателя недостаточно обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои обязанности, что эта профессия требует каких-то специфических качеств личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его преподавания, старание еще совсем не дают гарантии, что этот человек станет хорошим преподавателем. Все исследователи сходятся на том, что работа преподавателя будет успешной только в случае если основные качества его личности соответствуют характеру профессиональной деятельности.
Итак, выбор профессии преподавателя находится в зависимости от целого ряда факторов. Прежде всего, необходимо знать требования, которые профессия предъявляет к физическим и психологическим особенностям человека, взвесить свои личные возможности. Достаточно ли значимы факторы, влияющие на выбор про-
фессии, так как успешность педагогической деятельности зависит именно от того, насколько обдуман и осмыслен был сам мотив выбора профессии педагога. Изучив психолого-педаго-гическую литературу по заявленной проблеме и проанализировав теоретические источники, мы выявили зависимость между личностными характеристиками и мотивами выбора профессии. Был сделан вывод, что мотивация педагогической деятельности, как и любой деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на дальнейшую успешность в профессии.
Список литературы
1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Наука, 2009. 220 с.
2. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя // Совет. педагогика. 2010. № 8. С. 32-54.
3. Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике // Совет. педагогика. 2009. № 12. С. 15-25.
4. Вершловский С. Г Учитель о себе и профессии. СПб. : Наука, 2008. 190 с.