Научная статья на тему 'Мотивация инновационной деятельности преподавателей высшей школы'

Мотивация инновационной деятельности преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якушева Людмила Михайловна

Рассмотрены психологические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, охарактеризованы ее цели и мотивы в контексте понятий «инновация», «инновационная деятельность». На эмпирическом уровне описаны особенности мотивации профессиональной деятельности и личности преподавателя высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якушева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological problems of the higher school are considered in this article. General idea «innovation», «innovative activity* is given. Psychological fundamentals of professional higher school teachers' work are considered, the purposes and motives of professional higher school teachers' work are characterized

Текст научной работы на тему «Мотивация инновационной деятельности преподавателей высшей школы»

отражением его фоновых знаний, частью культуры поведения и общения. Также возможно использование «авторского» или «ситуативного» обращения. «Поле вежливости» в разговорной сфере занимает меньше места, чем «поле брани». Вероятно, это связано с тем, что положительное и нейтральное в русской культуре и речи отражается незначительно, а отрицательное и негативное имеет более

яркое выражение, в том числе и в речевом поведении.

Итак, процесс городского общения зависит от коммуникативных намерений говорящих и реализации речевой стратегии (кооперативной и некооперативной). Первая включает вежливую, комплиментарную коммуникацию, вторая — неучтивую, конфликтную, вульгарную, грубую, инвективную.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грайс, П. Логика и речевое общение [Текст] / П. Грайс // НЗЛ. - Вып. XVI. - М.,1985.

2. Жельвис, В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира [Текст] / В.И. Жельвис. - М.: Ладомир, 1997. - 330 с.

3. Иссерс, О.С. Коммуникативная тактика комплимента в русской разговорной речи [Текст] / О.С. Иссерс //Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. - Омск, 1977. - С. 56-76.

4. Лич, Дж. Н. Principles of Pragmatic [Text] / Дж. Н. Лич. - London, 1983.

5. Седов, К. Ф. Типы языковых личностей по способности к кооперации в речевом поведении [Текст] / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации. — Саратов, 2002. - С. 6-12.

6. Хорешко, О.Н. Жанровый аспект положительной оценки лица [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / О.Н. Хорешко. — Саратов, 2005. — 126 с.

7. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра [Текст] / Т. В. Шмелева // Жанры речи. — Саратов, 1997. — Вып. 1. — С. 88—98.

УДК 37.15.3

Л.М. Якушева

МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В современных условиях перед высшей школой стоит задача поднять уровень профессиональной подготовки студентов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и интересами государства, увеличить выпуск специалистов по новым перспективным направлениям развития науки и техники.

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное

описание инновационного процесса [5].

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

С точки зрения И.Т. Балабанова, инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный

технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1]. Рассматривая данное определение инновационной деятельности, следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации.

Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная с появления идеи и заканчивая диффузией продукта.

Более точное определение инновационной деятельности следующее: инновационная деятельность — это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [5]. Научные исследования и разработки — это один из аспектов непосредственной деятельности преподавателя высшей школы.

Огромные по своей глубине, размаху и последствиям изменения в содержании, формах и структуре высшего образования резко повысили требования к руководству вузов, профессорско-преподавательскому составу, обучению и воспитанию студентов. Преподаватель становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

Насущная потребность в разрешении противоречий высшего образования выдвинула педагогику высшей школы в число важнейших научных дисциплин. Среди проблем, которыми занята педагогика высшей школы, одна из наиболее актуальных — проблема деятельности преподавателя вуза.

В деятельности преподавателя ярко проявляется единство четко поставленных целей обучения, воспитания, способов их достижения и реальных практических действий. Повседневный творческий труд по достижению цели — основная черта деятельности преподавателя [2].

Проектируя личность студента, преподаватель должен последовательно и четко определить конкретные учебные и воспитательные цели, подбирать соответствующий учебный материал, находить и применять способы и средства, создавать условия, способствующие достижению последовательных целей.

Обобщающую характеристику современному преподавателю вуза дала 3.Ф. Есарева: «Преподаватель — это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства преподавания, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни» [4, с. 15].

Согласно точке зрения Б.И. Серсенваевой, психологическая структура деятельности преподавателя — это внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов. Структура и содержание взаимосвязаны: некоторые стороны содержания раскрывают особенности тех или иных компонентов структуры. Деятельность преподавателя своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, связям и соотношению познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, опыта, проявлениям всей личности [7].

Несмотря на многообразие психических явлений, включенных в деятельность преподавателя, имеются компоненты, которые их центрируют и выражают, — это цели и мотивы.

Цели — это представляемые результаты деятельности, они заключаются в достижении высокой успеваемости студентов, подготовке их к самостоятельному профессиональному труду, в обучении и воспитании их, формировании у них необходимых для этого знаний, навыков, умений, личных качеств. Реализация этих целей распадается на решение ряда учебных и воспитательных задач [8].

По мнению Н.В. Самоукиной, мотивы побуждают преподавателя к появлению активности и достижению целей: интерес к своей работе, понимание обязанностей, чувство ответственности за качество подготовки специалистов, желание оказать помощь студентам в овладении курсом, сформировать у них любознательность и т. д. [6]

Нами была предпринята попытка экспериментально-психологического исследования мо-тивационной сферы личности педагогов высшей школы. Исследование проводилось на базе Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.

Выборку составили две группы: в первую вошли специалисты, занимающиеся инновационной деятельностью, т. е. входящие в творческую группу преподавателей, занятых разработкой какого-либо нововведения, во вторую — специалисты, занимающиеся только педагогической деятельностью. Все респонденты имеют базовое высшее педагогическое образование, многие — научную степень кандидата наук. Возрастные рамки испытуемых: от 23 до 60 лет.

Методическим инструментарием для оценки особенностей мотивации являлись комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников. Данная методика состоит из трех анкет, изучающих понимание сотрудником самосовершенствования, мотивов, методов, используемых для самосовершенствования в профессиональной деятельности, и методики измерения мотивации достижения успехов и избегания неудач, предназначенной для того, чтобы количественно оценить, в какой степени у человека развита потребность (желание, стремление, выступающие как черта личности) добиваться успехов и избегать неудач в различных жизненных ситуациях.

Проанализировав результаты проведения комплексной методики изучения мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников, мы выявили следующее: на вопрос «Нравится ли Вам Ваша профессия?» все опрошенные преподаватели, занимающиеся инновационной деятельностью, ответили, что очень довольны свой профессией. Во второй группе мнения разделились: 53,9 % довольны и 46,1 % скорее довольны, чем нет.

Инновационная деятельность в вузе, с одной стороны, непосредственно связана с развитым интересом к предмету профессиональной деятельности, а с другой — способствует поддержанию и развитию интереса к профессии.

По результатам опроса, у преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью,

за период работы представление о профессии изменилось только в лучшую сторону (100 % опрошенных), а у большинства (54 %) преподавателей, не занимающихся инновационной деятельностью, оно не изменилось, у 23 % изменилось в худшую сторону, у 23 % — в лучшую.

Большая часть (65 %) преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, не хотели бы работать по другой специальности, 35 % затруднились при ответе на данный вопрос. 78 % преподавателей, не занимающихся инновационной деятельностью, посещала мысль о смене вида деятельности, 32 % опрошенных не хотели бы работать по другой специальности.

Инновационная деятельность не только повышает интерес к профессиональной деятельности, но и способствует положительной динамике развития представлений о педагогической деятельности в вузе, а также развитию мотивации к самосовершенствованию личности в профессиональной деятельности, повышению наукоемкости педагогической деятельности.

В повседневной трудовой деятельности в первой группе близкие цели доминируют у 69 % респондентов, а далекие — у 31 %, во второй группе — соответственно у 77 и 23 %.

Преподаватели, занимающиеся инновационной деятельностью, на вопрос «В какой степени Ваша профессиональная деятельность дает Вам возможность удовлетворить потребности?» дали следующие ответы:

• возможность проявлять творчество удовлетворена: 65 % респондентов — на 40 % и 25 % — на 90 %;

• возможность роста реализована: 33 % респондентов — на 50 %; 34 % — на 70 %; 33 % — на 90 %;

• возможность самостоятельности и независимости в труде реализована: 33 % респондентов — на 60 %; 34 % — на 70 %; 33 % — на 90 %;

• потребность в новой, интересной работе удовлетворена: 33 % респондентов — на 50 %; 34 % — на 80 %; 33 % — на 90 %;

• возможность продвижения по службе реализована: 33 % респондентов — на 50 %; 34 % — на 70 %; 33 % — на 100 %;

• потребность в заработке удовлетворена: 33 % респондентов — на 40 %; 34 % — на 50 %; 33 % — на 70 %;

• потребность в общении с коллегами удовлетворена: 33 % респондентов — на 70 %; 34 % - на 90 %; 33 % - на 100 %;

• потребность пользоваться уважением удовлетворена: 34 % респондентов — на 50 %; 66 % — на 100 %;

• считаете ли Вы свою работу нужной и важной — все респонденты ответили положительно;

• работа объективно оценивается начальством: 34 % опрошенных — на 40 %; 66 % — на 100 %;

• устраивает ли оклад и результат труда: 66 % респондентов — на 50 %; 34 % — на 90 %.

Результаты опроса показывают, что большинство преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, имеют степень удовлетворения потребностей в профессиональной деятельности выше 50 %.

Наиболее высоко удовлетворены: потребности в проявлении творчества и росте; возможность быть самостоятельным и независимым в труде; потребности в новой, интересной работе, общении с коллегами, а также потребности пользоваться уважением и быть нужным обществу (т. е. доминируют социально значимые потребности).

Преподаватели, не занимающиеся инновационной деятельностью, на вопрос: «В какой степени Ваша профессиональная деятельность дает Вам возможность удовлетворить потребности?» ответили следующим образом:

• возможность проявлять творчество удовлетворена: 25 % респондентов — на 60 %; 25 % — на 70 %; 25 % — на 80 %; 25 % — на 90 %;

• возможность роста реализована: 25 % респондентов — на 60 %; 50 % — на 70 %; 25 % — на 90 %;

• возможность самостоятельности и независимости в труде реализована: 25 % респондентов — на 30 %; 25 % — на 70 %; 25 % — на 80 %; 25 % — на 80 %;

• потребность в новой, интересной работе удовлетворена: 50 % респондентов — на 60 %; 50 % — на 80 %;

• возможность продвижения по службе реализована: 25 % респондентов — на 20 %; 50 % — на 40 %; 25 % — на 60 %;

• потребность в заработке удовлетворена: 25 % респондентов — на 10 %; 25 % — на 40 %; 25 % — на 50 %; 25 % — на 80 %;

• потребность в общении с коллегами удовлетворена: 25 % респондентов — на 40 %; 50 % — на 60 %; 25 % — на 80 %;

• потребность пользоваться уважением удовлетворена: 50 % респондентов — на 60 %; 25 % — на 70 %; 25 % — на 80 %;

• считают свою работу нужной и важной: 25 % респондентов — на 50 %; 25 % — на 70 %; 50 % — на 80 %;

• работа объективно оценивается начальством: 25 % опрошенных — на 50 %; 25 % — на 70 %; 50 % — на 80 %;

• устраивает оклад и результат труда: 25 % респондентов — на 10 %; 50 % — на 50 % и только 25 % — на 80 %.

Результаты опроса показывают, что большинство преподавателей, не занимающихся инновационной деятельностью, имеют степень удовлетворения социальных потребностей в профессиональной деятельности выше 50 %, но материальные потребности данной категории преподавателей удовлетворены менее чем на 50 %. Отсутствуют потребности, удовлетворенные на 100 %.

Наиболее высоко удовлетворены: потребности в проявлении творчества и росте, в новой, интересной работе, а также потребности пользоваться уважением и быть нужным обществу.

У большинства преподавателей данной категории незначительно удовлетворена потребность в заработке, невысока степень удовлетворения окладом и результатами труда.

Результаты исследования мотивационной сферы преподавателей высшей школы показали, что в группе преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, мотив достижения успеха доминирует у 64 %, а мотив избегания неудач — у 36 %, в группе преподавателей, не занимающихся инновационной деятельностью, эти показатели соответственно 43 и 57 %.

Большинство преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, проявляют желание добиться успеха в своей трудовой деятельности, испытывают положительные эмоциональные переживания в связи с ожидаемым успехом, для них характерны утверждение о наличии умственных и практических действий, направленных на то, чтобы добиться успеха, развитый внутренний самоконтроль.

Педагоги, не занимающихся инновационной деятельностью, в большинстве своем не стремятся к достижению успеха в трудовой деятельности, проявляют опасение, что их постигнет неудача, испытывают отрицательные эмоциональные переживания в связи с ожиданием неудачи, целенаправленно выбирают для себя либо слишком сложные, либо слишком простые задания.

Как справедливо заметил русский ученый, хирург и анатом Н.И. Пирогов: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность, только блестит» [7, с. 156].

Можно условно разделить преподавателей высшей школы по определенным качествам на четыре категории: первая характеризует редкое явление — сочетание ученого и педагога,

человека высшей квалификации; ко второй можно отнести большого ученого, но плохого преподавателя, который не умеет увлечь студенческую аудиторию и полезен только при проектировании и консультациях; в третьей категории собрана основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку; четвертая характеризует людей, случайных в высшей школе.

Исследования показывают, что участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, увеличивает его творческий потенциал.

Таким образом, рост доли преподавателей, задействованных в инновационной деятельности, во многом может определяться системой работы по коррекции мотивационной системы преподавателей высшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т Балабанов. — СПб.: Питер, 2000. — 208 с.

2. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко. — Мн.: Изд-во БГУ, 2008. — 320 с.

3. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности [Текст] / О.П. Елисеев. — Псков: Мир, 2004. — 165 с.

4. Есарева, 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З.Ф. Есарева. — СПб.: Питер, 2003. — 111 с.

5. Инновационный менеджмент [Текст]. — СПб.: Питер Ком, 2005. — 283 с.

6. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.

7. Серсенваева, Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей [Текст] / Б.И. Серсенваева. — М.: КНОРУС, 2005. — 432 с.

8. Толочек, В.А. Современная психология труда [Текст] / В.А. Толочек. — СПб.: Питер, 2005. — 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.