Научная статья на тему 'Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи феноменов'

Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи феноменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ТИПЫ МОТИВОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швеньк Е. В.

Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей. Выявлены и проанализированы тенденции взаимосвязи типов мотивов объединения современных предпринимателей с показателями их социальной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи феноменов»

УДК 159.9.01+316.6

МОТИВАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕНОМЕНОВ

© Е. В. Швеньк

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.

Тел.: +7 (347) 272 61 13.

E-mail: kafmen-bagsu@yandex.ru

Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей. Выявлены и проанализированы тенденции взаимосвязи типов мотивов объединения современных предпринимателей с показателями их социальной зрелости.

Ключевые слова: социальная зрелость личности, мотивация, типы мотивов объединения, личностное развитие.

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.

Интерес к теории и практике предпринимательства усиливается в связи с продолжающимся переходом России к новой модели экономического развития. Развитие малого предпринимательства рассматривается как один из факторов социальной стабильности общества в условиях рынка.

Формирующаяся когорта российских предпринимателей испытывает серьезные трудности, связанные с экономическими, правовыми причинами, и, основной - с их разобщенностью. Это существенно подрывает стратегическую конкурентоспособность предпринимательского слоя как большой социальной группы. В связи с этим проблемы предпринимательства все активнее привлекают интерес различных наук.

Тема изучения мотивации объединения предпринимателей и их социальной зрелости актуальна для социальной психологии, поскольку, с одной стороны, эта группа экономических субъектов у нас в стране только зарождается, и многие проблемы остаются недостаточно изучены, с другой -имеет большой потенциал и перспективы развития.

Цель статьи - раскрыть результаты исследования мотивов к объединению предпринимателей в локальное бизнес-сообщество, определить их типы и взаимосвязь с показателями социальной зрелости личности, а также сделать краткий обзор научных трудов по критериям личностного развития.

Для объяснения движущей силы поведения и деятельности предпринимателей мы будем использовать одно из основных понятий - мотивацию. Анализ работ таких ученых, как А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин, К. Левин, Г. Мюррей, Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон,

А. Маслоу, Х. Хекхаузен, показывает неоднозначность взглядов на сущность мотива и мотивации, отсутствие единства в понимании их природы [1-3].

Описание мотива как конкретного побудителя деятельности и конечной цели проявляется не только в определениях разных авторов, но и в вы-

делении побудительной и смыслообразующей функций, динамической и содержательной сторон мотивов, ситуативной мотивации и устойчивых мотивационных образований [4, с. 58].

Выберем за базовое определение мотива в толковании психологического словаря: «Мотив

(от лат. шоуеге - приводить в движение, толкать) -1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмета, ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности» [5].

Анализируя содержание понятия «мотив», можно заметить, что употребляющиеся сегодня определения используются для обозначения ситуативных образований, инициирующих конкретную деятельность или отдельные действия; устойчивых психологических образований, мотивирующих выбор целей, средств; способов действий, формирующих смысл деятельности, и первопричин поведения.

Какие же мотивы направляют современных предпринимателей «действовать вместе», формировать локальные бизнес-сообщества? При исследовании мотивов к объединению в социальную общность предпринимателей мы исходили из наличия у субъекта актуальной потребности, которая должна быть удовлетворена через совместные действия.

Объектами исследования, которое проводилось в Стерлитамаке с 2005 по 2007 год, выступили предприниматели различных форм организации бизнеса. Общее число респондентов составило 150 человек (83 муж. и 67 жен.) в возрасте от 24 до 47 лет.

На первом этапе исследования выяснялась направленность и тенденции мотивации объединения современных предпринимателей. Для этого был организован опрос, в ходе которого предприниматели отвечали на два открытых вопроса: «По Вашему мнению, нужно ли современным предпринимателям объединяться? (в союзы или другие объединения предпринимателей)». При положительном ответе уточнялось «Для чего?».

Полученные ответы на первый вопрос позволили определить актуальность изучаемой темы для самих объектов исследования и определить готовность субъектов малого бизнеса к кооперации в локальные бизнес-сообщества. На первый вопрос 15 человек (10% от общего числа испытуемых) ответили отрицательно, поэтому на второй вопрос они уже не отвечали.

Все полученные ответы по второму вопросу были подвергнуты контент-анализу, в результате которого была составлена классификация по выявленным тенденциям мотивации объединения. Лишь ответы 33 предпринимателей (22%) были настолько обобщенными и расплывчатыми, что их невозможно было отнести ни к одной из групп. Эти предприниматели также вышли из «исследовательского поля и внимания». Таким образом, ответы 102 респондентов (53 муж. и 49 жен.) были разбиты по общим признакам на 4 группы.

К первой группе мы отнесли предпринимателей, которые объясняли необходимость объединения в защите (от экономических угроз, несовершенства законодательной базы, произвола и коррупции со стороны государственных чиновников, крупного бизнеса, расширяющего сферы своего влияния в регионах). Средний возраст этих респондентов составил 29.8 лет. Респонденты второй группы давали ответы с ярко выраженной тенденцией мотива объединения в поиске партнеров и пользователей услуг. Средний возраст предпринимателей данной группы составил 29.7 лет.

Дифференциация третьей группы предпринимателей (средний возраст которых 36.8 лет) состоялась на основе ответов, в которых отражалась имиджевая направленность мотива объединения. Например: «Предприниматели объединяются для

того, чтобы больше знать друг о друге, о фирме... Большой объединенной группой можно донести до общественности, что в бизнесе не только «хватачи»...»

В четвертую группу вошли представители социально-ориентированного (ответственного)

бизнеса. Их средний возраст составляет 41 год. Этот вывод позволяют сделать следующие ответы: «Объединившись, предприниматели могут выражать общее мнение бизнес-класса и влиять на принимаемые законы, на социально-экономическую обстановку... Я считаю, что бизнес должен и может поддерживать старость и детство, но на все просьбы невозможно одному откликаться. Объединившись, мы могли бы разрабатывать социальные программы».

Таким образом, определились типы мотивов интеграции предпринимателей по 4 основным признакам: защитное объединение, сотрудничество, имиджевое партнерство, объединение представителей социально-ответственного бизнеса.

Задача построения экономики инновационного типа во многом связана с формированием полноценного слоя предпринимателей малого и среднего бизнеса. В то же время успешная предприни-

мательская деятельность подразумевает принятие адекватных решений, требующих известного уровня личностной зрелости.

Прежде чем исследовать комплекс взаимосвязей между типами мотивов объединения предпринимателей и уровнем их социальной зрелости, необходимо выделить структурные элементы, учитывая многомерность и противоречивость критериев феномена зрелости в обзоре научной психологической литературы.

В теоретических представлениях различных зарубежных и отечественных авторов можно выделить два основных подхода в рассмотрении личностной и социальной зрелости личности. Первый рассматривает зрелость с точки зрения описания интрапсихических условий субъективных переживаний человека, удовлетворенного жизнью и собой. В основном это западные теории личности, возникшие из психоаналитической или психотерапевтической практики (А. Адлер, К. Юнг, В. Франк, К. Роджерс и др.) [1-3].

Представители второго подхода рассматривают социальную зрелость личности с точки зрения ее социальной значимости для общества. Акцент в этом подходе делается на свойствах, процессах, условиях становления, ценностях, позволяющих человеку приобрести такую значимость. Этот взгляд является традиционным для российской психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, А. А. Реан, В. С. Мухина, В. И. Слободчиков и др.) [6-9].

Делая краткий обзор трудов отечественных ученых, можно отметить различные критерии социальной зрелости: знания и умения, которыми должен обладать человек (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев) [7]; определение его ценностной направленности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Э. Н. Гусинский, И. В. Дубровина, К. К. Платонов, В. И. Слободчиков, Н. И. Соболева, Ф. Р. Филиппов) [6]; подчеркивание осознанности, активности поведения (К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон,

В. Ф. Сафин) [6, 10]; выделение черт характера -ответственности, самостоятельности, независимости (Е. А. Долл, А. А. Реан, И. Б. Слюсарь) [9]; констатация достижения человеком определенных результатов в жизни (И. А. Баева, И. С. Кон) [10].

Учитывая многомерность и противоречивость при выделении критериев оценки социальной зрелости, необходимо обосновать выбор тех, что исследуются в данной работе. В основном мы придерживаемся индикаторов, выделенных А. А. Реа-ном. По мнению автора, в структуре социальной зрелости личности особое место принадлежит следующим составляющим: ответственность, терпимость, саморазвитие. Четвертым - интегративным компонентом, который охватывает названные и присутствует в каждом из них, является позитивное мышление, позитивный взгляд на мир [9].

Естественно, они не являются просто «четверкой» из возможного большого множества других

компонентов. Скорее, их можно отнести к фундаментальным, вокруг которых определенным образом и группируются множество других. Калифорнийский психологический опросник (СР1), применяемый нами на втором этапе исследования, имеет дополнительные шкалы зрелости. Данная методика применялась для выявления особенностей личностного развития предпринимателей как представителей выделенных четырех групп по типам мотивов объединения. Для этого испытуемые выражали свое отношение на 462 утверждения. По результатам были составлены личностные профили в виде графиков, представляющие целостное психологическое описание личности предпринимателя: ее свойств и характеристик.

Из 20 диагностических шкал, по которым определяются результаты, мы отобрали 13, определяющие: эффективность в межличностном общении (БО, СБ, БУ, БР, БЛ, Ш, ЕМ) и зрелость личности (ИЕ, БО, БС, 01, ШБ,ТО).

Основные результаты приведены в табл. по показателям усредненных личностных профилей предпринимателей, распределенных по четырем типам мотивов.

Если сравнивать пространство совпадений и различий индексов профилей, то, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что по всем шкалам зрелости личности (к которым автор методики относит ответственность, социализацию, самоконтроль, хорошее впечатление, чувство благополучия, толерантность) 1 группа предпринимателей с четко выраженной тенденцией защиты в мотивации объединения имеет наименьшие показатели. Выявленную закономерность подтверждают выводы исследований А. Р. Кудашева о положительной корреляционной зависимости между стажем управленческой деятельности и таким показателем социальной зрелости личности руководителей, как интернальность локуса контроля [9].

По следующим типам мотивов показатели возрастают соответственно во второй, третьей и четвертой группах. За исключением показателей

шкал БС - самоконтроль, 01 - хорошее впечатление, ШБ - обычность третьей и четвертой групп. Здесь значительное превышение у третьей группы, особенно по шкале 01 (63.9 в то время, как в остальных случаях - 42.8; 27.9; 47.2). Интерпретация данного профиля раскрывает, что категория предпринимателей с выраженным третьим типом мотива объединения особенно заинтересована во мнении окружающих. Эти личности не подобострастны, ценят взаимоотношения, связи и контакты с другими. Несомненно, что в какой-то степени такая личностная направленность предпринимателей объясняет их готовность вхождения в локальное бизнес-сообщество с целью формирования собственного имиджа и мнения о себе, своей фирме среди партнеров и окружающих.

По шкале БО - социализация третья группа занимает равную позицию с четвертой (55.8). Самый низкий индекс нашей матрицы у предпринимателей первого (защитного) типа мотива по шкале ИЕ-ответственность (36.5). Характеризуя их как руководителей, можно сказать, что они более импульсивны, ставят краткосрочные цели. У второй, третьей, четвертой групп соответственно эти показатели возрастают, что говорит о повышении их уровня самодисциплинированности, добросовестности, сосредоточенности на других, нацеленности на выполнение общественных норм.

В таком же порядке (повышения) проранжи-ровались показатели усредненных личностных профилей с первой по четвертую группы по шкале ТО-толерантность. Сравнительные индексы группы первого типа мотива незначительно отличаются от индексов группы второго типа (42.2 и 42.7 соответственно). Низкие показатели свойственны натурам коммуникабельным, способным налаживать с другими контакт, но исключительно в собственных интересах. Показатели этой же шкалы у четвертой группы значительно выше, чем у третьей (48.5 и 46.6 соответственно), что говорит о том, что предприниматели, имеющие четвертый тип мотива объединения, более терпимы к окружающим и дипломатичны.

Таблица

Сравнительные индексы усредненных личностных профилей по СРІ

Шкалы Типы мотивов объединения предпринимателей

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

БО активность во взаимодействии 53.3 57.1 57.4 52.5

С8 способность к статусу 48.3 49.1 51.1 48.8

8У общительность 55.2 59.1 57.6 54.3

8Р социальное присутствие 53.0 53.9 47.1 47.7

8Л самопринятие 55.1 57.0 52.5 52.3

Щ независимость 54.7 58.4 60.0 56.2

ЕМ эмпатия 48.7 48.9 51.4 51.7

КЕ ответственность 36.5 41.9 47.9 49.0

8О социализация 45.8 51.0 55.8 55.8

8С самоконтроль 39.0 44.1 53.8 46.6

ОІ хорошее впечатление 42.8 47.9 63.9 47.2

WB обычность 44.6 49.6 53.8 49.4

ТО толерантность 42.2 42.7 46.6 48.5

В таком же ранге распределились индексы шкалы Ет-эмпатия (возрастание от 48.7 до 51.7). Низкие баллы характеризуют такой тип личностей, интересы которых узки, сконцентрированы и условны. В нашем случае к ним относятся предприниматели первой группы. Возрастание баллов по данному показателю говорит о повышении уровня адаптивности и отзывчивости личности, способной быстро реагировать на социальные нюансы межличностного взаимодействия.

Если в целом сравнивать 2 группы шкал «Зрелость личности» и «Эффективность в межличностном общении», то можно обнаружить, что индексы группы предпринимателей с выраженным четвертым типом мотива объединения (проявлении социальной ответственности и самореализации) значительно уменьшаются и переходят на последнюю позицию по таким показателям, как «активность во взаимодействии» и «общительность», в то время как вторая группа по этим же самым показателям выходит на первый план. Важно отметить, что по этим шкалам показатели всех групп предпринимателей лежат в диапазоне высоких баллов. Это характеризует испытуемых как социально-ориенти-руемых индивидов, способных организовывать вокруг себя других людей [11].

Анализ данных пилотажного исследования позволяет предположить, что мотивация объединения современных предпринимателей в локальные бизнес-сообщества (союзы и общественные объединения предпринимателей) имеет комплексный характер соответственно выраженной типологии мотивации, проходит ряд стадий в своем развитии.

Выявление типов мотивов объединения предпринимателей сопровождается определенными тенденциями в их личностном развитии. Прежде всего, наблюдается тенденция к монотонному повышению таких показателей, как ответственность, социализация, самоконтроль, чувство благополучия, толерантность, эмпатия.

Выявленные индивидуально-психологические особенности и показатели социальной зрелости личности предпринимателя как субъекта одной из групп респондентов, выделенных на основе доминирующего типа мотивации объединения, указывают лишь на тенденции их взаимозависимости. Определение конкретных точек связи рассматриваемых феноменов позволит сделать корреляционный анализ данных пилотажного исследования на следующем этапе. Необходимо продолжить комплексное исследование структуры мотивации объединения современных предпринимателей и динамики их личностного развития. Учитывая неоднородность предпринимательских групп, которые будут различаться по своим психологическим особенностям в зависимости от возраста, времени прихода в бизнес, размеров собственного бизнеса и других факторов, целесообразно исследовать социально-психологические факторы мотивации объединения предпринимателей с целью углубленного анализа субъектов малого и среднего бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. М.: Смысл, 2002. -461 с.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. -860 с.

3. Rogers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Miffin. 1961. -328 p.

4. Балл Г. А. // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №4.

С. 56-65.

5. Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -494 с.

6. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Идея системности в современной психологии. М.: изд-во ИП РАН, 2005. С. 299-314.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Интер, 2001. -271 с.

8. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: изд-во МПСИ, 2006. -492 с.

9. Реан А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб: Прайм; ЕВРОЗНАК, 2006. -479 с.

10. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.

11. Швеньк Е. В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения. 2006. СПб.: изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. С. 235-237.

Поступила в редакцию 10.04.2007 г. После доработки — 30.04.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.